Выполнила: Киселева А. В.




Отчет по музейной практике

«Описание музейных предметов»

Группа: ОБ-РЛ-22

Выполнила: Киселева А. В.

№1

1. Коллекция. Слепок.

2. Номер по инвентарной книге.

3. Наименование. Посмертная маска А. С. Пушкина.

4. Авторство. Скульптор С. И. Гальберг и формовщик-литейщик Академии художеств Балин.

5. Место.

6. Датировка.

7. Материал, техника. Гипс, отливка.

8. Размеры. Количество. 1. Подлинность. С формы было изготовлено 15 слепков, из которых в настоящее время известны только четыре.

9. Сохранность.

10. Источник и способ поступления. Все изготовленные слепки были розданы В.А. Жуковским родным и друзьям поэта. Экспонируемая маска преподнесена в дар музею в 1899 году оренбургским ученым Д. Н. Соколовым. Вероятно, она принадлежала В. И. Далю, который при отъезде из Оренбурга в 1841 году передал ее любителю литературы, поклоннику А. С. Пушкина, оренбургскому врачу Ивану Артемьевичу Соколову, деду Д. Н. Соколова.

11. Описание. Гипсовый слепок с лица А. С. Пушкина изготовленной через несколько часов после смерти поэта.

12. Легенда. Известно, что первый о возможной принадлежности оренбургского экземпляра посмертной маски поэта Владимиру Далю написал Дмитрий Соколов (1867 – 1919) – геолог, краевед, автор книги «Пушкин в Оренбурге», содержащей интересный материал о пребывании поэта в Оренбурге, но не свободный от субъективных оценок, в частности, от недоброжелательного отношения к Владимиру Далю. Дмитрий Соколов в 1896 году напечатал в «Историческом вестнике» небольшую статью «Маска Пушкина», подписав её: «Д. С-в», в которой утверждал, что ему принадлежит маска Пушкина, приобретённая его дедом, умершим в 1845 году. Следует отметить, что сам Даль ни в одном из своих воспоминаний не пишет о посмертной маске поэта, хотя обо всех вещах, связанных с Пушкиным (перстне-талисмане, подаренном вдовой Пушкина, сюртуке поэта, отданном ему Жуковским), рассказывает подробно. Кроме того, известно, как серьёзно относился Владимир Даль к сохранению памятных вещей поэта: «Сюртук этот должно бы сберечь для потомства; не знаю ещё, как это сделать, в частных руках он легко может затеряться, а у нас некуда отдать подобную вещь на всегдашнее сохранение». Вряд ли Владимир Даль при его бережном отношении ко всему, что связано с Пушкиным, не упомянул бы о посмертной маске, если бы она была у него. Возможно, Василий Жуковский, который занимался посмертными масками поэта, скорее всего, отдал одну из них (из первых, самых лучших) своему закадычному другу – оренбургскому губернатору Василию Перовскому, дружба с которым продолжалась до самой смерти Жуковского, а не его чиновнику Далю. О дуэли и ранении Пушкина Даль, приехавший в Петербург с Перовским по делам, узнал случайно и был у постели умирающего Пушкина скорее как врач. Василий Перовский же относился к ближайшим друзьям семьи Пушкиных. Известно, что вечер перед дуэлью Пушкина Василий Перовский, Михаил Вильегорский провели у Веры Вяземской в ожидании Петра Вяземского, пытаясь что-то предпринять для предотвращения дуэли (об этом пишет П. Щеголев в работе «Дуэль и смерть Пушкина»). В пользу версии о том, что маска Пушкина была привезена в Оренбург Василием Перовским, свидетельствует и то обстоятельство, что Перовский собирал коллекцию посмертных масок знаменитых людей – этот факт доказан архивными изысканиями исследователя-краеведа Галины Матвиевской (статья «В.А. Перовский и Джеймс Аббот: встреча в Оренбурге»), – о чём Жуковский, конечно же, знал, а может, и видел её, когда навестил друга в Оренбурге летом 1837 года, сопровождая царского наследника. В 1857 году Василий Перовский по болезни вынужден был отказаться от должности оренбургского губернатора и уехал умирать в Крым, и что стало с его коллекцией, неизвестно.

13. Библиография.

14. Составитель. Киселева А. В., 22.10.2021 г.

 

№2

1. Коллекция. Картина.

2. Номер по инвентарной книге.

3. Наименование. А. С. Пушкин в Бёрдах.

4. Авторство. Художник А. О. Лященко.

5. Место. Оренбург.

6. Датировка. 1958 год.

7. Материал, техника. Холст, масло.

8. Размеры. Количество. Подлинность.

9. Сохранность. Данный экспонат находится в сохранности.

10. Источник и способ поступления. В 1958 году в фонды нашего музея оренбургский художник А. Лященко передал одну из своих работ – картину «Пушкин в Бёрдах».

11. Описание. Живописное полотно посвящено путешествию великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина по нашему краю.

12. Легенда. В сентябре 1833 года Берды посетил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Здесь он собирал материалы для «Истории Пугачева» и повести «Капитанская дочка». Пушкин беседовал со многими жителями слободы. Среди них была старая казачка Бунтова, которая помнила Пугачева.

13. Библиография.

14. Составитель. Киселева А. В., 22.10.2021 г.

 

№3

1. Коллекция. Картина.

2. Номер по инвентарной книге.

3. Наименование. Портрет В.А. Перовского.

4. Авторство. Художник Н.Ф. Рубан.

5. Место.

6. Датировка. Около 1957 года.

7. Материал, техника. Холст, масло.

8. Размеры. 91 х 68 см. Количество. 1. Подлинность. Копия.

9. Сохранность. В сохранности, холст частично выцвел.

10. Номер негатива.

11. Источник и способ поступления.

12. Описание.

13. Легенда. В Оренбургском губернаторском краеведческом музее воссоздали кабинет В. А. Перовского. Именно в этом кабинете и в этом здании находилась канцелярия губернатора.

14. Библиография.

15. Составитель. Киселева А. В., 22.10.2021 г.

№4

1. Коллекция. Мебель

2. Номер по инвентарной книге.

3. Наименование. Столик складной.

4. Авторство.

5. Место. Оренбург.

6. Датировка. Первая половина XIX в.

7. Материал, техника. Красное дерево, латунь.

8. Размеры. Количество. 1. Подлинность. Оригинал.

9. Сохранность. Столик находится в сохранности и располагается в отдельной стеклянной витрине.

10. Источник и способ поступления.

11. Описание. Столешница, изготовленная из красного дерева, сворачивается. Ножка из позолоченной латуни поднимается. Все это укладывается в красивый кожаный футляр. На экспозиции располагается текст донесения – «Рапорт оренбургского и самарского губернатора В. Перовского императору Николаю 1 о покорении крепости Ак-Мечеть».

12. Легенда. Согласно легенде предмета, походный столик принадлежал В. А. Перовскому, и именно на нем во время второго Хивинского похода губернатор написал донесение Императору Николаю 1 о взятии крепости Ак-Мечеть в 1853 году.

13. Библиография.

14. Составитель. Киселева А. В., 22.10.2021 г.

 

№5

1. Коллекция. Оружия.

2. Номер по инвентарной книге.

3. Наименование. Пистолет нарезной системы Флобера.

4. Авторство.

5. Место.

6. Датировка. Вторая половина XIX в.

7. Материал, техника. Из силумина.

8. Размеры. Калибр 6 мм. Количество. 1. Подлинность.

9. Сохранность. Оружие находится в сохранности и располагается в стеклянной витрине музея.

10. Источник и способ поступления.

11. Описание. Среди короткоствольного огнестрельного оружия существует интересный тип, который по своим тактико-техническим характеристикам очень близок к пневматическому оружию. Речь идет об оружии, использующим так называемые патроны Флобера – патроны без порохового заряда, в которых метание пули происходит только за счет заряда капсюля. Первый образец нового для того времени боеприпаса калибра 9 мм Флобер изготовил и запатентовал в 1845 году. Он представлял собой круглую пулю, которая была вставлена непосредственно в капсюль. В последствии Флобер организовал выпуск целого ряда патронов разного калибра, в том числе 4 и 6 мм.

12. Легенда. Оружие системы Флобера было довольно популярно среди гражданского населения из-за его небольшой стоимости, надежности и не громкого звука выстрела. В армии такое оружие не использовалось, поскольку оно имело малую мощность. Свое название этот тип боеприпасов получил по имени их изобретателя – француза Луи Николаса Флобера (Louis Nicolas Flobert).

13. Библиография.

14. Составитель. Киселева А. В., 22.10.2021 г.

№6

1. Коллекция. Предметы.

2. Номер по инвентарной книге.

3. Наименование. Ларец-комодик в стиле Людовика XV.

4. Авторство. Мастерская Карла Фаберже.

5. Место. Государственный музей-заповедник «Павловск», г. Санкт-Петербург.

6. Датировка. До 1899 года.

7. Материал, техника. Карельская береза, бархат, стекло, серебро.

8. Размеры. 22x10x6 см. Количество. 1. Подлинность. Оригинал.

9. Сохранность. Данный экспонат находится в сохранности.

10. Источник и способ поступления. В ноябре 1894 года жена Оренбургского губернатора Елена Михайловна Ершова (1854–1923) в составе депутации от Оренбургского казачьего войска в день бракосочетания будущего императора Николая II и Александры Фёдоровны преподнесла в дар от оренбуржцев ажурный платок, помещенный в роскошный ларец фирмы Карла Фаберже. Представленные на выставке шедевры составляют гордость собрания Государственного музея-заповедника «Павловск» (Санкт-Петербург), которые, спустя почти 130 лет, усилиями Оренбургского музея изобразительных искусств удалось привезти на радость всем оренбуржцам.

11. Описание. Внешне ларец, действительно, напоминает комод, украшенный замысловатыми серебряными накладками в стиле рококо. Орнаменты из серебра исполнены с непревзойденным мастерством, а качество сплава 88 пробы говорит само за себя: Фаберже никогда не экономил на материалах. Ларец выполнен из карельской березы, которая отличается особенной прочностью и долговечностью. Причудливая текстура этого дерева напоминает мрамор, а палитра его золотистых оттенков поражает своим многообразием. На крышке ларца из «царского дерева» видна накладная композиция по синему стеклу из воинских атрибутов и знаменитой казачьей папахи. На внутренней стороне крышки ларца располагается серебряная пластина с гравированной надписью: «Ея Императорскому Величеству Государыне Императрице Александре Федоровне верноподданейшия и беспредельно преданныя оренбургския казачки». Внутри ларец обит голубым плюшем, и он, конечно же не был преподнесен императрице пустым.

12. Легенда. «Беспредельно преданныя» императрице оренбурженки преподнесли в ларце то, что умели делать лучше всего — редчайшую белую шаль, связанную из шерсти, уникальную по качеству работы, тонкости и размеру (3 на 3 метра). Легкие, ажурные, словно паутинка, оренбургские шали всегда поражали своей красотой и тонкостью: их можно было протащить сквозь золотое колечко и уместить в скорлупе гусиного яйца. Переняв это рукоделие у кочующих калмыков, оренбургские казачки довели его до совершенства. Особенный расцвет производства шалей в Оренбурге наступил на рубеже XIX и ХХ веков, когда в город приехал новый атаман Владимир Иванович Ершов и его супруга Елена Михайловна, которая взяла под свое покровительство — это искусство. Ершова присутствовала на бракосочетании наследника престола Николая Александровича и принцессы Алисы Гессен-Дармштадской в 1894 году, после чего решила сделать достойный подарок от оренбургских казачек. Знавшая толк в этих изделиях, она лично выбрала шаль для императрицы. Платок был связан из чистого пуха без примесей, весил не более 80 граммов, и отличался идеально ровным белым цветом, который символизирует чистоту, примирение и покой. Такие оренбургские платки особенно ценились в императорской семье, так что Александре Федоровне этот подарок, наверняка, пришелся по душе.

13. Библиография.

14. Составитель. Киселева А. В., 22.10.2021 г.

 

№7

1. Коллекция. Пуховые платки.

2. Номер по инвентарной книге.

3. Наименование. Платок семьи Бутовских.

4. Авторство. Семья Бутовских.

5. Место. Оренбург.

6. Датировка. Начало ХХ века.

7. Материал, техника. Пуховязание, козий пух.

8. Размеры. 140x140 см. Количество. 1. Подлинность. Оригинал.

9. Сохранность. Данный экспонат находится в сохранности.

10. Источник и способ поступления. В 1987 году в музей из семьи Бутовских поступила оренбургская паутинка, которая датируется началом ХХ века.

11. Описание. Середина представляет собой поле с узором из цепочек одного элемента. Имеется чётко выраженная решётка и кайма в виде широкой плотной ленты. Ромбы из «снежинок» или «бантиков» располагаются на ажурном фоне. Край платка оформлен кисточками. До сегодняшнего дня эта паутинка остается и самой легкой в коллекции. Она весит всего 40 грамм.

12. Легенда. Настоящей удачей музея стало приобретение пухового платка начала XX в. В 1987 г. работников музея пригласили оценить материальный ущерб, нанесённый пожаром одной из известных семей Оренбурга. Глава семьи, Н.И. Бутовский, в далёком прошлом был директором оренбургской гимназии. Его потомки умели беречь веши. Платья, книги, посуда и даже такие мелочи, как чай, мыло и спички – всё относилось к началу XX в. Среди бережно хранимых вещей сотрудники музея обнаружили старую оренбургскую паутинку. Это был белый ажурный платок. В настоящее время это единственный платок, имеющий такое завершение.

13. Библиография.

14. Составитель. Киселева А. В., 22.10.2021 г.

 

№8

1. Коллекция. Пуховые платки.

2. Номер по инвентарной книге.

3. Наименование. Платок века.

4. Авторство. Рима Якупова.

5. Место. Оренбург.

6. Датировка. 22.12.2017 г.

7. Материал, техника. Пуховязание, козий пух.

8. Размеры. 2,3х2,3 метра. Количество. 1. Подлинность. Оригинал.

9. Сохранность. Данный экспонат находится в сохранности.

10. Источник и способ поступления. Данный экспонат находится в собственности автора и презентуется на выставках ежегодно.

11. Описание. Платок сочетает в себе двадцать пять отдельных паутинок. Мастерицы их называют кругами.

12. Легенда. Рима Якупова родилась в неофициальной столице оренбургского пуховязания – селе Желтом Саракташского района, является членом Союза художников России, лауреатом премии Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества. Мастерица представила три своих работы, в том числе совсем новую, названную «Паутинка – XXI век». Рима Равильевна – одна из пятерых детей Фарданы Шарафиевны. Ремеслу ее научила мама, которая когда-то была удостоена диплома Академии художеств СССР, Орденов Трудовой Славы 2-й и 3-й степеней за сохранение традиций и создание высокохудожественных произведений искусства. Фардана Шарафиевна, изделия которой всегда отличались безупречным исполнением и служили эталоном художественного стиля, участвовала во многих конкурсах и выставках регионального, союзного и международного уровней. Более 35 лет она проработала на Желтинском пуховязальном производстве при комбинате Оренбургских пуховых платков. На выставке «Наш вернисаж» представлены две ее последние работы.

13. Библиография.

14. Составитель. Киселева А. В., 22.10.2021 г.

 

№9

1. Коллекция. Пуховые платки.

2. Номер по инвентарной книге.

3. Наименование. Оренбургский пуховый платок. Паутинка. Снежинка.

4. Авторство. Федорова О.А.

5. Место. Село Жёлтое Саракташского района.

6. Датировка. 1989 г.

7. Материал, техника. Оригинал связан из белого козьего пуха на шелковой основе.

8. Размеры 180*180 см. Количество. 1. Подлинность. Оригинал.

9. Сохранность. Данный экспонат находится в сохранности.

10. Источник и способ поступления. После смерти автора работа была отдана в музей. В Государственном архиве Оренбургской области находится на хранении личный фонд знаменитой оренбургской пуховязальщицы, члена Союза художников СССР Ольги Александровны Федоровой. В фондах Оренбургского музея изобразительных искусств находиться одиннадцать платков замечательной мастерицы. Музей изобразительных искусств выступил инициатором увековечивания памяти Ольги Фёдоровой.

11. Описание.

12. Легенда. Ольга Александровна первая из вязальщиц, вступила в члены Союза художников PCФСP, создала методику преподавания пуховязания в Оренбургском художественном училище. Родилась 25 ноября 1935 года в селе Жёлтом. Отец погиб на фронте. В доме остались женщины и дети. Бабушка и мама работали в пухартели. Дети включались в работу с самого раннего возраста, помогая взрослым. «Учили вязанию настойчиво» - рассказывала Ольга Александровна. Первый платок Ольга связала в 10 лет, а в старших классах уже была вязальщицей, сдававшей наравне со взрослыми свои платки в пухартель.

13. Библиография. О.Фёдорова «Так вяжут платки в Оренбурге».

14. Составитель. Киселева А. В., 22.10.2021 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: