Состояние здоровья населения России требует не только анализа
имеющихся теоретических положений и практического опыта в вопросах формирования личности, но и разработки теории вопроса формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) как первостепенной задачи сегодняшнего дня. Обучение сохранению здоровья в процессе социализации личности в качестве основной задачи предполагает формирование целостной системы индивидуальных, избирательных, сознательных связей и отношений личности к цели обучения, приобретению культуры поведения относительно своего здоровья, в том числе культуры ЗОЖ. Овладевая научно-практическими знаниями в единстве предметной и операциональной сторон, студенты усваивают определенный подход к процессу и результату деятельности в сфере физической культуры [2, 4, 6].
Основной целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности [10].
Эмпирическое изучение мотивов студентов в отношении физкультурно-спортивной деятельности выявило их незначительное количество и слабую связь с учебно-профессиональными мотивами. Для того чтобы физическая культура стала полноценным фактором становления специалиста, она должна быть личностно значимой для студента [9].
Рост результатов контрольных нормативов не является необходимым и достаточным условием принятия на личностном уровне ценностей физической культуры и спорта (ФКиС), а также не вызывает возрастания желания заниматься физкультурой и положительного отношения к ней [5, 7].
|
Необходимо, чтобы студент:
а) понимал роль физической культуры в своей жизни;
б) положительно относился к физической культуре;
в) включился в занятия физической культурой, определив для себя приемлемую форму и условия занятий;
г) имел личностно значимые мотивы занятий, сформированные на базе интереса к ФКиС, основанного на его собственных потребностях.
Содержание внеучебной деятельности студентов должно обеспечивать им широкий и свободный выбор ее форм и видов, проявление в них творческой индивидуальности и полноценной самореализации. Профессиональная направленность содержания учебно-воспитательного процесса является системообразующей основой учебных и внеучебных занятий и требует раскрытия тесной связи физической культуры, физкультурно-спортивной деятельности с профессиональной ориентацией личности, понимания межциклового и междисциплинарного взаимодействия в обеспечении интегративной профессиональной готовности специалиста [8].
Именно такой подход к построению учебного процесса служит первым этапом построения модели спортивно-массовой работы, на котором и осуществляется формирование у студентов мотивации (см. рис. 4. Приложение 1).
На втором этапе студентам предоставляется возможность для реализации сформированной мотивации в массовых физкультурных мероприятиях различного уровня с учетом подготовленности и предпочтений (КСС, массовые мероприятия, клубы).
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой, на укрепление ее здоровья, совершенствование ее физической и спортивной подготовленности. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводят спортивные клубы вузов на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации.
|
Результаты внедрения данной модели позволили повысить объем двигательной активности с 4 ч в неделю, предусмотренных учебным расписанием, до 6-8 ч, рекомендуемых для обеспечения оптимального образа жизни.
Если до внедрения данной модели на 4-м курсе продолжали занятия физической культурой 42% студентов, а к 5-му курсу эта цифра уменьшилась до 27%, то в результате использования в процессе физического воспитания технологий избранных видов спорта эти показатели существенно выросли: свыше 56% студентов продолжали занятия физической культурой на 4-м курсе, а к 5-му курсу этот показатель оставался стабильным.
Среди студентов, занимавшихся на различных специализациях и вовлеченных в спортивно-массовую работу, наблюдалось существенное увеличение доли лиц, регулярно занимавшихся ФКиС в дни каникул (см. таблицу, Приложение 2).
Эффективность разработанных и внедренных в учебный процесс физкультурно-оздоровительных технологий подтверждается количественными и качественными оценками результатов эксперимента. Однако мы считаем, что процесс формирования физической культуры студентов был бы незаконченным, если бы нам не удалось реализовать деятельностный подход к освоению ее ценностей и не произошло бы реального включения занимающихся в процесс физкультурного самообразования и самосовершенствования.