Невербальные проявления эго-состояний Ребенка и его речевые клише (по Р. Шмидт)




Категории признаков cпонтанное поведение Приспосабливающееся поведение Бунтарское поведение
1. Общее поведение Не заботясь о реакции окружающих людей, игривое, любознательное, спонтанное, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, воодушевленное, вялое, раскрепощенное, открытое, веселое, естественное, бесстыдное, забавное, дразнящее, нетерпеливое, эгоистичное, полное энергии, мечтательное, творческое Ощущение стыда, чувство вины, осторожное, боязливое, сдержанное, опасливое, думающее о последствиях, требующее одобрения, впадающее в отчаяние, беспомощное, обиженное, покорное, скромное, неуверенное, сдержанное, подавленное, предъявляющее повышенные требования к себе, жалующееся, придерживающееся хороших норм общения, следующее правилам и договоренности Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, заводит других, строптивое, грубое, противоречащее другим, гневное, неприязненное, непослушное, агрессивное
2. Речевые конструкции «Я хочу», «Мне хотелось бы», «Я бы очень хотел», «Прекрасно!», «Велико­лепно!», «Высший класс! Шикарно!», «Мне без разницы», «Так тебе и надо!» «Я не верю в свои силы», «Я не смогу это сделать», «Я боюсь», «Я хотел бы», «Я попробую», «Если ты так думаешь...», «Это моя вина», «Я правильно сделал?», «Я хотел только...», «Почему всегда я?», «Что же мне делать?» Услышанные от других и модные слова: «Нужно», «Я должен» «Я этого не хочу!», «Оставьте меня в покое!», «Проклятье!»
3. Интонация, манера говорить Преимущественно громко, быстро и го­рячо, захлебываясь, печально Тихо, нерешительно, прерывающимся голосом, плаксиво, подавленно, сокрушенно, подобостра­стно, нудно, жалу­ясь, привередливо, покорно, бравируя Гневно, громко, уп­рямо, угрюмо
4. Выражение лица Воодушевление, возбуждение, ошеломление, открытый рот, блеск в гла­зах, хитрость, лукавство, любопытство, печаль, слезы Глаза опущены вниз, выражение согла­сия, губы, подбородок дрожат, глаза на мокром месте, нерв­ное, потерянное, тактичное, с огляд­кой на других, оне­мелое Жесткое, упрямое, отсутствующее
5. Жесты и положение тела Напряженный или расслабленней кор­пус, рассеянность, свободный, усталый взволнованный Поднимает руку, если хочет что-то сказать, опушенные, вниз плечи, склоненная голова, поза слу­ги, стоит навытяжку, пожимает плечами, кусает губы, на­пряжен, дружелюбен, мил Напряженность, уг­рожающая поза, уп­рямство, опущенная голова

Для эффективного общения важно не только уметь распознавать эго-состояние собеседника, но и научиться самому вовремя «включать» нужное эго-состояние. Для этого надо помнить следующее: если хочешь «войти» в какое-то эго-состояние, говори на его языке и используй его паттерны поведения.

Поскольку мы говорим не только о житейском, но и в большей степени о профессиональном общении, а в нашем случае – общении психолога с клиентом, мы будем обращать внимание на то, как активизи­ровать в подходящий момент своего Взрослого.

В своей профессиональной практике психологи сталкиваются с тремя основными группами коммуникационных ситуаций.

Первая ситуация — оказание психологической поддержки и помощи. Мы будем исходить из того, что в большинстве случаев такая помощь оказывается Взрослым психолога, приглашающим клиента занять Взрослую позицию.

Вторая ситуация — оказание психологического влияния на человека путем сообщения ему обратной связи (то есть информации о том, как мы его воспринимаем).

Третья ситуация — принятие обратной связи от партнера по об­щению. Приглашая партнера занять Взрослую позицию, психолог нередко вступает с ним в пересекающиеся трансакции, вызывая тем самым его гнев и раздражение. Иногда клиенты с помощью лести и комплиментов пытаются манипулировать психологом.

Подводя предварительные итоги, дадим некоторые практические советы:

1. Не бывает хороших или плохих форм трансактов. Каждый из них имеет свои позитивные и негативные аспекты.

2. Речь идет о том, чтобы вы могли в критических ситуациях действовать или реагировать более гибко.

3. Вы можете что-то делать, даже если это неудобно. Но у вас нет никаких шансов заставить другого вести себя так, как вам нравится.

4. Если вы измените свое поведение, то изменится и реакция вашего партнера. Возможно, что не с первой попытки. Следует и дальше действовать, изменив собственное поведение, как правило, из другого эго-состояния.

5. Старайтесь избегать скрытых трансактов, которые сопровождаются критикой или недовольством. Критические замечания высказывайте прямо и откровенно, но в любом случае в подобающей форме. Это позволит установить открытые отношения.

6. Используйте скрытые трансакты, при которых на скрытом уровне присутствует отношение «вы мне симпатичны», «мне нравится говорить или работать с вами» и т.д. Это конструктивно.

7. Во многих случаях имеют смысл параллельные трансакты. Полезными бывают и перекрестные трансакты, если они используются сознательно и в соответствии с обстоятельствами, т.е. конструктивно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: