1. Одна из самых частых общих черт тех, кто критически относится к Эллен Уайт, это представление о том, что пророческое или особое откровение не может подразумевать возрастания в понимании со стороны вестника.
а. В 1866 г. Снук и Бринкерхофф оба заняли позицию, что поскольку она верила в «закрытую дверь» после получения своего первого видения, то она, таким образом, не может быть истинным пророком[32].
б. На следующий год Уильям Шелдон, первый публиковавшийся критик Эллен Уайт из несубботствующих адвентистов, также утверждал подобное, что она не может быть истинным пророком, поскольку она не верила в соблюдение субботы, пока не прошло более полутора лет после ее первого видения, а затем, в последующие годы, считала соблюдение первого дня недели «начертанием зверя»[33].
в. Все они, и Снук, и Бринкерхофф, и Шелдон (и другие критики в последующие десятилетия) не понимали/не понимают, что хотя Бог всегда заботится о том, чтобы то откровение, которое Он хочет донести, было понято и/или передано Его вестником, но Он не требует от них лично безошибочного понимания перспективы в других сферах или даже полного понимания в рамках той сферы, которая касается переданной вести.
2. Можем ли мы дать пророческому вестнику время, чтобы возрастать в понимании? Должны ли мы ожидать, что Бог сразу исправит или удалит всякое ошибочное понимание или неверное представление, которое, может быть, есть у пророка? Конечно же, пророки и апостолы в Библии не имели совершенного понимания и порою даже неправильно понимали какие-либо аспекты того, что им было показано.
а. Даниил является хорошим примером того, как пророк нуждается в дополнительной помощи для того, чтобы неправильное понимание видения могло быть скорректировано. Даниила 8:14 представляет период 2300 дней/лет. Когда Даниил получил видение, то «изнемог, и болел несколько дней»[34]. Ангел сказал ему, что это видение относится к «отдаленным временам» и к «концу времени». Из Даниила 9 мы понимаем, что Даниил истолковывал видение так, как будто оно относилось к возвращению иудеев из плена. Это очень огорчало его. Между Даниила 8 и Даниила 9 прошло тринадцать лет. В 538/537 г. царем был Дарий. Даниил изучил пророчество Иеремии 25:10-14, что плен иудейского народа продлится 70 лет. Но когда он размышлял над 2300 днями/годами, то задавался вопросом, а не мог ли Бог изменить Свои планы и решить продлить плен иудеев на тысячелетия. В молитве Даниила, записанной в Даниила 9, он умоляет Бога не откладывать исполения Своего обетования. Ангел Гавриил посылается к нему, чтобы ответить на его молитву и пояснить предыдущее видение. Он начинает с таких слов: «семьдесят седьмин определены для народа твоего»[35]. Значение корня еврейского слова «определены» - «отрезаны»[36]. 70 седьмин годов или 490 лет отрезаны от 2300 лет и ангел пояснил, что плен закончится в начале периода, а не в конце. Важный момент, над которым стоит задуматься, заключается в том, что Даниил неверно толковал или неправильно понимал часть своего видения из Даниила 8 на протяжении 13 лет.
|
б. Другим примером будет опыт апостолов после Пятидесятницы. Апостолы держались неверных представлений о плане Божьем в отношении обращения не-иудеев. Петру даже понадобилось особое видение, записанное в Деяниях 10, чтобы он пошел вкусить пищи с язычниками и проповедовать язычникам[37]. Но даже после его опыта другие присутствовавшие на соборе в Иерусалиме не спешили принять обращение язычников в христианство, если только они не обратятся также и в иудаизм. Для того, чтобы исправить это неверное понимание потребовалось время и новые обстоятельства наряду с неоднократным особым откровением от Бога. Неверные представления и растущее понимание апостолов не сводили на нет особые откровения, которые они получили до этого. Богодухновенное откровение всегда было достоверным и истинным.
|
Можем ли мы требовать от вестников, чтобы они тут же, не сходя с места, постигали смысл своих видений во всей его полноте? Ожидает ли Бог от рабов Своих, что их воззрения будут во всем точны и непогрешимы? Апостолы имели неверные представления о том, кто может обрести спасение, даже после Пятидесятницы. Эллен Уайт писала о своих видениях:
«Зачастую мне не удается сразу распознать смысл показанных мне образов. Однако со временем они проясняются благодаря повторным видениям, в которых мне снова и снова показывается то, что я не восприняла сразу, причем так, что смысл этих образов становится ясным и очевидным»[38].
«Вот уже 60 лет я пребываю в общении с небесными вестниками, и мне постоянно открывается что-то новое касательно Неба и Бога»[39].
Заключение
При том что видения Эллен Уайт последовательно подтверждали непреходящую важность пророческой вести октября 1844 г., они отнюдь не давали оснований утверждать, что время благодати уже завершилось. Ведь Иисус продолжал исполнять Свое первосвященническое служение. Она никогда не говорила, что спасение уже недоступно каждому человеку в отдельности, и не писала о закрытии «двери благодати». Содержание ее высказываний позволяет сделать вывод, что она, вполне возможно, верила в какой-то период, что евангельская работа для этого мира подошла к концу.Однако ее видения раскрыли ей глаза. В течение нескольких лет были разрешены возникшие богословские противоречия и нестыковки, и термины «закрытая дверь» и «открытая дверь» стали частью новой богословскойконцепции, включившей в себя субботу и святилище, объяснившей происшедшее в 1844 г. и придавшей смысл и импульс адвентистской проповеди по всему миру[40].
|
Видения Эллен Уайт проложили богословский курс, в значительной степени отличающийся от путей, выбранных прочими адвентистами, исповедовавшими концепцию «закрытой двери». Именно ее видения помогли субботствующим адвентистам задуматься, в конце концов, о всемирной миссии. В последующие годы Джеймс Уайт пришел к мысли о преимуществе, которое они получили благодаря тому, что не так быстро и торопливо избавились от своих заблуждений, связанных с «закрытой дверью».
«Некоторые из этих людей действительно уверовали в “закрытую дверь”, как и адвентисты в целом, вскоре по прошествии срока. Некоторые из нас придерживались этой позиции дольше, чем те, кто отказался от своего опыта ожидания Второго пришествия и вернулся на гибельный путь. И слава Богу, что мы не оставляли этих взглядов до тех пор, пока этот вопрос не прояснился благодаря свету, исходящему от небесного святилища»[41].
[1]William Miller, Evidence from Scripture and History of the Second Coming of Christ About the year 1843: Exhibited in a Course of Lectures (Troy, NY: Kemble&Hooper, 1836), 97, 98.
[2]William Miller, “Brother Miller’s Letter, on the Seventh Month,” Midnight Cry, October 12, 1844, 122.
[3]William Miller, “Letter from Bro. Miller,” Advent Herald, December 11, 1844, 142; idem, “Letter from Mr. Miller,” Advent Herald, February 12, 1845, 2, 3.
[4]A. Hale and J. Turner, “Has Not the Savior Come as the Bridegroom?” (Advent Mirror, January 1845, 3, 4.
[5]Joseph Bates, The Seventh Day Sabbath: A Perpetual Sign from the Beginning to the Entering into the Gates of the Holy City, According to the Commandments, 2nd ed. (New Bedford, MA: Bendjamin Lindsey, 1847), iii, iv.
[6]E. G. White, “Dear Bro. Bates,” broadside, A Vision, April 7, 1847.
[7]Тамже.
[8]Joseph Bates, A Seal of the Living God: A Hundred Forty-four Thousand, of the Servants of God Being Sealed in 1849 (New Bedford, MA: Benjamin Lindsey, 1849), 61, 62.
[9]Joseph Bates, Vindication of the Seventh-day Sabbath, and the Commandments of God: With a Further History of God’s Peculiar People, from 1847 to 1848 (New Bedford, MA: Benjamin Lindsey, 1848), 93.
[10][James White], “Conversions…”, Review and Herald, April 7, 1851, 64.
[11][James White], “Call at the Harbinger Office,” Review and Herald, February 17, 1852, 94, 95.
[12][James White], “The Work of the Lord,” Review and Herald, May 6, 1852, 4. 5.
[13]B.F. Snook and Wm. Y. Brinkerhoff, The Visions of E.G. White, Not of God (Cedar Rapids, IO: Cedar Valley Times, 1866), 3.
[14]Henry E. Carver, Mrs. E.G. White’s Claims to Divine Inspiration Examined (cover page missing), circ. 1870.
[15]Williams Sheldon, The Visions and Theories of the Prophetess Ellen G. White In Conflict with the Bible (Buchanan, MI: W.A.C.P. Association, 1867).
[16]Miles Grant, The True Sabbath: Which Day Shall We Keep? An Examination of Mrs. Ellen White’s Visions (Boston: Advent Christians Publication Society, 1874).
[17]D.M. Canright, Seventh-day Adventism Renounced After an Experience of Twenty-eight Years: By a Prominent Minister and Writer of that Faith (Kalamazoo Publishing, 1888); idem, Life of Mrs. E.G. White, Seventh-day Adventist Prophet: Her False Claims Refuted (Cincinnati: Standard Publishing, 1919).
[18]E.S. Ballennger, Facts About Seventh-day Adventists (Riverside, CA: E.S. Ballenger, circ. 1949), 10-29.
[19]Ellen G. White, Manuscript 4, 1883; Ellen G. White, Selected Messages from the Writings of Ellen G. White, vol. 1 (Washington DC: Review and Herald, 1958), 63.
[20]Ellen G. White to J. N. Loughborough, August 24, 1874, Letter 2, 1874; Ellen G. White, Selected Messages, vol. 1 (Washington DC: Review and Herald, 1958), 74.
[21]James White, A Word to the “Little Flock”, May 20, 1847, 22.
[22]Ellen G. White to Joseph Bates, July 13, 1847, Letter 3, 1847.
[23]Там же.
[24]См.: MerlinD. Burt, “Historical Background, Interconnected Development, and Integration of the Doctrines of the Sanctuary, the Sabbath, and Ellen G. White Role in Sabbatarian Adventism from 1844 to 1849,” (Ph. D. dissertation, Andrews Unuversity, 2002), 136, 137.
[25]Eli Curtis, Girdle of Truth, Extra, 2nd ed., January 20, 1848, 31.
[26]См.: Burt, “Historical Background”, 114-117.
[27]Harmon, To the Little Remnant Scattered Abroad, April 6, 1845, Broadside.
[28]Тамже.
[29]Ellen G. Harmon, “Letter from Sister Harmon,” Day-Star, March 14, 1846, 7 (written February 15, 1846).
[30]Ellen G. White, A Sketch of the Christian Experience and Views of Ellen G. White (Saratoga Springs, NY: James White, 1851), 27; см.также: Ellen G. White, Supplement to the Christian Experience and Views of Ellen G. White (Rochester, NY: James White, 1854), 4.
[31]EllenG. White, Manuscript 4, 1883.
[32]Snook and Brinkerhoff, The Visions of E. C White. Not of God, 1866, 3ff.
[33]Williams Sheldon, The Visions and Theories of the Prophetess Ellen G. White In Conflict with the Bible (Buchanan. Ml: W. A C. P. Association, 1867), 3. 4.
[34]Дан. 8:27
[35]Дан. 9:24
[36]Оно используется только раз в Ветхом Завете, но в небиблейских источниках периода после написания Библии основное значение – «отрезать». Оно порою может означать «издавать указ».
[37]Деян. 10:34; 11:18.
[38]Ellen G. White, Selected Messages, vol. 3, 56.
[39]Ellen G. White, Letter 86, 1906.
[40]Исследовательскиеработынатему «закрытойдвери» включаютвсебя, средипрочего: MerlinD. Burt, “Historical Background, Interconnected Development, and Integration of the Doctrines of the Sanctuary, the Sabbath, and Ellen G. White Role in Sabbatarian Adventism from 1844 to 1849,” Ph. D. dissertation, Andrews Unuversity, 2002, Berrien Springs, MI; P. Gerard Damsteegt, Foundations of the Seventh-day Adventist Message and Mission (Grand Rapids: Eerdmans, 1977; reprint: Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 1995), 104-124; Francis D. Nichol, Ellen G. White and her Critics: An Answer to the Major Charges that Critics Have Brought Against Mrs. Ellen G. White (Washington D. C.: Review, 1951), 161-252; Robert W. Olson, “The Shut Door Documents: Statements Relating to the ‘Shut Door,’ the Door of Mercy, and the Salvation of Souls by Ellen G. White and Other Early Adventists Arranged in a Chronological Setting from 1844 to 1851,” April 11, 1982, Ellen G. White Estate, Silver Spring, MD; Rolf J. Poehler, “’… And the Door Was Shut’ Seventh-day Adventists and the Shut-Door Doctrine in the Decade after the Great Disappointment,” Term Paper, Andrews University, 1978, Berrien Springs, MI.
[41]James White, Life Incidents in Connection with the Great Second Advent Movement, as Illustrated by the Three Angels of Revelation 14 (Battle Creek, MI: Review and Herald, 1868), 207.