Словарь терминов по общим проблемам философии науки




Абстрактный объект – объект эмпирического научного познания, представляющий те или иные сущностные свойства тела вне его связей и отношений с окружающим миром (пример, «абстрактная точка» на линии).

 

Античная наука – исторический этап развития научной рациональности, сочетающий в себе сплав рациональных попыток моделирования Космоса и незрелого эмпиризма. Первая тенденция выражалась в творчестве Пифагора, элеатов и Платона, вторая преобладает в трудах Аристотеля. Такая наука не имела направленности на удовлетворение практических потребностей людей, но соответствовала гносеологическим стандартам научности математического знания. Критерием истинности знания в тот момент выступал разум, т.е. совпадение ума с самим собой.

 

Антиинтеракционизм – концепция соотношения философии и науки, согласно которой философия и наука различны по своему предмету и методам исследования. В соответствии с этой концепцией каждый из названных типов знания развивается по своей внутренней логике, поэтому взаимоотношение философии и науки может быть только внешним.

Антропный принцип – одно из базовых утвержденийпостнеклассической науки, согласно которому имеет место удивительная «приспособленность» Вселенной к существованию в ней человека. Эта приспособленность выражается в наличии очень тонкой подгонки фундаментальных физических констант, при которой даже сверхмалые отклонения от их стандартных значений привели бы к такому изменению свойств Вселенной, при которых возникновение в ней человека было бы принципиально невозможно.

 

Венский кружок (20 – 30е г.г XXв) – группа философов (М.Шлик, О.Карнап, О.Нейрат), выдвинувших программу развития «научной философии» с позиций позитивизма. На данных философов большое влияние оказали взгляды Э.Маха (негативное отношение к метафизике, направленность на чувственный опыт, непонимание возможности научной методологии). В знании передаются лишь структурные отношения чувственного опыта, а т.н. рациональные истины имеют чисто аналитический характер, не дающие возможность проникнуть в суть неощущаемой реальности (М. Шлик). Венский кружок воспринял также субъективно – идеалистические установки логического анализа философии (Л.Витгенштейн) – концепцию сведения философии науки к логическому анализу языка науки. Все это привело к формированию исходных положений логического позитивизма.

 

Вненаучное знание – исторически сложившиеся и социально закрепленные формы информации, не отвечающие в полной мере критериям научности (наблюдаемость, повторяемость, фиксируемость), но имеющей важное практическое значение как для отдельного человека, так и всего общества. Это: обыденное знание, литература, мифология, религия, философия, идеология. Их главное отличие от науки в том, что они представляют не предметно-атрибутивную, а ценностную сферу человеческого сознания и познания.

 

Вспомогательные операции при обосновании научных знаний – это действия без которых процедура научного доказательства, как правило, оказывается малопродуктивной. К основным операциям относятся: обобщение, ограничение, типизация, деление (классификация, типология), определение (дифиниции).

Древневосточная наука – системазнаний на Древнем Востоке, которая вырабатывалась с помощью эмпирических обобщений непосредственного практического опыта и циркулировала в социуме в рамках замкнутых корпораций; этот вид донаучных знаний в целом развивался на бездоказательной основе в обход критического испытания и представлял собой набор готовых рецептов деятельности для их утилитарного, практико-технологического применения.

Идеальный объект – предмет теоретического научного познания, отличающийся по своим свойствам от эмпирических (абстрактных) объектов, а тем более – мира физических объектов. Пример идеальных объектов: инерция, идеальная точка, идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация и т.д. Основным способом идеализации в науке выступает продолжение и дополнение свойств абстрактного тела путем максимизации их значений в пределах максимального возможного континуума, превышающего все отдельно наблюдаемые свойства физических тел.

 

Идеалы и нормы научного исследования – совокупность внутринаучных ценностей, организующих и оценивающих как сам ход научного исследования, так и его результат – научное знание. К их числу относятся категории «научная истина», «научное доказательство», «критерии научности знания», «научная теория», «научный факт» и др.

 

Кумулятивизм – основополагающий принцип классической эпистемологии, в соответствие с которым прогресс науки состоит только в добавлении, приращении нового знания к массиву приобретенного ранее знания.

 

Кун Томас (1922-1996) – видный представитель исторического подхода в постпозитивизме. В своей работе «Структура научных революций» (1962) он выдвигает оригинальную концепцию научных революций. На большом фактическом материале он выделяет в истории науки циклически повторяющуюся структуру: а) нормальная наука (когда научное сообщество решает все возникающие в науке проблемы на основании имеющейся господствующей парадигмы или модели); б) аномалии в научном знании (когда новое знание не может быть согласовано с системой предписаний теории и практики нормальной науки, а все основные элементы парадигмы начинают подвергаться сомнению); в) кризис в умах ученых (когда те осознают недостоверность прежней научной парадигмы и часто не могут заставить себя с этим согласиться); г) смена господствующей парадигмы с соответствующим переходом в новую нормальную науку (такой переход означает научную революцию, т.е. смену понятийной сетки, через которую ученые рассматривают мир).

 

Лакатос Имре (1922-1974) – один из видных представителей постпозитивизма. В своем труде «Методология научных исследовательских программ» (1965) он предлагает оригинальное решение эпистемологических проблем современной науки. Для этого он выдвигает концепцию непрерывности научных теорий, что позволяет ему говорить об особой роли научных исследовательских программ (в рамках которых идет развитие научных теорий) в динамике научного знания. Лакатос утверждает, что все научные исследовательские программы обладают собственным «твердым ядром» (или рядом неизменных базовых положений или гипотез, которые составляют суть данной теоретической конструкции), для защиты обоснования которого выдвигаются дополнительно вспомогательные гипотезы, образующие «защитный пояс» программы (данный пояс должен выдержать главный удар со стороны проверок и, видоизменяясь или полностью заменяясь в некоторых случаях, защитить ядро программы). Лакатос критикует понятие т. н. «решающего эксперимента» в науке, т.к. даже в этом случае вокруг ядра программы скоро будет создан новый защитный пояс из новых гипотез, несущих в себе положительную эвристику и защищающих ученых от замешательства перед океаном аномалий.0

 

Лженаука - идеи и концепции, выступающие от имени науки и подстраивающиеся под нее путем имитации отдельных ее черт (рациональность, аппеляция к опыту и социально-важным целям). Лженаука выступает в двух основных вариантах:

А) когда от имени науки пытаются выступать разные вненаучные формы знания (религия, философия, здравый смысл и т.д.);

Б) когда обществу навязываются теоретические концепции без достаточной экспериментальной апробации либо идеологические схемы, имеющие узко направленный, заказной характер. Примерами лженауки являются расистские теории, интерпретирующие данные антропологии или генетики, лысенковские концепции в биологии и сельскохозяйственных науках, марксистско-ленинская идеология и т.д.

 

 

Мах Эрнст (1838-1916) - один из основоположников субъективно – идеалистического направления в философии – эмпириокритицизма. В своем главном труде «Познание и заблуждение» (1905) он выдвигает концепцию единства физического и психического (любое тело есть единство физического и психического). Он полагает, что сущность научно – исследовательской, познавательной деятельности вытекает из биологических особенностей человека, что выдвигает на первый план необходимость изучения психологии познания. Вопрос об истинности знания Махом не ставится, а источником познания он называет комплексы ощущений, которые вначале должны приспособиться к фактам действительности (это эмпирический этап познания), а затем психические представления должны приспособиться друг к другу (это теоретический этап познания). Мотивом же познавательной деятельности выступает т.н. «биологический интерес», а не социокультурные и исторические потребности человека. Высказанный им принцип «экономии мышления» предполагает, что самой предпочтительной в науке будет та теория, которая даст самое простое объяснение из всех возможных знаний об объекте.

 

Методология науки – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности ученых, а также учение об этой системе и путях познавательной деятельности.

Существует три основные формы методологии:

1) протометодология (когда большинство исследователей в частных науках действуют на основе интуиции и ранее полученного опыта);

2) дескриптивная методология (описывающая историю становления научного знания на примере аналогий и прецедентов);

3) нормативная методология (как явное учение о путях познавательной деятельности, сформулированное в виде определенных методологических принципов).

Наука – особое социальное явление, которое может быть рассмотрено в нескольких взаимосвязанных аспектах:

А) как специализированная когнитивная деятельность сообществ ученых, направленная на получение и использование на практике научного знания о различного рода объектах, их свойств и отношениях;

Б) как материализованный результат полученного знания, приведенный в определенную систему;

В) как сообщество ученых, обладающих особыми профессиональными и моральными свойствами;

Г) как социальная система (НИИ, КБ, подготовка будущих ученых и т.д.), выступающая основой научно-технического развития современного общества.

Д) как часть социокультурной среды.

Научная дискуссия (лат. – обсуждение, рассмотрение) – исследование какого-либо научного вопроса (или суммы вопросов) компетентными лицами с целью достижения взаимоприемлемого решения относительно истинности или ложности некоторого положения. С точки зрения К. Поппера эффективность рациональной дискуссии зависит не только от того, насколько участники дискуссии продвинулись вперед в поиске истины, но и в расширении их кругозора, диапазоне изменившего мнения, уточнении и дополнении уже известного знания и т.д. Научная дискуссия должна соответствовать ряду требований: наличие общего предмета обсуждения, используемые аргументы признаются всеми участниками; ее цель – получение нового знания, свободное высказывание своего мнения, отказ от конформизма, вопросы должны быть ясными, точными и т.д.

 

Научная задача и проблема – Под «научной задачей» в науке понимается вопрос, характеризующейся достаточностью средств для его решения. Если же средств для разрешения недостаточно, то научная задача приобретает статус «научной проблемы».

Научная рациональность – это соответствие теоретических построений тем средствам познания, нормам и идеалам научности, научной картине мира и философским основаниям науки, которые приняты наукой в конкретно-исторический период времени и ведут к постижению научной истины. Каждая эпоха в развитии науки характеризуется собственным типом рациональности.

Научная революция – радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам науки, новой научной картине мира, новым способам оценки и интерпретации эмпирических знаний на основе иных средств наблюдения и экспериментирования.

Научная теория – логически взаимосвязанная система понятий и утверждений о свойствах, отношениях и законах некоторого множества идеальных объектов (число, точка, бесконечность и др.). Цель научной теории – введение таких базовых идеальных объектов и утверждений об их свойствах и отношениях (в виде законов, принципов), чтобы затем чисто логически вывести максимальное количество следствий, соответствующих эмпирическим данным о некоторой реальной области объектов (природных, социальных и т.д.). Статус научной теории предполагает – четкость определения, наличие особых идеальных понятий и выявленных законов, методологическую и фактологическую обоснованность выводов, согласованность с другими разделами научного знания, возможность получать новое знание и др.

Научное доказательство – логическая процедура, при которой выражение с неизвестным пока значением выводится из высказываний или фактов, истинность которых уже установлена. В структуре доказательства выделяются: тезис (истинность которого необходимо установить), доводы и добавочные допущения (устраняемые при переходе к выводу) и демонстрация (т.е. реальное проявление тезиса). Доказательства бывают прямые и косвенные.

 

Научное знание - это информация, полученная на основестрогой доказательности; носящая системно-развивающийся характер (при которой различные научные дисциплины взаимно дополняют друг друга); направленная на постижение истины и решение практических потребностей человека; для получения которой применяются особые принципы и методы, идеалы и нормы научности, особый язык и нормы этики; и выраженная в форме понятий и законов.

Научное объяснение – подведение высказываний о каком-то объекте, его свойствах или отношениях под определенный научный закон (научную теорию), как частный случай последнего. В зависимости от типа законов в современной науке выделяют различные виды объяснений (номологические, статистические, причинные, целевые, системные, функциональные и т.д.).

Научный текст – (лат. – связь, ткань) – это последовательность предложений, построенная по правилам данной системы языка. Их цель – зафиксировать новые знания и описать средства, способы, приемы их приобретения. Существует два вида научных текстов: констатация и рассуждения. Понимание глубины текста рассматривается особой философско-филологической дисциплиной – герменевтикой. Уровни постижения текста:

А) ассимиляция смысла (т.е. поверхностное его усвоение);

Б) интерпретация смысла исходя из личностных характеристик исследователя;

В) реконструкция внутреннего смысла сказанного (т.е. к чему стремился автор текста), какими мотивами руководствовался и т.д.

 

Научный факт - структурный элемент, лежащий в основании построения эмпирических или теоретических систем знания; эмпирическая реальность, отображенная информационными средствами (текстами, формулами, фотографиями, видеопленками и т.д.).

Недостаточное основание – результат нарушения требований и принципа достаточного основания, согласно которому для какого-либо утверждения должны быть веские основания. Основные формы выдвижения недостаточного основания:

1) «после этого, значит, по причине этого»;

2) смешение причины и следствия.

Неопозитивизм - одно из основных направлений западноевропейской философии XX в. Являясь современной формой позитивизма и разделяя все его исходные принципы, неопозитивизм претерпевает определенную эволюцию. Если в 1-ой половине ХХ века он видит своей главной задачей деятельность по анализу языковых форм знания (логический позитивизм, лингвистическая философия, аналитическая философия), то во II-ой пол. XX в. наблюдается отход от данной проблематики и переход к изучению науки в широком социальном контексте (что ведет к появлению интересных концепций Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда и др.).

Опровержение – (лат. – refutation) – доказательство ложности или несостоятельности какого-либо тезиса. Основные методы опровержения:

А) фактами;

Б) критика доводов данного тезиса;

В) доказательство того, что истинность опровергаемого тезиса не вытекает из доводов в подтверждение тезиса;

Г) самостоятельно доказывается новый тезис, опровергающий прежний тезис;

Д) доказывается, что из данного тезиса вытекает следствие, противоречащее истине.

 

Ошибка многих вопросов – софистическая уловка, состоящая в том, что сразу задается несколько вопросов под видом одного, но смысл которых требует противоположных ответов. Ответ на такой вопрос не может быть однозначным.

 

Парадигма – понятие, введенное в философию науки Т. Куном. Парадигма (модель – греч.) – это общепринятая в конкретном научном сообществе фундаментальная теория в определенной области знания (в астрономии функции такой теории долгое время выполняла геоцентрическая система Птолемея; в области математики – геометрия Эвклида и т.д.). Парадигма выполняет ряд важных функций в постановке научных задач, определении способов и путей их решения, оценке полученных результатов

и интерпретации сделанных выводов. Переход от одной научной парадигмы к другой происходит в ходе научных революций на основе логики развития науки, а также сложных межличностных и межкультурных взаимоотношений.

 

Позитивизм (лат.- положительный) – философская течение середины XIX в., утверждавшее, что все истинное (положительное) знание может быть получено только на основе частных наук и их синтеза вне философии. По мнению создателя позитивизма О. Конта, наука должна лишь описывать, а не объяснять явления действительности. К представителям первой формы позитивизма относились также Дж.- С. Милль и Г. Спенсер; представители второй формы позитивизма на рубеже XIX – XX в.в выступают Э.Мах и Авенариус (эмпириокритицизм); к третьей форме позитивизма относится неопозитивизм, возникший в 20- х г.г.XX в. (например, Венский кружок).

Полани Майкл (1891-1976) - один из основоположников исторического направления в англоязычной философии постпозитивизма. В своем труде «Личностное знание» (1958) он отказывается от идеала научной беспристрастности и полагает, что «истина» - это то, что относится к убеждениям каждого конкретного человека. Для него «личное знание» - это сплав субъективного и объективного. Он выступает за так называемый «антропоцентризм нашего разума» и на этом основании обосновывает свое ключевое понятие – «эпистемологическая страстность». Он также вводит в оборот понятия «научное сообщество» и «неявного знания», присутствующего в каждом человеке до момента начала процесса познания. Само развитие науки, мнению Полани, пострадало в связи с тем, что на рубеже XVIII в. среди ученых стало преобладать не пифагорейское, а ионийское и атомистское понимание теоретического знания.

 

Поппер Карл (1902- 1994) – один из видных представителей постпозитивизма. В своем труде «Логика научного исследования» (1934) он отмечет две наиболее важные научные проблемы – это проблема познания мира и нас самих (и нашего знания) как части этого мира. Центральной проблемой эпистемологии он считает проблему роста знания, которую необходимо решать не только путем исследования языковых систем, но и в рамках методологии аналитической философии. В этой связи Поппер выделяет метод рациональной дискуссии, предполагающий одновременное выдвижение некоторого положения и его опровержения. Он критикует метод индукции за его логические противоречия и выдвигает принцип фальсификации как метод оценки теорий и демаркации научного знания от ненаучного. Суть этого метода состоит в следующем: лишь те теории могут считаться научными, которые в принципе могут быть опровергнуты, т. е которые способны доказать свою ложность; следовательно, принцип фальсификации способен решать как процесс роста научных знаний, так и демаркации научного и ненаучного знания.

 

Принцип историзма – утверждение, что любая научная теория несет на себе влияние идеологических, познавательных и телеологических факторов конкретной исторической эпохи, в которой она была создана.

Принцип модернизма – убеждение, что построение научной картины мира никогда не имело характера абстрактно – познавательного процесса; из любой его научной конструкции выделяют, как правило, не то, что хотел показать её автор, а то, что может интересовать современного исследователя в форме его отклика на очередной вызов истории.

 

Принцип натурализма – один из основополагающих принципов научного познания; его суть состоит в отрицании существования каких – либо сверхъестественных феноменов, недоступных научным методам познания, и сведение всех идеальных явлений только к материальным причинам.

 

Принцип редукционизма (лат. – уменьшение) – ведущий принцип классической науки, эпистемологическая ценность которого оспаривается в рамках современного постнеклассического мышления. Согласно этому принципу любое явление или процесс может быть понято и описано только в контексте более простых явлений и процессов. Так, к примеру, многие явления социальной жизни описываются через понятия биологии («социальный организм», выживание сильнейшего и др.), биологические процессы – через химические понятия, химические процессы – через физические термины, а те, в свою очередь, через терминологию науки механики.

Принцип сочувствия Мейена – один из современных методов рассмотрения теоретического высказывания, противоречащего собственной точке знания. Известный биолог С.В. Мейен (1935 – 1987) пришел к выводу, что в данном случае необходимо мысленно встать на место оппонента ивоспроизвести весь ход его мысли, аргументации, получения выводов и т.д. Своею концепцию Мейен обосновывает тем, что часто новое в науке выдвигается на основе интуиции и поэтому принять это новое может лишь только тот, кто поймет внутреннюю логику (психологию) сделанного открытия.

Принцип фаллибилизма – убеждение, что наука не может рассчитывать на получение абсолютно достоверной и полностью завершенной научной картины мира; каждая научная теория имеет свои границы применимости, и может быть дополнена и усовершенствована.

Принцип фальсификация – возможность опытного опровержения утверждений теории (так же построенной на других опытных данных). В соответствии с этим принципом любое принципиально не фальсируемое знание, например религиозные догматы, нельзя считать научным.

Рефлексия – форма познавательной активности субъекта, связанная с обращением мышления на самое себя, свои внутренние основания и предпосылки с целью критического осмысления направленности, содержания, форм и средств познания. Один из главных методов метатеоретического уровня научного познания.

Средневековая наука - историческая форма науки, характерными чертами которой являются схоластическое теоретизирование, герметизм, символизм, авторитаризм и традиционализм. Средневековые ученые полагали, что истоки всех земных, физических процессов находятся не на Земле, а в области духовной борьбы добра и зла. Основным методом получения нового знания выступала формальная логика Аристотеля (путем построения силлогизмов или рассуждений), а в качестве критерия истинности - личный духовный опыт (источником же знания являлись религиозные книги).

Современная научная картина мира – это отказ от базовых постулатов классической науки (от принципов классической причинности, абсолютно достоверного знания, редукционизма, концепции линейности окружающего мира, гипотезы апостериорности, т.е. приобретения знаний только на основе прошлого опыта) и принятие синергетических принципов видения окружающей действительности:

- принцип открытости – (любая система может рассматриваться как открытая, в которой идет свободный обмен веществом, энергией и информацией с окружающим миром);

- принцип нелинейности – содержание и форму происходящих процессов сложных систем невозможно четко очертить и ограничить;

- принцип когерентности – т.е. самосогласованности всех частей сложных систем;

- необратимость эволюционных процессов;

- новое понимание будущего, когда паттерны грядущего существуют уже сегодня, а будущее оказывает влияние на текущие процессы;

- главная форма бытия мира – не покой, а становление порядка из хаоса; возможность усложнения или деградации системы в процессе ее динамики;

- принцип фрактальности – главную роль в становлении мира играют не отдельные элементы (тела), а его системные качества;

- фундаментальная роль случайностей в зоне бифуркации системы;

 

Философия науки – раздел философского знания, изучающий общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном конспекте. Основные функции философии науки:

А) постоянная рефлексия над процессом производства знания (ошибки, демаркация, условия проведения исследования и др.);

Б) вписывание достижений науки в социокультурный фон эпохи;

В) синтез философского и конкретно-научного знания.

Философские основания классической науки – парадигмальными науками классического естествознания являлись механика Ньютона, классическая космология, теория Дарвина, учения Павлова, Фрейда и т.д. Все эти концепции исходят из неких общих принципов, которые считались тогда единственно научными. Это – принципы детерминизма, принцип чистой объективности научного знания, принцип абсолютности материи и ее свойств, принцип невозможности альтернативных научных истин об одном и том же предмете, принцип наличия универсального научного метода, принцип прогрессивного развития науки и т.д. Критерием истины выступает опыт.

Философские основания науки – совокупность взаимосвязанных между собой онтологических, гносеологических, методологических и иных понятий и утверждений философии, используемых учеными при создании или обосновании какой-либо научной теории, исследовательской программы, научного направления или даже науки в целом. Сюда относятся такие понятия, как «конечность или бесконечность пространственно-временных отношений», возможность познания или непознания каких-либо объектов, определение условий познаваемости, соотношение и связь различных уровней реальности (физической, идеальной, духовной) и т.д.

Философские основания неклассической науки – парадигмальными науками неклассического естествознания являются теория относительности А. Эйнштейна и квантовая механика (Н. Бор, Гейзенберг и др.). Так, Эйнштейн лишил пространство, время и массу тел абсолютной субстанциональности, сделав их относительными свойствами тел, значение которых зависит от выбора наблюдателем определенной системы отсчета (причем все наблюдатели, утверждая разные значения пространства, время и массы одних и тех же тел относительно своих систем координат, будут одинаково правы). Такой подход утвердил в науке принцип релятивизма, т.е. возможность объективно-субъективного знания и альтернативных теорий об одной и той же предметной области. С другой стороны, развитие квантовой механики показало, что миром правит не жесткий детерминизм; с эпистемологической точки зрения мир вероятностен, им управляет не необходимость, а вероятность как выражение множества случайных событий. Стало ясно, что все физические макротела состоят из множества мельчайших частиц, поведение которых невозможно однозначно описать (т.н. «принцип неопределенности Гейзенберга»), а любая научная истина не только относительна, но и субъективно-объективна (т.к. условия познания прямо влияют на результат познания). Кроме того, квантовая механика показала, что для большинства объектов и систем невозможно их единственно непротиворечивое описание, т.к. они наделены взаимоисключающими свойствами (например, свет обладает и корпускулярными, и волновыми свойствами). Такой «принцип дополнительности» (сформулированный Н. Бором) показал, что научная объективность знания об объекте достигается только через его противоречивое описание.

Философские основания постнеклассической науки – Парадигмальную основу постнеклассического естествознания составляют концепции современной космологии, а также синергетика (И. Пригожин, Г. Хакен). Сущность данного этапа развития науки состоит в том, что она перешла от изучения тел и их свойств к изучению сверхсложных организованных систем, включающих в себя человека как одного из главных элементов и подсистем (биосфера, Космос, экономика и т.д.). Так, современная космология исходит из принципа «универсального эволюционизма» (распространяющего принцип эволюции с живой природы также и на всю неживую природу), а также из т.н. «антропного принципа» (согласно которому эволюция во Вселенной носит направленный характер, целью которого является возникновение человека и общества). С другой стороны, синергетика пришла к выводу, что мир, состоящий в целом из сложных диссипативных систем,, эволюционирует не постепенно, а непредсказуемо и скачкообразно (без учета своего прошлого опыта), и что для его описания необходимо т.н. «нелинейное мышление», предметом изучения которого выступают не законы, а случайности, носящие творчески-конструктивный смысл, и определяемые в целом хаосом (который играет не только разрушительную, но и созидательную роль во Вселенной).

 

Фейерабенд Пол (1924-1994) – американский философ и методолог науки, отстаивал позиции теоретического и методологического плюрализма, относительность критериев рациональности в познании действительности. В своей работе «Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания» (1975 г.) утверждает, что традиционная наука не являет собой единственно правильный путь познания мира; есть и другие пути, в том числе и те, которые современной наукой сегодня подавляются. Главным методологическим принципом анархистской эпистемологии, по Фейерабенду, является лозунг – «допустимо всё». В науке необходимо действовать контриндуктивно, т.е вопреки очевидным эмпирическим фактам. И только в этом отношении возможна пролиферация (т.е. множественность) научных теорий, т.к. использование только одного метода познания ведет к появлению однообразных теорий о науке.

Этос науки – это совокупность устойчивых этических установок и санкционирующих и (или) поддерживающих их ценностных ориентиров. Этос науки определяется в целом задачей научного познания – задачей получения объективно-истинного и обоснованного знания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: