Журнал Фонвизина «Друг честных людей или Стародум»




 

Испытавший царскую опалу Фонвизин пытается найти новый путь к читателю и в 1788 году просит разрешение открыть журнал « Друг честных людей или Стародум». Ему сразу же отказывают, журнал так и не появится в печати. Однако рукописные материалы первого номера быстро разошлись в среде читателей.

«Периодическое сочинение, посвященное истине» – вот что стояло в подзаголовке названия журнала. Цель: показать людям истинное положение дел в государстве, не глядя на ложь со стороны власти.

Журнал принадлежал единолично Фонвизину и был прямым продолжением комедии «Недоросль», здесь фигурировали те же персонажи, между ними велась переписка. Главное лицо – Стародум.

В переписке с Софьей Стародум дает ей советы, что делать в ситуации, когда Милон бросил её ради другой (тема распада дворянской семьи).

В переписке с Простаковой Скотинин пишет о том, как перевернула его сознание смерть любимой свиньи Аксиньи. Он потерял любимое дело, теперь думает заняться нравственностью своих крепостных, но не знает, как к этому подступиться, поэтому использует розги (тема самодурства и жестокости помещиков).

В «Друге честных людей» Фонвизин предполагал напечатать свое сатирическое сочинение «Всеобщая придворная грамматика» (пародия на науку о языке – наука о поведении при дворе), которое раньше не было пропущено редакцией «Собеседника любителей российского слова». Составленная в форме вопросов и ответов, придворная грамматика определялась как наука «хитро льстить языком и пером». Людей, составляющих двор, т.е. ближайшее окружение государя, Фонвизин называет «подлыми душами» и насчитывает их шесть родов: все это бесстыдные льстецы, превозносящие «больших господ» в надежде на подачку. «Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости», залогов три – действительный, страдательный, а чаще всего отложительный. Так как у двора и в столице никто без долгу не живет, наиболее употребительным является глагол «быть должным», причем в прошедшем времени этот глагол не спрягается, потому что никто своих долгов не платит, и т.д.

В «Письме, найденном по блаженной кончине надворного советника Взяткина» содержатся выразительные характеристики прожженного приказного дельца и его высокопоставленного покровителя, за деньги способных любое дело решить в пользу виноватого.

«Наставление дяди своему племяннику» рисует портрет низкого человека, который разбогател на государственной службе, попирая собственную совесть и честь.

В особом письме Стародум рассуждает о причинах недостатка в России хороших ораторов и приходит к выводу, что виной тому «есть недостаток случаев, при коих бы дар красноречия мог показаться. Мы не имеем тех народных собраний, кои витии большую дверь к славе отворяют и где победа красноречия не пустыми хвалами, но претурою, архонциями и консульствами награждается».

Речь, стало быть, идет о необходимости в России парламента.

9. Журналы Крылова «Почта духов», «Зритель».

Крылов был довольно эпатажным человеком - распространял о себе анекдоты (например, о своём обжорстве).

Начинал как драматург (неудачно, пьесы не ставились), немного работал в журналах «Лекарство от скуки и забот» (1787) и «Утренние часы» (1787–1788), затем создал свой журнал «Почта духов» (1789).

Идея журнала: вымышленный арабский философ ведет переписку с водяными, подземными и прочими духами о несовершенстве земного мира (и совершенстве подземного). Рассуждения в форме аллегории (например, описание Петербурга в одном из писем дано в виде (якобы) описания Парижа).

Это был моножурнал (то есть всё делал сам Крылов).

Журнал выходил каждый месяц, но не был журналом в привычном смысле – не имел разделов и т.д., задумывался как цельное произведение. Злая, хлесткая, точная сатира.

С политической точки зрения Крылов был противником самодержавия и крепостничества. Находился в оппозиции к Екатерине Второй, поддерживая её сына – будущего императора Павла Первого.

Чуть позже Крылов с друзьями издает журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский меркурий».

«Зритель» - 1792 год. При участии уже многих авторов (Плавильщиков, Захаров, Хованский…). Здесь уже – обычная форма журнала (с разделами, стихами, прозой, рецензиями…). Авторы пытаются пробудить в русском народе важнейшее качество – творчество. Творчество, описывающее неблагополучную реальность.

Пример такого описания – повесть Крылова «Каиб» (действие, как всегда, перенесено на Восток). Острая сатира на крепостничество и самодержавие. Описание РЕАЛЬНОГО, а не романтизированного состояния обычного русского человека (например, пастуха).

Все журналы Крылова очень быстро закрывались (конечно, давление со стороны власти).

Уже уйдя из журналистики, Крылов стал писать басни, чем и прославился.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: