Корекционно – развивающая программа




Определение социальной проблемы и обоснование актуальности проекта.

Одной из самых острых проблем современной России является высокий уровень заболеваемости детей и неуклонный рост детской инвалидности.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, способствующее социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, профессиональной ориентации в будущем.

Дети, имеющие статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждаются в особой заботе, общество обязано предоставить им условия не только для лечения, но и для успешной социальной адаптации, полноценного развития, обучения, получения образования.

Дети с ОВЗ, с точки зрения педагогики, являются детьми «с особыми образовательными потребностями», для обучения которых необходимо создание специальных условий, специальной образовательной, коррекционно-реабилитационной среды.

Для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает извне. Эти ощущения можно разделить на визуальные (зрение), звуковые (слух), обонятельные (обоняние), вкусовые (вкус), тактильные (осязание), вестибулярные (среднее ухо) и земное притяжение (гравитация). Все стимулы, исходящие от органов чувств интегрируются нервной системой для совершения движений, обучения и нормального поведения. Процесс сенсорной интеграции проходит на подсознательном уровне, о нем не задумываются, как о дыхании или ходьбе.

Одним из современных средств коррекции дисфункции сенсорной интеграции является специально оборудованная сенсорная комната. Сенсорная комната представляет собой искусственно созданное окружение, где ребенок с ОВЗ, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует среду. Кроме этого сенсорная комната позволяет решить проблему общения со сверстниками, преодоление чувства неуверенности, неловкости, страх перед обществом. Поэтому, проанализировав сложившуюся ситуацию, возникла идея по созданию среды для преодоления социальной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Корекционно – развивающая программа

 

Программа предназначена для занятий в сенсорной комнате детского сада, как средство психологического оздоровления и развития детей дошкольного возраста, предназначена для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные трудности в развитии и поведении.

Методы работы в сенсорной комнате:

ü игры и игровые упражнения;

ü дыхательные упражнения;

ü релаксационные упражнения;

ü беседы и сказкотерапия;

ü подвижные игры;

ü наблюдения;

ü аромотерапия и музыкотерапия.


 

Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

· снятие психоэмоционального напряжения;

· саморегуляция и самоконтроль;

· умение управлять своим телом, дыханием;

· умение передавать свои ощущения в речи;

· умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

· формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

· уверенность в себе.

 

Развитие коммуникативной сферы детей:

· эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

· формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

· преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

 

Развитие психических процессов и моторики детей:

· произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;

· память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;

· развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

 

Все занятия имеют следующую структуру:

· Вводная часть

· Игры на снятие психоэмоционального напряжения

· Элементы дыхательной гимнастики

· Сюрпризный момент

· Упражнения на расслабление

· Дополнительные упражнения

· Подвижная игра

· Пальчиковая гимнастика

· Релаксация

· Рефлексия

 

Ожидаемый результат:

 

Данная программа даст возможность ребенку адаптироваться к новым условиям жизни, создаст у него чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать, снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения, улучить работоспособность.

 

Общее психофизиологическое развитие. o развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций; o активизация мышления; o повышение иммунитета; o улучшение соматического здоровья; o коррекция эмоционального состояния; o активизация деятельности; o нормализация сна; o развитие мелкой моторики
Эмоциональное развитие. o обогащение эмоционального опыта; o преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности; o стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний; o формирование эмоционально спокойного состояния, способствующее снятию негативных эмоций и состояний; o формирование коммуникативных навыков у детей; o коррекция девиантного поведения;
Речевое развитие. o активизация словаря; o накопление языковых представлений; o формирование способности ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи; o формирование диалогической речи; o формирование элементов словесного планирования; o формирование монологической речи; o формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль; o развитие выразительности речи;
Социальное развитие. o формирование личностной ориентации; o формирование способностей осознания и переживания успехи-неуспехи, результаты деятельности; o проекция общественных взаимодействий; o развитие социальных норм поведения; o ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта; o формирование организационных умений o развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию; o осмысление не сложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе; o освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта; o развитие умения подчинять свои поступки усвоенным моральным и этическим нормам; o формирование и развитие творческих способностей; o формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим; o формирование правильное поведения в коллективе

Содержание программы

Программа включает в себя несколько видов деятельности:

- профилактическая и развивающая работа с детьми с ослабленным здоровьем, индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ;

- просветительская работа с педагогическим коллективом;

- просветительская работа с родителями;

- индивидуальные психологические консультации, занятия с элементами тренингов для родителей (законных представителей) и педагогов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: