Глава 2. Организация физического воспитания студентов в ВУЗе с использованием спортивно-оздоровительных технологий
Предпосылки использования спортивно-оздоровительных технологий
Преобразования в начале 90-х гг. XX в. и вступление Беларуси в рыночные отношения изменили социокультурную ситуацию в различных сферах жизнедеятельности. Не обошел стороной этот процесс и систему высшего образования. В обострившейся конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг, когда главным критерием выступает качество образования, существенно возросли требования к профессиональной подготовке, а опосредованно - и к физическому воспитанию будущих специалистов. Традиционно сложившаяся система физического воспитания в вузах не физкультурного профиля не отвечает современным требованиям.
Либерализация социокультурных процессов в обществе привела к отрицанию устоявшихся физкультурно-спортивных традиций в вузе и к формированию новых направлений двигательной активности, которые оптимально соответствуют стилю жизни студенческой молодежи, социально-психологическому и морфофункциональному статусу, особенностям ее ментальности. Это требует отказа от авторитарных методов учебного процесса и обращения к личности студента, его интересам и потребностям в сфере физкультурно-спортивной деятельности [4].
Демократизация и гуманизация системы физического воспитания в вузах позволили выдвинуть в качестве базовой новую целевую задачу - формирование физической культуры личности. Для ее успешной реализации необходимо освободить физкультурно-спортивную деятельность от тотальной унификации и стандартизации, использовать вариативность учебного процесса на основе применения современных педагогических физкультурно-образовательных технологий [11].
Регламентирующий характер учебных занятий по физическому воспитанию (ориентация на общефизическую подготовку), не позволяющий учитывать физкультурно-спортивные интересы и потребности занимающихся, привел к снижению двигательной активности студентов. Как следствие около 40% студентов ВУЗов, опрошенных в 1990 - 1992 гг., определили свое отношение к занятиям физическими упражнениями как негативное. Кроме того, в период с 1985 по 1992 г. количественный показатель студентов-первокурсников, отнесенных к специальной медицинской группе (имеющих хронические заболевания), по данным медицинских обследований, значительно возрос (с 11 до 23%) по сравнению с предшествующим периодом (1977-1985 гг.).
Тестирование уровня общей физической подготовленности первокурсников показало, что результаты контрольных испытаний, характеризующие развитие основных двигательно-мышечных качеств, по всем тестам существенно ниже нормативов Примерной программы по дисциплине «Физическая культура». На оценку «отлично» нормативы выполнили лишь 15% первокурсников, 37% вообще не справились с ними.
По мнению экспертов (тренеры, преподаватели, инструкторы по физической культуре) и в соответствии с рекомендациями учебной программы вузов (раздел «Контрольные нормативы») уровень развития скоростно-силовых качеств, гибкости и силы оценивался как средний, быстроты - ниже среднего, а выносливости - как низкий.
Посещаемость академических занятий по физическому воспитанию в ВУЗах до 1992 г. отмечалась на уровне 75 и 85% у мужчин и женщин соответственно. В специальной медицинской группе этот показатель был еще ниже и составлял в среднем около 66% у мужчин и 70% у женщин.
Методологическое обеспечение физкультурно-образовательного процесса и спортивно-оздоровительные технологии.
Учитывая сложившуюся неблагоприятную ситуацию, в начале 1990-х гг. была разработана новая учебная программа на основе использования технологических инноваций. На рис. 1(см. Приложение 1) представлена трехкомпонентная технологическая модель физического совершенствования (спортивно-видовые, общеразвивающие и оздоровительные технологии), построенная на принципах личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности.
Основополагающим принципом методологического обеспечения физкультурно-образовательного процесса является принцип спортизации (процесс интеграции технологий, правил, принципов спортивной тренировки, направленный на решение задач физического воспитания независимо от уровня физической подготовленности и состояния здоровья занимающихся) [10].
Учебные программы, разработанные на основе технологической модели, предполагают относительно свободный выбор вида двигательной активности и обеспечивают реализацию дифференцированного и идивидуализированного подходов к занимающимся с учетом физкультурно-спортивных интересов, состояния здоровья, уровней общей и специальной физической подготовленности, мотивационных устремлений к двигательной активности и отсутствия таковых.
На наш взгляд, это один из реальных механизмов решения проблемы оптимизации двигательной активности студентов, который охватывает физкультурно-спортивной деятельностью практически весь контингент студенческой молодежи. Личностно ориентированное содержание предложенной нами педагогической системы физического воспитания студентов, характеризующее ее инновационную сущность и социокультурную значимость, раскрывается в следующих принципах реализации образовательной технологии, определяющих направленность физкультурно-спортивной деятельности:
- свободный выбор вида двигательной активности;
- организация тренирующих воздействий;
- оптимальность физических нагрузок;
- формирование учебно-тренировочных групп с учетом личностных характеристик, физической подготовленности, мотиваций и интересов каждого студента;
- целостность и интегративность содержания (динамическое сочетание теории, методики и практики) физкультурно-спортивной деятельности;
- преемственность регламентированных и самостоятельных форм занятий;
- диагностика физкультурно-образовательного процесса и его коррекция по результатам мониторинга:
- отказ от нормативного подхода;
- выбор объема и интенсивности двигательной активности в качестве нового критерия эффективности педагогического процесса;
- успех как стимул формирования мотивов познавательной и двигательной деятельности студентов [6].
В связи с принятием новой концепции физического воспитания были соответствующим образом скорректированы основные задачи:
- сохранение и укрепление здоровья студентов;
- оптимизация уровня физической подготовленности с ориентацией на будущую профессиональную деятельность;
- формирование у студентов здорового стиля жизни;
- освоение студентами знаний, умений по основам теории, методики и практической организации физкультурно-спортивной деятельности;
- формирование потребностно-мотивационной сферы регулярных занятий физическими упражнениями в течение всего периода обучения в вузе.
Первый компонент предложенной модели организации учебного процесса по физическому воспитанию включает 6 вариантов спортивно-видовых технологий (баскетбол, бодибилдинг, волейбол, ритмическая гимнастика, плавание, шахматы). Перечисленные виды включены в учебный процесс по результатам социологических исследований как наиболее популярные в студенческой среде. Основание для зачисления в группы физического совершенствования по указанным специализациям - принадлежность к основной медицинской группе и соответствующий уровень общей физической и спортивно-технической подготовленности.
Основная цель данного направления учебного процесса - совершенствование в избранном виде спорта и физической культуры, выполнение спортивных разрядов.
Второй компонент модели предполагает использование технологий общеразвивающей направленности (традиционно сложившаяся система физического воспитания в вузах). В учебные группы зачисляются студенты подготовительной медицинской группы, студенты, не прошедшие конкурсного отбора на физкультурные специализации, а также студенты, имеющие в качестве основного мотива получение зачета по физическому воспитанию. Основная цель этого направления - применение разнообразных средств и методов физического воспитания для оптимального развития основных физических качеств и формирования мотивационно-ценностных установок на регулярные занятия физической культурой.
Третий компонент педагогической модели - оздоровительные технологии, предусматривающие 5 направлений двигательной активности рекреационного и реабилитационного содержания, учитывающие характер заболевания сердечно-сосудистые (1-я подгруппа), органов дыхания (2-я подгруппа), внутренних органов (3-я подгруппа), функциональные нарушения осанки (4-я подгруппа), миопия (5-я подгруппа)] и уровень физической подготовленности. Основная цель направления - применение адекватной психофизическим возможностям занимающихся двигательно-мышечной нагрузки для повышения физической подготовленности, стабилизации функциональных параметров организма, замедления прогрессирования основного заболевания, формирования позитивных мотиваций к двигательной активности [7].
Предлагаемая нами программа по дисциплине «Физическая культура» рассчитана на 3-летний период (объем 408 ч). Распределение физической нагрузки по курсам осуществляется следующим образом: 140 ч - 1-й курс; 136 ч - 2-й курс; 132 ч - 3-й курс (Примерная программа предполагает 4-летний период обязательных занятий, 3-му и 4-му курсам отводится по 66 ч в год.) Около 65% аудиторного времени уделяется физическим упражнениям по учебным программам физкультурных специализаций, 24% времени - занятиям легкой атлетикой и ОФП, 11% времени - лыжной подготовке. Занятия легкой атлетикой, ОФП и лыжной подготовкой используются в качестве дополнения к основной физической нагрузке осенью и весной (16 недель) и в зимний период (5 недель) и направлены в основном на развитие выносливости и тестирование уровня общей физической подготовленности.
Освоение теоретического раздела учебной программы осуществляется в процессе практических занятий (от 2 до 10 мин в подготовительной либо заключительной частях урока). В конце каждого учебного года студенты представляют рефераты на одну из тем, отражающих объем знаний по избранному виду физкультурно-спортивной деятельности.
К основным чертам практического раздела описываемой программы можно отнести следующие:
- ежегодные социологические обследования первокурсников (выявление физкультурно-спортивных интересов, соматотипических и физиологических особенностей, демографических и социально-психологических характеристик и т.д.);
- тестирование уровня общей физической подготовленности по 5 основным двигательным качествам (скоростно-силовые, гибкость, сила, быстрота и выносливость), которое осуществляется ежегодно в течение 3 лет обязательного курса физического воспитания в сентябре и в мае; эффективность учебно-тренировочного процесса определяется по величине сдвига показателей в развитии каждого из перечисленных двигательных качеств;
- тестирование уровня специальной физической подготовленности (3 теста, отражающих динамику подготовленности занимающихся в избранных физкультурных специализациях) ежегодно в декабре и апреле;
- тестирование функционального состояния (1 раз в год) для определения влияния предлагаемой физической нагрузки на состояние вегетативной, двигательно-мышечной и сенсомоторной функций занимающихся.
Информация, полученная в результате тестирований, переводится в электронный формат и обрабатывается методами вариационной статистики с использованием пакетов прикладных программ.
Главным технологическим компонентом построения учебного процесса по всем направлениям двигательной активности является строгая последовательность (этапы) усвоения учебного материала. В качестве примера приведем образец построения учебного процесса на специализации «Волейбол".
Последовательность (этапы) усвоения учебного материала.
1-й этап (1 сентября - 10 октября, стадион). ОФП, легкая атлетика, подвижные игры, футбол, контрольное тестирование уровня общей физической подготовленности и функционального состояния. Конкурсный отбор на специализацию «Волейбол».
2-й этап (11 октября - 20 декабря, игровой зал, фитнесс-зал, бассейн). Занятия по специализации в соответствии с учебным планом. Обучение плаванию.
3-й этап (4 февраля - 12 марта, лыжный стадион). Лыжная подготовка.
4-й этап (13 марта-30 апреля, игровой зал, фитнесс-зал). Занятия на специализации. Реализация задач в зависимости от курса обучения. Контрольное тестирование уровня специальной физической подготовленности.
5-й этап (3 - 29 мая, стадион). ОФП, легкая атлетика, футбол, подвижные игры, контрольное тестирование уровня общей физической подготовленности и функционального состояния.
6-й этап (30 мая - 2 июня, аудитории КФВ). Зачет по теоретическому разделу учебной программы, защита курсовых работ.
Оценивая влияние учебного процесса на развитие основных физических качеств в целом, можно констатировать, что разработанные физкультурно-образовательные технологии личностно ориентированного содержания в неравной степени влияют на динамику общей физической подготовленности студентов. В группах студентов, занимающихся по программам спортивно-видовых и общеразвивающих технологий, использование физических упражнений оказалось эффективным средством в развитии скоростно-силовых качеств, гибкости и силы, как у мужчин, так и у женщин. Менее эффективным было их влияние на развитие быстроты и выносливости.
Поскольку для развития быстроты и особенно выносливости 4 ч в неделю занятий избранными направлениями двигательной активности недостаточно, в программе занятий с использованием спортивно-оздоровительных технологий были предусмотрены специальные разделы, ориентированные на совершенствование отстающих в развитии физических качеств.
Анализируя результаты тестирования развития специальных качеств, необходимо отметить, что в течение всего периода эксперимента на всех физкультурных специализациях и по всем показателям были достигнуты достоверные сдвиги (в качестве примера приведем показатели уровня специальной физической подготовленности студентов, занимавшихся на отделениях ритмической гимнастики и баскетбола, рис 2, 3).
Мотивационные предпочтения студентов в области занятий физической культурой составляли важнейший критерий при разработке новой учебной программы. Анализируя их, мы выяснили, что бодибилдинг в этом рейтинге занимает одно из первых мест. Для мужчин ведущим мотивом является развитие физической силы (89,2 % опрошенных). Среди женщин 42,3% опрошенных хотели бы с помощью занятий с отягощениями уменьшить количество жировых отложений, иметь красивую женственную фигуру, 31,8% - увеличить мышечную массу и иметь красивую спортивную фигуру, 10,1 % - повысить функциональные возможности организма. Лишь 15,8% из числа опрошенных посещали отделение боди-билдинга с целью получения зачета по физическому воспитанию.
Аналогичная структура мотивации характерна для студенток, выбравших специализацию «ритмическая гимнастика». Но здесь наряду с развитием внешних данных отмечается также престижность данного направления физической культуры.
Студенты, которые выбирают игровые виды спорта (волейбол, баскетбол), в числе мотивов выбора называют формирование физических способностей, а также интерес к игровым видам спорта и развитие навыков игровой деятельности, которая может им пригодиться в будущем. Мотивы развития специальных навыков преобладают и в группах студентов, выбравших специализацию "плавание".
На отделении общефизической подготовки преимущественно занимались студенты, которые не были приняты в основные группы по состоянию здоровья либо по уровню физической подготовленности. Однако определенная часть студентов выбирала данное направление в силу отсутствия интереса к физической культуре, имея в качестве основной мотивации получение зачета.
Ведущим мотивом студентов, занимавшихся шахматами, было формирование специальных навыков игровой деятельности и выполнение спортивных разрядов.
Определенным критерием эффективности программы являются данные о посещаемости учебных занятий, а также о степени вовлеченности студентов в физкультурно-спортивную деятельность сверх учебной программы.
Благодаря использованию экспериментальных технологий показатель посещаемости академических занятий по всем направлениям двигательной активности увеличился с 75 до 92%.
Устойчивость сформированных мотивационных устремлений к занятиям физической культурой после окончания обязательного курса физического воспитания характеризуется степенью вовлеченности студентов в физкультурно-спортивную деятельность на 4-5-м курсах обучения (42% студентов на 4-м курсе, около 30% - на 5-м).
Таким образом, структура мотивационных устремлений является важным компонентом физической культуры человека и во многом определяет степень его вовлеченности в занятия физическими упражнениями.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что новая учебная программа позволяет осуществлять коррекцию мотивационной сферы. У большинства студентов к 3-му курсу возрастает число мотивов (1-2 - на 1-м курсе, 5-6 - на 3-м). Установлена взаимосвязь физкультурно-спортивных и учебно-профессиональных мотивов.
В целом у студентов, занимавшихся по новой учебной программе, помимо позитивных сдвигов в показателях физического развития отмечается положительная динамика уровня здоровья и функциональных характеристик организма (прежде всего сердечно-сосудистой системы). Эта динамика, разумеется, не выглядит ошеломляюще, но другого мы и не ожидали, поскольку к обучению по программе физкультурных специализаций допускаются студенты основной медицинской группы.
В учебных программах каждой из 5 подгрупп студентов специальной медицинской группы использовался весь спектр физических упражнений, особенность которых заключалась в том, что они были подобраны с учетом характера заболевания и уровня физической подготовленности.
Для студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (1-я подгруппа) предлагались разнообразные варианты упражнений в зале, бассейне и на свежем воздухе. Занятия строились с преобладанием циклических движений (ходьба в сочетании с бегом, плавание, дыхательные упражнения, комплексы упражнений из программ по аэробике, шейпингу, степ-аэробике и т д.). Программа включала и обязательные комплексы упражнений с отягощениями (не более 10% нагрузки в основной части урока).
Студенты с заболеваниями органов дыхания (2-я подгруппа) занимались в основном в спортивных залах и бассейне (до 80% учебной нагрузки) и лишь непродолжительное время (весной и осенью) - на свежем воздухе. Занятия включали ходьбу, бег, эстафеты, упражнения с гимнастическими палками, гантелями, танцевальные упражнения, элементы из программ степ-аэробики и калланетики. В процессе занятий особое внимание обращали на правильное дыхание (с акцентом на выдохе). Для страдающих бронхиальной астмой и бронхитом нами разработано 3 специальных комплекса дыхательной гимнастики.
Студенты, страдающие сколиозами и остеохондрозами (3-я подгруппа), выполняли специальные комплексы упражнений для нормализации дефектов осанки и их предупреждения. Основной целью занятий было развитие и укрепление мышц туловища (формирование мышечного корсета), фиксирующих позвоночник в правильном положении. Основная часть учебной нагрузки выполнялась в положении сидя, полулежа и лежа; применялись также упражнения с резиновыми бинтами, гимнастическими палками, отягощениями и на тренажерных устройствах.
Занятия в 4-й подгруппе (заболевания органов пищеварения и внутренних органов) включали ходьбу, беговые упражнения в невысоком темпе, спортивные и подвижные игры, плавание, ходьбу на лыжах, дыхательные упражнения и т.д.; в ограниченном количестве - упражнения, выполнение которых сопровождается сотрясением организма и резкими движениями (прыжки, подскоки, ускорения и др.). Из программы занятий студентов, страдающих заболеваниями почек и мочевыводящих путей, исключали упражнения, вызывающие переохлаждения (занятия на свежем воздухе в холодную погоду, занятия в бассейне и т.д.).
Программа занятий со студентами, страдающими миопией (5-я подгруппа), включала практически весь спектр физических упражнений, используемых на отделении специальной медицинской группы. Отдельная группа была сформирована из студентов, у которых наблюдалась прогрессирующая форма миопии (более минус 5 диоптрий). Для них была разработана специальная программа, исключающая применение упражнений с отягощениями, прыжков, ускорений.
Объем и интенсивность физической нагрузки во всех подгруппах - от небольшой до умеренной.
Анализ динамики физической подготовленности студентов специальной медицинской группы (мужчин и женщин) за период эксперимента показал, что результаты, полученные после каждого 3-летнего цикла, неоднозначны: в 83% случаев зафиксирован достоверный прирост показателей (р<0,05), в основном в развитии скоростно-силовых качеств и силы. Менее убедительными оказались результаты в развитии гибкости.
Использование оздоровительных технологий в учебном процессе способствовало улучшению показателей посещаемости занятий по физическому воспитанию (у мужчин на 1 -м курсе - 66%, на 3-м - 86%; у женщин - 70 и 88% соответственно).
Разработанная учебная программа с использованием физкультурно-образовательных технологий показала более высокую эффективность (в сравнении с традиционно сложившейся системой) реализации основных задач физического воспитания в вузе. Главный ее итог - позитивные сдвиги в формировании потребностно-мотивационной сферы студентов. Она является реальным механизмом организации процесса непрерывного физического совершенствования студентов и позволяет на практике совершить переход от обязательного курса физического воспитания к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности на принципах самовоспитания и самосовершенствования.[3]