Мотивы лирики Александра Блока.




Художественный мир поэмы «Двенадцать»

 

В молодые годы Блока часто сравнивали с Аполлоном, в зрелые - с Данте. "Лицо Александра Блока, - писал М. А. Волошин, - выделяется своим ясным и холодным спокойствием, как мраморная греческая маска. Академически нарисованное, безукоризненное в пропорциях, с тонко очерченным лбом, с безукоризненными дугами бровей, с короткими вьющимися волосами, с влажным изгибом уст, оно напоминает строгую голову Праксителева Гермеса, в которую вправлены бледные глаза из прозрачного тусклого камня. Мраморным холодом веет от этого лица....Рассматривая лица других поэтов, можно ошибиться в определении их специальности... но относительно Блока не может быть никаких сомнений в том, что он поэт, так как он ближе всего стоит к традиционно-романтическому типу поэта - поэта классического периода немецкой истории".

А. А. Блок родился в Петербурге, детство провел в семье деда - известного ботаника, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова, в "старинной дворянской атмосфере с литературными вкусами", научными интересами и гуманистическими идеалами. Мальчик был воспитан на стихах А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Я. П. Полонского, А. А. Фета, А. Н. Апухтина и Аполлона Григорьева.

В нем очень рано пробудилась страстная, непреодолимая тяга к поэзии и стихосложению. Свои первые стихи он сочинил уже в пятилетнем возрасте, издавал детские рукописные журналы, в юношеские годы участвовал в любительских спектаклях в подмосковном имении Шахматове. Летом 1898 г. Блок познакомился с Л. Д. Менделеевой - своей будущей женой, в это время он уже "ко всему относился как поэт, был мистиком, в окружающей тревоге видел предвестие конца мира". Он начинает серьезно заниматься поэзией, хотя и поступает на юридический факультет Петербургского университета (в 1901 году он перейдет на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое успешно закончит в 1906 году).

Творчество Блока 1890-х годов еще свободно от влияния модернистской литературы, как настойчиво утверждал сам поэт: "ни одной строки так называемой "новой поэзии"" он "не знал до первых курсов университета".

Мать Блока посылала стихи сына в Москву своей двоюродной сестре О. М. Соловьевой, матери Сергея Соловьева. Через последнего они стали известны Андрею Белому и кружку "Аргонавтов", радостно приветствовавших в них созвучные им духовные чаяния и устремления. В 1902 г. Блок познакомился с 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, с этого времени он - постоянный визитер в их салоне и в редакции журнала "Новый путь". Ни Гиппиус, ни Брюсов, на суд которых были представлены опыты молодого поэта, не предрекли автору "большого" будущего, однако и не отказали своему единомышленнику в публикации.

Творческую судьбу Блока во многом определили сильное чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой, ставшей в 1903 году его женой, и глубокое увлечение философскими идеями Владимира Соловьева.

Появляется его первый поэтический сборник - "Стихи о Прекрасной Даме" (1904-1905), который приносит ему известность. Он общается с видными поэтами той поры - Д. Мережковским, 3. Гиппиус, В. Брюсовым, К. Бальмонтом, А. Белым, Вяч. Ивановым и др. Предмет юношеской влюбленности приобретает в его лирическом творчестве черты мистического "небесного" Идеала.

Героиня его стихов превращается в емкий, не поддающийся однозначной расшифровке символ: это - молодая прекрасная девушка, но в ней сквозят черты "чистой мадонны", богородицы (Дева, Купина. Она то принимает образ "лучезарного виденья", сказочной Царевны, то предстает "Зарей", "тайным светом". В авторе критика единодушно признала ученика и последователя Вл. С. Соловьева, а в образе Прекрасной Дамы увидела одно из воплощений Вечной женственности, Души Мира.

В этом цикле нашли отражение любовь молодого поэта к Л. Д. Менделеевой и увлечение философскими идеями Вл. Соловьева.

Идеи "двоемирия", сочетание материального и духовного воплотились в этом цикле через сложную систему символов. Не менее многопланов облик героини. С одной стороны она предстает как вполне реальная, "земная" женщина. Герой видит ее "каждый день издалека". С другой стороны - это небесный, мистический образ "Девы", "Зари", "Величавой Вечной Жены", "Святой", "Ясной", "Непостижимой". Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты с семантикой неопределенности (например: "призрачные", "неведомые тени" или "неведомые звуки", "надежды нездешние" или "нездешние видения", "красота неизреченная", "непостижимая тайна", "грусть несказанных намеков" и т. п.).

История земной, реальной любви перерастает в романтико-символический мистико-философский миф. У него своя фабула и свой сюжет. Основа фабулы - "земное" (лирический герой) и небесное (Прекрасная Дама) противостоят друг другу и в то же время стремятся к единению, "встрече", что ознаменует преображение мира, полную гармонию.

Поэзия 1904 -1908 отразила существенные изменения мировосприятия Блока. Общественный подъем, охвативший в первое десятилетие XX века самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Владимира Соловьева, от идеала мировой гармонии, однако не потому, что этот идеал стал несостоятельным для поэта - он навсегда остался для него началом его пути.

Бурлящая событиями жизнь требовала от него поэтического осмысления. Он воспринимает эти события как "стихию", вступающую в конфликт с "несмутимой" Душой Мира, как "антитезу", и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы.

В цикле "Пузыри земли" поэт неожиданно полемически обращается к изображению "низменной" природы: "Душа моя рада Всякому гаду/ И всякому зверю/ И о всякой вере".

В следующих двух циклах - "Разные стихотворенья" и "Город" - охват показа явлений действительности неизмеримо расширяется. Поэт ощущает свою сопричастность всему происходящему в тревожном, остроконфликтном мире повседневной жизни. Это прежде всего события революции, которую он воспринимал, подобно другим символистам, как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, насилия и пошлости. Характерно, однако, что лирический герой при всей солидарности с теми, кто выступает на защиту угнетенных, не считает себя достойным быть в их рядах:
Вот они далёко,
Весело плывут.
Только нас с тобою,
Верно, не возьмут!

На такой щемящей ноте начинает звучать в лирике Блока одна из главных для него проблем - "народ и интеллигенция".

Помимо мотивов, связанных с революционными событиями, особое значение имеют стихотворения, где поэт развертывает образ Родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней. Блоковский герой не случайный прохожий, а один из сыновей России, идущий "знакомым" путем и сопричастный горькой судьбе тех, кто "умирает, не любя", но кто стремится к слиянию с родиной: "Приюти ты в далях необъятных! / Как и жить и плакать без тебя!"

Иначе раскрывается образ родной земли в стихотворении "Русь" (1906). Русь - это тайна - вот исходное и итоговое резюме, подчеркнутое кольцевой композицией стихотворения. Поначалу кажется, что тайна Руси проистекает из "преданий старины": "мутного взора колдуна".

Однако, вчитываясь в стихотворение, начинаешь понимать, что тайна Руси не в этом. Она там,
Где разноликие народы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: