Учителя религиозных дисциплин




Трудностью современного религиозно ориентированного образо­вания в России является вопрос конфессионального самоопределения учителя. Кто должен преподавать религиозные дисциплины? Должен ли учитель сам быть верующим, опытным богословом, исповедовать ту религию, о которой будет рассказывать детям, или, напротив, быть религиозно индифферентным? Могут ли священнослужители препода­вать модуль «Основы православной культуры»? Такие вопросы возни­кают при определении преподавателя религиозно-культурологических дисциплин в школе.

Принимая во внимание направленность содержания учебных предме­тов с религиозно-культурологическим компонентом на духовно-нрав­ственное становление личности ребенка на основе определенной ми­ровоззренческой и культурной традиции, предусматривается особая процедура определения кандидатуры учителя по таким дисциплинам. В Концепции включения в новое поколение государственных стандартов среднего образования предмета «Православная культура» определены условия выбора кандидатуры учителя по учебным предметам религиоз­ной направленности. К ним относятся:

1) согласие учителя преподавать данный учебный предмет;

2) наличие у него специальной педагогической подготовки для допу­ска к работе в качестве учителя в общеобразовательном учреждении;

3) наличие рекомендации от соответствующей религиозной организа­ции, с которой государственным федеральным или региональным органом 85

управления образованием (с учетом их компетенции) заключены соглаше­ния о содержании и процедуре оформления такой рекомендации [15].

Выполнение этих условий для учителя Основ православной культуры Церковь считает обязательным в силу того, что для преподавания та­кого сложного предмета недостаточно просто прослушать ряд лекций по православной культуре. В данном вопросе позиция Русской Право­славной Церкви однозначна: учитель, преподающий ОПК должен знать и понимать православную традицию как свою собственную и иметь ре­комендацию от религиозной организации. В Разъяснениях к «Методи­ческим материалам…» подчеркивается, что Русская Православная Цер­ковь считает своей обязанностью «согласование кандидатуры каждого учителя, преподающего ОПК», поскольку за результаты его работы не­сет ответственность не только школа, но и епархия. В документе от­мечается, что вред от неправильного, некомпетентного преподавания, нанесенный детям и семьям, может полностью нивелировать позитив­ный смысл изучения Основ православной культуры в школе. Вместе с тем для всех очевидный факт, что конфессиональная принадлежность учителя не является единственным и достаточным условием для пре­подавания соответствующих дисциплин. Необходимо глубокое знание содержания преподаваемого предмета и владение профессиональными педагогическими компетенциями [32]. Поэтому, как отмечает О.В. Ро­зина, «подготовка педагогов должна представлять собой целенаправ­ленную деятельность по овладению фундаментальными знаниями и духовными основами религиозной традиции, формированию и разви­тия профессиональных компетенций и созданию условий для конфес­сионального самоопределения» [35, с. 37].

Новый профессиональный стандарт педагога оставил без внимания специальные профессиональные компетенции учителя, реализующего предметы новой образовательной области «Духовно-нравственная куль­тура народов России». Вместе с тем, накопленный международный опыт в данной области может в этом вопросе оказать определенную помощь. Преподавание религиозно ориентированных дисциплин по форме долж­но быть надконфессиональным и осуществляться с позиции культуроло­гического подхода, но по содержанию оно всегда будет мировоззренчески обусловленным. В Законе «Об образовании в РФ» закреплено право обра­зовательных организаций (в том числе государственных) и педагогов в случае реализации (преподавания) ими предметов ОРКСЭ или предметов в области теологии получать общественную аккредитацию в централизо­ванных религиозных организациях в порядке, установленном такими ре­лигиозными организациями (ч. 12 ст. 87). Поэтому на легитимной основе может осуществляться двойная аккредитация как стороны Минобрнауки или Департамента образования, так и религиозной организации. Аккре­дитация от религиозной аккредитации служит своего рода гарантом, что учитель отвечает требованиям конфессии, которую он будет представ­лять учащимся. В какой форме может проходить такая аккредитация, ещё предстоит определить.86

Следует отметить, что в ряде регионов РФ готовы рассматривать в качестве преподавателя религиозно-культурологических дисциплин в школе кандидатуру выпускника семинарии – теолога и даже священни­ка при наличии у них образования необходимого уровня в соответствии с действующим законодательством. В приведенной Концепции [15] име­ется положение, что «служители религиозного культа или работники из числа религиозного персонала Русской Православной Церкви могут рас­сматриваться в качестве учителя в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждения по учебным предметам православной направленности. Президент Российской Федерации Владимир Владими­рович Путин 8 февраля 2012 года на встрече с лидерами традиционных российских религий также озвучил свою позицию по данному вопросу: «Важно, чтобы этот предмет (прим. авт. – ОРКСЭ) в будущем не превра­тился в формальный ликбез, и поэтому преподавать подобные дисци­плины, конечно, должны хорошо подготовленные люди – это либо теоло­ги, либо священники. Священники не обязательно, но это должны быть люди, имеющие соответствующее богословское образование и отноше­ние к предмету. Их нужно готовить совместно с центрами повышения квалификации и переподготовки учителей, вузами»1.

Однако в среде российского педагогического сообщества доминирует позиция, что в школе должны работать опытные педагоги, а не предста­вители религиозных институций, т. к. главная задача в преподавании зна­ний о религии – дать детям общее представление о религиях и воспитать уважительное отношение к представителям других исповеданий, а не вво­дить в тонкости вероучения [34]. Аналогичную позицию выразил предсе­датель правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев на заседании правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Северо-Кавказского федерального округа в 2012 году, что курс «Основы религиозных культур и светской этики», который включен в обязатель­ную часть программы четвертого класса общеобразовательной школы, должны преподавать профессионалы. Он отметил, что для нашей страны крайне важно, чтобы преподаванием этого курса занимались грамотные специалисты, желательно с высшим педагогическим образованием, а не теологи. «Они (примеч. авт. т.е. теологи) могут приглашаться, – высказал свое мнение Д.А. Медведев, – это абсолютно нормально, но это все-таки светский, а не теологический курс»2.Следует заметить, что ещё в конце 19 века поднимался вопрос о непосредственной привязке качества пре­подавания религиозных предметов к богословской подготовке. И тогда Л.Н. Модзалевский писал, что «ученый теолог может быть очень плохим педагогом, и на воспитание он может иметь не больше прав, чем... врач или юрист» [22, с. 182].

1Из выступления В.В. Путина на встрече со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и руководителями традиционных религиозных общин России URL: ru/na-vstreche-kandidata-v-prezidenty-rossii-v-v-putina-so-svyatejshim-patriarxom-moskovskim-i-vseya-rusi-kirillom-i-rukovoditelyami-tradicionnyx-religioznyx-obshhin-rossii-podnimalis-voprosy-obrazovaniy/(дата обращения 1.08.2016)

2 Основы религиозных культур должны преподавать профессионалы URL: ИА REGNUMhttps://regnum.ru/news/polit/1577082.html (дата обращения 06.06.2015)87

Таким образом, проблема педагогических кадров религиозно ориен­тированных дисциплин является насущной, и заключается она в сле­дующем: с одной стороны, есть учителя, получившие соответствующее профессиональное образование, но не имеющие знаний и опыта работы с религиозным материалом, с теорией и методикой преподавания рели­гиозно ориентированных дисциплин с учетом специфики светского ха­рактера образования; с другой стороны, есть выпускники православных духовных семинарий и академий, овладевшие всем корпусом богослов­ских наук, но не знакомые с педагогикой [46, с. 19]. К этому противоре­чию надо добавить неготовность широкой общественности к принятию в качестве учителя представителя религиозной организации, несмотря на имеющуюся международную практику. (Например, в Польше священ­ник одновременно является и школьным учителем религии, а Польская Православная Церковь осуществляет конфессиональное сопровождение преподавания религии в школе через методистов-советников и епархи­альных инспекторов по вопросам религиозного образования).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: