Трансактный подход к построению новых форм общения.




Обращенность к партнеру.

Обращенность к партнеру может быть и позитивной и негативной. Позитивная обращенность вызывает чувство удовлетворенности и заполняет три основные потребности человеческой жизни: признание, чувство самооценки, уверенность.

Каждый человек старается в процессе работы выполнить поставленные перед ним задачи для самоудовлетворения и удовлетворения окружающих его людей. Однако многие руководители считают позитивную обращенность в форме похвалы или признательности излишней. Причины избегать позитивной обращенности бывают разные. Одни боятся, что, признав достижения коллег, они созда­дут в их лице соперников. Или полагают, что похвала приведет к тому, что прекрасно работающие до этого сотрудники станут трудиться с ленцой. Преуменьшить значимость своих подчиненных — это негативная обращенность, кото­рая сигнализирует: «У тебя не все в порядке». Если человек постоянно получает негативные «послания», ему будет трудно развить таланты и способности, которыми он наделен.

В трансактном анализе мы различаем четыре различных вида обращенности.

1. Позитивная необусловленная обращенность.

Например: «Вы мне нравитесь, я нахожу вас симпатичным, я рад вас видеть». Не потому, что вы что-то особенно хорошо умеете делать, а просто потому, что вы — это вы.

2. Позитивная обусловленная обращенность.

Например: «Я рад, что вы так основательно и правильно выполнили эту работу». Здесь признательность зависит от какого-то условия, в данном случае — от хорошо выполненной работы. На этом примере вы видите, насколько важна такая форма обращенности в процессе учебы.

3. Негативная обусловленная обращенность.

Например: «Мне очень не нравится, что вы допустили на этой странице столько опечаток». Здесь негативная обращенность относится к определенному действию, а не к личности.

4. Негативная необусловленная обращенность. 'Например: «Вы ничего не смыслите в этом!» В данном случае личность в целом оценивается крайне низко, причем не приводятся причины этого. Такую форму обращенности следует в любых случаях избегать.

Обращенность можно считать позитивной в том случае, если мы действительно уделяем внимание другому человеку, а не просто видим его оптически, внутренне же оставаясь погруженным в собственные мысли.

Внимание, внимательность и тем самым обращенность выражаются, прежде всего, в том, как мы воспринимаем человека. Добрая улыбка, рукопожатие и т.д. невербально подсказывают ему: «Вы мне симпатичны». Если позже мы выразим это в словах, например, «Я вас ценю», «Вы мне симпатичны», «Я рад тому, что работаю вместе с вами» и др., то очень скоро сможем увидеть позитивные перемены. При условии, конечно, если будем говорить это искренне. Если же мы рассматриваем позитивную обращенность как нечто обязательное, если подобные высказывания даются нам с трудом, тогда лучше этого не делать. Ведь человек очень быстро почувствует, что наши слова идут не от сердца, и будет относиться к нам с недоверием.

Итак, обращенность в большой мере зависит от отношения к себе и другим. Решающее значение при этом имеет основ­ная позиция. В трансактном анализе можно различить четыре основные позиции.

1. У меня не все в порядке — у тебя все в порядке (Я не ОК – Ты ОК). Это скорее депрессивная основная позиция. Люди, кото­рые ее придерживаются, считают себя ни на что не способными, обделенными судьбой, действуют сверхосторожно. В психологических играх в большинстве случаев выбирают роль жертвы.

2. У меня все отлично — у тебя не все в порядке (Я - ОК, Ты - не ОК). Основная позиция — высокомерие. Люди, которые сто­ят на ней, ищут ошибки, сделанные другими, но не свои. Они с самого начала знают, где следует искать виновных. В психологических играх они отдают предпочтение роли преследователя.

3. У меня дела идут плохо — у тебя тоже не все в порядке (Я – не ОК, Ты – не ОК).

Это — позиция отчаяния. Люди, придерживающиеся такой установки, нуждаются в поддержке близких, друзей, а может быть, и в помощи психотерапевта.

4. У меня все в порядке — у тебя все в порядке (Я – ОК, Ты – ОК). В трансактном анализе это именно та позиция, к которой следует стремиться. Такой позиции легко придерживаться, обращаясь с людьми, в которых мы не видим ничего, что бы омрачало наше настроение. Труднее сохранить эту позицию, если есть «помехи». Основная позиция означает, что даже если я откровенно «критикую деловые недостатки другого человека как такового, я его не затрагиваю, не умаляю его значение, не наношу ему вреда. Если вы займете именно эту позицию, ваши коммуникации будут успешны.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

1. Ваше отношение определяет ваше поведение и его воздействие на других.

2. Стремитесь занять основную позицию: «У меня все в порядке — у тебя все в порядке».

3. Фиксируйте: что должно быть и что есть на самом деле (негативное и позитивное). Таким образом, вы получите возможность более реалистично оценивать самого себя.

4. Фиксируйте то же относительно другого человека, поведение которого вам мешает и которого вы воспринимае­те как человека, у которого не все в порядке. Таким образом, вы сможете увидеть не только его негативные стороны, но вам будет легче занять позицию: «У меня все в порядке — у тебя все в порядке».

Говоря об особенностях общения, нельзя обойти такое понятие как фидбек. Фидбек – это обратная информация, ответ. Фидбек важен для каждого, чтобы обрести уверенность в себе и своей работе. Так, например, новые сотрудники фирмы, по крайней мере, раз в месяц должны получать обратную информацию от своего шефа. Те, кто уже давно работают на предприятии, один-два раза в год должны подробно беседовать с руководителем предприятия и получать от него оценку своей деятельности. Фидбек может стать неотъемлемой частью повестки дня на всех совещаниях фирмы, что, в свою очередь, будет способствовать ее развитию.

Познакомимся с правилами фидбек:

1. Старайтесь осмысливать поведение людей в различ­ных ситуациях и вашу эмоциональную реакцию на это.

2. При общении начинайте с позитивных моментов — это побудит других слушать вас более внимательно.

3. Затем сформулируйте, что на вас произвело негативное впечатление, что вы ощущали как препятствие для дальнейших коммуникаций, как лично вы смотрите на эти вопросы.

4. Тот, кто получает обратную информацию (фидбек), старается заинтересованно вас слушать, хотя и может прийти к выводу, что каждый по-своему прав.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: