Вопрос кадрового обеспечения дисциплин с религиозным содержанием затрагивает мировоззренческую позицию педагога и его личностные качества. В программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» указано, что он направлен на формирование ценностно-смысловых, мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры [31]. Какой тип мировоззрения будет формировать у учащихся учитель – вопрос первостепенной важности. Профессиональная компетентность преподавателя включает в себя ценностно-смысловые компетенции, которые являются принципиальными в решении профессиональных проблем и типичных задач. Эти компетенции связаны с ценностными ориентирами, способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Следует подчеркнуть, что мировоззрение учителя, его ценностные ориентиры в начальной школе являются определяющим фактором формирования мировоззренческой позиции учащихся.
Среди возражений против преподавания религиозных предметов чаще всего можно услышать, что религиозное образование в школе ущемляет свободу личности, ограничивает право выбирать мировоззренческую платформу, навязывает ребенку религиозные убеждения. По сути дела, это вопрос не частного, а общепедагогического характера: насколько учитель, воспитатель вообще вправе навязывать свои убеждения. Есть мнение, что учитель не должен показывать свою расположенность, свое мировоззрение, его преподавательская позиция должна быть нейтральной. Возможно, подчеркнуто обезличенная манера преподавания может быть уместна как дидактический прием, но как принцип взаимодействия и общения учителя с учащимися она неэффективна. Для того чтобы у ученика возникло желание раскрыться, свободно выражать свое мнение и делиться личными переживаниями, необходима открытая позиция81
|
педагога. Если учитель передает учебный материал, пропуская его через призму своего восприятия, личного опыта, он тем самым транслирует собственное отношение к этому материалу и формирует ценностное отношение у учащихся. Безусловно, такой подход требует педагогического такта, учета состава класса, уровня его развития, психологического настроя, стиля взаимоотношений в коллективе.
Относительно религиозного образования для детей существует распространенный стереотип: «вырастет – сам разберется». Такая позиция свидетельствует, скорее всего, не о заботе, а о снятии ответственности с себя. Известно, если у ребенка появился какой-то вопрос, то разбираться с ним он будет «здесь и сейчас». И если взрослые ему не предложат ответа, то он будет этот ответ искать сам, пользуясь доступными ему средствами. Несомненно, любое воспитание есть некоторое навязывание определенного образа действий и мировосприятия родителями, учителями, старшими друзьями. На эту проблему еще К.Д. Ушинский обращал внимание, отмечая, что невозможно развивать душу ребенка, не внося в нее никаких убеждений, «на убеждение можно действовать только убеждением». Трудность, по его мнению, заключается в содержании убеждения, которое бы не нарушало свободы. «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Воспитатель не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы» [51, с. 168 – 169].
|
Как справедливо подмечено, любой человек может дать другому только то, что у него есть, поэтому и учитель отдает ребенку только то, чем владеет сам. О.В. Розина в своей работе справедливо отмечает, что мировоззренческая позиция взрослых (учителей, родителей), их вера проявляются в делах, поступках, реакциях на происходящие события. И если взрослые сами не верят в те идеалы и ценности, которые стремятся передать ученикам, то это, безусловно, будет «прочитано», понято воспитанниками и идентифицировано ими как двуличие и фальшь [35, с. 93]. Эта та информация, которая воспринимается не на уровне сообщения фактов, (об этом можно и не говорить), а на уровне межличностного общения.
Общеизвестно, что любимым для детей становится тот предмет, который учитель преподает с любовью – это очевидная истина. «Поэтому, – замечает автор, – преподаватель в идеале должен любить то, о чем он говорит детям. Но что интересно: обычно любят то, что хорошо знают. Поверхностные знания порождают начетничество (механическое, некритическое усвоение прочитанного), а также искажение понимания сущности явления» [Там же].
Останавливаясь на требованиях к учителю религиозно ориентированных дисциплин, необходимо заметить, что любой учитель должен обладать определенными общекультурными компетенциями: быть высоконравственной и духовно богатой личностью, придерживаться этических принципов и обладать методологической культурой, соответствовать специальной профессиограмме. Под профессиограммой понимается 82
|
определенный образец, эталон, в котором представлены идеализированные параметры личности, профессиональные качества и уровень подготовки к профессиональной деятельности. Профессиограмма учителя, согласно общепринятому мнению, включает в себя свойства и характеристики личности, требования к психолого-педагогической подготовке, объем и состав специальной подготовки, содержание методической подготовки по специальности. Профессиограмма преподавателя религиозно ориентированных дисциплин содержит не только общие характеристики, типичные для педагогической профессии вообще, но и специальные, характерные только для данной категории учителей. Если обратиться к истории вопроса, то одним из первых профессиографическое описание педагога дал В.Н. Татищев. Он выделил важнейшие для своего времени качества, которыми должны обладать учителя: «приверженные истинному богословию, научены благонравным правилам, не ханжи, лицемеры и суеверцы, жен и детей имеющие, к науке способные, в своей науке довольно ученые, способные к научению других» [43, с. 130]. С позиции православной педагогики человек, претендующий на роль учителя-воспитателя, должен обладать такими нравственными качествами как истинная религиозность, исповедуемая не только умом и словом, но сердцем и жизнью, любовь к детям, любовь к своему Отечеству и народу, добросовестность в исполнении своих обязанностей, терпеливость, твердость характера, справедливость, искренняя приветливость [8, с. 18 ].
Справедливости ради следует заметить, что перечисленными нравственными качествами должен обладать каждый настоящий учитель. Исключением лишь может быть требование истинной религиозности, это, скорее всего, вопрос личного характера, а не профессионального. Однако для учителя православно ориентированных дисциплин он актуален, но небесспорно принимаем.
В настоящее время сложилось два прямо противоположных взгляда на конфессиональное самоопределение учителя предмета «Основы православной культуры». Одни считают, что такой учитель должен быть человеком верующим, воцерковленным. Другие полагают, что он может быть и неверующим, и тем более невоцерковленным. В отношении последней позиции есть сомнение: сможет ли учитель сам, не имея знаний, представлений о смыслах православной культуры адекватно о них рассказать? В рамках указанного преподаваемого предмета, в решении задач духовно-нравственного воспитания, по мнению О.В. Розиной [35], конфессиональное самоопределение учителя является фактором его профессионализма. Как правильно сказано, «мы должны сами верить в то, чему учим наших детей» (В. Вильсон). Бесспорно, что учитель не только передает религиозное содержание, но и транслирует тип религиозности, свое отношение к предмету. Если преподаватель равнодушен к религии, невосприимчив к той религиозной традиции, о которой говорит ученикам, то это может вызвать скорее отторжение от предмета и у школьников. Религиозность, как отмечает заместитель руководителя сектора катехизации Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии Игорь Дмитриевич Межов, непосредственно83
связана с нравственной позицией человека, и это понимание невозможно передать как сумму знаний [34]. Проблема конфессионального самоопределения учителя является личной, а вопрос, какое мировоззрение будет формировать у учащихся учитель, – это вопрос профессиональной ответственности. По мнению Ф.Н. Козырева, от учителя религиозных дисциплин требуется нечто гораздо большее: сочетание личной религиозной одаренности (даже определенной развитости религиозного вкуса) с открытостью и способностью критического взгляда на свои религиозные предпочтения [12]. «Религия, – пишет Ф.Н. Козырев, – чтобы стать даром для учеников, должна быть прежде даром для учителя, ощущаться и пониматься как дар» [13].
Одним из важнейших условий создания психологического климата как важного условия усвоения духовно-нравственных понятий является заинтересованность самого учителя, его готовность перейти на личностное, а не ролевое, функциональное или статусное, общение, его открытость, уважительное отношение к учащимся, эмпатийность. Для достижения педагогического эффекта учитель должен обладать харизматичностью. В переводе с греческого слово «harisma» означает «оказанная милость, дар». Харизма понимается как исключительная, вдохновенная одаренность, вызывающая у окружающих (прежде всего, у воспитанников) чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит педагог, подлинную веру, надежду, любовь [3].Мысль о силе воспитательного воздействия личности педагога прекрасно сформулировал в свое время К.Д. Ушинский: «воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания, влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [52].
Среди требований к учителю религиозных дисциплин следует отнести наличие методологической культуры. Методологическая культура – это, прежде всего, культура поведения педагога в классе. И для того, чтобы овладеть этой культурой, нужно прослушать целый ряд дисциплин, понять, что такое светскость, религиозность, научиться интерпретировать различие подходов к определению этих понятий, не говорить совершенно безапелляционно о невозможности преподавания знаний о религии в школе ввиду светского характера государства и образования. Методологическая культура педагога, по мнению, Ф.Н. Козырева, должна заключаться в том, что учителю следует понимать, что нет простых ответов на сложные религиозные вопросы. Другая составляющая методологической культуры состоит в том, чтобы не ущемлять самостоятельность, не посягать на автономию личности в вопросах преподавания вероучительных истин и религиозной культуры, поскольку знания о религии неизбежно затрагивают личную эмоциональность и духовность детей, сформировать правильное отношение к изучаемому учебному материалу. Вместе с тем учитель должен обладать и эпистемологической культурой. Эпистемологическая культура педагога религиозных дисциплин, по мнению 84
ученого, заключается в понимании того, что утверждение «Бог есть» в системе религиозного языка не является фактологическим утверждением и не может подвергаться верификации или фальсификации и наука не доказала и никогда не сможет доказать, что Бога нет. Вместе с тем, приступая к религиозному образованию, учитель должен осознавать важность воспитание религиозной терпимости как ключевой задачи новой Национальной доктрины образовании Российской Федерации. «Быть готовым воспитывать ее, подчеркивает Ф.Н. Козырев, не умаляя при этом достоинство культурного многообразия, не умаляя ценности национальной и религиозной идентичности [14]. В этом заключается методологическая культура педагога религиозно-культурологических дисциплин.
Духовно-нравственная культура взаимоотношений участников педагогического процесса, вдохновляющая одаренность в преподавательской деятельности, позитивная восприимчивость учебного материала – это то чему не обучают на курсах подготовки и переподготовки, но что формирует профессиональную компетентность учителя. Педагог в современных условиях призван не информировать ребенка и не передавать ему знания, а способствовать его духовному росту, «оттачивать его совесть, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой конкретной ситуации» (В. Франкл).