Постепенно перед главными героями встаёт вопрос: «Что делать дальше? Как распутывать клубок постоянно растущей лжи? Как остановить эту лавину и выбраться из-под неё?» У них один выход – отправиться в Эквадор и добраться до американского посольства – только так они не «ударят в грязь лицом», и их ложь останется тайной.
В Эквадоре, оказавшись в какой-то убогой забегаловке, они по первому же предложению употребляют психотропные вещества. Двое взрослых мужчин абсолютно не отдают себе отчёт в том, что это опасно и может поломать их жизни. И с этого момента мы начинаем наблюдать метаморфозы с Финчем – его превращение из тряпки в настоящего мужика.
Отчасти, превращение Финча в настоящего мужчину спровоцировано экстремальными условиями: его бросила жена, он висит на волоске от того, чтобы распрощаться со своей карьерой, в Эквадоре он оказывается на волосок от смерти. Но есть и другая составляющая – это наркотик, от употребления которого в безвольном, слабохарактерном поведении Финча начинают проявляться черты сильного, волевого поведения, пусть и слегка грубого: даже Фрэнк не решается выстрелить в одного из своих похитителей, что с лёгкостью делает Финч. В состоянии наркотического отравления Финч превращается в настоящего гангстера, который как настоящий профи расстреливает наотмашь из автомата целую мафию в глубинке Эквадора.
При этом важно помнить, что подобные изменения в поведении Финча, в его образе, чётко привязываются к психотропным веществам – без них он бы был не способен на такие действия. Таким образом, нам демонстрируют, что употребление наркотических ядов в некоторых экстремальных ситуациях может быть даже полезным, а слабовольным «хлюпикам» вообще рекомендуется.
|
Художественная привязка наркотиков к образу мужественности – есть не что иное, как работа в интересах наркотическое лобби. В таких случаях сразу же надо включать критическое мышление: «Превратился бы он в такого мужика под действием наркотиков? Смог ли бы он так хорошо стрелять из автомата под наркотическим опьянением? Смог ли бы он вообще покинуть камеру, где их держали?» Конечно, он не смог бы превратится в чемпиона по стрельбе, съев бумажку, пропитанную какой-то химией, и его слабовольность никуда не исчезла бы, возможно, даже усилилась бы. Но разве тогда выглядели бы наркотики так привлекательно? Разве были бы они тем чудодейственным средством, решающим все проблемы прямо на глазах? Вот так, в, казалось бы, безобидную комедию под маской юмора могут быть вшиты очень опасные вещи.
Конечно, многие могут возразить: «Ничего тут такого нет. Я ведь не побежал после этого фильма наркотики покупать». Да, после данного кино никто сразу не побежит к дилеру. Но образ наркотических ядов, отношение к ним постепенно начинают приобретать совершенно иной окрас. Вспомните фильм «Такси», где начальник полиции случайно употребил кокаин, и, весь обсыпанный белым порошком, превратился в настоящего «Рэмбо» с пулемётом в руках, выпуская ленты патронов в бандитов. А сюжет с главным героем фильма «Плохие парни 2», когда в результате употребления экстази у него, наконец-то, просыпается его «мужская сила» – снова привязка мужественности к отравляющим веществам!
Примерно то же самое происходило с сигаретами в последних десятилетиях двадцатого века: главные герои в кино – «настоящие мачо», постоянно были с сигаретой в зубах. Табачное лобби вкладывало очень много средств в создание образа крутого ковбоя, одинокого волка в шляпе с дымящейся папиросой во рту, как в открытой рекламе, так и в кино. Многие, кому за тридцать или около того, вспомнят таких героев. Хотя и сейчас подобные герои на экране – не редкость.
|
Появление комичных сюжетов с наркотиками, привязка их к образу мужественности – далеко не случайность. Многие подростки, благодаря подобным сюжетам в молодёжных комедиях, уже и марихуану не считают наркотиком, отчего её употребление в молодёжной среде неуклонно растёт. Что будет, когда вырастет новое поколение, которое не будет считать табуированными более тяжёлые и быстрые формы самоуничтожения?
Снова идёт перепрошивка мозгов, и то, что раньше считалось крайне опасным для жизни и здоровья, теперь всё чаще демонстрируется как нечто новое, интересное, смешное, связанное с образом настоящего мужского поведения.
Что будет, если ребёнку пятнадцати лет, насмотревшемуся подобных сюжетов, в шумной компании кто-нибудь предложит испытать новые ощущения со словами «не будь тряпкой, ты же – настоящий мужик или нет»? Откажется ли он? Или замыленность глаз всё же сработает в пользу наркотического лобби, и в этом мире появится ещё один зависимый с неустойчивой психикой, плохим здоровьем и сломанной судьбой?
Наркотики
Cцена превращения Финча в настоящего мужчину после употребления наркотиков. Тема «наркотики=мужественность» в фильме выглядит настолько выпукло и навязчиво, что невольно возникает мысль о неслучайности происходящего на экране. Кроме того, подобное довольно часто появляется в кино комедийного жанра: Такси, Плохие парни 2, Красотки в бегах, Волк с Уолл-стрит и т.д. Цель данной сюжетной составляющей в медиапродукции – создание нового образа наркотикам, более пафосного, глянцевого, привлекательного. Слоганом к данному фильму могла бы послужить фраза: «Употреби наркотик – стань настоящим мужиком». Также в картине присутствует множество эпизодов с употреблением алкоголя.
|
Секс
Жена Финча изменяет ему с его же товарищем и коллегой по работе – Фрэнком. Она предлагает Фрэнку периодически встречаться, на что Фрэнк отвечает отказом.
Насилие
Сцены перестрелок, убийств.
Мораль
Фильм позволяет взглянуть на другую сторону медали медиапространства, знакомит нас с некоторыми механизмами работы СМИ, методами, с помощью которых можно манипулировать общественным сознанием. Мир, который мы видим из телеэкранов, вполне может быть ширмой, за которой нет вообще ничего, кроме горстки людей, стремящихся заработать на нашем внимании.
Конечно, в этом смысле фильм ничего нового не рассказал – подобные вещи давно муссируются в интернете. Но ещё раз напомнить о том, что СМИ не всегда добросовестно выполняют свои функции, часто преследуют свои корыстные цели или работают в угоду правящему режиму, будет совсем не лишним. Проблема только в том, что это не тема для шуток. Юмористическая форма подачи одной из главных проблем современности формирует к ней лёгкое и неадекватное обстановке отношение. Безответственность сотрудников СМИ несёт обществу колоссальные проблемы и бедствия, по сути каждый из нас является заложником существующей системы и в любой момент может статьи её жертвой. Уместен ли здесь смех или надо вести серьёзный разговор о том, как бороться с ложью в средствах массовой информации?
Также в фильме показана ещё одна сторона современной жизни – это путь к успеху и процветанию, который, согласно западному мировоззрению, должен строиться по принципу «плевать на всех». Жена Финча и её успех на фоне трагедии мужа, который якобы находится в плену, – это яркий пример такого пути, да и само поведение главных героев – из этой же серии. Однако будет ли общество нормальным, если каждый будет плевать на каждого – это тема отдельной статьи, но уже и сейчас многим понятно, что подобный вопрос является, скорее всего, риторическим, и ответ на него очевиден.
Олег Ищущий
«Спокойной ночи, мистер Том»
«Спокойной ночи, мистер Том»: Берегите детство
Наркотики +
Секс +
Насилие +/-
Мораль +
Возрастное ограничение: 12+
Фильм «Спокойной ночи, мистер Том» (Великобритания, 1998г., режиссёр Джек Голд) повествует о событиях, развернувшихся в тихой английской деревушке в 1939 году, когда Великобритания вступила во Вторую мировую войну.
Один из главных героев, старый одинокий вдовец Том Оукли, не мог и предугадать, как изменит его жизнь заявление премьер-министра Чемберлена о вступлении Англии в войну, которое он услышал по радио сентябрьским днём на общем собрании в церкви.
Столица Великобритании начинает подвергаться жестоким воздушным атакам фашистов, и поэтому многих лондонских детей начинают эвакуировать в глубинку, спасая от бомбёжек. На местах этих детей распределяют жить в любые дома деревенских жителей, где есть для этого свободный угол. Вот так однажды на пороге дома Тома Оукли появляется десятилетний мальчик Уильям Бич.
Надо сказать, Оукли, слывущий в своей деревне угрюмым, нелюдимым и неуживчивым чуть ли ни мизантропом, совсем не рад свалившейся на него обузе, и поначалу всеми силами старается сбросить с себя эту обязанность. Но непреклонность деревенских властей и давление местного общества не оставляет ему выбора – мальчик поступает на попечение Тома.
Трудно даётся старому вдовцу педагогическая стезя, ведь судьба не дала ему возможности реализовать себя в роли отца – ещё в далёкой молодости Том Оукли лишился семьи, жены и маленького сына. Ещё труднее Тому приходится с маленьким Уиллом и оттого, что этот мальчик своим внезапным появлением тревожит старые душевные раны пожилого мужчины, которые всю свою жизнь он так старательно пытался скрыть от себя самого.
