Отношение к взаимосвязи личность-общество




Старк – типичный эгоист, несмотря на супер-способности и совершаемые подвиги, в обычной жизни он ведет себя как последний хам, плюющий на чужие чувства. Манерами Старк не блещет, его идеальный внешний вид неизменно сочетается с цинизмом и весьма жесткими подколками в адрес окружающих. Возможно, именно поэтому у него мало друзей: верный и преданный полковник Вооруженных Сил Америки и милая ассистентка Пеппер, настолько влюбленная в начальника, что готова простить ему абсолютно всё – и то, что он каждый вечер приводит новую женщину, которую Пеппер приходится провожать наутро, и то, что он забывает о дне ее рождения и не замечает, как постоянно обижает ее по мелочам. Тони Старк – любимец публики, предмет обожания и восхищения в любой ипостаси – как бизнесмена, так и супергероя, на него равняются дети, его всегда обожают в любой компании, куда бы он ни пришел. И лишь редкие неудачники, затаив злобу на Старка, превращаются в злодеев.

Стоит выделить один интересный момент во всех трех фильмах.

Сценарист вводит в сюжет эпизод из прошлого, в котором пьяный Тони Старк на новогодней вечеринке в Швейцарии знакомится с двумя людьми – Хо Инсеном и Олдричем Киллианом – и обещает уделить им время. Однако общению с ними Старк предпочитает ночь с очередной красоткой, в то время, как талантливые ученые оказываются неинтересны и отвергнуты Старком. Впоследствии эта ситуация кардинально противоположно сказывается на характерах и судьбах этих персонажей: Старк встречается в плену с Хо Инсеном, который, забыв былую обиду, самоотверженно спасает Старку жизнь, попросив лишь о том, чтобы Тони использовал ее не напрасно.

Киллиан, напротив, обиду не забывает, а на протяжении десяти лет копит свою ненависть к Старку и вынашивает план мести за уязвленное самолюбие, становясь в конечном итоге суперзлодеем с комплексом завоевателя мира.

Этот случай, когда два человека, испытавшие одно и то же переживание в один день встречи со Старком, повели себя совершенно по-разному, в будущем являет любопытную идею фильма: поступок Инсена как бы нивелирует вину Старка за создание монстра – Киллиана. Вместо того чтобы показать, как главный герой раскаялся в своем поведении и понял, что его самовлюбленность привела к печальным последствиям, зрителю навязывается уверенность в том, что пренебрежительное отношение к простым людям – норма, а человек, испытавший унижение, волен поступать как хочет – смириться или бороться. Таким образом, подростки, желающие быть похожими на Железного человека, приходят к выводу, что вне зависимости от поведения и отношения к окружающим, рядом всегда будут преданные друзья, готовые умереть ради тебя, а значит – не нужно следить за своими словами и действиями и нести ответственность за их последствия.
Поступок Инсена тоже можно истолковать двояко: с одной стороны, это яркий пример великодушия и прощения, умения не копить обиды и не мстить, а оставаться в любой ситуации человеком. С другой стороны, у зрителя может сформироваться неправильное мнение о том, что, если у тебя есть кумир, ты должен слепо верить ему и быть готовым пожертвовать ради него жизнью.

Отношение к потребительскому образу жизни, гедонизму:

Старк – обычный потребитель, он живет наслаждениями и удовольствиями. Этот образ жизни усиленно смакуется сценами того, как он устраивает вечеринки в своем частном самолете, как звучит музыка в его доме, как он всегда находится в центре внимания толпы обожающих его красавиц-моделей. Причем это не заканчивается с обретением супергеройства, наоборот, благодаря поклонникам и, в частности, поклонницам, главный герой еще больше погружается в атмосферу комфорта, гламура и вечного удовольствия.

Отношение к любви:

Старк, как выражаются в фильме, «плейбой», а проще говоря – развращенный человек, который не может насытиться женщинами. Он хвалился тем, что имел секс с 12-ю моделями журнала Максим за год, а каждая из женщин в кадре, у которой было хоть несколько реплик – или была с ним в сексуальной связи, или была ему интересна по этой части. Даже когда у Старка складываются более или менее серьезные отношения с ассистенткой Пеппер Поттс, он продолжает наслаждаться вниманием других женщин и не скрывает от Пеппер, что нанял себе новую работницу только благодаря ее привлекательности.

Женские образы в фильме:

Негативно влияет данный фильм и на формирование у зрителя представлений о том, какой должна быть «девушка супергероя». Большинство женщин, которых мы видим в трилогии, похотливы, беспринципны, алчны и глупы. Они с удовольствием принимают предложения Старка провести вместе ночь практически сразу после знакомства, прекрасно понимая, что никаких серьезных отношений за этим не последует.

На их фоне положительным персонажем выглядит ассистентка Тони Старка Пеппер Поттс. Она умна, красива, не состоит в сексуальных отношениях со своим начальником, хотя и слепо влюблена в него. Вместе с тем, в ее образе мы скорее видим зло под маской добра. Пеппер никак не пытается влиять на пагубные привычки Старка, спокойно относится и к его алкоголизму, и к беспорядочным отношениям с женщинами, терпит и прощает его пренебрежительное отношение к себе.

Когда Пеппер назначают управляющей компании, она ведет себя как жесткая «бизнес-вумен», целиком и полностью погружается в работу. В фильме и речи не идет об истинном назначении женщины – создании семьи, рождении детей, каком-либо созидании.

Еще одна женщина, которую мы видим в фильме – Наташа Романова – универсальный солдат, она в совершенстве владеет техникой рукопашного боя, метко стреляет и мастерски проводит допрос. Другими словами, в ней не остается ничего от настоящей Женщины кроме привлекательного внешнего вида.
Таким образом, фильм формирует неправильное представление у молодых людей о взаимоотношениях полов: девушек эти образы учат тому, что в жизни женщины есть место всему – мужской работе, выпивке, дракам и погоням – но только не дому, семье и детям. Юноши же, видя на экране такую эффектную красотку, мало чем отличающуюся поведением от мужчины, подсознательно будут искать себе похожую спутницу жизни и не посмотрят даже в сторону скромной девушки из соседнего подъезда.

Отношение к своему здоровью, к алкоголю, табаку и другим наркотикам:

Одна из привычек Старка – это непомерная любовь к выпивке. Любому человеку, знающему о влиянии этилового спирта на организм, становится интересно, каким же образом человек, регулярно напивающийся до беспамятного состояния, может оставаться здоровым, подтянутым, обаятельным, а также осуществлять гениальные разработки в научной сфере? Не иначе как магия кино.

В этом контексте уместно вспомнить заявление настоящего учёного, лауреата Нобелевской премии по физике Льва Давидовича Ландау. В одной из своих книг он написал: «Когда меня на Новый год уговорили выпить фужер шампанского, я весь январь не мог вернуться к нормальной работе. Месяц я не мог работать вообще — голова никак не работала».

Отношение к деньгам:

Деньги – это главный инструмент Старка в жизни, как до обретения суперспособностей, так и после. Деньги и его ум – это именно то, что позволяет ему оставаться победителем в любой ситуации. Без огромных денежных вложений невозможно было бы создать ни костюм Железного человека, ни остальное оружие сил добра этой трилогии.

Отношение к техносфере (техника и технологии, научно-технический прогресс):

Во всех трёх фильмах показана «гонка вооружений» между Старком и его врагами, побеждает он в основном благодаря техническому превосходству (например, когда создает множество удалённых «Железных людей»). За тем, кто разрабатывает высокотехнологическое оружие, и победа, за ним и сила. По сути, Старк побеждает не потому, что он добр и справедлив, а потому что он круче оснащен, чем враг. Учитывая, что костюм главного героя, по сути, является его частью, можно говорить о продвижении идеологии трансгуманизма. Старк олицетворяет собой идеализированный образ научно-технического прогресса, как решения всех бед, гонки технологий без понимания их практической пользы.

Образ России:

Так как мы рассматриваем влияние данного произведения прежде всего на граждан нашей страны, нельзя обойти стороной образ России, продемонстрированный в трилогии. Злодей из второго фильма о Железном Человеке весьма интересен, ведь это наш земляк, живущий в Москве – Иван Ванко. Русский выглядит больше похожим на Снежного Человека, чем на обычных людей. Его отец, Антон Ванко, был русским физиком, бежавшим из СССР в США и работавшим вместе с отцом Старка. Но в 1967 году Ванко объявили советским шпионом и выдворили из страны. Его сын Иван Ванко, также ставший физиком, был обвинён в продаже плутония Пакистану и провел 15 лет в лагере на Урале. По истечении этого времени гении уровня Старков, отец и сын Ванко, живут вдвоем в ужасной обшарпанной квартире, смотрят американские новости про Тони Старка и грезят о мести.

Иван Ванко показан как полная противоположность Тони Старку: тогда как главный герой внешне привлекателен и выглядит всегда безупречно, вид русского вызывает скорее отвращение – груб, неотёсан, весь в татуировках, с длинными волосами, свисающими грязными паклями.

В фильме есть и положительный образ русского человека – это Наталья Романова. Бывший агент русской разведки (в «Мстителях» было рассказано, что девушку намеренно лишили плодности её бывшие руководители в России), убийца, которую Мстители ранее хотели убить, но помиловали и приняли в свою команду. К числу суперспособностей Наташи относится ее умение соблазнить любого мужчину. Данным навыком она весьма ярко пользуется в большей части фильмов.

Тем самым, зрителю показано два вида русских – хорошая русская женщина, готовая отдаться как Америке, так и любому американцу, и плохой русский мужчина – дикий и устрашающий одним своим видом.

 

Наркотики

Алкоголь присутствует в больших количествах, не вредит ни физическим, ни умственным способностям Супергероя (у зрителя формируется иллюзия безвредности употребления спиртного).

Секс

Взаимоотношения главного героя с противоположным полом основаны на инстинкте размножения. Большинство эпизодов общения с женщинами носит сексуальный подтекст. Откровенные сцены отсутствуют.

Насилие

Множество неграфических убийств, совершаемых злодеями, главный герой убивает меньше, и его поступки оправдываются благими целями.

Мораль

Нацеленный прежде всего на подростков, данный фильм взращивает типичного потребителя, ни в коем случае не героя. В трилогии поощряется невоспитанность, грубость, похоть, алкоголизм, русофобия, эгоизм и одновременно раболепие перед людьми, обладающими этими качествами и достигшими значительных материальных благ.

Трилогия «Железный Человек» учит:

· главное – любить себя, окружающие должны подстраиваться под твоё настроение и характер;

· чтобы быть успешным, нужно быть богатым и плевать на окружающих;

· деньги решают любые проблемы;

· жизнь должна проходить в бесконечных праздниках и плотских утехах;

· алкоголь безвреден для организма. После обильного количества выпитого, человек чувствует себя хорошо и контролирует свои действия.

Елизавета Кваснюк
Оксана Сорочинская

 

 

«Жизнь Пи»

«Жизнь Пи»: Путь познания или история выживания?

 

Содержание картины неоднозначно

Возрастное ограничение: 6+

Всё идёт из детства – поведение, привычки, отношения с людьми и со всем миром. Фильм «Жизнь Пи» стал для меня настоящим сокровищем, красочно описывающим становление взрослого человека. Эта кинолента образами и примерами рассказывает о том, как в нежном возрасте складываются основы мировоззрения, и как в дальнейшем оно влияет на всю жизнь. Это цельная многослойная история, захватывающая с самого начала, и дающая возможность поразмышлять над действительно важными вещами.

Действие начинается в Индии, в бывшей европейской колонии. Главный герой фильма является основным композиционным стержнем сюжета. Вокруг него крутятся события, он проецирует на мир свое восприятие. Воспитанный в семье с западным мышлением, полный свободы выбора, он растёт под влиянием набожной матери, исповедующей индуизм, и материализмом отца. Отец героя управляет роскошным зоопарком, с которого начинаются исследования героя.

Странное имя, данное герою его дядей, Писин Молитор Патель – главный герой сокращает до лаконичного «Пи», дабы избежать насмешек сверстников и утвердиться в сложном сообществе людей. В ходе сюжета имя «Пи» соотносится с математическим символом – π. Число Пи – это число золотого сечения, число выражения гармонии окружности, а потому в какой-то мере число, выражающее законы мироздания. Таким образом, герой фильма – это практически персонаж с говорящим именем, но обратим внимание на то, что это имя он выбирает себе сам.

Главный герой с интересом познаёт мифологические основы мироздания, объединяет в своём мировоззрении разные религиозные учения, не оглядываясь при этом на стереотипы. По мере взросления он получает захватывающие уроки, которые даются ему на протяжении его размеренной жизни.

Но по причине особых политических убеждений и страхов отца, который не желает оставаться в стране, где к власти приходит Индира Ганди, семья решает переехать в Канаду. Таким образом, семья добровольных эмигрантов в спешном порядке покидает Родину.

Переезд этот приводит к катастрофе, которая становится переломной в фильме. Единственный выживший в кораблекрушении, Пи остаётся наедине с океаном и уцелевшим тигром. Случившаяся трагедия держит его на волоске от отчаяния и гибели. Но, вопреки всем испытаниям, главный герой остаётся верен духу познания, и его мировоззрение становится его спасением.

В течение фильма возникают несколько связанных между собой смысловых цепочек, которые иллюстрируют происходящее в душе мальчика.

Тигр, танец и душа.

Это первая важная цепочка, на которую стоит обратить внимание. В момент, когда Пи впервые знакомится с тигром – “Ричардом Паркером”, его завораживает блеск глаз хищника, в которых, как ему кажется, он видит душу. После отец-материалист суровым уроком убеждает сына, что в глазах тигра отражается только душа и интеллект наблюдающего за тигром, то есть психологическая проекция. Но, сказав это, отец связывает душу тигра и мальчика. Ведь тот убежден, что он, возможно, видел в глазах зверя частичку своей души.

Потом ищущий мальчик волею судьбы видит танец девушек. Он заворожен тем, как с помощью ритмики и грации можно подражать миру и познавать его. И через эту же грацию любимая девушка объясняет ему повадки хищного зверя – тигра. Так Пи ощущает и познает безмолвное созерцание природы, выраженное в животном мире.

Бог, тигр и вселенная.

Вторая интересная цепочка. В “Жизни Пи” Бог – это сначала языческий вершитель, потом великий творец и художник, потом жестокий мифический насмешник, и, в конце концов, Вседержитель, поддерживающий баланс жизни и смерти, отдающий и забирающий, дарующий познание.

В момент примирения с хищником и близости голодной смерти тигр становится проводником для Пи, он помогает Пи погрузиться в яркий мистический мир, где всё связано и переплетено, где всё имеет свой порядок. В этот момент тигр становится своеобразным воплощением бога.

Бога Пи видит во всем, что его окружает, и общается с ним через природные явления, животных и прочее. Вообще столь пантеистическое (пантеизм – обожествление мироздания) отношение к миру в западном кинематографе проявляется не раз. Из известных мне лент фильм “Живые” содержит подобный посыл. Там главные герои, полностью лишенные каких-то адекватных надежд на спасение, доверяют Богу свою жизнь, и пешком, в холоде и голоде, пересекают неприступные чилийские горы – Анды. Находясь в гибельных условиях, герои постигают бесплотного Бога не проявленного, но присутствующего везде вокруг. Второй фильм, содержащий подобный посыл – “Изгой”, где взаимоотношения с Богом тоже не обусловлены религией или другой догматикой человеческой цивилизации. Оба этих фильма заслуживают отдельной рецензии.

Но лично у меня есть вопрос к автору «Жизни Пи». Как же так – почему покинувшие родину родители Пи погибли, а он достиг земли, в которой его никто не ждал, и которая ему чужая? Ко всему прочему, Пи там находит свое человеческое счастье. Разве не указал Бог на роковую ошибку, совершенную семьей Пи, пустившейся в отчаянное путешествие? Или эта жертва была принесена ради его познания, как библейская жертва Христа? Что этим хотел сказать автор? Это в конечном итоге остается непонятным, и возможно, не имеет ответа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: