ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
Цель практических занятий – углубление, расширение, детализация полученных на лекциях знаний, выработка профессионально значимых умений и навыков.
Функции практических занятий
На практических занятиях студенты приобретают:
– навыки применения правовых норм к конкретным ситуациям;
– навыки толкования нормативных документов;
– умение находить нужные нормы среди многочисленных правовых актов;
– возможность проявить собственную индивидуальность, самостоятельность мышления, способность отстаивать свою позицию.
Требования к планированию практических занятий
Этапы подготовки преподавателя к проведению практического занятия:
№ | Этапы |
Проработка темы занятия с привлечением новейших нормативных материалов, судебной практики, специальной литературы | |
Решение всех заданных задач, чтобы избежать неожиданностей и быть готовым ответить на любые вопросы, относящиеся к содержанию каждой задачи | |
Составление плана проведения практического занятия: определение времени, которое потребуется на каждый этап занятия (вступление, обсуждение теоретических вопросов, решение задач, подведение итогов) | |
Определение студентов, которых нужно опросить по данной теме, чтобы обеспечить равномерное участие всех студентов в учебной деятельности и проверку их знаний, умений, навыков | |
Обдумывание и определение задания для самостоятельной работы студентов на следующее занятие |
Структура практических занятий
Элементы структуры | Содержание |
Организационный момент | Преподаватель приветствует студентов, делает отметки в журнале об отсутствующих, выясняет, все ли студенты подготовились к занятию, объявляет его тему и план |
Ответы на вопросы студентов | Ответы на вопросы студентов по неясному материалу |
Основная часть | Обсуждение теоретических вопросов (15-20 минут) и решение задач (50-60 минут) |
Подведение итогов | Преподаватель оценивает работу всей группы, объявляет и комментирует оценки, отмечает успехи и недостатки в работе конкретных студентов, дает задание на следующее занятие |
|
Отношение преподавателя к выступающему на практическом занятии студенту.
СЕМИНАР
Семинар (лат. ceminarium – рассадник) – представляет групповое обсуждение темы учебной программы под руководством преподавателя. (одна из основных форм учебного процесса ФГОС). |
Семинар – форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении студентами по заданию преподавателя отдельных вопросов, проблем с последующим оформлением в виде докладов и их совместного обсуждения. |
Семинар в отличие от практических занятий имеет более теоретический характер и предназначен для углубленного изучения определенной дисциплины или ее раздела, овладения методологией научного познания.
История семинарских занятий В 1804 году Российский университетский устав учредил «Ученые беседы» преподавателя и группы студентов, цель которых формирование суждений студентов, приучение основательно и свободно изъяснять свои мысли. Семинары вплоть до 1918 г. с трудом прививались в учебный процесс, носили эпизодический характер в противовес классическим консультациям. С 1923 года семинар становится главной формой организации учебного процесса. В 1930 г. семинар трактуется как повышенная форма изучения теоретических вопросов, но преобладает метод вопросно-ответного проведения. В 1940 году (на Всесоюзном совещании заведующих кафедр гуманитарных дисциплин) – вопросно-ответный метод осужден как неэффективный: – дублирование лекций искажает их роль; – семинар не прибавляется новых знаний; – как форма контроля за самостоятельной работой студентов неэффективный, т.к. теряется вся группа, а центр тяжести переносится на выяснение нерадивых студентов для проставления задолженности. |
|
Цель семинара–обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. |
Основные дидактические задачи семинарских занятий:
· развитие творческого профессионального мышления студентов;
· повышение учебно-познавательной мотивации;
· овладение языком права, навыками оперирования категориально-понятийным аппаратом правоведения;
· овладение умениями и навыками постановки и решения профессиональных проблем;
· формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения;
· углубление, систематизация, закрепление и контроль знаний, превращение их в убеждения.
Требования к организации семинара