Да и мальчика нельзя назвать простым в обращении: у него сразу же обнаруживается несколько непонятных и тревожных странностей. Маленький Уилл пугается любых громких звуков, пищу поглощает механически, словно по предписанной необходимости, каждое утро просыпается в обмоченной постели, а при виде раскалённой в камине кочерги теряет сознание от ужаса. Отчасти объяснение этим странностям парнишки старый Том находит в пакете с вещами, собранными Уиллу в дорогу его матерью: одежды среди них почти нет, не считая пижамы, зато есть увесистый ремень и письмо матери мальчика с просьбой использовать этот предмет по отношению к её сыну как можно исправнее, ибо, по её словам, он слишком подвержен греховности.
Окончательно всё становится на свои места, когда однажды утром Том, переодевая Уилла, впервые видит спину мальчика, которая красноречиво гласит о старательности матери в наставлении сына на пути истинные.
Постепенно Уилл и старый мистер Том сближаются и очень привязываются друг к другу. Старик не только восполняет пробелы в его воспитании и обучении, но и даёт мальчику то, чего он, похоже, был лишён всю жизнь – настоящие заботу и внимание, тёплое душевное отношение и участие.
У мальчика появляются успехи в школе, а ещё открывается замечательный талант художника, который мистер Том поддерживает и бережно поощряет. Через несколько месяцев пребывания у Тома Уилл изменяется до неузнаваемости: от прежнего забитого мальчонки с затравленным взглядом ничего не осталось, и теперь перед нами весёлый жизнерадостный мальчуган, у которого есть друзья, любимое дело и естественный детский задор, а постель мальчика отныне суха по утрам.
Эту идиллию прерывает внезапное письмо матери Уилла, требующей его возвращения в Лондон. Старик Том отпускает мальчика с тяжёлым сердцем. После его отъезда тревога Тома нарастает с каждым днём, когда он слушает сообщения о постоянных бомбёжках Лондона по радио. Но не только угрозы войны страшат мистера Тома. В один из дней он случайно находит выброшенный им когда-то ремень, прибывший с вещами Уилла. И это подталкивает Тома к решительным действиям – он отправляется на поиски мальчика, от которого уже много недель нет вестей.
Поиски мистера Тома увенчиваются успехом, но обстоятельства, в которых он находит Уильяма, заставят содрогнуться даже самых стойких людей от ужаса и боли. В этот момент кажется, что жизнь мальчика исковеркана навсегда и непоправимо.
Огромные усилия приходится приложить Тому Оукли, чтобы вернуть мальчика себе, вернуть к нормальной жизни. Для этого он вступает и в борьбу с жестокой бюрократической машиной государства, и в противостояние с цепкими пальцами бесчеловечной детской психиатрии того времени.
Чему учит фильм?
Фильм призывает нас вспомнить о том, как хрупок мир детства и как важно нам, взрослым, этот хрупкий мир беречь. Во времена войн, социальных неурядиц и бед общества мы, взрослые, настолько сосредотачиваемся на задачах выживания, что порой не замечаем, как весь этот груз вместе с нами невольно начинают нести наши дети. Более того, зачастую дети становятся жертвами наших обид на жизнь и вынуждены расплачиваться за наши неудачи и жизненные крахи.
В такие времена люди становятся разобщёнными, начинают жить по закону джунглей «каждый сам за себя», и порой мы не знаем даже, кто наши соседи, каково им живётся и не требуется ли какая-то помощь и поддержка. Сейчас у нас это «не принято», тогда как в изначальной культурной традиции нашего народа было совсем иначе. И когда-то действительно поговорка «чужих детей нет» отражала реальное умонастроение народа. Дети наиболее беззащитны перед угрозами, исходящими от современного мира, и фильм призывает не забывать это, а также не терять в таких ситуациях стремления к сплоченности, взаимовыручке, неравнодушию друг к другу. Об этом красноречиво свидетельствуют слова мистера Тома Оукли, которые он говорит Уиллу:
- Проблема в том, что идёт война, и люди настолько заняты спасением самих себя, что не замечают, что кому-то тоже нужна помощь.
Именно об этом предлагает поразмышлять картина в трогательной, чисто по-английски вдумчивой манере.
Наркотики
Отсутствуют.
Секс
Отсутствует.
Насилие
Сцены последствий жестокого обращения с ребёнком.
Мораль
Берегите детство.
Маргарита Новицкая
«Стажер»