Уильям Фолкнер и роман «Шум и ярость»




 

1. Композиция романа. Пространство и время художественного текста.

2. Принцип множественности рассказчиков в романе:

- образы Бенджи, Квентина, Джейсона, Дилси;

- точка зрения автора;

- значение пятой части романа

3.Прием потока сознания. Отличие техники потока сознания у Фолкнера от Дж. Джойса.

4. Проблема времени в романе «Шум и ярость».

5. Значение женских образов: Кедди, Квентина, Дилси.

6. Значение библейских символов и аллюзий в романе.

7. Стилистические особенности романа. Роль вставной новеллы.

8. Природа эпического в произведениях Фолкнера:

- синтез истории, мифологии, психологии;

- элементы «южного мифа» в романе «Шум и ярость»

9.Место романа «Шум и ярость» в Йокнапатофском цикле романов Фолкнера.

Литература для подготовки:

Фолкнер У. Статьи, речи, интервью, письма. М., 1985.

Засурский Я. Поток сознания. «Шум и ярость» Уильяма Фолкнера // Засурский Я. Американская литература XX века. М. 1984, с. 229 – 255.

Савуренок А. Романы У.Фолкнера 1920–1930-х годов. Л., 1979.

Анастасьев Н. Владелец Йокнапатофы: Уильям Фолкнер. М., 1991.

Коллоквиум № 3 (май)

Экзистенциалистская проблематика в романе А. Камю «Чума»

1. Понятия абсурда, свободы и бунта в философии А. Камю (от «Мифа о Сизифе» к «Бунтующему человеку»).

2. Семантика центрального образа чумы и значение многоплановой структуры романа.

3. Жанровая специфика романа «Чума».

4. Система персонажей романа как основа для выражения и столкновения разных идейных и нравственных позиций. Значение образов Риэ, Тарру, Грана, Рамбера, Панлю, Отона, Коттара в философской концепции романа. Проблема экзистенциального героя.

5. Значение финала романа.

6. Специфика натурализма и символизма романа. Особенности хронотопа.

Литература для подготовки:

Камю А. Миф о Сизифе (Эссе об абсурде)

Камю А. Бунтующий человек.

Великовский С. Грани «несчастного сознания». Театр, проза, философская эссеистика, эстетика Альбера Камю. М., 1973.

Великовский С. В поисках утраченного смысла. М., 1979.

Фокин С. Альбер Камю. СПб., 1999.

Руткевич А. Философия А. Камю // Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. М., 1990.

 

 

Темы рефератов

(один – обязательный, 2-ой – по желанию)

 

Развитие традиций «новой драмы» в драматургии Б. Шоу.

Философская проблематика в драматургии Б. Шоу.

«Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу как «фантазия в русском стиле».

Драматический конфликт в пьесе Шоу «Дом, где разбива­ются сердца».

Специфика «мифологического метода» (Т.С. Элиот) в «Улиссе» Дж. Джойса.

Мифологема пути в романе Дж. Джойса «Улисс».

Сопоставительный анализ 15-го эпизода «Улисса» и сцен Магического театра в «Степном волке» Г. Гессе.

Ирония и пародия в романе Дж. Джойса «Улисс».

Анализ миметического (подражатаельного) письма в одном из эпизодов романа «Улисс» (на выбор).

Персонажи сборника новелл Джойса «Дублинцы» в романе «Улисс». «Улисс» Дж. Джойса и кинематограф.

Значение трагического финала в романах «Смерть героя» Р. Олдингтона, «На западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка и «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя.

Особенности «музыкальной» композиции романа «Смерть героя» Р. Олдингтона.

Проблемы «потерянного поколения» в романе Р. Олдингтона «Все люди – враги».

Специфика хронотопа романов Р. Олдингтона («Смерть героя» или «Все люди – враги»).

Тема любви и искусства в романах Р. Олдингтона («Смерть героя» или «Все люди – враги»).

Образ героя в романах Р. Олдингтона «Смерть героя» или «Все люди – враги».

Р. Олдингтон и модернизм.

Конфликт в романе О.Хаксли «О дивный новый мир».

Образ Дикаря в романе О.Хаксли «О дивный новый мир».

Сравнительный анализ хронотопа романов О.Хаксли «О дивный новый мир» и Дж. Оруэлла «1984».

Специфика жанра романа-антиутопии в «О дивный новый мир» О. Хаксли и «1984» Дж. Оруэлла.

Особенности анализа социальной психологии в романах А. Кестлера «Слепящая тьма» и Дж. Оруэлла «1984».

Анализ современной цивилизации в романах Г. Уэллса «Игрок в крокет» и У. Голдинга «Повелитель мух».


Творчество Ф. Кафки в оценках М. Брода и Э. Канетти.

Влияние кафкианской образности в последующей литературе (Г. Грасс, С. Беккет и др.).

Проблема идентичности и «множественности Я» в творчестве Г. Гессе. Особенности и значение композиции романа «Степной волк».
Второстепенные персонажи романа «Степной волк»: место в конструкции.
Отношение героя Гессе к категории времени (в романах «Степной волк» и «Игра в бисер»).
Категория утопического в романе «Игра в бисер» Г. Гессе.
Роль «жизнеописаний» Кнехта в романе «Игра в бисер».
Мифологема «учитель – ученик» в романе «Игра в бисер».
Тема служения в «Игре в бисер».
Иозеф Кнехт и отец Иаков.
Значение натуралистической детали в романе Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен».
Роль рассказчика в романе Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен».
Мотив «неправедных учителей» в романе Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен».
Проблема поисков положительного идеала в военном романе Э.М. Ремарка.

К.С. Станиславский и Б. Брехт: особенности театральных систем.

Природа драматического конфликта в пьесах Брехта (на материале 1-2 пьес).
Проблема «героя» в драматургии Б. Брехта (на материале 1-2 пьес).
Эпический театр Брехта и современная история.
Влияние эпического театра Брехта на драму и театр 2-ой половины XX в.
Поиски героя «нового типа» в романе Р. Музиля «Человек без свойств».
«Человек без свойств»: структура романа и ее значение.
Философские идеи Ф. Ницше в «Человеке без свойств».
«Бессвойственный индивид» Ульрих и окружающие: смысл взаимодействия (на примере 2-3 персонажей романа).
Испытание идеи «сверхчеловека» в романе «Человек без свойств».
Мир «повторения подобного» в романе-эссе Р. Музиля «Человек без свойств».
Любовные линии в романе-эссе Р. Музиля «Человек без свойств».
Жанр интеллектуального романа (на примере романа «Игра в бисер» Г. Гессе, «Волшебная гора» или «Доктор Фаустус» Т. Манна).
Утопия и антиутопия в «Волшебной горе» Т. Манна и «Игре в бисер» Г. Гессе.

Легенда о Фаусте в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».

Значение музыкальной проблематики в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».

Тема «прозакладывания души» у Т. Манна и разговор Ивана Карамазова с чертом.

Тенденции искусства XX века в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».


Новая концепция романа в творчестве М. Пруста.
Образ «другого человека» в романе М. Пруста «В поисках утраченного времени».
Специфика интерпретации темы любви в творчестве М. Пруста.
Бальзаковская традиция и ее переосмысление в творчестве М. Пруста.
Проблема утраченного и обретенного времени в романе М. Пруста «В поисках утраченного времени».
Особенности психологизма в романе «По направлению к Свану».
Тема искусства в творчестве М. Пруста.
Значение памяти и впечатления в прустовской концепции человеческой личности.
Оппозиция объективного и субъективного времени в творчестве М. Пруста.

Образ рассказчика-героя Марселя в романе М. Пруста «В поисках утраченного времени».
Влияние христианского эволюционизма П.Тейара де Шардена на творчество А.де Сент-Экзюпери.
Понятие «цивилизации» в книге «Военный пилот» А.де Сент-Экзюпери.
Значение образа собора в «Военном пилоте» А.де Сент-Экзюпери.
Значение библейских символов и аллюзий в творчестве А.де Сент-Экзюпери (на примере «Военного пилота», «Маленького принца», «Цитадели»). Жанровые особенности прозы А.де Сент-Экзюпери как отражение процесса эссеизации в литературе ХХ в.

Роль притч (о пленных берберах, об алхимике, о садовниках и др.) в «Цитадели» А.де Сент-Экзюпери.

Проблема абсурда и отчуждения в романе Ж.-П.Сартра «Тошнота».

Традиции Бальзака и Флобера в романе Ж.-П.Сартра «Тошнота».

Значение линии Самоучки в романе Ж.-П.Сартра «Тошнота».
Понятия «выбора», «свободы» и «ответственности» в пьесе Ж.-П.Сартра «Мухи».

Образ Юпитера в пьесе Ж.-П.Сартра «Мухи».
Соотношение планов иносказательно-исторического и универсально-философского в пьесе Сартра «Мухи».
Соотношение рассказчик - герой в структуре романа А.Камю «Чума».
Соотношение планов конкретного, иносказательно-исторического и универсально-философского в романе «Чума».
Традиция философской повести Вольтера в романе А.Камю «Чума».
Символика солнца и моря в романе А.Камю «Чума».
Роль пишущих персонажей в романе А.Камю «Чума».

Иллюстративность образной системы у французских писателей-экзистенциалистов (на примере произведений Ж-П.Сартра и А. Камю).

Интерпретация античного мифа в драматургии ХХ в. (на примере 2 пьес на выбор: «Троянской войны не будет» Ж. Жироду, «Траур – участь Электры» Ю. О’Нила, «Мухи» Ж-П. Сартра, «Антигона» Ж. Ануя).

 

Первая мировая война в творчестве Э. Хемингуэя.

Проблема автора и героя в произведениях Э. Хемингуэя («Прощай, оружие», «По ком звонит колокол», «Старик и море» – на выбор).

Роль подтекста в произведениях Э. Хемингуэя.

Анализ пространственно-временной структуры произве­дений Э. Хемингуэя (на выбор).

Гражданская война в Испании в романе Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол».

Притчевый характер повести Э. Хемингуэя «Старик и море».

Анализ образной системы произведений Э. Хемингуэя («Прощай, оружие», «Фиеста», «По ком звонит колокол», «Старик и море» – на выбор).

Категория времени в романе У. Фолкнера «Шум и ярость».

Значение пятой (исторической) части романа У. Фолкнера «Шум и ярость».

Роль Дилси и пасхального богослужения в романе «Шум и ярость».

Значение вставной новеллы в романе У. Фолкнера «Шум и ярость».

Библейская образность в романах «Шум и ярость» У. Фолкнера и «Гроздья гнева» Дж. Стейнбека.

Образная система и конфликт романа Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби».

Автор – рассказчик - герой в романе Ф.С. Фицджералда «Великий Гэтсби».

Особенности композиция драмы Ю. О'Нила («Любовь под вязами» или «Долгое путешествие в ночь»).

Драматический конфликт в пьесе Ю. О'Нила «Любовь под вязами».

Драматический конфликт в пьесе Ю. О'Нила «Долгое путешествие в ночь».

Жанр пьесы Ю. О’Нила «Долгое путешествие в ночь»: современная трагедия или мелодрама.

Героини в амери­канской драме ХХ века (на выбор: Мэри Тайрон, Линда Ломен, Бланш Дюбуа и др.).

Трилогия Дж. Дос Пассоса «США» как эксперимент в стиле литературного конструктивизма.

Способы достижения эпичности в трилогии Дж. Дос Пассоса «США» (на примере одного из романов).

Использование приемов и методов смежных видов искусства в трилогии Дж. Дос Пассоса «США» (на примере одного из романов).

Проблема героя в трилогии Дж. Дос Пассоса «США».

Современная история в трилогии Дж. Дос Пассоса «США».

Своеобразие компози­ции трилогии Дж. Дос Пассоса «США» и романа Дж. Стейнбека «Гроздья гнева».

Холден Колфилд – предтеча молодежного авангарда 1960-70-х годов.

Холден Колфилд (Дж. Селинджер «Над пропастью во ржи») и Ганс Шнир (Г. Белль «Глазами клоуна»).

«Американская мечта» в прозе и драматургии США ХХ в. (на примере 2 произведений: Т. Драйзер, Ю. О'Нил, Ф.С. Фицджералд, А. Миллер и др.).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: