Управление процессом интеграции спортивных и оздоровительных технологий в учебном процессе физкультурного образования студентов




 

Развертывание реформы физкультурного образования населения Беларуси выдвигает ряд важных вопросов, связанных с эффективной орга­низацией и управлением физической культурой и спортом в учебных за­ведениях. Кафедры физического воспитания являются локальными структурными подразделениями системы организации физкультурного образования населения Беларуси, имеющими необходимые для самосто­ятельного осуществления функций системообразующие элементы: ма­териально-техническую базу кадровый персонал, методическую систе­му организации учебного процесса, основанную на национальных, ре­гионально-территориальных, климатических и социокультурных особен­ностях. Модернизация учебного процесса в вузе по дисциплине «физи­ческая культура» предусматривает прежде всего интеграцию наиболее продуктивных на данном этапе развития физкультурного образования спортивно ориентированных, здоровьесберегающих, проблемно-мо­дульных технологий обучения на основе релевантной информации о зап­росах, потребностях и возможностях субъектов образовательного про­цесса в сфере физической культуры и спорта и с учетом развития и со­ответствия современным требованиям системообразующих элементов управления кафедрой физической культуры.[2]

При этом системный подход к рассмотрению педагогического уп­равления учебной деятельностью по дисциплине «физическая культура» в вузе с позиции принятия решений состоит прежде всего в смещении акцента с анализа отдельных элементов системы на изучение связей и отношений этих элементов. Процесс принятия решения предусматри­вает взаимодействие индивидов на основе обмена информацией.

Концепция личностно ориентированного образования применяет­ся нами в аспекте создания психологически комфортной учебной дея­тельности, ориентирующей субъектов образовательного процесса на са­моразвитие. В рамках образовательного процесса в переходный пери­од системы на новый качественный уровень развития отказ от норма­тивного подхода и перевод системы управления учебным процессом на «персонификацию» процессуально невозможны. Эффективность и мо­бильность развития системы вузовского образования, на наш взгляд, основаны на гармоничном сочетании нормативного и индивидуального подходов в рамках рационально организованной учебной деятельнос­ти. В настоящий момент актуально определение концептуальных граней синтеза методологических подходов в процессе интеграции спортивных и оздоровительных образовательных технологий и дифференциации со­держательного компонента учебного процесса.

В условиях интернационализации науки и усиления междисциплинар­ного подхода к разработке актуальных вопросов теории и практики физи­ческой культуры и спорта неизбежно применение понятий и категорий из смежных наук. В наших исследованиях мы применяли категорию релевантной информации в качестве операционного инстру­мента в формировании релевантно-консультативных отношений, предусматривающих творческое развитие субъектов образовательного процесса.

Релевантность как свойство информации изуче­на и известна давно, в переводе с английского языка она означает «относящаяся к делу». Информация может быть полезной, но невостребованной, значит, ее нельзя назвать релевантной, или относящейся к делу. При разработке новых технологий обучения це­лесообразно учитывать следующие характеристики информации: достаточность - объем информации для изучения предмета на определенном этапе раз­вития деятельности; востребованность - информа­ционный запрос пользователей, темпоральность - предвосхищение получения информации. Поэтому в нашем аспекте целесообразно рассматривать реле­вантную информацию как инструментарий отношений между заинтересованным пользователем (студен­том) и активным владельцем (преподавателем).

Релевантно-консультативные отношения как наи­более эффективная форма взаимодействия субъек­тов образовательного процесса позволяют успешно осваивать предмет «физическая культура», осуществ­лять переход от системы административно-команд­ной формы организации образовательного процес­са к личностно ориентированному образованию.

Релевантно-консультативные отношения формируются следующим образом. На начальном этапе вла­дельцем комплексной информации по изучаемому предмету является педагог, который предлагает эту информацию студентам, например в форме анкетно­го опроса, результатов тестовых испытаний, получа­ет обратную информацию, где студентом самостоятельно из информационного поля вычленено только то, что ему важно, потребно, интересно, то есть ре­левантную информацию о запросах и потребностях студентов в данной сфере деятельности. Тем самым при совместном вступлении в релевантно-консуль­тативные отношения на основе обмена информаци­ей определяется направленность программного обеспечения учебного процесса, выбирается его организационная форма, формируется содержание выбранных видов двигательной активности (в нашем случае видов спорта и оздоровительных методик). Скорректированная, новоизмененная информация предлагается обучающимся для практического при­менения. На основе оперативного, текущего и этап­ного контроля, а именно повторного анкетирования и результатов тестовых испытаний, вносятся коррек­тивы в задачи, средства и методы выбранных видов двигательной активности.

Релевантно-консультативные отношения пре­допределили выбор из технологии модульного обу­чения в качестве основного объекта проектирова­ния модуль как относительно самостоятельную, це­лостную организационно-содержательную единицу учебной программы, решающую определенную за­дачу, а желание студентов заниматься различными видами спорта и современными двигательными си­стемами послужило основанием для выбора спортивно ориентированной направленности про­граммного обеспечения учебного процесса по предмету «физическая культура».

Одним из основных законов повышения эф­фективности деятельности, в частности учебной, является закон синергии. Эффект синергии возни­кает путем взаимного участия, взаимодействия эле­ментов, находящихся в рамках целого. Механизм наращивания синергического эффекта осуществ­ляется за счет дифференциации учебного процес­са, направленной на повышение эффективности каждого элемента системы в отдельности. Разви­тие инновационного типа становится возможным, если происходит расширение зоны организованно­го упорядочения процесса и при этом остается «ко­ридор для творческих тенденций». Формирование «творческих тенденций» в образовательном про­цессе осуществляется на основе релевантно-кон­сультативных отношений педагогов и студентов, ко­торые функционируют по принципу обратных свя­зей, что позволяет им активно включаться в субъект-субъектную деятельность.[6]

Термин «принятие решения» появился в 30-х гг. и применялся теоретиками «классической школы» теории управления для характеристики процессов децентрализации. Первыми комплексными работа­ми, развивающими теоретические основы концепции принятия решения, были работы Ч. Бернарда (1938), Э. Стина (1940), К. Ридли и Г. Саймона (1937). Осо­бое распространение концепция принятия решения получила на рубеже 60-х гг. Ее исходные положения были сформулированы в работах Г. Саймона (1957 и 1960), где давались основные определения про­цессов и систем принятия решения в условиях нео­пределенности, разрабатывался взгляд на процесс выработки решения с позиций интеллектуального решения проблем и организованного обучения, рас­сматривались проблемы и методы принятия реше­ния.

Проблема организационных коммуникаций -центральный аспект данной концепции. Декомпози­ция организации не на группы работ, а на центры при­нятия решения предполагает, что на каждый «центр» замыкается процесс принятия решений, состоящий из ряда этапов. Центры принятия решения соответ­ствуют границам смежных технологических процес­сов, и адаптивные решения должны быть направлены на достижение их целостности. В целом эта система рассматривает организацию как адаптивную систему. Чтобы избежать неопределенности, система создает соответствующие организационные механизмы, осу­ществляет исследование проблем, обучается на ос­нове своего опыта и ищет, скорее, рациональные, а не оптимальные решения. Процесс принятия реше­ния предусматривает взаимодействие индивидов, а любое общение невозможно без обмена информа­цией между людьми.

Рассматривая информационную достаточность как антитезу неопределенности, мы можем сказать, что в результате взаимодействия в процессе приня­тия решения должно возникать уменьшение неопре­деленности у субъекта, принимающего решение. Не­обходимо отметить, что человек, принимающий ре­шение в условиях высокодинамичной внешней сре­ды, всегда будет находиться в условиях постоянного диалектического взаимодействия информации и нео­пределенности.

Показатель качества информационного обеспе­чения процесса принятия решения характеризуется полезностью информации, то есть свойством инфор­мации быть уместной, надежной и сравнимой, отра­жать реально существующие объекты с необходимой точностью. Информация уместна с точки зрения за­интересованных пользователей, если наличие или от­сутствие ее оказывает или способно оказывать влия­ние на решения этих пользователей, помогая оценить прошлые, настоящие, будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки. На уместность информации влияют ее содержание и существен­ность. Существенной признается информация, отсут­ствие или неточность которой может повлиять на ре­шения заинтересованных пользователей. Информа­ция надежна, если она не содержит существенных ошибок и объективно отражает факты образователь­ного процесса.

С точки зрения семиотики, адекватность инфор­мации объекту должна быть рассмотрена как мини­мум с трех позиций:

1. Синтаксическая - воспроизведение формаль­но - структурных характеристик отражения абстраги­ровано от смысловых и полезностных параметров. С этой позиции понятие информации тождественно понятию данных.

2. Семантическая - рассматривает отношение информации и ее источника. Упор делается на смыс­ловом содержании информации, при этом рассмат­ривается достижение единства информации (объек­та) и пользователя.

3. Прагматическая - соответствие информа­ции целям управления, которые реализуются на ее основе.

Применение в научно-педагогической практике организации и управления учебным процессом вы­шеизложенных методологических подходов позволи­ло провести анализ и разработать стратегию и такти­ку педагогического управления процессом физкуль­турного образования студентов.

Анализ научно-методической литературы и обоб­щение передового опыта работы кафедр физическо­го воспитания вузов Беларуси свидетельствуют о насту­пившем в 90-х гг. кризисе данной учебной дисципли­ны. В частности, в этот период в волгоградских вузах посещаемость учебных занятий значительно снизи­лась (до 60%) и как следствие этого произошло снижение двигательной активности занимающихся.

Начиная с середины 90-х гг., как в ходе занятий физической культурой, так и после них, даже при зна­чительно сниженной нагрузке все чаще стали выявлять­ся случаи дискомфортных состояний у студентов: го­ловокружение, головная боль, тошнота, тремор, уча­стились случаи спонтанных, судорожных сокращений мышц. При осеннем исходном тестировании до 40% первокурсников не в состоянии даже закончить дис­танцию кроссового бега на 2-3 км. У юношей и деву­шек в различной степени ухудшились величины стано­вой и кистевой силы, результаты в скоростно-силовых нормативах и особенно в видах на выносливость.

Изучение психофизиологического состояния сту­дентов первого курса показало:

- уровень ситуативной тревоги - «выше средне­го», как у юношей, так и у девушек, который можно рассматривать как ранний признак нервно-психичес­кой дизадаптации, затрудняющей не только их нынеш­нюю студенческую, но и последующую профессио­нальную деятельность. Возможно проявление повы­шенной тревожности и эмоционального перенапря­жения в результате социальной дизадаптации в пери­од вхождения в новый коллектив;

- отмечены признаки тревоги и психического пе­реутомления, причиной которых может являться низ­кий уровень психической выносливости;

- общее состояние ЦНС характеризуется низким уровнем сосредоточенности на выполнении деятель­ности и активности, опосредованной сознательной саморегуляцией. Готовность психики студентов к вы­полнению деятельности слабо выражена.

Анализ типологических характеристик студентов позволил сделать следующие выводы:

- уровень интеллектуального развития студентов оценивается как «выше среднего». Они способны быстро обучаться, логичны в своих действиях и по­ступках, активны в установлении контактов, хорошо адаптируются в коллективе, готовы сотрудничать, лег­ко включаются в общие и спортивные мероприятия;

- им свойственны фрустрированность, напряжен­ность, беспокойство, озабоченность планами, напря­женная раздражимость, высокая мотивация, которая коррелирует только с академической успеваемостью;

- в общей своей массе студенты не являются ли­дерами, зависят от более сильных личностей, им свойственны невротичность, склонность к плохому настроению и общему социальному торможению;

- низкий контроль результатов своей деятельно­сти свидетельствует о несформированности психо­логических параметров личности, связанных с дея­тельностью в экстремальных, стрессовых ситуациях.

Результаты медико-экологических наблюдений свидетельствуют о многолетних негативных процес­сах, характеризующихся значительным повышени­ем уровня экозависимой заболеваемости и смер­тности среди населения г. Волгограда и Волгоград­ской области. В структуре заболеваемости подро­стков и взрослого населения преобладают болез­ни органов дыхания, кожи, инфекционные заболе­вания, системы кровообращения, мочеполовой, пищеварительной, костно-мышечной систем (Л.И. Латышевская, 2001).[11]

В связи с обозначенной проблемой целью наших исследований были разработка и обоснование ме­тодологии оптимизации процесса физкультурного образования в вузах на основе интеграции оздоро­вительных и спортивных технологий, ее структуры и содержания.

Предполагалось, что эффективность процесса физкультурного образования студентов вузов суще­ственно повысится, если:

- в основу методологии интеграции спортивных и оздоровительных технологий в физкультурное образование студентов положены принципы ее реали­зации, факторы-детерминанты организации и содер­жания учебного процесса;

- интенсифицировать развитие науки по теории и методике физического воспитания, спортивной тре­нировки и оздоровительной физической культуры на основе интеграции и синтеза оздоровительных и спортивных технологий обучения;

- динамично модернизировать программно-нор­мативное обеспечение дисциплины «физическая куль­тура», оказывающее стимулирующее влияние на фор­мирование здорового стиля жизни студентов. При­менять дифференцированный подход при составле­нии рабочих программ, учитывая при этом интеграль­ную оценку на основе рейтинг-контроля физического развития, функционального состояния и физичес­кой подготовленности, нозологические группы и мотивационные запросы студентов в сфере физической культуры и спорта;

- обеспечить организационно-правовые условия в вузе для осуществления врачебно-педагогического контроля физического состояния студентов;

- создать сеть региональных учебно-методичес­ких центров (например, межвузовский методический совет по физической культуре и спорту при спортив­ных комитетах города и области), разрабатывающих и внедряющих интегрированные оздоровительно-спортивные технологии физкультурного образования студентов.

Наиболее эффективной системой физкультурно­го образования студентов представляется система, где максимально гибко сочетаются все существую­щие модели и формы образования и всем ее участ­никам (студентам, преподавателям) предоставлены широкие возможности выбора видов, методов, форм деятельности.

В связи с вышесказанным была разработана про­грамма «Образование и здоровье», которая предус­матривает внедрение высокоэффективных спортив­но-оздоровительных технологий для учащейся моло­дежи Волгоградского региона.

Для реализации данной программы в штат кафед­ры ФК и здоровья введены специалисты с медицин­ским образованием и врачи-практики, что позволи­ло консолидировать достижения в области теории и методики физической культуры и спорта, оздорови­тельной физической культуры и практической меди­цины при разработке рабочих программ.

Оздоровительная направленность учебного про­цесса для студентов основного отделения, не имею­щих хронических заболеваний, должна носить опосре­дованный характер. Средства и методы восстановле­ния и повышения функциональных возможностей орга­низма необходимо подбирать с учетом заболеваний, характерных для конкретного региона. Данная концеп­ция положена в основу разработки рабочих программ по фитнесу, ритмической гимнастике, оздоровитель­ному бегу, баскетболу, греко-римской борьбе и другим культивируемым в академии видам спорта.

В них включаются дыхательные упражнения раз­личного характера, например гипоксическая трени­ровка по Ю.Б. Буланову, дыхательные гимнастики B.C. Чугунова, йоги - дыхательные упражнения для коррек­ции веса и фигуры, трехфазное дыхание Кофлера-Лобановой-Лукьяновой, тренировка резервов мощ­ности дыхательной системы по С.Н. Кучкину, дыхатель­ные упражнения для профилактики заболеваний ор­ганов зрения; с целью профилактики эмоционально­го перевозбуждения применялись специальные ды­хательные упражнения по П.С. Бреггу релаксацион­ный тренинг и функциональная музыка по Н.Н. Сентябреву.

Повышение работоспособности и спортивных результатов студентов спортивного отделения осуще­ствляется методами физиотерапии и ЛФК. Для сни­жения травматизма в учебно-тренировочном процес­се и соревновательной деятельности применяются методы висцеральной хиропрактики и стретчинга. Для повышения функциональной работоспособности организма применяются методики озонотерапии.

Рациональное сочетание средств ЛФК и занятий видами спорта, совместимыми с профилем заболе­ваемости студентов специального медицинского от­деления, позволило получить не только оздорови­тельный, но и мотивационный эффект.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: