Профессиональные компетенции и специальная подготовка учителя религиозных дисциплин




Особого рассмотрения заслуживает проблема профессиональной под­готовки учителя религиозно ориентированных дисциплин. К.Д. Ушин­ский в своей работе «Вопросы о народных школах» называет два основ­ных критерия качественной подготовки учителей российских школ – это христианское воспитание педагога и университетский уровень его пе­дагогического образования. Для отца отечественной педагогики эти два названных критерия являются взаимосвязанными. Недоученные учите­ля, по мнению К.Д. Ушинского, становятся потенциально опасными для общества. «Нет нужды доказывать, что …учителей вредно возводить на ту среднюю ступень образования, или, лучше сказать, сообщать им то поверхностное, самонадеянное полуобразование, которое, скорее всего, ведет к сомнению в религии, а потом к безверию» [53, с. 85]. Предупре­ждение выдающегося ученого о вреде полуобразования, а именно так можно охарактеризовать краткосрочные курсы по изучению всех рели­гиозных культур народов России, – актуально. Компетентность учителя в рамках преподавания дисциплин религиозной направленности требует совокупности знаний и умений, носящих межпредметный характер, что предполагает соответствующую, прежде всего гуманитарную подготовку кадров для реализации указанных курсов и предметов. Однако требуется и специальная профессиональная подготовка преподавателя религиоз­но ориентированных дисциплин в школе. В развернувшейся дискуссии по этому вопросу есть мнение, что в качестве обязательного условия для тех учителей, которые будут рассказывать в школах четвероклассникам об основах православной культуры, необходимо предварительное обуче­ние в духовной семинарии [38]. Эта точка зрения основывается на меж­дународной практике, например Германии, где на первом этапе подго­товки изучение богословия является неотъемлемым элементом научной88

подготовки преподавателей религии в университете. На втором этапе осуществляется специальная практическая подготовка, а завершает под­готовительный период профессиональная практика [37, с. 118].

Если проанализировать и обобщить представленную дискуссию, то ключевым вопросом профессиональной подготовки преподавателя ука­занных дисциплин является вопрос о специальных профессиональных компетенциях. Постановка задач в подготовке преподавателей религи­озных дисциплин зависит от понимания целей преподавания. Как спра­ведливо заметила Т.В. Склярова, «следует различать религиозное обра­зование и воспитание педагогов и их профессиональную готовность ве­сти преподавание духовно-нравственных дисциплин детям» [40]. В кон­тексте религиозно-культурологического образования преподаватели не должны быть глашатаями веры. Их задача сопровождать своих учеников в поиске ценностно-смысловых и мировоззренческих ориентиров. В свя­зи с этим обозначим специальные компетенции, на которые указывают отечественные и зарубежные ученые (Э. Рудольф [37], О.В. Розина [35], Ф.Н. Козырев [11, 12, 13] и др.):

– способность к рефлексии собственной профессиональной и конфес­сиональной деятельности;

– способность с осторожностью обращаться с религиозным и живым настроением детей;

– способность к дидактическому раскрытию содержания основных ре­лигиозных (богословских) тем, религиозных аспектов современной куль­туры;

– способность, профессионально ориентируясь на мировоззренческую составляющую учащихся, направлять и руководить учебно-воспитатель­ным процессом;

– способность к дидактической полемике с другими конфессиональны­ми, религиозными и мировоззренческими формами жизни и мышления;

– способность профессионально, ориентируясь на учащихся, направ­лять и руководить учебными процессами религиозной направленности;

– способность к оценке развития религиозной компетентности каждо­го отдельного ученика.

Исследователи настоящего вопроса сходятся во мнении, что препода­ватели религиозно ориентированных дисциплин должны быть не только этноконфессионально корректны, но и религиоведчески, и богословски компетентны. Для достижения таких результатов актуальным является конфессиональное сопровождение, методическая помощь и эмоциональ­ная поддержка учителя со стороны религиозной организации – духовных образовательных учреждений или епархиальных отделов по религиоз­ному образованию РПЦ. Безусловно, государство отвечает за качество подготовки преподавателей религиозно ориентированных дисциплин. Однако благодаря соглашениям и договорам с образовательными ин­ститутами религиозные организации имеют возможность участвовать в реализации курсов подготовки и переподготовки учителей. При этом религиозная организация (Церковь) выступает своего рода гарантом

соответствия содержания учебного материала и мировоззренческой по­зиции педагога православной культурной традиции. Таким образом, от­ветственность за качество преподавания религиозно ориентированных дисциплин и уровень подготовленности кадров находится сегодня в об­ласти государственно-конфессиональных отношений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: