| КОД
| ЭЛЕМЕНТЫСОДЕРЖАНИЯ
|
1.
|
| 1. Виды речевой и читательской деятельности
|
1.1.
|
| Аудирование (слушание)
|
| 1.1.1
| Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
|
| 1.1.2
| Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.
|
| 1.1.3
| Определение последовательности событий
|
| 1.1.4
| Осознание цели речевого высказывания
|
| 1.1.5
| Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.
|
|
| Чтение
|
1.2
|
| Чтение вслух.
|
| 1.2.1
| Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения.
|
| 1.2.2
| Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
|
| 1.2.3
| Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
|
| 1.2.4
| Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
|
1.3
|
| Чтение про себя.
|
| 1.3.1
| Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений).
|
| 1.3.2
| Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное).
|
| 1.3.3
| Умение находить в тексте необходимую информацию.
|
| 1.3.4
| Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
|
1.4
|
| Работа с разными видами текста.
|
| 1.4.1
| Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.
|
| 1.4.2
| Особенности фольклорного текста.
|
| 1.4.3
| Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
|
| 1.4.4
| Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
|
| 1.4.5
| Самостоятельное определение темы, главной мысли текста, структуры, деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
|
| 1.4.6
| Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
|
| 1.4.7
| Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
|
1.5
|
| Библиографическая культура.
|
| 1.5.1
| Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний.
|
| 1.5.2
| Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).
|
| 1.5.3
| Книга учебная, художественная, справочная.
|
| 1.5.4
| Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
|
| 1.5.5
| Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
|
| 1.5.6
| Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
|
| 1.5.7
| Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
|
| 1.5.8
| Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
|
1.6
|
| Работа с текстом художественного произведения.
|
| 1.6.1
| Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
|
| 1.6.2
| Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
|
| 1.6.3
| Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).
|
| 1.6.4
| Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.
|
| 1.6.5
| Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
|
| 1.6.6
| Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
|
| 1.6.7
| Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
|
| 1.6.8
| Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
|
| 1.6.9
| Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
|
| 1.6.10
| Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
|
| 1.6.11
| Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
|
1.7
|
| Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.
|
| 1.7.1
| Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием.
|
| 1.7.2
| Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации).
|
| 1.7.3
| Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам).
|
| 1.7.4
| Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей.
|
| 1.7.5
| Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.
|
| 1.7.6
| Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.
|
| 1.7.7
| Подробный пересказ текста.
|
| 1.7.8
| Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
|
1.8
|
| Говорение (культура речевого общения)
|
| 1.8.1
| Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту).
|
| 1.8.2
| Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
|
| 1.8.3
| Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
|
| 1.8.4
| Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос.
|
| 1.8.5
| Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
|
| 1.8.6
| Самостоятельное построение плана собственного высказывания.
|
| 1.8.7
| Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
|
| 1.8.8
| Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
|
1.9
|
| Письмо (культура письменной речи)
|
| 1.9.1
| Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев).
|
| 1.9
| Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв).
|
2.
|
| 2. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
|
| 2.1
| Произведения устного народного творчества разных народов России.
|
| 2.2
| Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
|
| 2.3
| Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
|
| 2.4
| Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
|
3.
|
| 3. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
(ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ)
|
| 3.1
| Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
|
| 3.2
| Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
|
| 3.3
| Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
|
| 3.4
| Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма.
|
| 3.5
| Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
|
| 3.6
| Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла.
|
| 3.7
| Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
|
| 3.8
| Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
|
4.
|
| 4. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)
|
| 4.1
| Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование.
|
| 4.2
| Знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапности в выполнении действий).
|
| 4.3
| Изложение с элементами сочинения.
|
| 4.4
| Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
|