Сущность и функции цен в условиях рынка




Введение

Цены являются активным инструментом формирования структуры производства и оказывают решающее воздействие на создание общественного продукта, способствуют повышению эффективности производства, влияют на распределение и использование рабочей силы, определяют уровень жизни граждан.

Повышение конкурентоспособности АПК России зависит от межотраслевых пропорций затрат и результатов. Величина последних обуславливается прежде всего ценой потребления конечной продукции.

Достижение максимальной социально – экономической эффективности рыночных отношений возможно лишь при условии включения ценовой составляющей в экономическую политику государства. Касательно агропромышленного рынка это означает, что при свободном рыночном ценообразовании необходимо: иметь государственные цели закупок сырья и продовольствия (формирование резервов, помощь малоимущим слоям населения, проведение продовольственных интервенций на внутреннем рынке и др.); ввести квоты и пошлины на импортируемую продукцию; установить уровень «пороговых» цен на социально значимые виды сырья и продовольствия; поддерживать мероприятия по совершенствованию семеноводства и племенного дела, защите растений и животных, внедрению информационных технологий и телекоммуникаций, развитию социальной инфраструктуры села; способствовать согласованности действий законодательных и исполнительных органов федеральной власти. Только так государство сможет обеспечить продовольственную безопасность, проводить эффективную социальную политику, сформировав совершенное антимонопольное законодательство, удастся создать примерно равные экономические условия расширенного воспроизводства в АПК. [5, 65]

Сложность и неоднозначность ситуации с ценообразованием в России повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.

Целью данной работы является рассмотрение ценообразования в условиях рыночной экономики. Предмет исследования – ценообразование в условиях рыночной экономики.

В соответствии с целью и предметом были определены следующие задачи:

1. Определение сущности и функций цен в условиях рыночной экономики;

2. Изучение методов ценообразования;

3. Рассмотрение ценообразования на продукцию сельского хозяйства.

 

Сущность и функции цен в условиях рынка

Сущность и функции цен. Роль цен в инфляционных процессах

Цены – решающий фактор результатов производственной и хозяйственной деятельности.

Цена – это экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец предлагает товар, а покупатель готов его купить. Стоимость товара имеет две характеристики: качественную и количественную. Качественная характеристика заключается в выражении всех совокупных экономических отношений. Количественная характеристика отличается тем, что стоимость формируется общественно – необходимыми затратами и соизмеряется общественно – необходимым временем.

В странах с рыночной экономикой ценообразование является объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цена – одна из критических точек экономической и социально – политической жизни страны. На них сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей, оптовиков и розничных торговцев, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают интересы каждого.

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Для системы ценообразования характерны рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование – образование цен государственными органами. Затратное ценообразование формируется за счет составления цены из издержек производства и обращения.

При установлении окончательной цены учитывается степень государственного регулирования, уровень динамики спроса, характер конкурентов, потребности оптовых и розничных продавцов, общеэкономические критерии, определяющие отклонения уровня цен от стоимости товара и зависящие от производителя товара.

Таким образом, обобщив вышеизложенное, цена – это форма выражения ценности, благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Цена товара, его полезность проверяются рынком и окончательно формируются и корректируются на рынке.

Функции цен связаны с действием экономических законов, которые и определяют роль цены в хозяйственной жизни. Функции цен характеризуют совокупность общих свойств, которые присущи им как экономической категории. Таких основных функций пять: учетно-измерительная, перераспределительная, стимулирующая, балансирующая и разрешение производства.

Учетно-измерительная функция определяет затраты общественного труда и характеризуется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена позволяет организовать стоимостной учет различных хозяйственных процессов и соизмерить их результаты. Цена позволяет выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товаров. Цена определяет величину издержек производства, обращения товаров и размер прибыли.

Значение функции цены как средства более рационального размещения производства наиболее возрастает в России в переходный период к рыночной экономике. Благодаря механизму цен происходит перелив капитала в более перспективные отрасли с высокой нормой прибыли под воздействием конкуренции и движения спроса. Масштабы перелива пока невелики из – за сдерживания за счет высокого уровня инфляции и слабой конкуренции при монополизме многих производителей. Более развиты торгово – посреднические операции. Большие инвестиции вкладываются в нефтяную, газовую индустрии, автомобильные заводы, переработку продуктов сельскохозяйственного производства, хлебопекарни.

Регулирование предложения товаров рынком происходит за счет балансирующей функции цены. Только устоявшаяся цена свидетельствует о постоянном спросе и требует увеличения объема товаров или необходимость сокращения его при снижении спроса даже при снижении цены. А снижение цены требует переориентировку ресурсов, изменения технологии и объема выпуска и продажи товара. Взаимодействие спроса и предложения, оптимальная цена обеспечит равновесие на рынке. Равновесная рыночная цена формируется при таком количестве товаров, которое покупатели могут приобрести равнозначно объему, выпускаемому производителями.

Стимулирующая функция цены характеризуется как воздействие на производство и потребление различных товаров. Стимулируется производство за счет получения прибыли. Поэтому высокие цены способствуют росту выпуска товаров, а низкие препятствуют или сдерживают его. Рост и потребление находятся в обратной зависимости. Благодаря научно – техническому процессу изделия как улучшаются внешне, так и усовершенствуются, становятся красивее и мощнее, создаются дополнительные удобства. Обеспечивается экономия затрат, изменяется структура производства и потребления. Стимулируется обеспечение путем варьирования прибыли в цене, надбавками и скидками с цены. Оценивается рациональность принятого решения расширения производственных мощностей, строительства новых объектов или других операций. Основным критерием в рыночной экономике является цена. Стимулирующее действие она оказывает лишь при условии, когда выгодна продавать товар, получая при этом прибыль.

Функция цены, такая как распределение и перераспределение, связана с отклонением от стоимости из – за рыночных факторов. Благодаря ценам происходит распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики и формами собственности, регионами, различными социальными группами населения. Повышенные розничные цены на драгоценности и предметы роскоши позволяют перераспределить денежные доходы части населения. Акцизы на некоторые виды товаров, налог на добавленную стоимость, таможенные поступления пополняют бюджет на социальные нужды. А эти затраты калькулируются в себестоимость продукции и отражаются в цене.

Равенство совокупности цен всех товаров и их стоимости – закономерность. Отклонения от стоимости по каждому товару помогают перераспределить национальный доход. Стоимостные методы перераспределения находятся в тесном взаимодействии цен и денег. Доход, получаемый в результате продажи или покупки, зависит от цены. Перераспределяются доходы и улучшается финансово – кредитная система за счет изменения размеров заработной платы, пенсий, стипендий и ставок налогов. Цены применяются для перераспределения, когда требуется изменить пропорции в отраслях народного хозяйства. Система цен и оплата труда образует эффективное мероприятие по изменению национального дохода на стадии производства товара. Распределительная функция цены действует в сочетании с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения капитала, способствует переливу средств в то производство, где имеется повышенный спрос и высокая норма прибыли. В противоречии со всеми другими функциями выступает учетная функция цены, так как в условиях рынка цены отклоняются от издержек и затрат на изготовление и реализацию товаров. [8, 8-10]

Инфляция – процесс обесценивания денег из – за превышения объема денежной массы над объемом товарной массы. Проявляется инфляция в постепенном повышении общего уровня цен на товары в стране.

Инфляция оказывает отрицательное воздействие не только на благосостояние населения. Ничуть не меньше она «вредит» производству, хозяйственной деятельности. Под воздействием инфляции происходит обесценивание сбережений, а для предприятий это фонд амортизационных отчислений и фонд накопления. В конечном итоге инвестиции в производство заметно снижаются, что не позволяет в полной мере реализовать определенные мероприятия и проекты, не позволяет произвести модернизацию и реконструкцию оборудования и производства, новое строительство. Это приводит к износу оборудования, возможно, к частичному свертыванию производства, и, как следствие, к уменьшению предложения и следующему витку роста цен. Что касается, например, банковского сектора, то так как кредиты выдаются под определенный процент, кредиторы оказываются в невыгодном положении, что ведет к уменьшению инвестирования и снова к очередному толчку для развития инфляции. Из – за быстрого обесценивания денежных средств большая часть населения тратит деньги спешно, не задумываясь, что может привести к нарушению межотраслевых пропорций.

Инфляция значительно увеличивает степень риска при вложении денежных средств в какой – либо проект, создает неопределенность в механизме ценообразования, при ней сокращается предложение и происходит удорожание кредитов. Это все ведет к сокращению, вплоть до полной остановки предпринимательской деятельности, особенно в сфере производства. Это, во – первых, приводит к уменьшению предложения с вытекающими отсюда последствиями, а во – вторых, к уменьшению темпов роста экономики, что вообще может кардинально усугубить ситуацию.

Основные последствия инфляции:

- перераспределение доходов и богатства;

- отставание цен государственных предприятий от рыночных;

- скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;

- ускоренная материализация денежных средств;

- нестабильность экономической информации;

- падение реального процента;

- обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

Инфляция оказывает негативное влияние на благосостояние населения. Под воздействием инфляции происходит сокращение реальных доходов в результате того, что рост цен опережает рост заработной платы.

В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. [14, 114-116]

 

Виды цен на сельскохозяйственную продукцию

В соответствии с действующим законодательством продукция сельского хозяйства реализуется по свободным (рыночным) ценам. Рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения и являются основой экономических взаимоотношений сельскохозяйственных товаропроизводителей с другими участниками рыночных отношений. Они служат основой формирующейся системы цен на продукцию агропромышленного комплекса вообще и на продукцию сельского хозяйства в частности. Росстат ежемесячно осуществляет статистическое наблюдение за ценами на сельскохозяйственную продукцию и расчет индексов цен. В результате ситуацию на первичном рынке сельскохозяйственной продукции достаточно полно характеризуют средние цены производителей (без НДС) и индексы цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию.

Начиная с 1997 г. на практике используются среднерыночные цены, или средние цены реализации, рассчитываемые на основе договорных цен на сельскохозяйственную продукцию. Методика определения договорных цен предусматривает контроль или проверку договорной цены, подбор цены – аналога на конкретный товар в соответствующем регионе, сравнительный анализ и заключение о правомерности применения договорной цены на конкретный продукт.

С 1995 г. сельскохозяйственная продукция для государственных нужд закупается по гарантированным закупочным ценам. Они используются при закупках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных государственных нужд. Установление гарантированных закупочных цен возможно при определении перечня закупаемой продукции, определении квот на закупку и выделении необходимого объема финансовых ресурсов из соответствующих бюджетов.

С 1999 г. уровень гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для федеральных государственных нужд, определяется с учетом цен, складывающихся на внутреннем и внешних рынках. В виде протокола согласования указанные цены вносятся на утверждение в Правительство Российской Федерации в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Указанные цены устанавливаются на условиях франко – хозяйство без НДС едиными для всей территории Российской Федерации.

Гарантированные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую в региональные фонды, устанавливаются и в субъектах Российской Федерации. При этом региональные власти называют эти цены по – разному: гарантированные закупочные цены, рекомендуемые или рекомендованные закупочные цены, гарантированные минимальные закупочные цены, минимальные гарантированные цены, предельные закупочные цены, ориентировочные цены, стартовые (в начале года) и окончательные (на момент закупок) закупочные цены, рекомендованные базисные цены закупки. В регионах они используются как ориентир для субъектов рынка, обслуживание расчетов сельскохозяйственной продукцией по товарному кредиту, погашения задолженности по кредитам в бюджет и внебюджетные фонды или по договорам финансового лизинга.

В отдельных регионах для закупок продукции в региональный продовольственный фонд используются договорные цены на уровне среднерыночных, действующих в соответствующих районах, или ориентировочные цены. Иногда формирование региональных фондов идет по ценам, определенным ценовыми соглашениями. Цены устанавливаются как с НДС, так и без него, на условиях франко – хозяйство, франко – склад или франко – элеватор, в отдельных регионах – с учетом транспортных расходов, а их уровень зависит от периода поставки. Практикуется пересмотр цен, установленных в начале календарного года, с учетом видов на урожай, конъюнктуры рынка и иных факторов. Отдельными регионами применяется территориальная дифференциация цен. Несмотря на различие в названиях, условиях франкировки и налогообложения перечисленные цены являются по своей сути гарантированными закупочными ценами, используемыми при закупках для региональных нужд.

С 2001 г. Правительство РФ утверждает интервенционные цены, единые для всей территории Российской Федерации. Данные цены обслуживают механизм закупочных (закупочные интервенционные цены) и товарных (товарные интервенционные цены) операций, осуществляемых государством на рынке сельскохозяйственной продукции в целях его стабилизации. Государственные закупочные интервенции могут проводиться по ценам, находящимся в диапазоне уровней цен (цены начала и окончания интервенции), а могут быть четко определены как цены закупки ниже фиксированного уровня.

Базой расчета закупочных интервенционных цен на определенный вид сельскохозяйственной продукции является самая низкая в предшествующем сельскохозяйственном году среднемесячная цена производителей в период ее массовой реализации. Среднемесячная цена определяется расчетом как средневзвешенная минимальная цена 2 – 3 регионов – основных производителей товарной продукции данного вида, отобранных на основе анализа данных Росстата.

Закупочная интервенционная цена включает расходы на доставку сельскохозяйственной продукции до отобранных в установленном порядке организаций, осуществляющих хранение запасов интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, на погрузочно – разгрузочные работы, приемку, подработку, хранение, а также налог на добавленную стоимость в установленном режиме. Уровень цены формируется с учетом поправки на инфляционный процесс. Закупочная интервенционная цена определяется по формуле:

Цзи = (Цimin + НДС + Зт )*Iинф

где Цзи – закупочная интервенционная цена; Цimin – самая низкая в предшествующем сельскохозяйственном году среднемесячная цена производителей; НДС – налог на добавленную стоимость в установленном размере; Зт – затраты на погрузочно – разгрузочные работы и транспортировку продукции; Iинф – темпы инфляции.

Базой расчета товарных интервенционных цен на определенный вид сельскохозяйственной продукции является самая высокая из средних цен производителей в предшествующем сельскохозяйственном году. Анализируются данные государственной статистики о средних ценах производителей на соответствующий вид сельскохозяйственной продукции на федеральном уровне (региональный разрез отсутствует). Товарная интервенционная цена включает затраты на транспортировку продукции до места хранения, налог на добавленную стоимость в установленном размере. Уровень цены также формируется с учетом поправки на инфляционный процесс. Товарная интервенционная цена может быть определена по формуле:

Цти = (Цiр +НДС+ Зт.х)* Iинф ,

где Цти – товарная интервенционная цена; Цiр – самая высокая средняя цена производителей в предшествующем сельскохозяйственном году; НДС – налог на добавленную стоимость в установленном размере; Зт.х – затраты на транспортировку продукции до места хранения; Iинф – темпы инфляции.

Процесс формирования системы цен сельскохозяйственного рынка еще не завершен. Изучение опыта ценообразования в странах с развитой рыночной экономикой показывает, что к перспективным видам цен в российском сельском хозяйстве относятся пороговые и залоговые цены. [3, 10]

Пороговые цены могут сыграть важную роль в регулировании экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Пороговые цены применяются для расчета компенсационных пошлин, позволяют нивелировать эффект избыточного субсидирования производства или экспорта, а также последствия целенаправленного демпинга. Вместе с импортными квотами и пошлинами они составляют систему защитных мер во внешней торговле сельскохозяйственными товарами.

Залоговые цены предназначены для обслуживания закупочных интервенций. Их также целесообразно использовать при залоге сельскохозяйственной продукции. Залоговые цены можно определять в соответствии с действующим законодательством о залоге с учетом реальных расходов, связанных с организацией залога сельскохозяйственной продукции.

Пороговые и залоговые цены расширяют возможности системы цен в регулировании сельскохозяйственного рынка в России, обеспечат повышение эффективности его функционирования.

Развитие сельскохозяйственного рынка в значительной степени зависит от соотношения цен на продукцию сельского хозяйства и промышленную продукцию и услуги, потребляемые селом. В литературе указанное соотношение рассматривается как одна из форм отражения эквивалентности межотраслевого обмена и носит название ценового паритета. Нарушение его принято называть диспаритетом цен, или ценовым диспаритетом. Диспаритет характеризуется превышением индексов изменения цен на промышленную продукцию и услуги, потребляемые селом, над индексами, отражающими изменения цен на продукцию сельского хозяйства. [16, 193-195]

Стремление упорядочить цены в агропромышленном комплексе состоит в попытках полнее отразить общественно необходимые затраты труда, создать экономические стимулы увеличения производства в специализированных товарных зонах, ликвидировать многоступенчатую систему различных дотаций и надбавок, внедрить последовательно хозрасчетные принципы во всех звеньях производства и реализации продукции. Предполагается обеспечить подготовку условий для последующего перехода к взаимоувязанной системе закупочных, оптовых и розничных цен на продукцию АПК. Тем более, что через заниженные плановые розничные цены государство своих затрат не возмещает, создается повышенный спрос и дефицит на некоторые продовольственные товары, возникает «подавленная инфляция» в виде отложенных денежных сбережений населения.

Таким образом, существует потребность в ликвидации ценовых диспропорций и в более полном соответствии цен общественно необходимым затратам труда на основе сбалансирования предложения и платежеспособного спроса. [11, 62 - 63]

 

Государственное регулирование агропромышленного производства и рынка сельскохозяйственной продукции

В соответствии с действующим законодательством государство оказывает регулирующее воздействие на агропромышленное производство и формирует ценовую политику в данной сфере. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции осуществляется с помощью разнообразных инструментов.

Для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции государство может применять закупочные и товарные интервенции. В ходе закупочной интервенции государство изымает часть продукции с рынка в интервенционный фонд, в ходе товарной – обеспечивает поступление части запасов интервенционного фонда на рынок в целях обеспечения баланса между спросом и предложением и формирования реальных цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие (в ходе закупочной интервенции обеспечивается некоторый рост рыночных цен, в ходе товарной интервенции – их снижение). Порядок проведения государственных интервенций включает условия финансирования, а также цены, обслуживающие интервенционный механизм, сроки и порядок их утверждения. Он изложен в Правилах осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Регулирующую роль выполняют закупки сельскохозяйственной продукции для федеральных и региональных государственных нужд. Регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию может быть прямым и косвенным.

Прямое регулирование – это установление фиксированного уровня или диапазона цен, определение сферы их применения.

Косвенное регулирование многообразно. Это – выплата субсидий, субвенций, дотаций и компенсаций, как при производстве и реализации продукции, так и на материально – технические ресурсы и услуги, используемые для производства продукции сельского хозяйства. Например, ежегодно из федерального бюджета предоставляются субсидии и субвенции на государственную поддержку отдельных программ и мероприятий в сельском хозяйстве, объемы финансирования которых доводятся до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Получателями субсидий могут быть юридические лица любой организационно – правовой формы, а также крестьянские (фермерские хозяйства).

За счет средств своих бюджетов субъекты Российской Федерации осуществляют выплаты дотаций на животноводческую продукцию. Объемы финансирования, перечни продукции и порядок предоставления дотаций в регионах существенно различаются. Дотации, субсидии, субвенции и компенсации в той или иной мере снижают затраты на производство сельскохозяйственной продукции и способствуют увеличению ее доходности.

Цены на продукцию сельского хозяйства связаны с таможенными пошлинами на сельскохозяйственную продукцию и сырье, а также продукты их переработки, как ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, так и вывозимые за ее пределы. Действующим законодательством предусмотрена возможность введения защитных мер в сфере внешней торговли, направленных на стабилизацию ситуации на внутреннем рынке и поддержку отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Особенно важно с точки зрения государственного регулирования АПК представляется тезис о том, что источником поддержки государственных операции по закупкам сельскохозяйственной продукции в федеральный фонд по гарантированным ценам является федеральный бюджет, в котором должна быть предусмотрена максимальная величина расходов на эти цели. При закупках в региональные фонды поддержку обеспечивают бюджеты субъектов Федерации. Государственные операции с сельскохозяйственной продукцией по залоговым ценам осуществляются за счет предоставления беспроцентных бюджетных ссуд и выделения кредитных ресурсов на федеральном и региональном уровнях.[19, 48]

Существенное влияние на сельскохозяйственное производство и формирование цен на продукцию сельского хозяйства оказывает налоговая политика государства. Например, цены на реализуемую продукцию сельского хозяйства включают налог на добавленную стоимость.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять следующие меры по поддержке сельского хозяйства в соответствии с действующим законодательством:

· Стимулировать создание потребительских кооперативов сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями, организациями торговли и другими хозяйствующими субъектами для распределения в них доходов от реализации конечной продукции по взаимной договоренности с учетом затрат на производство и реализацию продукции;

· Применять предельные коэффициенты соотношения уровней цен на конечную продукцию и закупаемое сельскохозяйственное сырье;

· Обеспечить по согласованию с антимонопольными органами заключение ценовых соотношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями, организациями производственно – технического обеспечения агропромышленного комплекса в целях содействия развитию интеграционных связей и рыночных отношений в сфере агропромышленного производства;

· Способствовать созданию сбытовой сельскохозяйственной кооперации, отраслевых союзов и ассоциаций, защищающих интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей и населения на аграрном и продовольственном рынках.

Кроме того, Правительство РФ проводит меры по отмене ограничений на межрегиональные перемещения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Отмена подобных ограничений, противоречащих действующему законодательству, способствует формированию единого экономического пространства, соблюдению интересов производителей и потребителей продукции, а также развитию свободной конкуренции на рынке продукции сельского хозяйства. [16, 192]

 

 

Методы ценообразования

Затратные методы ценообразования

Затратный подход к ценообразованию исторически самый старый и самый на первый взгляд надежный. Ведь в основе его лежит такая реальная категория, как затраты фирмы на производство и сбыт товара, - затраты, подтвержденные документами и бухгалтерией. Более того, в определенное мере авторитет этого подхода поддерживается самой экономической теорией, когда она рассматривает ценообразование с позиций необходимости для фирмы получить нормальный доход на все свои затраты, полностью и правильно распределенные между продуктами.

Затратный подход к ценообразованию – это метод ценообразования, принимающий в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и реализацию товара. [20, 41]

Все фирмы хотят определить такой уровень цен на свою продукцию в условиях рынка, которая бы являлась оптимальным балансом между покупателем, издержками фирмы при изготовлении данного товара. Поэтому цены базируются на формировании спроса, конкуренции, качества товара и т.п., а также на своих производственных, коммерческих, административных затратах, соответствующих определенной цене и измеряющихся в зависимости от конъюнктуры рынка. Для расчета цены в настоящее время все более широко применяются методы, основанные на определении полных издержек, ориентирующихся на прямые затраты и учитывающие совокупность всех рыночных условий, особенно условий быта. Суть таких методов состоит в суммировании всех издержек (переменных, постоянных) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить. Определение цены методом полных затрат просто и удобно, но имеет два больших недостатка. Во – первых, не принимается во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке. Из – за этого нельзя предугадать, будет ли пользоваться товар при данной цене спросом, будет ли продукция конкурентов лучше по качеству и т.д. Во – вторых, любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных накладных расходов, которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для производства данного товара, является условным. Он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия. Но все – таки метод полных затрат наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен традиционных товаров, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых претендентов. Также этот метод наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности. Более совершенным и более сложным по сравнению с методом полных затрат является многофакторный метод ценообразования, который учитывает целый комплекс условий, формирующих цену. Метод прямых затрат подразумевает установление цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки. При этом постоянные расходы не распределяются по отдельным товарам, а погашаются за счет разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Такую разницу называют маржинальной прибылью (добавленной). Функция издержек заключается в установлении нижней границы для первоначальной цены на продукт, хотя ценность этого продукта для потребителя определяется высшей границей установления цены на него. В действительности переменные издержки могут при определенных условиях выступать в качестве нижней границы цены.

Наиболее полно преимущества использования методов ценообразования на основе сокращенных затрат проявляются при принятии управленческих решений (выгодность заказа и т.д.). Расчет цен на основе метода предельных издержек также основывается на себестоимости, но этот метод наиболее сложен. При предельном ценообразовании надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги. Этот метод целесообразно применять, если есть гарантия продажи товара по более высокой цене, чтобы покрыть накладные расходы. Также к методам ценообразования на основе издержек производства можно отнести анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли. Каждая фирма стремится установить цену на свой товар на таком уровне, который обеспечивал бы получение желаемого объекта прибыли. Метод учета рентабельности инвестиций также относится к группе метода на основе издержек. Суть этого метода заключается в оценке полных затрат при разнообразных программах производства товара и определения объема его выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующее капиталовложение. Это единственный метод, который учитывает платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Метод этот можно использовать при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой, но у этого метода также присутствует недостаток – использование процентных ставок, которые в условиях инфляции неопределенны во времени. Все эти методы на базе издержек определяют можно ли выходить с данным товаром на рынок или нет. Кроме того, практикуется ценообразование на основе установления престижных цен. Примерами товаров такого рода могут являться драгоценности, норковая шуба, черная икра и т.д. Если товары такого типа будут продаваться по низким ценам, они станут легкодоступными и потеряют свою привлекательность для рынка престижных покупателей. Поэтому даже с увеличением объема продаж цены понижаться не будут. В отношении подобных товаров целесообразно устанавливать более высокий уровень цен.

Интересен состязательный метод определения цен, который используется на центральных оптовых рынках, товарных рынках и т.д. Бывает двух видов: увеличительный метод ведения аукциона (называется минимальная цена, после чего идет ее повышение, а товар достается тому, кто предложит самую высокую цену), уменьшительный метод ведения аукциона (называется максимальная цена, если покупатель по такой цене не находится, то идет снижение цены). В данном случае товар получит покупатель, который первым принимает цену продавца, т.е. соглашается с наиболее высокой ценой по сравнению с ценами, предложенными другими участниками аукциона.

Затратный подход к ценообразованию – это метод, принимающий в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и реализацию товаров. На самом деле этот подход имеет свои недостатки. Во многих случаях величину удельных затрат на единицу продукции, которая собственно и должна быть основой цены при этом подходе невозможно определить до того, как цена будет установлена. При рыночной организации сбыта продукции уровень цены определяет возможный объем продаж и, соответственно, возможный масштаб производства. Отказ от затратного ценообразования дается не так легко, так как требуется определить позицию фирмы по вопросу о цене до начала инвестирования в производство новой продукции. Серьезным недостатком затратного ценообразования является установление слишком высоких цен на рынках с ухудшающейся конъюнктурой или, наоборот, слишком низких цен на рынках с растущим спросом.

 

Определение цены с ориентацией на спрос

Различие в подходах к определению цены обуславливается типом рынка. В условиях чистой монополии кривая спроса показывает обратно пропорциональную зависимость между спросом и ценой. Определяя спрос на свой товар, фирма обязана произвести его оценку при разных ценах. На величину спроса влияет потребность в товаре, отсутствие замены, платежеспособность покупателей, покупательские привычки и т.д.

Спрос по – разному реагирует на цену, степень его чувствительности к изменению цены определяется коэффициентом эластичности, который показывает на сколько процентов изменился спрос при изменении цены на 1%. Если спрос изменился в ме<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: