Особого рассмотрения заслуживает проблема профессиональной подготовки учителя религиозно ориентированных дисциплин. К.Д. Ушинский в своей работе «Вопросы о народных школах» называет два основных критерия качественной подготовки учителей российских школ – это христианское воспитание педагога и университетский уровень его педагогического образования. Для отца отечественной педагогики эти два названных критерия являются взаимосвязанными. Недоученные учителя, по мнению К.Д. Ушинского, становятся потенциально опасными для общества. «Нет нужды доказывать, что …учителей вредно возводить на ту среднюю ступень образования, или, лучше сказать, сообщать им то поверхностное, самонадеянное полуобразование, которое, скорее всего, ведет к сомнению в религии, а потом к безверию» [53, с. 85]. Предупреждение выдающегося ученого о вреде полуобразования, а именно так можно охарактеризовать краткосрочные курсы по изучению всех религиозных культур народов России, – актуально. Компетентность учителя в рамках преподавания дисциплин религиозной направленности требует совокупности знаний и умений, носящих межпредметный характер, что предполагает соответствующую, прежде всего гуманитарную подготовку кадров для реализации указанных курсов и предметов. Однако требуется и специальная профессиональная подготовка преподавателя религиозно ориентированных дисциплин в школе. В развернувшейся дискуссии по этому вопросу есть мнение, что в качестве обязательного условия для тех учителей, которые будут рассказывать в школах четвероклассникам об основах православной культуры, необходимо предварительное обучение в духовной семинарии [38]. Эта точка зрения основывается на международной практике, например Германии, где на первом этапе подготовки изучение богословия является неотъемлемым элементом научной88
|
подготовки преподавателей религии в университете. На втором этапе осуществляется специальная практическая подготовка, а завершает подготовительный период профессиональная практика [37, с. 118].
Если проанализировать и обобщить представленную дискуссию, то ключевым вопросом профессиональной подготовки преподавателя указанных дисциплин является вопрос о специальных профессиональных компетенциях. Постановка задач в подготовке преподавателей религиозных дисциплин зависит от понимания целей преподавания. Как справедливо заметила Т.В. Склярова, «следует различать религиозное образование и воспитание педагогов и их профессиональную готовность вести преподавание духовно-нравственных дисциплин детям» [40]. В контексте религиозно-культурологического образования преподаватели не должны быть глашатаями веры. Их задача сопровождать своих учеников в поиске ценностно-смысловых и мировоззренческих ориентиров. В связи с этим обозначим специальные компетенции, на которые указывают отечественные и зарубежные ученые (Э. Рудольф [37], О.В. Розина [35], Ф.Н. Козырев [11, 12, 13] и др.):
– способность к рефлексии собственной профессиональной и конфессиональной деятельности;
– способность с осторожностью обращаться с религиозным и живым настроением детей;
– способность к дидактическому раскрытию содержания основных религиозных (богословских) тем, религиозных аспектов современной культуры;
|
– способность, профессионально ориентируясь на мировоззренческую составляющую учащихся, направлять и руководить учебно-воспитательным процессом;
– способность к дидактической полемике с другими конфессиональными, религиозными и мировоззренческими формами жизни и мышления;
– способность профессионально, ориентируясь на учащихся, направлять и руководить учебными процессами религиозной направленности;
– способность к оценке развития религиозной компетентности каждого отдельного ученика.
Исследователи настоящего вопроса сходятся во мнении, что преподаватели религиозно ориентированных дисциплин должны быть не только этноконфессионально корректны, но и религиоведчески, и богословски компетентны. Для достижения таких результатов актуальным является конфессиональное сопровождение, методическая помощь и эмоциональная поддержка учителя со стороны религиозной организации – духовных образовательных учреждений или епархиальных отделов по религиозному образованию РПЦ. Безусловно, государство отвечает за качество подготовки преподавателей религиозно ориентированных дисциплин. Однако благодаря соглашениям и договорам с образовательными институтами религиозные организации имеют возможность участвовать в реализации курсов подготовки и переподготовки учителей. При этом религиозная организация (Церковь) выступает своего рода гарантом
соответствия содержания учебного материала и мировоззренческой позиции педагога православной культурной традиции. Таким образом, ответственность за качество преподавания религиозно ориентированных дисциплин и уровень подготовленности кадров находится сегодня в области государственно-конфессиональных отношений.