ТЕМА: Психология усвоения чтения





План:

1. Чтение как процесс декодирования графической модели слова в устноязыковую форму

2. Чтение как процесс понимания письменных сообщений

1.Процесс декодирования при обучении аналитико-синтетическим методом на начальном этапе овладения чтением включает в себя несколько операций: определение букво-звуковых соответствий, слогослияние и воссоздание звукового облика целого слова. Основные трудности обычно связаны со второй и третьей операциями.

На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного текста. Это связано с тем, что материал программы в букварный период обучения подобран в расчете на формирование техники чтения и в смысловом отношении чрезвычайно беден. Предлагаемые фразы и короткие тексты не содержат для ребенка никакой новой или хоть в какой-то степени интересной информации.

Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию.

Егоров Т.Г. (1953) выделял следующие ступени овладения чтением: а). овладение звуко-буквенными обозначениями б). послоговое чтение; в). ступень становления синтетических приемов чтения г). ступень синтетического чтения.

Marshet al. и Frith (1985) предложили следующую модель развития навыка чтения (преимущественно его начального периода), в которой выделяются три стадии: а). логографическое чтение, б). альфабетическое чтение и в). ортографическое чтение.

Представленность стадии логографического чтения зависит от возраста начала обучения и методики обучения. Для нее характерно запоминание слов в виде целостного образа, глобальное и прямое соотнесение этого образа с предметом или картинкой. На этой стадии ребенок впервые начинает понимать, что ряды значков, называемых буквами, что-то означают, а их цепочки, разделенные пробелами, называются словами. Эта стадии тем более продолжительна и развернута, чем меньше возраст детей начинающих осваивать чтение.

На этапе альфабетического чтения дети декодируют графическое слово на основе высокодискретных, букво-звуковых соответствий, то есть побуквенно. Иногда внешне оно может выглядеть как слоговое, но детальный анализ обнаруживает, что первично опознаются отдельные буквы, а затем производится операция слогослияния. Основным психологическим содержанием этого этапа является усвоение звукобуквенной символики, что включает запоминание полного списка графем русского языка (включая аллографы) и умение точно и дифференцированно соотносить смыслоразличительные признаки знаков письменного языка ( в том числе пробелы, точку, ь), не всегда прямо и однозначно соответствующие дифференциальным признакам устного языка. На этом этапе опознание происходит сразу на уровне целого слога.

Этап ортографического чтения характеризуется переходом от побуквенной стратегии декодирования к опознанию сразу группы букв. Именно здесь ребенок преодолевает наиболее трудный и важный рубеж на пути к освоению чтения как способа извлечения смысла из графического сообщения. Протяженность этого этапа варьирует в норме у разных детей от 1 года до 3 лет. Основные затруднения у детей с трудностями в овладении чтением возникают тоже на этом этапе. В таких случаях он может растягиваться на срок до 5-8 лет и более.

Многоуровневая модель декодирования - это воссоздание звукового облика слова по его графической модели. Центральное место в этой модели занимает развитие навыка слогослияния.

Ключевым моментом психофизиологического процесса чтения является «оперативная единица чтения», т.е. максимальное количество знаков, которое опознается при чтении одномоментно и, таким образом, является минимальной информационной единицей в процессе хранения (в оперативной памяти) и обработки информации. «Оперативная единица чтения» является образованием, принадлежащим к перцептивному, гностическому уровню, а не речедвигательному. Слогослияние – прежде всего операция гностическая, а уж потом артикуляционная.

С одной стороны – это языковая операция перехода от изолированного звучания фонемы к позиционному (аллофонному) ее произнесению с учетом стоящей следом гласной. По этой же причине зрительное сканирование текста при чтении должно быть организовано таким образом, чтобы происходила антиципация: опережающее опознание последующей буквы прежде (или одновременно) с предыдущей.

С другой стороны, этот же процесс может рассматриваться как операция сукцессивно - симультанной трансформации, симультанизации ряда дискретных единиц (букв). Это означает, что два или несколько знаков опознаются как одна значащая единица (слог, морфема, слово, группа слов). Именно поэтому так трудно ребенку перестроиться на слитное (позиционное) произнесение, если опознание произошло побуквенно. В таких случаях нередко наблюдается так называемое «двойное чтение»: про себя ребенок прошептывает слово побуквенно, вслух читает по слогам или целым словом.

Данная модель основывается на теории Бернштейна Н.А. (1947) об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык и операции, из которых он состоит, на начальном этапе своего формирования осуществляются полностью под контролем сознания. Схема регуляции и контроля максимально развернута. По мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются, и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершении этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операций. Эта схема приложима и к навыку чтения. Он состоит из серии отдельных операций (если несколько упростить реальный процесс): опознание буквы в ее связи с фонемой, слияние нескольких букв в слог, слияние нескольких слогов в слово, интеграция нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание. На каждом уровне рассматривается своя «оперативная единица чтения», достигшая автоматизации. Такими оперативными единицами могут быть буква, слог типа СГ, ГС, слог СГС (лак), слог ССГ (сти), слог СГСС (верх), ССГС (стук), слово или группа слов. Процесс автоматизации навыка чтения представляется в виде дискретной последовательности переходов от элементарных единиц чтения к более комплексным.

Основным признаком того, что чтение слогов данного типа автоматизировано, является опознание их с одного взгляда, одномоментно (симультанно), а не последовательно (сукцессивно). Зафиксировать это легче всего по времени, затраченному на опознание слога. Список из 100 разных открытых и закрытых слогов прочитывается за то же время, что и 100 букв, основное время при чтении затрачивается на опознание, а не на произнесение.

Таким образом, на основании полученных данных совершенствование навыка чтения можно рассматривать как процесс укрупнения и автоматизации оперативных единиц чтения. Подобная эволюция существенным образом влияет и на успешность понимания прочитанного. Опознание и понимание слова происходит после воссоздания его звуковой формы. При аналитическом (побуквенном или слоговом) чтении это становится возможным после последовательного опознания всех слогов или букв, составляющих слово. Таким образом, пока ребенок не дочитал слово до конца, он должен удерживать в оперативной памяти весь ряд уже прочитанных слогов в правильной последовательности. Поэтому длинные слова из 8-9 букв дети зачастую перечитывают по 2 раза, т.к. в случае побуквенного чтения число единиц хранения в оперативной памяти, приходящихся на одно слово удваивается. В норме у детей мл. шк. возраста объем оперативной памяти не более чем 5+(-) 2 единицы хранения, следовательно, понять словосочетание из 7-8 слогов, на этом этапе затруднительно.

Кроме уровня сформированности ОПЕЧ, эффективность операций декодирования и слогослияния зависит от некоторых лингвистических характеристик текста: слоговой структуры слов, наличия стечения согласных и их позиции в слове, частотности читаемых слов. В ряде исследований было доказано, что скорость чтения снижается, а количество ошибок возрастает по мере увеличения количества слогов в слове, увеличения количества согласных, приходящихся на одну гласную, удаления слога от начала к концу слова (в конечных слогах, особенно со стечением согласных, число ошибок значительно возрастает) и снижения частотности слов. Наиболее легки для чтения двусложные слова («поле», «кура») – ударение на 1-й слог и (нога, пила) – ударение на 2-й слог с ритмической структурой (хореической и ямбической). Следующие по сложности трехсложные слова с размером амфибрахий («полола», «висела», «ворота»), затем – дактиль («волосы», «лужица») и анапест («колесо», «голова»). Существенное значение имеет расположение стечения согласных по отношению к ударному слогу. Наиболее легкой конструкцией являются слова, в которых стечение согласных находится в предударной позиции.

 

 

Процесс понимания

Процесс понимания письменных сообщений изучен значительно хуже, чем процесс декодирования. По наблюдениям Корнева А. Н. понимание текста весьма слабо коррелирует с техникой чтения. Аналогичные наблюдения были получены и на детях с дислексией. Это согласуется с данными литературы, свидетельствующими о том, что декодирование и понимание – относительно независимые навыки. По наблюдениям последних авторов , например, дети с дислексией, читавшие относительно быстро, допускали много ошибок, но довольно прилично понимали прочитанное. Дети же, читавшие очень медленно, ошибок допускали мало, но плохо понимали содержание.

Очевидно, что стратегия и качество понимания должны зависеть от характера текста (связность, конкретность, знакомость контекста, лексическая характеристика) и психологической установки читающего (чтение для формального понимания, как учебной задачи, чтение для удовлетворения интереса к событийной стороне текста, чтение для получения практической деловой информации). Поэтому обсуждать модель процесса понимания при чтения абстрактно, безотносительно к психологическому контексту, в котором происходит чтение, не имеет смысла. По той же причине методика обучения, особенности постановки учебной задачи при чтении будут существенно влиять на формирование способности к полноценному пониманию прочитанного. В строгом смысле слова развитие способности к пониманию прочитанного продолжает развиваться после окончания школы и даже в зрелые годы.

 





Читайте также:
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.014 с.