Факторы развития предпринимательства




 

Предпринимательство как фактор производства

Впервые теоретическая концепция предпринимательства была описана в работах Ричарда Контиллиона в 1725— 1730 гг. В течение последующих 250 лет теория предпри­нимательства развивалась в трудах различных ученых и экономистов, которые считали, что предпринимательская деятельность является одним из важнейших факторов про­изводства.

Предпринимательская деятельность — специфиче­ский фактор производства, способствующий удовлетво­рению общественных потребностей и получению личной выгоды либо дохода предпринимателем.

Предпринимательство — это особый фактор производ­ства, поскольку требует специальных знаний, умений и навыков. Предпринимательство осуществляет соединение труда, капитала и природных ресурсов в наиболее эффек­тивных пропорциях с целью максимизации дохода.

Предпринимательство — это метод ведения хозяйства и особый тип экономического мышления.

Качества, которыми должен обладать предприниматель:

• ответственность за принимаемые решения;

• ориентация на достижение коммерческого успеха;

• новаторство, деловитость, гибкость, способность идти на риск.

Субъекты и объекты предпринимательства

Субъектами предпринимательской деятельности являются физические лица (индивидуальные предприни­матели) и юридические лица (коммерческие и некоммер­ческие организации) (схема 1).

Схема 1

 

Индивидуальные предприниматели — это физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица, зарегистри­рованные в установленном законом порядке. Индиви­дуального предпринимателя характеризует полная имущественная ответственность по всем обязательствам.

Юридическое лицо — это организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приоб­ретать гражданские права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в арбитражном суде.

Все юридические лица подразделяются на коммерче­ские и некоммерческие организации.

Коммерческими организациями являются предпри­ятия, деятельность которых основана на получении при­были и распределении полученной прибыли между участ­никами. Организации, не имеющие в качестве такой цели извлечение прибыли, являются некоммерческими.

К некоммерческим организациям относятся потре­бительские кооперативы, учреждения, общественные организации, религиозные организации и объединения, благотворительные и другие фонды.

Объектами предпринимательской деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга, т. е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.

Цели и факторы развития предпринимательства

Цель и факторы предпринимательской деятельности главным образом исходят из концептуальной идеи фирмы (схема 2).

Схема 2

Составляющие концептуальной идеи фирмы

 

Основной смысл существования предпринимательской деятельности заключается в получении выгоды, максими­зации прибыли. Достичь этой цели можно только через удовлетворение спроса покупателя, а покупатель желает приобрести товар (услугу) высокого качества и по низкой цене. Естественно, для достижения своей цели предпри­ниматель должен произвести качественный и доступный по цене товар (услугу). Для этого он должен использовать все свои умения, способности по эффективной организации своей деятельности. Таким образом, к основным целям предпринимательства относятся:

• получение и максимизация прибыли;

• удовлетворение спроса конечного потребителя;

• эффективная организация деятельности (снижение издержек, поиск новых источников сырья, новых методов производства, внедрение инноваций и т. д.).

Достижению данных целей способствуют факторы развития предпринимательства. Факторы развития пред­принимательства — это параметры, определяющие воз­можности и характер проявления свойств предпринима­тельской функции.

К факторам, определяющим конкретные условия дея­тельности предпринимательства, относятся природно-де- мографические, социально-культурные, технологические, экономические, институциональные, правовые, политиче­ские (рис. 15).

Организационно-правовые формы предприниматель­ства. Их преимущества и недостатки

Гражданским кодексом РК установлен состав организа­ционно-правовых форм предприятий — юридических лиц и определены права граждан — физических лиц.

• Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации их в качестве индивидуального предпринимателя, а также создавать юридические лица самостоятельно или совместно с дру­гими лицами.

В соответствии с законодательством коммерческие предприятия в Республике Казахстан функционируют в следующих организационно-правовых формах:

• хозяйственные товарищества;

• акционерные общества;

• производственные кооперативы;

• государственные предприятия.

 

1. Природно-демо- климатические условия, качество земель, сырье-

графические факторы вая база, численность и половозрастная структура

2. Социально­культурные фак­торы 3. Технологиче­ские факторы
населения

нравственные и моральные нормы, религиозные воззрения, образовательный уровень населения

уровень развития индустрии страны, науки и тех­ники

развитие банковской системы, страхового дела, развитость каналов сбыта и снабжения, наличие рыночных посредников степень развития хозяйственного права, регулирова­ние взаимоотношений агентов хозяйственного обо­рота, законодательная защита предпринимательства устойчивость политических институтов, характер взаимоотношений общества и государства
5. Институцио­нальные факторы 6. Правовые факторы 7. Политические факторы
4. Экономические факторы
степень развития рынков, объем совокупного спро­са, уровень рыночной конкуренции

 

 

Хозяйственным товариществом признается ком­мерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Хозяй­ственные товарищества — это юридические лица, от­деленные от лиц, являющихся их собственниками (учре­дителей или акционеров). Они действуют от собственного имени, имеют собственное руководство и место располо­жения.

Акционерным обществом (АО) признается юриди­ческое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности.

Производственным кооперативом (ПК) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной предпринимательской деятельности, ос­нованной на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных взносов (паев).

Государственные предприятия могут быть как ком­мерческими, так и некоммерческими организациями. Обычно сфера и объем их деятельности определяются по­средством политического процесса (т. е. через выборы в представительные органы власти, назначение правитель­ства и т. п.), а не рынком.

Каждая из этих форм организации предпринима­тельства имеет свои преимущества и недостатки. В ка­честве сравнения рассмотрим самые распространенные организационно-правовые формы бизнеса в Казахстане: товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), акционерные общества (АО), индивидуально-частные предприятия.

 

 

  Преимущества Недостатки  
1 2 3  
ТОО возможность получения статуса субъекта малого предпринимательства — это означает сокращенные сроки регистрации, меньший сбор за регистрацию, возмож­ность применения упрощен­ной декларации и мн. др.;более простое управление — обычно органами управления являются общее собрание участников (высший орган) и директор (исполнительный орган); простая процедура со­зыва и проведения собраний участников;небольшой минимальный размер уставного капитала;отсутствие ограничений по числу участников. необходимость государ­ственной перерегистрации при изменении состава участников ТОО;при продаже участником доли в имуществе ТОО не­обходимо соблюдать право преимущественной покуп­ки этой доли остальными участниками.  
  переход права собственно­сти на акции не влечет необ­ходимости перерегистрации юридического лица;возможность привлечения дополнительного капитала путем их размещения (про­дажи). крупный минимальный размер уставного капи­тала;более сложная процедура регистрации;необходимость регистра­ции эмиссии акций и отче­тов в Комиссии по ценным бумагам;  
Акцио­ нерное обще­ ство   • более сложная структу­ра органов управления и сложный порядок прове­дения их собраний и при­нятия решений.
Инди- виду- ально- част- ное пред­ прия­ тие простая и недорогая организация;свобода действий;существенные стимулы к эффективной деятельности. ограниченность финан­совых ресурсов;полная финансовая от­ветственность.
           

 

 

Контрольные задания.

 

1. Назовите цели и факторы развития предпринимательства.

2. Назовите организационно-правовые формы предприниматель­ства. Их преимущества и недостатки.

 

Список литературы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: