Правовое регулирование процесса приватизации.




 

1. Процесс — понятие многозначное. Он свойствен как явлениям природы, так и развитию общества. Вне процесса немыслима никакая управленческая деятельность. Применительно к управлению общественными отношениями процесс означает такую организацию дела, когда достижение стоящей цели опосредуется прохождением определенных стадий (ступеней). По общему правилу, в движении процесса недопустимы разрывы, перепрыгивание через ту или иную стадию: каждая последующая из них должна логически и фактически вырастать из предыдущей, опираясь на нее.

Процесс есть неотъемлемое качество правового регулирова­ния — любая юридическая норма реализуется в более или менее сложных процессуальных нормах, закрепленных в соответствующих правовых актах. Ответственейшую роль процесс играет в работе органов государственной власти и органов местного самоуправления по применению материального права. Уголовно-процессуальный кодекс РФ регулирует деятельность прокурорско-следственных органов и судов общей юрисдикции по поводу совершенных преступлений, Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ — рассмотрение в судах общей юрисдикции и арбитражных судах неуголовных дел (гражданских, административных и др.). Тремя названными зако­нодательными актами, к сожалению, и исчерпывается кодификация процессуальных норм права. Остальные, в том числе регулируюшие деятельность исполнительных органов власти, помещены в тех же актах, что и материальные. Не составляют исключенияпроцессуальные нормы приватизации государствен­ной и муниципальной собственности.

Нормы права о процессе приватизации за прошедшие годы не оставались неизменными. Одни они были, когда шла первоначальная ускоренная массовая приватизация, и несколько иными стали сейчас, когда первоначальная приватизация осу­ществляется «штучно», без спешки или речь идет о ранее уже приватизированных объектах, в отношении которых государство или муниципальные образования еще сохранили обязательственные права в виде, скажем, находящегося в их собственности какого-то числа акций, но эти акции они также намерены приватизировать.

Ниже процессуальные нормы рассматриваются вместе с нормами материального права, процессуальными формами реализациикоторых они являются. Такой подход придает изучению приватизационного законодательства большую стройность.

2. Нормы права о процессе приватизации по традиции, слож­ившейся в юридической науке и практике, целесообразно свести в две группы. В первую, общую часть входят нормы, отражающие статику процесса приватизации, и во вторую, особенную часть— отражающие его динамику.

Общая часть включает четыре блока норм права, служащих необходимой предпосылкой перевода процесса приватизации в деятельную плоскость.

Первый блок охватывает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества, закрепленные в ст.2 Федерального закона о приватизации 2001 г.

Приватизация основывается на признании равенства поку­пателей имущества. Этот принцип должен послужить оконча­тельному искоренению встречавшихся ранее случаев, когда предпочтение отдавалось одним лицам, тогда как другие от уча­стия в приватизации оттеснялись.

Принципиально решен вызывавший ранее споры вопрос о том, что конкретно понимать под возмездностью в процессе приватизации. Имущество теперь может отчуждаться за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество.

В виде принципа внесена ясность в дискуссию о мере воздействия органов государственной власти на приватизацию муниципального имущества: последняя осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.

Второй блок определяет правовой статус субъектов, которым от имени государства и муниципальных образований доверено осуществлять приватизацию соответственно государственной и му­ниципальной собственности. С самого начала предусматривалась возможность разного рода злоупотреблений в ходе реализации приватизационного законодательства. Это стало одной из при­чин включения непосредственно в процесс приватизации двух государственных органов, один из которых входил в систему исполнительной власти, а второй представлял власть законода­тельную. Участие в приватизации было поделено между ними таким образом, что орган, представляющий законодательную власть, будучи субъектом процесса приватизации на его заключительных стадиях, мог, помимо выполнения других функций фактически проверять законность действий органа исполнительной власти, совершенных на начальных стадиях процесса.

Законодательная власть участвовалана заключительных стадиях процесса приватизации в лице Российского фонда федерального имущества (далее — Фонд, Фонд имущества). Фонд создавался по решению Верховного Совета РСФСР и был подотчетным только ему.Положение о Фонде утвердил Верховный Совет РСФСР

постановлением от 3 июля 1991 г. № 1533-1. По Положению Фонд получил статус неправительственного органа, который владеет, распоряжается и управляет собственностью России, находящейся в его ведении, и осуществляет ее приватизацию.

Такой статус Фонд имущества имел до конца 1993 г. После упразднения Верховного Совета РФ он стал специализированным финансовым учреждением при Правительстве РФ.

В соответствии с уставом Фонд является федеральным государственным учреждением, осуществляющим на основании законодательства РФ продажу приватизируемого федерального имущества, реализацию имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также распоряжение и реализацию конфискованного движимого бесхозяйного, изъятого и иною имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Что касается компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по их участию в приватизации, то она определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

Третий блок приватизационных норм права определяет лицпокупателей государственного и муниципального имущества. Ими могут быть, как следует из ст. 5 Федерального закона о привати­зации 2001 г., любые физические и юридические лица. Запрет установлен для государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, и также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных обра­зований превышает 25%, кроме случаев внесения имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размешенных ими акций, подлежащих привати­зации в соответствии с указанным Федеральным законом.

Покупатель приходит на рынок приватизации не с пустыми руками. Перечень документов, требуемых от покупателей, и порядок их представления определяет Федеральный закон о приватизации 2001 г. Перечень этот весьма широк и включает общие требования ко всем претендентам (физическим и юридическим лицам) о предоставлении заявки, платежных документов; отдельно физическим лицам — предъявлении документа, удостоверя­ющего личность, и юридическим лицам — представлении нотариально заверенных копий учредительных документов, сведений о доле Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования в уставном капитале и некоторые другие.

Четвертый блок норм относится к классификации объектов имущества по возможности их приватизации. Прежний подход к объектам был иным. По различным критериям они классифицировались на пять групп.

Сейчас вопрос решается не так, более централизованно — определение объектов приватизации, федеральной собственности сосредоточено в руках Правительства РФ, которое действует при участии Президента РФ и Федерального Собрания РФ. Правительство РФ призвано обеспечить реализацию единой государственной политики в сфере приватизации. Пожалуй, самая примечательная особенность нового подхода — введение строго планирования объектов предстоящей приватизации вместо допускавшихся ранее беспорядочности, суматохи и сумбурности.В планировании предусматриваются следующие элементы.

Непосредственно в Федеральном законе о приватизации! 2001 г. выделен состав имущества, приватизация которого не допускается: приватизации не подлежит имущество, отнесение федеральными законами к объектам гражданских прав, обо{ которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а та! же имущество, которое в порядке, установленном федералын ми законами, может находиться только в государственной муниципальной собственности.

Со дня введения в действие Земельного кодекса РФ, т. е. с 30 октября 2001 г., не допускается приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота: или ограничены в обороте.

Правительство РФ ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества (далее — план). Оно же определяет порядок разработки плана. Исходные правила о порядке разработки плана содержатся в самом Феде­ральном законе. Федеральные органы исполнительной власти не позднее чем за 8 месяцев до начала очередного финансового года направляют в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложения о приватизации относящихся к их ведению федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Согласно Федеральному закону 2001 г. направлять Правительству РФ или уполномоченному федеральному органу исполнительной власти свои предложения о приватизации федерального имущества в очередном финансовом году вправе органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, федеральные государственные унитарные предприятия, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, иные юридические лица и граждане.

План включает по крайней мере три части.

Первая — перечень имущества, которое планируется прива­тизировать в соответствующем году, с указанием предполагае­мых сроков приватизации.

Вторая указывает на акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия, включаемые в план после принятия Президентом РФ решения об уменьшении степени участия России в управлении этими хозяйствующими субъектами об их исключении из числа стратегических.

Третья включает акции отдельных естественных монополий (Например, РАО «ЕЭС России» и «Газпрома»), вносимые в план на основании федерального закона. Другими словами, приватизация естественных монополий поставлена под контроль Федерального Собрания — Государственной Думы и Совета Федерации.

Следует подчеркнуть, что со дня утверждения плана приватизации федерального имущества и до момента перехода права собственности на него к покупателю унитарного предприятия или момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества унитарному предприятию запрещено без согласия собственника сокращать численность работников, совершать многие предпринимательские сделки: получать кредиты, осуществлять выпуск ценных бумаг и т.д.

Правительство РФ утвержденный план направляет в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а не позднее 1 мая представляет ей отчет о выполнении плана за прошедший год. Вместе с отчетом в Государственную Думу представляется информация о результатах приватизации за прошедший год имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества.

3. Особенная часть включает правовые нормы о динамике процесса приватизации, выраженной в его стадиях. Развертывание конкретных стадий зависит от ряда факторов, и прежде всего от состава приватизируемого имущества и способа приватизации. Согласно прежнему законодательству о приватизации по общему правилу процесс начинался с возбуждения дела о приватизации.

Инициаторами проведения приватизации государственного и муниципального имущества могли быть Правительство РФ, Минимущество России, соответствующие федеральные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Заявка установленного образца на приватизацию подавалась в компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

В случае принятия решения о приватизации государствен­ного имущества соответствующий орган по управлению имуществом, исполняющий это решение, создавал комиссию по приватизации с задачей подготовить в срок до 6 месяцев план приватизации. Срок затем может быть продлен, но не более чем на один год. Подготовленный комиссией план приватизации рассматривал соответствующий орган по управлению имуществом. При согласии с планом этот орган утверждал его и совершал иные действия, если они вытекали из плана, после чего все документы по приватизации передава­лисьФонду имущества, который непосредственнои осуществлял продажу приватизируемого имущества.

4. Федеральный закон о приватизации 2001 г. установил широкий набор правовых норм, существенно отличных от тех, что действовали прежде. В целом процесс приватизации осуществляется­ и направляется в рамках положений прогнозного плана (программы) приватизации, утвержденного Правительством РФ.

Все начинается с установления достоверной информации о приватизируемом имуществе.

Весьма ответственная стадия — выбор способа приватиза­ции государственного и муниципального имущества. Приватизация может осуществляться только способами, пре­дусмотренными Федеральным законом 2001 г.

Приватизации имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной соб­ственности акций открытых акционерных обществ. балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную, дату превышает 5 млн минимальных размеров оплаты труда, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством РФ, может осуществляться: путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерной общество; на аукционе; на специализированном аукционе; посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

В настоящее время нередко выставляются на продажу объек­ты, которые не пользуются спросом у покупателей, вследствие чего их продажа на условиях весьма распространенного способа приватизации — аукциона оказывается несостоявшейся. Если аукцион по продаже государственного или муниципального имущества был признан несостоявшимся, то продажа указанного имущества осуществляется посредством публичного предложения. Последнее является публичной офертой. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене начального предложения.

В случае, когда продажа имущества не состоялась и посредством публичного предложения, осуществляется продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены. Здесь нормативная цена (минимальная цена отчуждения) уже не определяется. Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в запечатанном конверте. Покупателем признается лицо, предложившее наибольшую цену. В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

Федеральный закон о приватизации 2001 г., похоже, решил положить конец растянувшейся на более чем десятилетие неясности в применении этого способа приватизации, установив четкие и довольно-таки жесткие условия ее завершения. В случае заключениядоговора аренды с правом выкупа до вступления всилу нового Федерального закона выкуп государственного и муниципального имущества осуществляется на основании заявленияарендатора такого имущества:

а) в сроки, установленные договором аренды с правом выкупа, если в нем содержатся условия о размерах выкупа, сроках и порядке его внесения;

б) в течение 6 месяцев с даты вступления в силу нового Федерального закона, если договор аренды с правом выкупа несодержит условий о размере выкупа, сроках и порядке его упла­ты посредством:

внесения арендуемого государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, созданного совместно с арендатором с предоставлением последнему права первоочередного приобретения акций указанного общества, если рыночная стоимость арендованного имущества на дату подачи заявления составляет свыше 10 тыс. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Порядок определения стоимости указанных акций, сроки и порядок их оплаты определяются всоответствии с новым Федеральным законом;

заключениядополнительного соглашения, предусматривающего условия о размере выкупа, сроках и порядке его внесения, если рыночная стоимость арендуемого имущества на дату подачи заявления составляет 10 тыс. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда и ниже.

В случае, если по истечении сроков, установленных договором, не поступит заявление арендатора, нереализованные положения таких договоров о выкупе утрачивают силу.

Особенно обременительное условие, как раз и ставшее предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, связано с приобретением права собственности на объект приватизации. Право собственности переходит к победителю конкурса после выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий в отношении объекта приватизации. До перехода права собствен­ности победитель конкурса не вправе отчуждать этот объект или распоряжаться им иным образом. Все же инвестиционные и социальные условия реализуются за счет денежных средств победителя.

Согласно п. 7 ст.21 Федерального закона о приватизации 1997 г. в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий конкурса приобретенный победителем объект приватизации подлежит безвозмездному отчуждению в государственную или муниципальную собственность.

Федеральный закон о приватизации 2001 г. устранил возникшую коллизию. Пункт 3 ст. 32 закрепил общее правило: право собственности на приобретаемое государственное или муниципальное имущество переходит к покупателю в установленном порядке после полной его оплаты с учетом особенностей, оговоренных самим Федеральным законом, который допускает производство оплаты не только единовременно, но и в рассрочку.

Далее, об использовании в приватизации, пожалуй, самого «экзотического» правового средства — «золотой акции». Она впервые введена в отечественный понятийный аппарат и прак­тический оборот Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» в виде особой ценной бумаги, служившей средством сохранения ограниченного контроля государства за деятельностью приватизированных предприятий. «Золотая акция» могла выпускаться при преобразовании в акционерные общества предприятий, приватизация которых разрешалась Правительством РФ или Госкомимущетвом. Эти акции находились лишь в государственной собствен­ности, устанавливался запрет на их передачу в залог или траст. По номиналу «золотая акция» приравнивалась к остальным акциям, однако она одна предоставляла ее владельцу на срок до 3 лет право вето при принятии собранием акционеров решений по перечисленным в Указе вопросам.

«Золотую акцию» восприняли федеральные законы, о приватизации 1997 г. и 2001 г., одновременно существенно изменив ее роль в процессе приватизации. В частности:

а) статус «золотой акции» — ценной бумаги заменен на «золотую акцию» — специальное право участия ее собственника в управлении открытым акционерным обществом (далее — специальное право);

б) уточнены субъекты, могущие принимать решение об использовании специального права. Такое право имеют теперь
Правительство РФ и органы государственной власти субъектов
Российской Федерации. Органы местного самоуправления по
Федеральному закону от 2001 г. такого права лишены;

в) решение об использовании специального права принимается не произвольно, а в строго ограниченных Федеральным законом 2001 г. целях — для обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан.

г) решение об использовании специального права («золотой
акции») может быть принято при приватизации имущественных
комплексов унитарных предприятий или при принятии решения
об исключении открытого акционерного общества из перечня
стратегических акционерных обществ независимо от количества
акций, находящихся в государственной собственности;

д) Российская Федерация и ее субъекты не могут одновременно использовать в отношении одного и того же открытого акционерного общества специальное право («золотую акцию»).

е) субъекты, принявшие решение об использовании специ­ального права, назначают своих представителей в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытого акционерного общества. Места представителей входят в количественный состав этих органов, но не учитываются при их выборах. Представителями могут назначаться также государственные служащие. Представители могут быть в любое время заменены назначившими их органами;

ж) значительно расширено содержание правомочий собственника «золотой акции» как специального права по сравнению с собственником прежней «золотой акции» как ценной бумаги.

з) специальное право используется с момента отчуждения из государственной собственности 75% акций соответствующего открытого акционерного общества.

Наконец, о распределении денежных средств от продажи имущества. Денежные средства, полученные от приватизации федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципальных образований, за вычетом расходов на организацию и проведение приватизации, подлежат перечислению соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Размер и виды затрат на организацию и проведение приватизации федерального имущества устанавливаются Правительством РФ, а имущества, находящегося в собственности субъектов РФ муниципальных образований, — соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Стадией, завершающей работу по подготовке государствен­ного и муниципального имущества к продаже, является принятие решения об условиях его приватизации. В отношении федерального имущества решение принимает Правительство РФ. В нем концентрированно излагаются итоги предыдущих стадии указываются сведения о наименовании и составе имущества, способе приватизации и нормативной цене и иная необхо­димая для приватизации информация. Порядок принятия решения об условиях приватизации соответственно государ­ственного и муниципального имущества органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления определяют самостоятельно.

Кстати, о цене. Новый Федеральный закон закрепил совер­шенно иной трехступенчатый механизм определения цены подлежащего приватизации государственного и муниципального имущества. Сначала исчисляется нормативная цена имущества — та минимальная цена, по которой возможно отчуждение этого имущества. Порядок ее исчисления определяет Правительство РФ. Затем обычно подключаются независимые оценщики, действующие на основании законодательства об оценочной дея­тельности. Они представляют отчет об оценке имущества. На его основе устанавливается начальная цена, по которой имущество выставляется на продажу. И последнее: цена, которая складыва­ется непосредственно на рынке при продаже имущества.

После прохождения вышеназванных стадий, назовем их подготовительными, наступает одна из последних — организация продажи имущества. Главное здесь — гласность, обеспечение потенциальных покупателей объективной, достоверной и до­ступной информацией о продаваемом имуществе.

5. На завершающей стадии процесса приватизации между продавцом государственного и муниципального имущества и покупателем заключается договор купли-продажи, регулируемый нормами Гражданского кодекса РФ и Федерального закона о приватизации 2001 г. Особенность приватизационного договора по сравнению с другими договорами купли-продажи — множественность установленных Федеральным законом обязательных условий

При приватизации отдельных объектов на покупателей возлагаются специальные обязанности. Положением установлены требования к подготовке, содержанию и выполнению охранных обязательств при приватизации таких объектов.

Не требуется заключения отдельного договора купли-прода­жи в случае приватизации имущества по договору аренды с правом выкупа, если все обязательные условия купли-продажи, предусмотренные законом, содержатся в договоре аренды. При уклонении Федерального фонда от оформления права собствен­ности арендатора на выкупленное имущество арендатор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании права собственности на выкупленное по договору аренды имущество.

6. В случае, если приватизация осуществлялась с нарушени­ем законодательства, а также условий договоров купли-продажи, в судебном порядке могут быть предъявлены иски о растор­жении сделок приватизации, признании указанных сделок недействительными, применении последствий недействитель­ности ничтожной сделки, привлечении к ответственности ви­новных лиц. Основанием для признания сделок приватизации госу­дарственного или муниципального имущества недействительными является нарушение положений Федерального закона о прива­тизации 2001 г., иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок приватизации государственного или муниципального имущества.

Однако в новом Федеральном законе нет особой статьи о специальных основаниях недействительности сделок приватизации, подобной ст. 29 Федерального закона о приватизации 1997 г.

Отдельные нормы права, устанавливающие условия, когда приватизационные сделки признаются ничтожными, имеются в Федеральном законе о приватизации 2001 г. Такие последствия наступают, скажем, в случаях, если будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение; сделки по приватизации государственного или муниципальногоимущества совершены лицами, не уполномоченными на их совершение.

В целом же Федеральный закон о приватизации 2001 г. ориентирует на то, что при решении вопроса о недействительности приватизационных сделок надо руководствоваться общими тре­бованиями об основаниях и последствиях недействительности сделок. Право на предъявление исков о признании приватизационных сделок недействительными имеют все заинтересованные в ней лица, в первую очередь продавцы и покупатели.

7. Механизм признания сделок недействительными не имеет чего общего с «пересмотром результатов приватизации», о чем периодически возникают дискуссии среди политиков и в средствах массовой информации. Речь идет только о необходи­мом реагировании на конкретные случаи нарушений приватизационного законодательства, о восстановлении законности в этойважной сфере предпринимательских отношений.

До последнего времени средства массовой информации сообщаюто многочисленных фактах якобы незаконной распродажи за бесценок приватизируемых предприятий и государственных пакетов акций уже приватизированных предприятий. Ради социального спокойствия общество по всем подобным фактам вправе знать действительное положение дел, а государство обязано его информировать: или о том, что факты не соответствуют действительности, или о принятых мерахпо устранению допущенных правонарушений и их послед­ствий и о понесенной виновными юридической ответственности.

Обращает на себя внимание опасная практика, когда в регионах пересмотра результатов давно проведенной приватизации добиваются не из-за допущенных нарушений законодательства, а передел собственности затевается в связи с приходом к власти новой администрации.

Контроль за приватизацией федерального имущества осуществляет Правительство РФ. Необходимость подобных норм давно уже назрела. Практика почти повсеместно свидетельствует о крайне низкой эффективности использования публичной собственности, в том числе в ходе ее приватизации.

Правительство РФ и иные причастные к приватизации федерального имущества федеральные органы исполнительной власти и специализированные государственные учреждения, а так­же органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязаны обращаться в суды и выступать в судах соответственно от имени России, ее субъектов и муници­пальных образований в защиту имущественных и иных прав и законных интересов этих субъектов. Особо подчеркнута необхо­димость Правительству, уполномоченному федеральному орга­ну исполнительной власти обращаться в суд с исками в защиту государственных интересов.

8. Как и следовало ожидать, Правительство РФ в конечном счете сохранило в основном прежнюю схему распределения сво­их приватизационных полномочий. Постановлением от 8 мая 2002 г. № 303 установлено, что именно Минимущество России::

подготавливает и вносит в Правительство РФ предложения о формировании перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, а также о внесении изменений в указанный перечень;

подготавливает и вносит в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального иму­щества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;

принимает решения об условиях приватизации федерального имущества в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества, утверждаемый Правительством РФ;

осуществляет публикацию в официальных изданиях решений об условиях приватизации федерального имущества и т.д.

Еще ранее распоряжением Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. № 605-р Российскому фонду федерального имущества поручено осуществлять от имени Правительства РФ функции по продажеприватизируемого федерального имущества, и том числе в случаях, предусмотренных ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»,земельных участков.

Установлено также, что начальная цена приватизируемого федерального имущества, продаваемого Российским фондом федерального имущества, определяется Фондом на основании отчета об оценке этого имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

9. Осуществление приватизации связано со значительными расходами (подготовка имущества к продаже, его оценка, орга­низация продажи, содержание Российского фонда федерального имущества и т.п.), которые иногда бывают сопоставимы с полученной от нее выручкой. Обращает на себя внимание, что в состав затрат включена давно назревшая необходимость защиты имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации в судах. Общий размер приватизационных затрат Российского фонда федерального имущества определен в 3% суммы денежных средств, полученных от покупателей в счет оплаты приобретенного имущества, но не более фактических расчетов, складывающихся из различных видов затрат.

 

 

Заключение.

 

Суммируя изложенное, можно сделать главный вывод, что сте­пень научного подхода к исследованию проблем, возникших в процессе приватизации жилья и возникающих в процессе реализации гражданских прав по распоряжению собственностью, явно недостаточна. Целостная научная концепция, охватывающая основные аспекты затронутых в работе проблем, отсутствует. Позиции ученых по отдельным вопросам носят крайне противоречивый характер.

Процесс приватизации жилищных фондов продиктован политикой нашего государства, и это стало поистине немаловажным со­бытием для наших граждан.

Впервые в русской истории смена собственности произошла не с оружием в руках, а путем принятия закона, разработчики которого вооружалась авторучками, профессионализмом и перспек­тивой создания цивилизованного общества, с развитой системой свободной, независимой от административной власти частной соб­ственности.

Определенная категория граждан, потенциальных собственников, руководствуясь принципом «поживем - увидим», скорее всего не торопится приобретать квартиру в собственность, и, может быть, окажется права, если в дальнейшем сохранится привилегированное положение нанимателей квартир в домах муниципального фонда по обслуживанию за счет средств бюджета. Однако в мире нет ничего постоянного, поэтому, принимая решение о статусе своего жилища, каждый будет руководствоваться в первую очередь «рыночными» соображениями

Проблемы могут возникнуть, если в муниципальном доме будет приватизирована лишь часть квартир, и встанет вопрос об ответственности за эксплуатацию инженерного оборудования и мест общего пользования - выделить доли собственности каждому из общего имущества невозможно, а неопределенная ответствен­ность может провести к разрушению дома.

Многие дома подлежат капитальному ремонту, а средств в бюджете, на его проведение нет. Продать эти дома и переселить из них жителей также невозможно (сокращение государственного жилищного строительства).

А если предположить, что очень давно выработали свой срок эксплуатации так называемые «хрущевки» и начнут развали­ваться - нетрудно представить целую армию населения без крыши над головой. И в такой критической ситуации государство будет вынуждено прибегнуть к старому испытанному способу- подселить этих людей в сохранившиеся квартиры, превратив их в коммуналки.

При всех недостатках, предполагаемых проблемах все-таки приватизация жилищного фонда в России уже внедрена в практику, и только после окончательного формирования рынка собственников жилья можно будет делать выводы о действительных позитивных или негативных сторонах этого процесса. Трудно спорить с тем, что действующее законодательство в сфере жилищных преобразо­ваний породило многочисленные проблемы, но они связаны как с объективными причинами, так и с просчетами авторов законопрое­ктов и лицами, их утверждающих.

Для решения всех затронутых проблем, не получивших законодательного регулирования, необходимо согласиться с мнением большого количества специалистов о проведении глубокого все­стороннего анализа действующего законодательства, и не только в одной какой-то его сфере, и корректировать нормы закона, чтобы в максимальной сте<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: