Трудностью современного религиозно ориентированного образования в России является вопрос конфессионального самоопределения учителя. Кто должен преподавать религиозные дисциплины? Должен ли учитель сам быть верующим, опытным богословом, исповедовать ту религию, о которой будет рассказывать детям, или, напротив, быть религиозно индифферентным? Могут ли священнослужители преподавать модуль «Основы православной культуры»? Такие вопросы возникают при определении преподавателя религиозно-культурологических дисциплин в школе.
Принимая во внимание направленность содержания учебных предметов с религиозно-культурологическим компонентом на духовно-нравственное становление личности ребенка на основе определенной мировоззренческой и культурной традиции, предусматривается особая процедура определения кандидатуры учителя по таким дисциплинам. В Концепции включения в новое поколение государственных стандартов среднего образования предмета «Православная культура» определены условия выбора кандидатуры учителя по учебным предметам религиозной направленности. К ним относятся:
1) согласие учителя преподавать данный учебный предмет;
2) наличие у него специальной педагогической подготовки для допуска к работе в качестве учителя в общеобразовательном учреждении;
3) наличие рекомендации от соответствующей религиозной организации, с которой государственным федеральным или региональным органом 85
управления образованием (с учетом их компетенции) заключены соглашения о содержании и процедуре оформления такой рекомендации [15].
Выполнение этих условий для учителя Основ православной культуры Церковь считает обязательным в силу того, что для преподавания такого сложного предмета недостаточно просто прослушать ряд лекций по православной культуре. В данном вопросе позиция Русской Православной Церкви однозначна: учитель, преподающий ОПК должен знать и понимать православную традицию как свою собственную и иметь рекомендацию от религиозной организации. В Разъяснениях к «Методическим материалам…» подчеркивается, что Русская Православная Церковь считает своей обязанностью «согласование кандидатуры каждого учителя, преподающего ОПК», поскольку за результаты его работы несет ответственность не только школа, но и епархия. В документе отмечается, что вред от неправильного, некомпетентного преподавания, нанесенный детям и семьям, может полностью нивелировать позитивный смысл изучения Основ православной культуры в школе. Вместе с тем для всех очевидный факт, что конфессиональная принадлежность учителя не является единственным и достаточным условием для преподавания соответствующих дисциплин. Необходимо глубокое знание содержания преподаваемого предмета и владение профессиональными педагогическими компетенциями [32]. Поэтому, как отмечает О.В. Розина, «подготовка педагогов должна представлять собой целенаправленную деятельность по овладению фундаментальными знаниями и духовными основами религиозной традиции, формированию и развития профессиональных компетенций и созданию условий для конфессионального самоопределения» [35, с. 37].
|
Новый профессиональный стандарт педагога оставил без внимания специальные профессиональные компетенции учителя, реализующего предметы новой образовательной области «Духовно-нравственная культура народов России». Вместе с тем, накопленный международный опыт в данной области может в этом вопросе оказать определенную помощь. Преподавание религиозно ориентированных дисциплин по форме должно быть надконфессиональным и осуществляться с позиции культурологического подхода, но по содержанию оно всегда будет мировоззренчески обусловленным. В Законе «Об образовании в РФ» закреплено право образовательных организаций (в том числе государственных) и педагогов в случае реализации (преподавания) ими предметов ОРКСЭ или предметов в области теологии получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях в порядке, установленном такими религиозными организациями (ч. 12 ст. 87). Поэтому на легитимной основе может осуществляться двойная аккредитация как стороны Минобрнауки или Департамента образования, так и религиозной организации. Аккредитация от религиозной аккредитации служит своего рода гарантом, что учитель отвечает требованиям конфессии, которую он будет представлять учащимся. В какой форме может проходить такая аккредитация, ещё предстоит определить.86
|
Следует отметить, что в ряде регионов РФ готовы рассматривать в качестве преподавателя религиозно-культурологических дисциплин в школе кандидатуру выпускника семинарии – теолога и даже священника при наличии у них образования необходимого уровня в соответствии с действующим законодательством. В приведенной Концепции [15] имеется положение, что «служители религиозного культа или работники из числа религиозного персонала Русской Православной Церкви могут рассматриваться в качестве учителя в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждения по учебным предметам православной направленности. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин 8 февраля 2012 года на встрече с лидерами традиционных российских религий также озвучил свою позицию по данному вопросу: «Важно, чтобы этот предмет (прим. авт. – ОРКСЭ) в будущем не превратился в формальный ликбез, и поэтому преподавать подобные дисциплины, конечно, должны хорошо подготовленные люди – это либо теологи, либо священники. Священники не обязательно, но это должны быть люди, имеющие соответствующее богословское образование и отношение к предмету. Их нужно готовить совместно с центрами повышения квалификации и переподготовки учителей, вузами»1.
|
Однако в среде российского педагогического сообщества доминирует позиция, что в школе должны работать опытные педагоги, а не представители религиозных институций, т. к. главная задача в преподавании знаний о религии – дать детям общее представление о религиях и воспитать уважительное отношение к представителям других исповеданий, а не вводить в тонкости вероучения [34]. Аналогичную позицию выразил председатель правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев на заседании правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Северо-Кавказского федерального округа в 2012 году, что курс «Основы религиозных культур и светской этики», который включен в обязательную часть программы четвертого класса общеобразовательной школы, должны преподавать профессионалы. Он отметил, что для нашей страны крайне важно, чтобы преподаванием этого курса занимались грамотные специалисты, желательно с высшим педагогическим образованием, а не теологи. «Они (примеч. авт. т.е. теологи) могут приглашаться, – высказал свое мнение Д.А. Медведев, – это абсолютно нормально, но это все-таки светский, а не теологический курс»2.Следует заметить, что ещё в конце 19 века поднимался вопрос о непосредственной привязке качества преподавания религиозных предметов к богословской подготовке. И тогда Л.Н. Модзалевский писал, что «ученый теолог может быть очень плохим педагогом, и на воспитание он может иметь не больше прав, чем... врач или юрист» [22, с. 182].
1Из выступления В.В. Путина на встрече со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и руководителями традиционных религиозных общин России URL: ru/na-vstreche-kandidata-v-prezidenty-rossii-v-v-putina-so-svyatejshim-patriarxom-moskovskim-i-vseya-rusi-kirillom-i-rukovoditelyami-tradicionnyx-religioznyx-obshhin-rossii-podnimalis-voprosy-obrazovaniy/(дата обращения 1.08.2016)
2 Основы религиозных культур должны преподавать профессионалы URL: ИА REGNUMhttps://regnum.ru/news/polit/1577082.html (дата обращения 06.06.2015)87
Таким образом, проблема педагогических кадров религиозно ориентированных дисциплин является насущной, и заключается она в следующем: с одной стороны, есть учителя, получившие соответствующее профессиональное образование, но не имеющие знаний и опыта работы с религиозным материалом, с теорией и методикой преподавания религиозно ориентированных дисциплин с учетом специфики светского характера образования; с другой стороны, есть выпускники православных духовных семинарий и академий, овладевшие всем корпусом богословских наук, но не знакомые с педагогикой [46, с. 19]. К этому противоречию надо добавить неготовность широкой общественности к принятию в качестве учителя представителя религиозной организации, несмотря на имеющуюся международную практику. (Например, в Польше священник одновременно является и школьным учителем религии, а Польская Православная Церковь осуществляет конфессиональное сопровождение преподавания религии в школе через методистов-советников и епархиальных инспекторов по вопросам религиозного образования).