1. Титульный лист
Содержание рабочей программы
1. Целевой раздел:
Пояснительная записка
Цель и задачи основной образовательной программы
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Содержание психолого-педагогической работы
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Целевые ориентиры и планируемые ООПДО результаты освоения Программы.
2. Содержательный раздел:
возрастная группа
• Учебный план реализации ООП ДО в старшей группе МБДОУ ПГО «Детский сад № __». В виде таблицы: Образовательные области и направления развития; Виды детской деятельности;Формы образовательной деятельности.
• Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в старшей группе. В виде таблицы: Направление развития; методические пособия; наглядно – дидактические пособия; рабочие тетради.
• Формы, способы, методы и средства реализации программы в старшей группе. В виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей); способы; методы и приемы; средства)
• Содержание коррекционной работы (Логопункт, психологическая служба; ПМПк ДОУ).
• Взаимодействие с семьей, социумом.
• Планирование работы с детьми в группе:
- Примерное годовое планирование
- Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)
• Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.
|
• Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)
3. Организационный раздел.
• Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей.
• Перечень методических пособий (для реализации основной части и части ДОУ).
• Оформление предметно-пространственной среды.
Похожие записи:
Выступление на семинаре с рабочей программой
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
https://umcbalakovo.com/publ/doshkolnoe_obrazovanie/metodicheskie_rekomendacii/rabochaja_programma_pedagoga_dou/26-1-0-145Рабочая программа педагога ДОУ
Согласно Федеральному закону «Об образовании» (с изменениями от 25.06.2002 г. №71-ФЗ и 22.08.2004 г. №122-ФЗ), статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения», п. 2, пдп. 7, разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов (рабочих учебных программ, учебных программ) входят в компетентность деятельности образовательного учреждения. Рабочая учебная программа — это нормативный правовой акт, учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) программы применительно к конкретному общеобразовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта. Учебная программа— нормативный, правовой акт, детально раскрывающий содержание обучения по конкретному учебному предмету (курсу). Модифицированная учебная программа — учебная программа, подвергнутая структурным изменениям без существенной переработки содержания. Авторская учебная программа — учебная программа, в которой заложена оригинальная авторская идея, коренным образом изменяющая структуру предлагаемого учебного предмета (курса), формирующая иное его содержание в соответствии с образовательными стандартами. Из определений видов учебных программ видны существенные отличия рабочей учебной программы от других видов учебных программ. Прежде всего, она базируется на образовательной программе, имеет характер адаптационной программы, т. е, применительно к условиям конкретного образовательного учреждения, отражает региональную специфику содержания образования. Рабочая программа ДОУсущественно не отличается от этих характеристик. Сложность разработки заключается в достаточном многообразии и вариативности содержания дошкольного образования, его интеграции, взаимопроникновения направлений содержания. Соответственно, это накладывает ответственность на разработчиков рабочих учебных программ в части воздержания от дублирования содержания образовательной программы, допущения бессвязности содержания, незавершенности программы, несоизмеримости содержания и условий его реализации. Исходя из разъяснений и анализа определений, можно утверждать, что рабочая учебная программа ДОУ — это нормативный документ, базирующийся на образовательной программе, содержание которого адаптировано к конкретным условиям ДОУ и отражает его региональные особенности. Рабочая учебная программа ДОУ разрабатывается с учетом: вида ДОУ, характеристики основной образовательной программы, направленной на выполнение государственных требований, специфики образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, базисного учебного плана, определяющего максимальную нагрузку в организованных формах обучения, показателями обучения и развития детей дошкольного возраста. В соответствии с видовым разнообразием ДОУ существуют образовательные программы для выполнения требований стандарта или его превышения по приоритетной направленности. Приоритетная направленность образовательных программ (охрана и укрепление здоровья ребенка, физическое, интеллектуальное, художественно-эстетическое и др. развитие ребенка, коррекция нарушений физического и психического развития, социально-психологической реабилитации ребенка) выбирается дошкольным образовательным учреждением. Содержание приоритетной направленности в деятельности ДОУ основано на содержании образовательной программы, парциальных программ, рабочих учебных программ, авторских учебных программ, разработанных и утвержденных на муниципальном, республиканском или федеральном уровнях. Таким образом, помимо образовательной программы, каждое дошкольное образовательное учреждение соответствующего вида имеет ряд программ разного вида и уровня, способствующих реализации тех направлений деятельности, которые определяются нормативно-правовой документацией учреждения. Рабочая учебная программа ДОУпредполагает систему отбора содержания, форм, методов, технологий, критериев оценки, условий реализации одного или нескольких направлений содержания дошкольного образования, которая базируется на содержании образовательной (комплексной) программы ДОУ в области дошкольного образования. Рабочая учебная программа ДОУ разрабатывается с учетом: вида ДОУ, характеристики основной образовательной программы, направленной на выполнение государственных требований, специфики образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, базисного учебного плана, определяющего максимальную нагрузку в организованных формах обучения, показателями обучения и развития детей дошкольного возраста. Целью разработки рабочей учебной программы в ДОУ является адаптация содержания форм, методов педагогической деятельности к тем условиям ДОУ (особенности развития детей, формирование возрастных групп, нестандартность индивидуальных результатов обучения и воспитания), в котором она будет реализована. Рабочая учебная программа имеет отличие от образовательной программы: произвольную форму представления, соединение частей структуры рабочей учебной программы в логике авторского подхода, линейный, концентрический, интегрированный характер содержания. Начиная работу по созданию рабочей учебной программы, педагогу необходимо проанализировать специфику собственной деятельности в контексте современного состояния дошкольного образования детей и определить необходимость создания рабочей учебной программы, ее назначение и функции. Педагогу важно знать структуру рабочей учебной программы, выделять основные характеристики данного вида программы и уметь проектировать этапы ее реализации. Педагогу необходимо уметь выбрать форму предъявления содержания рабочей учебной программы, учитывать педагогические технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах. Педагог должен отчетливо представлять прогнозируемые результаты реализации рабочей учебной программы и уметь закладывать критерии оценки результативности. В научно-педагогической литературе, посвященной вопросам дошкольного образования детей, выделяют следующие характеристики программы: · целостность — обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и последовательности действий для реализации цели; · реалистичность — соответствие цели и предлагаемых средств ее достижения; · актуальность — ориентация на потребности сегодняшнего дня системы дошкольного образования детей; · прогностичность — способность в планируемых целях и действиях проектировать эффективные решения; · рациональность — определение таких способов достижения цели, которые в конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат; · контролируемость — определение ожидаемых результатов на основе отражения соответствующих способов их проверки; · корректируемость — своевременное обнаружение и быстрое реагирование на возникающие отклонения и изменения. Разработка собственно содержания рабочих образовательных программ должна отвечать ведущему критерию — соответствие современному содержанию и технологиям дошкольного образования, основным направлениям личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, принципам, заложенным в ФГТ. Основными характеристиками рабочих учебных программ являются развивающий характер, учет возможностей самовыражения детей, комплексный и интегрированный подход к содержанию, сочетание коллективных и индивидуальных форм педагогической деятельности, показатели результативности освоения детьми того или иного уровня содержания. Рабочая учебная программа создается педагогом по его собственному замыслу, с учетом потенциала, опыта, видения проблемы, путей решения и, как следствие, имеет свободу ее дополнения, изменения, поэтому и называется рабочей. Программа имеет следующую структуру: · титульный лист, · введение, · учебно-тематический план, · собственно содержание программы, в которое входит: - пояснительная записка к каждому направлению развития детей в данной возрастной группе и перспективный план по видам НОД, - показатели результативности реализации программы (модель предполагаемых результатов освоения содержания программы детьми), - информационно-методическое обеспечение, - приложения. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Титульный лист должен содержать: · название рабочей программы; · наименование образовательного учреждения, в котором работает разработчик (или составитель) рабочей программы, · ФИО и должность руководителя образовательного учреждения, утвердившего рабочую программу; · возрастную категорию детей, для которой разработана данная программа; · сведения о разработчиках (ФИО, данные о квалификации разработчиков); · сведения об утверждении программы (кем и когда была утверждена), · название населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение; · год составления рабочей программы. ВВЕДЕНИЕ Введение содержит обоснование актуальности программы с точки зрения современного развития дошкольного образования, теоретические основы предлагаемой программы, в том числе ведущую идею программы, обоснование специфики отбора содержания программы, указание возраста детей, для которых предназначено содержание данной программы. Во введении необходимо обозначить: - исходный уровень развития способностей, предшествующих знаний, умений, навыков детей, необходимых для качественного освоения детьми содержания рабочей учебной программы; - отметить прогнозируемые результаты освоения детьми программного содержания (объем представлений, умений, навыков, развитие интегративных качеств ребенка); - наметить цель и задачи программы; - описать инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания предлагаемой рабочей программы (содержание тестов, заданий и т. п., представляется в приложении к программе). Целесообразно указать временную продолжительность реализации программы; кратко описать условия для реализации программы, раскрывающие особенности организации педагогического процесса, условия для организации творческой, проблемной, исследовательской деятельности детей, для организации индивидуальных, групповых, коллективных занятий с детьми. Логика изложения программы предполагает наличие цели, конкретизируемой в задачах и методах их решения, прогнозируемого результата и критериев его оценки. Необходимыми требованиями к формулировке цели являются: конкретность, достижимость, измеримость, понятность, ограниченность во времени. При формулировании цели программы необходимо исходить из приоритета воспитания развивающейся личности, контекста целевых установок системы дошкольного образования детей, потенциала образовательного учреждения. Цель выражается в однозначных для понимания формулировках и характеризует ведущий компонент содержания рабочей учебной программы — знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт детей. Цель необходимо описать так, чтобы о ее достижении можно было судить однозначно. Исходя из точной формулировки цели, будет очевиден прогнозируемый результат — описательная модель будущих результатов освоения детьми содержания рабочей учебной программы. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В данном разделе необходимо представить количество видов непосредственно образовательной деятельности с учетом рекомендаций Примерной образовательной программы и Образовательной программы ДОУ. В том случае, если содержание программы реализуется не только в процессе НОД, но и в процессе совместной деятельности с детьми, рекомендуется включить в УТП другие формы организации педагогического процесса. Аналогично включаются в учебно-тематический план любые другие формы организации детской деятельности с учетом их распределения по часам или без него (дополнительное образование). В рабочую программу необходимо включить учебно-тематический план той возрастной группы, по которой составляется рабочая программа. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Степень подробности описания собственно содержания рабочей программы (по направлениям развития детей дошкольного возраста и разделам образовательной деятельности), конечно же, зависит от автора, но вместе с тем обусловлена необходимостью соблюдения таких качественных характеристик, как понятность и доступность. В содержании рабочей учебной программы последовательно и системно раскрывается то содержание, которое будет изучаться с детьми в процессе НОД. Оно может быть представлено в виде задач, тем, разделов, блоков и т.д. В описательном варианте основное содержание рабочей учебной программы указывает на последовательность изучения материала, характерные признаки содержательной направленности, отчетливый образ предполагаемых результатов, характерные признаки взаимосвязи содержания образовательных программ и содержания, превышающего требования стандарта в соответствии с видом ДОУ. После Пояснительной записки следует перспективное планирование деятельности с детьми каждой возрастной группы. Вариантов перспективных планов достаточно много, однако многие из них не всегда рассматривают содержание целостно, чаще наоборот — разъединяют содержание при планировании на составные части, тем самым нарушается первый принцип планирования — принцип системности и целостности содержания. Перспективное планирование всегда являлось приоритетом деятельности педагога ДОУ, поэтому планы могут быть изменены в связи с оригинальными идеями разработчика (составителя) программы. Вариантов перспективного планирования множество и содержат основные компоненты педагогической деятельности по реализации программы: содержание, формы, методы, приемы, прогнозируемые результаты, условия реализации программы, тем самым представляя целостный, законченный вариант предъявления и оформления основного содержания рабочей учебной программы. Каждый разработчик рабочей программы вправе выбрать свою форму перспективного плана, разработанного в соответствии с принципом комплексно-тематического планирования. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ(МОДЕЛЬ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫДЕТЬМИ) Показатели результативности реализации программы предполагают в описательном или схематическом варианте определить те предполагаемые результаты, на достижение которых указывает цель программы. Показатели рассматриваются как совокупность решения задач обучающего, развивающего и воспитывающего характера. Разработчику программы уместно указать планируемые промежуточные и итоговые результаты освоения программы по образовательным областям или интегративным качествам (в соответствии с рекомендациями, заложенными в Образовательной программе ДОУ). ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫИнформационно-методическое обеспечение рабочих программ предполагает информацию об обеспеченности программы всем необходимым материалом, оборудованием, техническими и иными средствами обучения. Для полноты восприятия и проектирования необходимых условий реализации рабочей учебной программы уместней представлять материал в таблице, что позволит целостно увидеть информационно-методическое обеспечение, которое необходимо для реализации программы. Информационно-методическое обеспечение программы можно представлять и в других формах схематического изображения: «спирали», «планетарной» модели и т. д. (в зависимости от структуры программы и ее содержания). Если в перспективном планировании содержания программы предусмотрен раздел описания информационно-методического обеспечения (таблица 6), то отдельно выводить данную структурную единицу программы представляется нецелесообразным. Если в перспективном планировании содержания программы предусмотрен раздел описания информационно-методического обеспечения то отдельно выводить данную структурную единицу программы представляется нецелесообразным. ПРИЛОЖЕНИЯ К РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ В приложениях могут быть представлены конспекты НОД, рабочие тетради, описание вариантов диагностических заданий, которые педагог использует для определения результативности работы по данной программе или программа диагностики, эскизы, схемы, таблицы, циклограммы планирования режимных моментов, проведения прогулок и т.д. Использованная литература: С.Н. Штекляйн, Т.В. Хабарова «Рабочая учебная программа в дошкольном образовательном учреждении», издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт-Петербург |
|