Личностные и профессионально обусловленные характеристики преподавателя православно ориентированных дисциплин




Вопрос кадрового обеспечения дисциплин с религиозным содержани­ем затрагивает мировоззренческую позицию педагога и его личностные качества. В программе комплексного учебного курса «Основы религиоз­ных культур и светской этики» указано, что он направлен на формирова­ние ценностно-смысловых, мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры [31]. Какой тип мировоззрения будет формировать у учащихся учитель – вопрос первостепенной важности. Профессиональная компетентность препо­давателя включает в себя ценностно-смысловые компетенции, которые являются принципиальными в решении профессиональных проблем и типичных задач. Эти компетенции связаны с ценностными ориентира­ми, способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентировать­ся в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать це­левые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Следует подчеркнуть, что мировоззрение учителя, его ценностные ори­ентиры в начальной школе являются определяющим фактором форми­рования мировоззренческой позиции учащихся.

Среди возражений против преподавания религиозных предметов чаще всего можно услышать, что религиозное образование в школе ущемля­ет свободу личности, ограничивает право выбирать мировоззренческую платформу, навязывает ребенку религиозные убеждения. По сути дела, это вопрос не частного, а общепедагогического характера: насколько учитель, воспитатель вообще вправе навязывать свои убеждения. Есть мнение, что учитель не должен показывать свою расположенность, свое мировоззрение, его преподавательская позиция должна быть нейтраль­ной. Возможно, подчеркнуто обезличенная манера преподавания может быть уместна как дидактический прием, но как принцип взаимодействия и общения учителя с учащимися она неэффективна. Для того чтобы у ученика возникло желание раскрыться, свободно выражать свое мне­ние и делиться личными переживаниями, необходима открытая позиция81

педагога. Если учитель передает учебный материал, пропуская его через призму своего восприятия, личного опыта, он тем самым транслирует собственное отношение к этому материалу и формирует ценностное от­ношение у учащихся. Безусловно, такой подход требует педагогического такта, учета состава класса, уровня его развития, психологического на­строя, стиля взаимоотношений в коллективе.

Относительно религиозного образования для детей существует рас­пространенный стереотип: «вырастет – сам разберется». Такая позиция свидетельствует, скорее всего, не о заботе, а о снятии ответственности с себя. Известно, если у ребенка появился какой-то вопрос, то разбирать­ся с ним он будет «здесь и сейчас». И если взрослые ему не предложат ответа, то он будет этот ответ искать сам, пользуясь доступными ему средствами. Несомненно, любое воспитание есть некоторое навязывание определенного образа действий и мировосприятия родителями, учите­лями, старшими друзьями. На эту проблему еще К.Д. Ушинский обращал внимание, отмечая, что невозможно развивать душу ребенка, не внося в нее никаких убеждений, «на убеждение можно действовать только убе­ждением». Трудность, по его мнению, заключается в содержании убежде­ния, которое бы не нарушало свободы. «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Воспитатель не может быть слепым исполни­телем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы» [51, с. 168 – 169].

Как справедливо подмечено, любой человек может дать другому толь­ко то, что у него есть, поэтому и учитель отдает ребенку только то, чем владеет сам. О.В. Розина в своей работе справедливо отмечает, что миро­воззренческая позиция взрослых (учителей, родителей), их вера прояв­ляются в делах, поступках, реакциях на происходящие события. И если взрослые сами не верят в те идеалы и ценности, которые стремятся пере­дать ученикам, то это, безусловно, будет «прочитано», понято воспитан­никами и идентифицировано ими как двуличие и фальшь [35, с. 93]. Эта та информация, которая воспринимается не на уровне сообщения фактов, (об этом можно и не говорить), а на уровне межличностного общения.

Общеизвестно, что любимым для детей становится тот предмет, кото­рый учитель преподает с любовью – это очевидная истина. «Поэтому, – за­мечает автор, – преподаватель в идеале должен любить то, о чем он го­ворит детям. Но что интересно: обычно любят то, что хорошо знают. По­верхностные знания порождают начетничество (механическое, некрити­ческое усвоение прочитанного), а также искажение понимания сущности явления» [Там же].

Останавливаясь на требованиях к учителю религиозно ориентиро­ванных дисциплин, необходимо заметить, что любой учитель должен обладать определенными общекультурными компетенциями: быть вы­соконравственной и духовно богатой личностью, придерживаться этиче­ских принципов и обладать методологической культурой, соответство­вать специальной профессиограмме. Под профессиограммой понимается 82

определенный образец, эталон, в котором представлены идеализирован­ные параметры личности, профессиональные качества и уровень под­готовки к профессиональной деятельности. Профессиограмма учителя, согласно общепринятому мнению, включает в себя свойства и характе­ристики личности, требования к психолого-педагогической подготовке, объем и состав специальной подготовки, содержание методической под­готовки по специальности. Профессиограмма преподавателя религиозно ориентированных дисциплин содержит не только общие характеристи­ки, типичные для педагогической профессии вообще, но и специальные, характерные только для данной категории учителей. Если обратиться к истории вопроса, то одним из первых профессиографическое описание педагога дал В.Н. Татищев. Он выделил важнейшие для своего времени качества, которыми должны обладать учителя: «приверженные истинно­му богословию, научены благонравным правилам, не ханжи, лицемеры и суеверцы, жен и детей имеющие, к науке способные, в своей науке до­вольно ученые, способные к научению других» [43, с. 130]. С позиции пра­вославной педагогики человек, претендующий на роль учителя-воспита­теля, должен обладать такими нравственными качествами как истинная религиозность, исповедуемая не только умом и словом, но сердцем и жиз­нью, любовь к детям, любовь к своему Отечеству и народу, добросовест­ность в исполнении своих обязанностей, терпеливость, твердость харак­тера, справедливость, искренняя приветливость [8, с. 18 ].

Справедливости ради следует заметить, что перечисленными нрав­ственными качествами должен обладать каждый настоящий учитель. Ис­ключением лишь может быть требование истинной религиозности, это, скорее всего, вопрос личного характера, а не профессионального. Однако для учителя православно ориентированных дисциплин он актуален, но небесспорно принимаем.

В настоящее время сложилось два прямо противоположных взгляда на конфессиональное самоопределение учителя предмета «Основы право­славной культуры». Одни считают, что такой учитель должен быть чело­веком верующим, воцерковленным. Другие полагают, что он может быть и неверующим, и тем более невоцерковленным. В отношении последней позиции есть сомнение: сможет ли учитель сам, не имея знаний, пред­ставлений о смыслах православной культуры адекватно о них расска­зать? В рамках указанного преподаваемого предмета, в решении задач духовно-нравственного воспитания, по мнению О.В. Розиной [35], кон­фессиональное самоопределение учителя является фактором его про­фессионализма. Как правильно сказано, «мы должны сами верить в то, чему учим наших детей» (В. Вильсон). Бесспорно, что учитель не только передает религиозное содержание, но и транслирует тип религиозности, свое отношение к предмету. Если преподаватель равнодушен к религии, невосприимчив к той религиозной традиции, о которой говорит учени­кам, то это может вызвать скорее отторжение от предмета и у школь­ников. Религиозность, как отмечает заместитель руководителя сектора катехизации Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Пе­тербургской епархии Игорь Дмитриевич Межов, непосредственно83

связана с нравственной позицией человека, и это понимание невозмож­но передать как сумму знаний [34]. Проблема конфессионального само­определения учителя является личной, а вопрос, какое мировоззрение будет формировать у учащихся учитель, – это вопрос профессиональной ответственности. По мнению Ф.Н. Козырева, от учителя религиозных дисциплин требуется нечто гораздо большее: сочетание личной религи­озной одаренности (даже определенной развитости религиозного вку­са) с открытостью и способностью критического взгляда на свои религи­озные предпочтения [12]. «Религия, – пишет Ф.Н. Козырев, – чтобы стать даром для учеников, должна быть прежде даром для учителя, ощущать­ся и пониматься как дар» [13].

Одним из важнейших условий создания психологического климата как важного условия усвоения духовно-нравственных понятий является за­интересованность самого учителя, его готовность перейти на личност­ное, а не ролевое, функциональное или статусное, общение, его откры­тость, уважительное отношение к учащимся, эмпатийность. Для дости­жения педагогического эффекта учитель должен обладать харизматич­ностью. В переводе с греческого слово «harisma» означает «оказанная милость, дар». Харизма понимается как исключительная, вдохновенная одаренность, вызывающая у окружающих (прежде всего, у воспитанни­ков) чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагоражи­вающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит педагог, подлинную веру, надежду, любовь [3].Мысль о силе воспитательного воз­действия личности педагога прекрасно сформулировал в свое время К.Д. Ушинский: «воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания, влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенци­ями, ни системой наказаний и поощрений» [52].

Среди требований к учителю религиозных дисциплин следует отнести наличие методологической культуры. Методологическая культура – это, прежде всего, культура поведения педагога в классе. И для того, чтобы овладеть этой культурой, нужно прослушать целый ряд дисциплин, по­нять, что такое светскость, религиозность, научиться интерпретировать различие подходов к определению этих понятий, не говорить совершен­но безапелляционно о невозможности преподавания знаний о религии в школе ввиду светского характера государства и образования. Методо­логическая культура педагога, по мнению, Ф.Н. Козырева, должна заклю­чаться в том, что учителю следует понимать, что нет простых ответов на сложные религиозные вопросы. Другая составляющая методологической культуры состоит в том, чтобы не ущемлять самостоятельность, не пося­гать на автономию личности в вопросах преподавания вероучительных истин и религиозной культуры, поскольку знания о религии неизбежно затрагивают личную эмоциональность и духовность детей, сформиро­вать правильное отношение к изучаемому учебному материалу. Вместе с тем учитель должен обладать и эпистемологической культурой. Эпи­стемологическая культура педагога религиозных дисциплин, по мнению 84

ученого, заключается в понимании того, что утверждение «Бог есть» в си­стеме религиозного языка не является фактологическим утверждением и не может подвергаться верификации или фальсификации и наука не до­казала и никогда не сможет доказать, что Бога нет. Вместе с тем, присту­пая к религиозному образованию, учитель должен осознавать важность воспитание религиозной терпимости как ключевой задачи новой Нацио­нальной доктрины образовании Российской Федерации. «Быть готовым воспитывать ее, подчеркивает Ф.Н. Козырев, не умаляя при этом досто­инство культурного многообразия, не умаляя ценности национальной и религиозной идентичности [14]. В этом заключается методологическая культура педагога религиозно-культурологических дисциплин.

Духовно-нравственная культура взаимоотношений участников педа­гогического процесса, вдохновляющая одаренность в преподавательской деятельности, позитивная восприимчивость учебного материала – это то чему не обучают на курсах подготовки и переподготовки, но что форми­рует профессиональную компетентность учителя. Педагог в современ­ных условиях призван не информировать ребенка и не передавать ему знания, а способствовать его духовному росту, «оттачивать его совесть, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащее­ся в каждой конкретной ситуации» (В. Франкл).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: