Особенности приватизации в России.




Содержание

Введение…………………………………………………………… стр.2

 

Понятие и правовое содержание приватизации.

Особенности приватизации в России…………………………стр.3-5

 

Нормативно-правовая основа приватизации

государственного и муниципального имущества……………стр.6-9

 

Правовое регулирование процесса приватизации…………стр.10-19

 

Заключение………………………………………………………. стр.20

 

Список литературы ……………………………………………. стр.21

 

Введение

 

На протяжении многих лет экономика России, как и союзная экономика, подчинялась жесткому директивному планированию из центра, что привело к тяжелым последствиям. Экономика страны носила явно выраженный дефицитный характер. С середины 80-х годов начался постепенный демонтаж командно-распредилительной системы, но она, несмотря на различные разработки, не была заменена каким-либо другим целостным экономическим механизмом. Все это привело к крупным диспропорциям на макроэкономическом уровне, к усилению инфляции и резкому спаду производства. Страна в целом подошла к состоянию острого экономического и политического кризиса. "Переход в 1991 г. к демократической форме правления, - как отмечается в Меморандуме об экономической политике Российской Федерации, - создал предпосылки для устранения коренных причин этих негативных явлений".

Правительством России был осуществлен ряда мер по переходу к более открытой экономике, ориентированной на рынок. Среди них либерализация цен; реформа предприятий и развитие частного сектора путем широкой приватизации государственных и муниципальных предприятий; содействие развитию конкуренции и антимонопольные меры; развитие финансовой сферы, внешней торговли и инвестиций, а также создание адресной системы социальной защиты.

Переход к экономической системе, основанной на рыночных отношениях, и создание эффективной рыночной экономики предполагал действие в таких основных взаимосвязанных направлениях, как-то: дерегулирование экономики, снятие административных ограничений с основных ее направлений; стабилизация финансов и денежной системы, развитие предпринимательства; структурная перестройка, ее демилитаризация; создание конкурентной рыночной среды; активная социальная политика, защита наиболее уязвимых слоев населения от негативных проявлений переходных процессов. Средство достижения поставленных целей — формирование эффективной рыночной экономики, глубокое преобразование социальных институтов, поощряющее инициативу и предприимчивость.

Важным условием формирования эффективной рыночной экономики является самостоятельность и независимость товаропроизводителей. Предприятие (объединение), предприниматель, производящее тот или иной товар, должны обладать полной самостоятельностью в части его реализации и использования полученной прибыли после внесения налогов и других платежей в бюджет, а также нести экономическую ответственность за свои операции. Такое положение обеспечивается лишь при многообразии форм собственности и их равноправии. Предприятия, базирующиеся на различных формах собственности, наилучшим образом обеспечивают конкуренцию производителей, что является одним из основных экономических законов рыночной экономики.

Многолетняя практика хозяйствования показала, что экономика, базирующаяся на государственной собственности, не эффективна ни экономически, ни социально. Это обусловило необходимость проведения широкомасштабной приватизации, являющейся центральным звеном экономической реформы.

 

Понятие и правовое содержание приватизации.

Особенности приватизации в России.

1. Обстоятельное изучение приватизации государственного муниципального имущества, ее значения в развитии предпринимательства невозможно в отрыве от уяснения приватизации в целом — совершенно нового для России явления. Приватизация как теоретическая и практическая проблема связана с наличием в обществе особой политической организации — государства, с устранением негативных последствий его функционирования. Одной из давно выработанных человечеством форм контроля за государством со стороны общества служит избирательное право. Внутренний самоконтроль государства выражается в разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. В этом же ряду находится и приватизация — средство ослабления и преодоления засилья государства в обществе, выражающегося в излишнем огосударствлении общественных отношений.

Суть огосударствления состоит в следующем. Свое социальное назначение в обществе и его политической системе государство реализует посредством функций — основных направлений стельности в каждой из сфер общества. Соответственно госу­дарство выполняет экономическую, социальную, политичес­кую и духовную функции, которые распределяются в виде пол­номочий государственных органов и должностных лиц, составляющих их компетенцию. Полномочия закрепляются в законах и иныхнормативных правовых актах таким образом, что государственные структуры наделяются обязанностями и правами которым корреспондируют права и обязанности участников общественных отношений, подпадающих под компетенцию дарственных органов и должностных лиц. Так выстраиваются прямые и обратные связи между ними: государственные структуры должны обеспечивать права тех, на кого распространи их управляющее воздействие, а последние, в свою очередь, - беспрекословно исполнять обязанности, соответствующие пра- вам государственных структур. Огосударствление и состоит в двусторонних связях государства и всех других участников общественных отношений через посредство нормативных правовых актов, а более конкретно огосударствленными являются общественные отношения, одной из сторон которых выступает государство в лице его органов, должностных лиц и иных представителей. Закрепленная в нормативных правовых актах компетенция государственных структур определяет пределы вмешательства непосредственно самого государства в жизнедеятельность общества.

2. Огосударствление общественных отношений состоит только в их предельно полном нормативно-правовом регулировании, но и в наличии в них жесткой административной вертикали, выражающейся во властных полномочиях у стороны представляющей государство. И для любого государства, тем более современной России, только что начавшей путь суверенного существования, вопросы огосударствления, его возможности и необходимости, недопущения излишеств, равно как и «недобора» в этом деле, никогда не утрачивают актуальности.

Огосударствление вызывается различными причинами, прежде всего объективными, обусловленными социальным назначением государства. Такова, например, норма ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, гласящая: никто не может быть лишен своего имуще ства иначе как по решению суда. А бывают причины субъективные, вытекающие из политического режима, «кадрового» состава властных структур. Те и другие причины в ходе исторического развития претерпевают изменения — появляются новые, требующие огосударствления тех или иных социальных связей, исчезают прежние и, как следствие, возникает надобность в разгосударствлении каких-то общественных отношений.

Разгосударствление означает устранение государства от ведения определенных дел и передачу их негосударственным организациям. Приватизация, будучи одним из основных видов разгосударствления, представляет собой процесс, направленный на удовлетворение потребностей и интересов участников обществе отношений во все большей мере частными институтами общества путем передачи им функций, ранее выполнявшихся государством, его органами и должностными лицами.

3. Подытоживая изложенное, можно сделать выводы:

а) со времени возникновения государства сложились две противоречивые объективные закономерности развития общества и самого государства — огосударствление и разгосударствление общественных отношений, включая приватизацию. Проявляться их действие может лишь через посредство права в форме закона и соответствующих ему нормативных правовых актов;

б) прибегать к приватизации надо там и тогда, где и когда
государство неэффективно выполняет свои функции. Прежде чем
приступать к приватизации, надо осуществить тщательный расчет — прогноз ее последствий;

в) приватизация должна сопровождаться повышением материального уровня жизни людей, созданием более благоприятных условий для удовлетворения их нужд;

г) приватизация должна вести к укреплению России как демократического федеративного правового социального и светского государства.

4. Отдельные государства живут и развиваются в оригинальных условиях, не повторяя судьбу других государств. И каждому из них присущи свои особенности приватизации. Яркие отличительные черты имеет и российская приватизация, которой посвящена обширная литература. Именно они объясняют те трудности, с которыми столкнулась приватизация в нашей стране, не во всем удовлетворительные ее результаты.

5. Самой радикальной приватизации подверглась экономическая сфера, бывшая почти полностью огосударствленной. Здесь во весь рост встала проблема выбора пределов приватизации, которая, к сожалению, своевременно не ставилась и не решалась. Между тем огосударствление имущественных отношений само по себе весьма противоречиво. С одной стороны, сосредоточение собственности в руках государства делает его независимым от общества. Это создает объективные экономические предпосылки для формирования государства с недемократическим режимом, сосредоточивающим в своих руках тотальный контроль над производством, распределением и обменом товаров. С другой стороны, государство, не имеющее собственности и не наладившее плодотворного сотрудничества, в том числе в налоговых отношениях, с субъектами частной и иных негосударственных форм собственности, лишенное действенных правовых средств влияния на них включая контроль за их деятельностью, становится слабым и не эффективным. С таким государством перестают считаться, принимать его всерьез как внутри страны, так и за рубежом.

Самым важным последствием приватизации государственной
собственности явилось качественное изменение состава участников рыночных отношений.
Ведущее место среди них занял частный предприниматель. Конечно, в качестве предпринимателя вправе выступать каждый субъект гражданского права, а само предпринимательство осуществляться с использованием любой формы собственности. Но российский и мировой опыт свидетельствуют, что отсутствие частного сектора делает экономику неполноценной, лишает необходимого динамизма, в целом обедняет ее. Вхождение же в рынок непосредственно самих собственников — частных предпринимателей наделяет народное хозяйство новыми, необходимыми ему свойствами. Деятельности предпринимателя — частного собственника, в отличие от других участников рынка, свойственна более полная мотивация и содержательная наполняемость, самостоятельность и инициатива, что в конечном счете повышает эффективность находящегося у них имущества, а значит, и всего народного хозяйства. Поэтому приватизацию не без основания можно расценивать как необходимое условие становления и развития предпринимательского способа хозяйствования.

6. Последствия приватизации, проведенной в различных сферах общества, неодинаковы. Не стихающую до сих пор критику вызывает приватизация в экономике. Ее результаты неоднократно обсуждались высшими органами государственной власти, и ни разу им не была дана положительная оценка. Ряд аспектов приватизации народного хозяйства критически рассматривается и теми, кто руководил ее осуществлением.

Приватизация государственного и муниципального имущества продолжается. Важный урок истории отечественной приватизации состоит в том, что лицам, занимающим государственные должности, государственным и муниципальным служащим, директорскому корпусу пока еще не приватизированный предприятий, а также лицам, выполняющим управленческий функции на уже приватизированных предприятиях, крайне не­обходимо основательное изучение приватизационных нормативных правовых актов и процедур их реализации. Для исправления, где это возможно, перекосов в приватизации государственной и муниципальной собственности, явившихся следствием недостатков соответствующих нормативных правовых актов и практики их применения, недопущения новых ошибок полезно знать не только существующую сейчас, но также и действовавшую ранее нормативно-правовую основу приватизации, ее генезис и причины изменений.

 

Нормативно-правовая основа приватизации
государственного и муниципального имущества.

 

1. Начало приватизации, получившей название спонтанной, характеризуется крайне ограниченной нормативно-правовой основой, которая не давала ответов на элементарные вопросы, возникавшие в ходе приватизации государственной и муниципальной собственности. Сейчас эта основа, напротив, включает многие сотни актов различной юридической силы. Ни один акт, к сожалению, не был вынесен на всенародное обсуждение, хотя речь в них идет о замене собственника имущества, которое веками на­капливалось всеми поколениями россиян.

Надо особо подчеркнуть, что речь идет о приватизации госу­дарственного и муниципального имущества. Именно с последним связаны сама приватизация как социальное явление и наличие соответствующей нормативной правовой системы. Грубым извращением сути рыночной экономики являются попытки приватизировать имущество общественных организаций, осуществление­ ими коммерческой деятельности, что наблюдается, на­пример, со стороны Всеобщей конфедерации профсоюзов.

Сложившаяся нормативно-правовая основа имеет сложную структуру. Заметим сначала, что ни в действующей, ни в прежних конституциях России о приватизации государственной и муниципальной собственности ничего не говорится. Согласно Конституции РФ 1993 г., повторим, признаются и защищаются равным образом все формы собственности.

2. Основным регулятором приватизации является законодательство. Понятием приватизационного законодательства охватываются не только федеральные законы, но также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Прежде всего, следует обратить внимание на динамизм приватизационного законодатель­ства, которым отмечена этапность самой приватизации. Термин «приватизация» впервые упоминается в Законе от 31 октября 1990 г. «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР».

Первый специальный Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» появился в июне 1991 г. Через год в июне 1992 г. в него были внесены изменения и дополнения.

Заметной вехой в развитии приватизационного законодательства стало принятие Гражданского кодекса РФ. Статья 217 Кодекса подтвердила курс на приватизацию государственного и му­ниципального имущества и решила две актуальные задачи: уточнила понятие приватизации и закрепила так необходимый приватизационной практике критерий, разграничивающий действие гражданского законодательства и законов о приватизации.

Законодательство первых четырех лет не содержало каких-то отличий в приватизации государственной и муниципальной собственности. Обе формы собственности приватизировались по одинаковым правилам, централизованно и единообразно. Приватизационные нормы, устанавливаемые государством, имелиобязательную силу и для приватизации муниципального имущества, хотя его собственником было не государство, а иной субъект — муниципальные образования. Этот явный изъян исправил Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.4 ст.29 которого зафиксировал правило: порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

Различные цели ставились и государственными программами приватизации в России. Прежние программы первой как главную ставили цель формирования слоя (широкого слоя) частных собственников. Основные положения государственной программы впервые на первое место в качестве главной цели поставили повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий. Тем самым они недвусмысленно закрепили отказ от ускоренной массовой приватизации, от «приватизации ради приватизации» и выдвинули новый ориентир — достижение позитивных изменений в народном хозяйстве. В соответствии с Федеральным законом о приватизации 1997 г. она проводилась в целях повышения эффективности экономики, а также в целях ее социальной ориентации, улучшения платежного баланса Российской Федерации осуществления протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям.

Указом Президента РФ от 21 мая 1999 г. № 632 «Об особен­ностях применения Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. № 1535» установлено: Основные положения го­сударственной программы приватизации применяются при проведении приватизации объектов муниципальной собственности, в том числе земельных участков, в случаях, если населением муниципальных образований непосредственно или органами местного самоуправления, действующими в пределах их компетенции, установленной Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации», не определены другие порядок и условия приватизации таких объектов.

3. Во всем мире отмечается огромный вред, причиняемый предпринимательской деятельностью окружающей среде. С 12 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В нем закреплено главное условие: при приватизации и национализации имущества должны обеспечиваться проведение мероприятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде. Федеральный закон касается, но сути, всех участников социального общения: физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Он обязывает нас всех прежде всего осуществлять деятельность, направленную на сохранение и восстановление природной среды. Далее, Федеральный закон определил систему принципов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих воздействие природную среду. Наконец, Федеральный закон установил строгую юридическую ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

4. Решающее значение на ближайшие годы для судеб российской приватизации будет иметь Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Федеральный закон о приватизации 2001 г.), который вступил в действие с 26 апреля 2002 г. Он без преувеличения знаменует качественно новый этап в осуществлении этого важнейшего мероприятия. Федеральный закон обобщил лучшие достижения правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества, вобрал оправдавшие себя на практике правовые нормы из многих сотен актов различной юридической силы, изданных в последние 10 лет, о которых говорилось в начале настоящего параграфа. С определенной долей условности Федеральный закон о приватизации 2001 г. можно отнести к актам кодификационного уровня.

Немалое практическое значение имеет четкое закрепление сферы действия Федерального закона. В нее входят не только отношения, возникающие непосредственно при приватизации государственного и муниципального имущества, но также отношения, связанные с управлением этим имуществом.

Подобно прежнему Федеральному закону о приватизации, Федеральный закон о приватизации 2001 г. не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении: земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы; природных ресурсов; государственного и муниципального жилищного фонда; государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации; государственного и муниципального имущества на основании судебного решения и некоторые другие. Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Федеральный закон о приватизации 2001 г., наконец, структурировал законодательство Российской Федерации о приватизации, выделив в нем три среза: законодательство Российской Федерации; законодательство ее субъектов; регулирование приватизации муниципального имущества.

Федеральный закон четко разграничил полномочия различных органов государственной власти при проведении приватизации: Президента РФ, Государственной Думы и Правительства РФ.

5. Большой вклад в создание нормативно-правовой основы приватизации внес Президент РФ, реализуя предоставленные ему V Съездом народных депутатов РФ дополнительные полномочия по изданию указов, равных по юридической силе законам. Число приватизационных указов велико, а значение неодинаково, поэтому их изучение и практическая реализация предполагают классификацию.

Указы Президента РФ подразделяются на две группы. В первую входят акты, содержащие общие правила приватизации. Именно такие акты дали первый импульс широкомасштабной приватизации.

В этой группе нормативных указов Президента РФ особо следует выделить те, которыми утверждались типовые акты, регулирующие порядок создания и функционирования возникавших в ходе приватизации новых организационно-правовых форм юридических лиц, не известных прежней нашей экономике.

Вторая группа указов касается проблем приватизации, не носящих общего характера. Это указы, посвященные: отдельным отраслям народного хозяйства, конкретным предприятиям, отдельным территориям.

6. Обилием правотворчества отличался особый федеральный орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом, который вначале именовался Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом. Он, в частности, имел право разрабатывать и издавать нормативные акты, регулирующие процесс приватизации, и давать разъяснения о применении приватизационного законодательства.

Среди актов Госкомимущества России значительное место занимают нормативные документы, регулирующие переход права собственности на объекты приватизации от продавца к покупателю и управление приватизируемым имуществом.

Иногда Государственный комитет, исходя из общенормативных указов Президента РФ, непосредственно сам определял специфику приватизации тех или иных объектов.

Естественно, Государственный комитет РФ широко использовал свои возможности по толкованию приватизационных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, также носивших нормативный характер.

Министерства и ведомства, кроме актов, принимаемых совместно с федеральным органом по управлению государственным имуществом, издают приватизационные акты также самостоятельно. По необходимости это делают те из них, которые управляют подлежащими приватизации предприятиями.

7. Субъекты РФ в соответствии с федеральным законодательством принимают нормативные правовые акты — законы и другие, действие которых распространяется на приватизацию собственности соответствующего субъекта Федерации. Так, Московская городская Дума приняла Закон от 11 апреля 2001г. «О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы». Акты о приватизации муниципальной собственности принимают органы местного самоуправления. Такие же акты издает администрация подлежащих приватизации государственных и муниципальных предприятий.

8. Такова сложившаяся ныне нормативно-правовая основа приватизации государственной и муниципальной собственности.

Федеральный закон о приватизации 2001 г. обязал Прези­дента РФ и Правительство РФ привести свои нормативные правовые акты в соответствие с новым Законом. Срок завершения этой работы, к сожалению, не указан. Несомненно, соответ­ствующую работу придется осуществить и другим субъектам приватизационного правотворчества. Кроме того, в Федеральном законе содержатся поручения Правительству РФ, отдельным министерствам принять нормативные акты, направленные на реализацию ряда положений Федерального закона.

Общая оценка этой нормативно-правовой основы приводит к выводам о том, что:

а) в нашей стране до сих пор не сложилось единой нормативно-правовой основы приватизации государственной и муниципальной собственности.

б) все нормативные правовые акты, касающиеся приватизации
подразделяются на специально и в полном объеме предназначенные для регулирования процесса приватизации и те, в содержание которых вкраплены лишь отдельные приватизационные нормы;

в) нормативно-правовая основа приватизации включает нор­мы различных отраслей права. При вхождении в приватизационное правовое поле в особом внимании нуждается разграничение «работы» на нем гражданского законодательства и законодательства приватизационного

г) при изучении и применении приватизационного законодательства полезно проследить динамику легального определения понятия приватизации государственной и муниципальной собственности. Будучи сначала весьма расплывчатым, определение постепенно обретало нужную четкость и ясность

д) Федеральный закон 2001 г. несомненно займет особое место в истории правового регулирования российской приватизации. Именно с ним связано то важнейшее обстоятельство, что приватизация стала проводиться не по указному праву, а по праву закона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: