Беседа: «Жизнь – это труд»
(в рамках месячника по предупреждению правонарушений и безнадзорности)
Цели: доказать исключительную значимость труда в жизни человека; способствовать профессиональной ориентации подростков.
Задачи:
- расширить знания подростков о значении труда в жизни человека, о профессиях;
- воспитывать ценностное отношение к жизни, ответственность, трудолюбие;
- формировать позитивное отношение к труду, уважение к людям труда;
- развивать творческую инициативу, стремление к саморазвитию и самовоспитанию.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, сказка «Орел и пустыня», карточки для игры «Атрибуты профессий», рассказ К. Д. Ушинского «Два плуга».
Ход занятия.
(Слайд 1)
(Слайд 2)
Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всём её протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем». Эти слова принадлежат русскому учёному, академику Д. С. Лихачёву.
Но что есть жизнь? Определений много. И среди множества определений сегодня хочется выделить одно.
(Слайд 3)
Жизнь есть труд.
- Она требует серьёзного отношения к себе, и всякое легкомыслие терпимо ею только до времени, но время принесёт с собой жестокое наказание тем, которые относились к жизни невнимательно или легко, холодно или недостаточно активно… Она поставит в счёт каждый ваш ложный и неосмотрительный шаг». Именно такое определение жизни дал писатель А. М. Горький.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться».
(Слайд 4)
- Что труд даёт человеку?
(Слайд5)
Труд – средство достижения жизненных целей.
«Можно по-разному определить цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание». – Так утверждал Д.С. Лихачёв в письме «В чём смысл жизни»
Цели бывают разные. Лев Николаевич Толстой своим близким людям давал такой совет: «Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, жертвуя низшие цели высшим».
Цели сами по себе не осуществляются.
- А что для этого нужно?
Чтобы ответить на данный вопрос, давайте послушаем сказку.
Орёл и пустыня.
В угрюмой бескрайней пустыне жил одинокий орёл. Кругом лежали мёртвые сыпучие пески - ни кустика, ни ручейка. Однажды взлетел орёл высоко-высоко, окинул взором четыре стороны света и увидел: на востоке плещется синее безбрежное море, на юге ласкает взор изумрудная зелень лугов, на западе расцветают сады. И подумал орёл:
- Как беден и угрюм мой край! Я хотел бы, чтобы и здесь текли полноводные реки и весело шелестели сады.
И реши орёл преобразовать свой край, наносить воды, удобрить землю, посадить цветущие деревья.
Много дней работал орёл, а по вечерам в своём песчаном гнезде подолгу не мог заснуть: он думал о своей дневной работе. Он потратил уже много сил, но конца не было видно: пустыня всё также оставалась сухой и угрюмой. В такие минуты отчаяния орёл говорил себе:
- Да, трудное дело я затеял! Работаешь, а конца трудам и не видно! Но моё решение твёрдо: я перенесу в пустыню морские воды, зелень лесов, западную зарю и южную весну. Может быть, надо мной будут смеяться, но я добьюсь своего, и когда-нибудь в моей родной пустыне будут журчать ручьи и шуметь леса.
И каждое новое утро опять заставало орла за работой.
- Какую цель поставил орёл?
- Что, по-вашему, нужно орлу для достижения своей цели?
(Примерные ответы детей: план действий, силу воли, желание много трудиться…)
-Для достижения цели, как видите, нужно немало, и одно из средств достижения поставленной цели – это труд.
- Можно ли назвать цель орла высокой? Почему?
(Примерные ответы детей: да цель орла можно назвать высокой, так как он думал не только о себе…)
Учитель.
Каждый человек должен иметь высокие цели и много трудиться для их достижения. Академик Д. С. Лихачёв считал, что «надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.
Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.
Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже…. Уметь извиняться, признавать перед другим ошибку – лучше, чем юлить и врать»
(Слайд 6)
Труд – источник радости и удовольствия.
- Кто-то из вас, усомнившись, может сказать – ну разве может быть радостью труд? Да, может. Но это касается не всех людей. Познать и испытывать радость труда могут только люди трудолюбивые, выработавшие в себе привычку трудиться с детства.
Привычку трудиться, как и любую другую, выработать не так просто. Для этого нужно проявить силу воли, твёрдость характера. Многие из вас часто бросают начатое дело, столкнувшись с теми или иными трудностями, обвиняя себя в бездарности и убеждая – зачем стараться, всё равно ничего не получится. Это глубочайшее заблуждение. Как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Уместно вспомнить пословицу: терпенье и труд всё перетрут.
Сегодня ваш главный труд – это учение. Давайте вновь обратимся к творчеству Д.С.Лихачёва
«Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы.
… Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда
Обсуждение высказывания с детьми)
(Слайд 7)