Предметные области архитектуры (1)
- Бизнес-архитектура. Описывает деятельность организации с точки зрения ее ключевых бизнес-процессов.
- Архитектура информации (данных). Определяет, какие данные необходимы для поддержания бизнес-процессов (например, модель данных), а также для обеспечения стабильности и возможности долговременного использования этих данных в прикладных системах.
- Архитектура приложений. Определяет, какие приложения используются и должны использоваться для управления данными и поддержки бизнес-функций (например, модели приложений).
- Технологическая архитектура (инфраструктура или системная архитектура). Определяет, какие обеспечивающие технологии (аппаратное и системное программное обеспечение, сети и коммуникации) необходимы для создания среды работы приложений, которые, в свою очередь, управляют данными и обеспечивают бизнес-функции. Эта среда должна обеспечивать работу прикладных систем на заданном уровне предоставления сервисов своим пользователям.
Предметные области архитектуры (2)
- Архитектура интеграции. Определяет инфраструктуру для интеграции различных приложений и данных. Например, в проектах в области " электронного правительства ", когда имеется большое количество государственных информационных систем различных ведомств, возникает настоятельная потребность создания самостоятельной инфраструктуры интеграции (архитектура интеграции), с целью предоставления государством интегрированных услуг гражданам и бизнесу по принципу "одного окна".
- Архитектура общих сервисов. Примерами их являются такие сервисы, как электронная почта, каталоги, общие механизмы безопасности (идентификации, аутентификации, авторизации). То есть, это достаточно большое количество прикладных систем, которые носят "горизонтальный характер".
- Сетевая архитектура. Определяет описания, правила, стандарты, которые связаны с сетевыми и коммуникационными технологиями, используемыми в организации.
- Архитектура безопасности и т.д.
Области, входящие в понятие АП
|
Модель стратегии и архитектуры IT
Элементы IT-стратегии(1)
- Миссия и видение.
- Руководящие принципы. Утверждения, описывающие принципы и ключевые элементы философии использования информационных технологий.
- Цели, задачи и стратегии.
- Архитектура информационных технологий.
- Политики (правила). Политики являются общими утверждениями, которые задают направления и цели, связанные с инициативами в области ИТ. Они носят, как правило, достаточно высокоуровневый и общий характер и обеспечивают скоординированный процесс планирования, закупку критически важных технологий, эффективную разработку систем и эффективное использование информационных технологий и ресурсов.
Элементы IT-стратегии(2)
- ИТ-стандарты. Стандарты – это обязательные к использованию утверждения, касающиеся используемых технологий, продуктов и/или услуг. Они должны быть достаточно полными и в то же время определять разумный минимум требований, обязательных для использования. В случае, когда речь идет о стандартах, выбираемых государством, особенно важным является подход, когда стандарты описывают только наиболее общие и важные элементы технологий в соответствии с принципами честной конкуренции.
- Процедуры. Процедуры – это инструкции, описывающие, как выполняются политики и стандарты. Процедуры устанавливают и описывают процессы, которые выполняются на регулярной основе.
- Руководства или рекомендации (guidelines). Руководства и рекомендации – это описания лучших практик или приемлемых подходов к практической реализации политик и процедур. Руководства могут стать стандартами.
|
Принципы АП
- Все подразделения (ведомства) должны использовать в своей работе архитектуру, разработанную для организации (правительства) в целом.
- Функциональное руководство и руководство в области ИТ должно основываться на общем видении.
- Архитектура должна обеспечивать решение вопросов бесперебойного выполнения организациями своих функций, безопасности и восстановления в случае катастрофических событий.
- Функциональные (бизнес-) требования должны формировать архитектуру.
- Архитектура должна обеспечивать совместимость и взаимодействие.
- Архитектура должна быть расширяемой, масштабируемой и адаптивной.
- Архитектура должна быть инструментом реализации изменений.
- Архитектура должна уменьшать сложность интеграции и способствовать улучшению качества бизнес-процессов.
- Тенденции рынка должны учитываться при проектировании технологической архитектуры.
Примеры принципов в области IT-инфраструктуры
- Все подразделения (ведомства) должны использовать в своей работе архитектуру, разработанную для организации (правительства) в целом.
- Функциональное руководство и руководство в области ИТ должно основываться на общем видении.
- Архитектура должна обеспечивать решение вопросов бесперебойного выполнения организациями своих функций, безопасности и восстановления в случае катастрофических событий.
- Функциональные (бизнес-) требования должны формировать архитектуру.
- Архитектура должна обеспечивать совместимость и взаимодействие.
- Архитектура должна быть расширяемой, масштабируемой и адаптивной.
- Архитектура должна быть инструментом реализации изменений.
- Архитектура должна уменьшать сложность интеграции и способствовать улучшению качества бизнес-процессов.
- Тенденции рынка должны учитываться при проектировании технологической архитектуры.
Примеры принципов в области IT-инфраструктуры
|
- Инфраструктура должна быть основана на использовании технологий, поддерживающих открытые стандарты.
- Инфраструктура (совместно с принципами управления данными и разработки приложений) должна обеспечивать взаимодействие систем.
Примеры принципов в области управления данными:
- Бизнес-структуры (отделы, департаменты, ведомства), являющиеся владельцами данных, отвечают за целостность и распространение данных.
- Данные уровня отдельных бизнес-структур (департамента, региона, города) должны быть явно описаны и доступны всем остальным бизнес-структурам (департаментам, ведомствам).
- Ведомства собирают только самый необходимый минимум данных и стремятся уменьшить нагрузку на тех, кто должен предоставлять данные.
- Данные вводятся в информационные системы один раз, и тут же выполняется проверка их корректности.
- Информация является ценным ресурсом, который передан в управление менеджерам (государственным служащим), и этим ресурсом необходимо соответствующим образом управлять.
Примеры принципов в области прикладных систем
- Прикладные системы разрабатываются на основе стандартной, единой методологии.
- Все структурные подразделения (ведомства) используют общие методы представления информации пользователям в своих приложениях и координируют работы по созданию пользовательского интерфейса межфункциональных (межведомственных) систем.
- Создание межфункциональных прикладных систем приветствуется.
- Руководство заранее планирует процесс замены устаревших прикладных систем.
Примеры принципов в области управления и контроля
- Единая архитектура, соответствующие стандарты и руководства используются всеми структурными подразделениями (ведомствами) в процессе принятия решений о своих информационных системах.
- Стандарты пересматриваются регулярно не реже одного раза в два года с участием представителей структурных подразделений (ведомств).
- Руководство структурных подразделений (ведомств) стремится к кооперации и партнерству с другими структурными подразделениями (ведомствами) в области информационных технологий.
Другие возможные принципы
- организация должна иметь интегрированный процесс управления архитектурой.
- должны существовать механизмы управляемого развития архитектуры.
- целью архитектуры должно быть уменьшение сложности интеграции систем.
- организация будет "разрабатывать" те прикладные системы, которые связаны с получением конкурентных преимуществ, и "покупать" стандартные прикладные системы в тех областях, где достаточно иметь паритет по отношению к другим участникам рынка.
- Информация является общекорпоративным активом.
- Прикладные системы будут строиться с использованием n-уровневой архитектуры (презентационная логика, бизнес-логика, уровень доступа к данным, уровень данных).
- Для интерфейсов между системами будет использоваться технология пересылки сообщений.
- Применение компонентной разработки информационных систем.
- Использование технологий анализа данных (Business Intelligence) для ускорения принятия решений и упрощения разработки.
- ИТ-служба будет использовать стандарты и методику управления качеством "Шесть Сигма" в процессе обеспечения качества прикладных систем и ИТ-услуг (принцип, который может быть принят в результате анализа сильных и слабых сторон ИТ-службы).
Требование к разработке стандартов IT
- Уделяйте большее внимание тем стандартам, которые обеспечивают эффективное использование базовых технологий. Прежде всего, это технологии, на которых построены многие системы и которые стали индустриальными стандартами. Примерами таких технологий для организаций являются XML,.NET, Java (рассматриваемая не как язык, а как среда разработки).
- Определяйте стандарты процессов. Примерами являются процессы бизнес-моделирования, методы разработки систем, тестирования, интеграции.
- Уделяйте внимание интерфейсам. Понимание интерфейсов является основой для интеграции систем.
- Теснее взаимодействуйте с бизнес-подразделениями. Например, разработка основанных на XML стандартов на электронные сообщения невозможна без участия специалистов в конкретных предметных областях.
- Для того чтобы быть эффективным инструментом, стандарты должны включать списки конкретных версий технологий, интерфейсов программирования (API), утилит и т.д. Примерами могут быть версии систем управления базами данных, версии XML и т.п.
- Стандарты должны включать способы проверки на соответствие.
- Стандарты должны содержать описание того, как организован процесс их поддержки. Стандарты должны периодически пересматриваться и обновляться.
Руководства в части IT
Руководства (рекомендации) обеспечивают помощь в разработке и создании систем, давая примеры лучших практик и конкретные руководства по выполнению чего-либо. Сделаем наиболее важные замечания, касающиеся руководств:
- Руководства не заменяют техническую документацию, но рассматривают некоторые проблемы в контексте конкретной организации.
- Хорошие руководства сфокусированы на конкретных проблемах, общих для большинства разработчиков систем. Это включает, например, интеграцию приложений с использованием соответствующих систем интеграции корпоративных приложений, создание "горизонтальных" порталов, контроль версий.
- Тематика руководств может быть связана как с технологиями и их использованием, так и с процессами. Например, весьма полезными могут стать руководства, описывающие процессы создания конфигурации систем, построения версии системы или процесс контроля качества.
- Наиболее эффективные руководства, как правило, короткие и специфичные. Желательно ограничивать их четырьмя страницами.
Качественные модели
Примерами качественных и описательных моделей являются:
- текстовые, использующие либо одну из формальных грамматик (пример – так называемые формы Бэкуса), либо обычный текст;
- визуальные модели, представляемые в виде диаграмм с определенной нотацией. Наиболее популярным языком для описания таких моделей программных систем в последнее время стал UML. Заметим, что, вообще говоря, даже эскизное изображение структуры или хода процесса, не обязательно соответствующее какому-либо стандарту, также может рассматриваться как модель – лишь бы оно могло быть использовано в нужном контексте для анализа или обсуждения проблемы.
Количественные модели
Примерами количественных моделей могут служить:
- математические модели, которые могут быть описаны системами уравнений. Решение уравнений может быть в простейшем случае найдено в аналитической форме, в более сложных случаях применяются различные численные методы. Достаточно часто применяются электронные таблицы, с помощью которых могут быть проведены исследования типа "что – если". В зависимости от используемых средств эти модели могут быть исполняемыми или чисто описательными;
- динамические исполняемые модели, которые строятся с использованием специализированных программных или программно-технических средств и позволяют исследовать поведение описываемых ими объектов в различных внешних условиях. Модели последнего типа относятся к числу наиболее сложных и часто применяются на этапе выбора архитектуры сложных систем со многими элементами и связями, особенно когда поведение элементов описывается нелинейной или случайной функцией. Хотя разработка такой модели и проведение исследований требуют определенных затрат времени и ресурсов, во многих случаях применение таких моделей оказывается экономически обоснованным (см 6.7), а в отдельных областях, связанных с военными, космическими, ядерными и другими объектами такого рода – единственно возможным.
Примеры моделей с разными уровнями абстракции
Домены | Бизнес-архитектура | Архитектура информации | Архитектура приложений | Технологическая архитектура |
Перспективы (уровни абстракции) | ||||
Контекст ("планировщик") | · Классы бизнес-процессов (группа процессов, имеющих много общих активностей) · Список бизнес-процессов | · Список бизнес-сущностей – объектов, важных для бизнеса ("клиент", счет") · Связи между сущностями (бизнес-объектами) | · Список бизнес-процессов | · Список мест расположения бизнеса |
Концептуальный уровень ("владелец" предприятия) | · Сценарии использования (Use case) · Модели бизнес-процессов | · Семантические модели · Модели связей · Модели "сущность-связи" | · Разбиение процессов на сервисы | · Модели бизнес-логистики · Операционные (нефункциональные) требования · Архитектура расположения элементов центра обработки данных |
Логический ("проектировщик") | · Модели процессов (потоков работ) · Модели бизнес-событий · Модель расположения процессов · Определения ролей | · Логические модели данных · Схемы данных · Спецификации документов | · Определения сервисов · Взаимосвязи между сервисами · Модели классов | · Логические типы серверов: БД, почтовые, транзакционные, … · Географическое распределение серверов · Хостируемое ПО |
Физический ("разработчик") | · Спецификации процессов · Модели интеграции процессов · Описание ручных процедур · Стандарты качества | · Физические модели данных · Схемы БД · Код доступа к данным · Справочники данных | · Код программ · Описания интерфейсов (WSDL) · Расписания процессов · Код workflow | · Физические серверы · Топология фрагментов сети · Мапирование продуктов на сервисы и приложения |
Пример(1)
В качестве примера возьмем он-лайновую систему выполнения заказов некоторого гипотетического магазина. Для описания требований к системе, ее проектирования и разработки можно рассматривать динамические и статические модели на различных уровнях абстракции: уровень контекста, концептуальный, логический, физический уровни.
Рассмотрим вначале концептуальный уровень абстракции. Динамическая модель для этого уровня должна отражать взаимодействия между клиентом и магазином. При этом сама проектируемая система выступает как один из акторов процесса в качестве "черного ящика". Клиент и сотрудник(и) магазина выступают как внешние по отношению к системе акторы. Весь процесс рассматривается с точки зрения клиента и сотрудника. Клиент осуществляет заказ через Интернет. Оплата выполняется с помощью кредитной карты. Заказ посылается по указанному адресу. Уведомление о выполнении заказа посылается по электронной почте. Модель на самом высоком уровне описывает бизнес-процессы продавца и содержит простой сценарий использования (use case), описывающий взаимодействия между системой и акторами. Рисунок 5.5 иллюстрирует такую концептуальную динамическую модель и содержит простую нотацию сценария использования для этого бизнес-взаимодействия.
Пример1.(2) Динамическая модель закупки
Пример1.(3)Статистическая модель закупки
Элементы бизнес-архитектуры
- Бизнес-стратегия, функции и организационные структуры – собрание целевых установок, планов и структур организации. Данная информация может быть представлена в самых разных форматах, но наиболее важный аспект состоит в создании контекста для описания бизнес-процессов. Эта часть архитектуры не является технической, но она критически важна с той точки зрения, что архитектура информационных технологий (информации, прикладных систем, технологическая архитектура) строится на ее основе и обеспечивает реализацию ключевых функций организации.
- Архитектура бизнес-процессов, которая определяет основные функциональные области организации. Для министерства – это могут быть функции, перечисленные в Положении о министерстве, для коммерческой организации – процессы разработки новых продуктов, услуг и сбыта товаров и т.п. Она также описывает специфические процессы внутри каждой функциональной области и их операционные параметры – например, объемы операций, роли, реализацию централизованной или децентрализованной модели операций и т.д. Эта часть является как бы "точкой соприкосновения" между бизнес-архитектурой и архитектурой приложений и обеспечивает взгляд на бизнес и функции организации, достаточно детализированный для того, чтобы использовать его при выработке стратегии и планов создания приложений.
- Показатели эффективности. Этот аспект состоит в определении ключевых показателей эффективности (КПЭ) работы организации, их текущих уровней и желаемых, будущих уровней и включает в себя также разработку на верхнем уровне модели КПЭ для мониторинга.
Контекст бизнес-архитектуры
Построение высокоуровневой модели бизнеса
Шаг 1. Идентификация критически важных для предприятия процессов (обычно не более восьми).
Хорошими кандидатами для включения в рамки архитектуры предприятия являются те ключевые процессы, которые максимально влияют на способности организации реализовывать свою миссию, достигать цели, выполнять основные функции, а также следующие процессы [4.13]:
- процессы, которые открывают новые возможности, например, новые каналы предоставления услуг;
- процессы, которые в настоящее время выполняются плохо и являются источниками неудовлетворенности клиентов;
- процессы, в которых имеются возможности для экономии.
Желательно, чтобы рекомендуемое число таких процессов, не превышало "волшебного числа" 8 в соответствии с известным принципом: "семь плюс-минус два" объекта. При необходимости схожие бизнес-процессы могут быть объединены в группы или классы.
Шаг 2. Отследить связи между этими процессами и бизнес-стратегиями, движущими силами и критически важными факторами успеха. Это можно сделать с помощью матрицы взаимных связей. Для каждого элемента этой матрицы определяется качественная оценка по принципу "важно" – "неважно" или по некоторой условной шкале. Например, можно использовать так называемую шкалу 9-3-1, в соответствии с которой 9 обозначает сильную взаимосвязь, 3 – промежуточную, 1 – слабую.
Шаг 3. Построить модели высокого уровня для ключевых бизнес-процессов (см. следующий раздел). Это включает последовательность основных шагов (желательно, не более восьми на процесс).
Шаг 4. Для каждого шага процессов, идентифицированных на этапе 3, определить ответственных за выполнение шага. Это может быть функциональное подразделение внутри организации, партнер, клиент, внешний регулирующий орган.
Шаг 5. Идентифицировать и документировать основные категории информационных объектов (опять же рекомендуется не более восьми).
Архитектура информации
Сегодня организации должны искать эффективные способы работы с информацией, которая поступает из самых разнообразных источников и должна быть доступна там, где это нужно, и тогда, когда это необходимо. Ситуация осложняется тем, что различные формы информации зачастую требуют специфических технологий и методов работы с ней: 1) структурированная информация (реляционные и объектные модели); 2) развивающиеся, основанные на XML стандарты для полуструктурированной информации; 3) неструктурированная информация в форме текстов, графиков, образов, сопровождаемая определенными описательными данными (метаданными и каталогами).
Архитектура информации включает в себя видение, принципы, модели и стандарты, которые обеспечивают процессы создания, использования и поддержания информации, относящиеся к деятельности предприятия.
Пример потока данных на предприятии
\
Задачи, решаемые в ходе разработки архитектуры информации
- идентификация и инвентаризация существующих данных, включая определение их источников, процедур изменения и использования, ответственность, оценка качества;
- сокращение избыточности и фрагментарности данных с целью уменьшения затрат на устройства хранения, стоимости их обслуживания, а также повышение качества данных за счет исключения неоднозначности и противоречивости различных экземпляров;
- исключение ненужных перемещений или копирования данных, особенно связанных с наличием большого количества унаследованных или устаревших приложений;
- формирование интегрированных представлений данных, таких как витрины и хранилища; обеспечение доступности данных в режиме, приближенном к режиму реального времени, за счет использования средств обмена сообщениями, интеграционных брокеров и шлюзов;
- интеграция метаданных, что позволит обеспечить целостное представление данных из различных источников;
- сокращение числа используемых технологий и продуктов, что позволяет снизить расходы на обслуживание, а также получить дополнительные, объемные скидки от поставщиков применяемых продуктов;
- улучшение качества данных, прежде всего, за счет привлечения бизнес-пользователей к управлению и определению данных;
- улучшение защиты данных на основе использования последовательных и согласованных мер, обеспечивающих, с одной стороны, защиту от несанкционированного доступа, а с другой – доступность данных для их использования на практике.
Процессы управления информацией
- получение данных из внутренних и внешних источников;
- классификация данных по типам;
- хранение и извлечение данных;
- редактирование (или обновление) данных;
- контроль качества (удаление или исправление некорректных данных);
- презентация (трансформирование данных для определенной аудитории потребителей);
- распространение информации для различных групп потребителей;
- оценка (полезности, а также соотношения цены/качества данных);
- обеспечение безопасности информации (например, аутентификация данных от различных источников, назначение адекватного уровня доступа; определение требований по аудиту; обеспечение механизмов резервного хранения и восстановления).
Общая архитектура информации
Результаты разработки архитектуры информации
- документированное описание существующих источников данных;
- модели данных. Специалисты Gartner не рекомендуют, однако, тратить избыточные усилия на создание единой, полной и детальной модели в рамках всего предприятия, так как затраты на ее разработку и последующее поддержание могут быть неадекватны получаемым выгодам. Основное внимание стоит уделять выявлению семантической разницы в описаниях данных, поступающих из различных источников, и созданию относительно стабильных так называемых "канонических" представлений данных, описывающих их использование бизнес-пользователями;
- описание существующих и планируемых информационных потоков, соответствующих интерфейсов, алгоритмов преобразования или консолидации данных, а также необходимые соглашения по уровню сервиса, связанного с передачей данных;
- описание решений по организации хранения данных – от общих каталогов до витрин и хранилищ данных;
- используемые технологии и средства для преобразования и управления данными.
Состав моделей
На концептуальном уровне достаточно высокоуровневых моделей, описывающих информационные потоки между функциональными подразделениями организации в самом общем виде. Эти потоки не связаны с какой-то отдельной прикладной системой и не уточняют методы доступа или физического хранения информации, т.е. рассматриваются на бизнес-уровне без описания проблем практической реализации.
На уровне логического описания модели информации и данных описывают требования к информации в форме и терминах, понятных бизнес-пользователям. Процесс моделирования на логическом уровне обеспечивает средства обнаружения, анализа, определения, стандартизации и нормализации отношений между бизнес-процессами и прикладными системами, идентификацию потоков информации и соответствующих элементов данных, которые требуются организации. Процессы, информационные потоки и элементы данных являются логическими фактами, которые организация должна поддерживать для выполнения бизнес-операций. Этот уровень анализа уже позволяет идентифицировать общие элементы данных, которые используются разными организационными единицами и разными бизнес-процессами, что позволяет уменьшить пересечения и конфликты между этими элементами. Однако он не зависит от способа хранения информации в базе данных.
При этом модель используется для сбора и анализа требований к данным и включает в себя такие элементы, как сущности, атрибуты, отношения и количество вхождений.
Архитектура приложений(1)
Архитектура приложений покрывает достаточно широкую область, которая начинается с идентификации того, какие прикладные системы нужны предприятию для выполнения бизнес-процессов, и включает такие аспекты, как проектирование, разработка (или приобретение) и интеграция прикладных систем.
При такой широкой "области ответственности" архитектуры приложений следует уточнить содержание этого домена архитектуры предприятия.
В Архитектуре приложений, как правило, выделяют две основные области [4.3]:
- формирование и управление портфелем прикладных систем предприятия;
- разработку прикладных систем.
Портфель прикладных систем предприятия является общим планом того, как потребности бизнес-процессов предприятия обеспечиваются набором прикладных систем. Он определяет область ответственности и приоритетность каждого приложения, а также то, как будет достигаться необходимая функциональность: за счет разработки системы, через покупку готовых приложений, аренду приложения или интеграцию и использование возможностей уже имеющихся приложений. Портфель прикладных систем описывает приложения, предназначенные для выполнения функций организации, а также обмена информацией между клиентами, поставщиками и партнерами предприятия. При этом описываются также каналы возможного взаимодействия пользователей с приложениями: web-браузеры, графический интерфейс "толстого" клиента, мобильные устройства и т.д.
Архитектура приложений(2)
Область разработки прикладных систем описывает те технологии, которые используются для построения систем, разделения их на функциональные составляющие, создания интерфейсов, настройки, а также используемые для этого шаблоны, руководства и т.д. Эта область также определяет организацию процесса разработки, используемые для этого средства, принятый на предприятии цикл разработки систем, контроль версий, управление конфигурациями, используемое программное обеспечение промежуточного слоя, средства проектирования. Независимо от выбранных границ этой области, ее суть состоит не в ответе на вопрос, какие приложения должны быть созданы, а в выборе технологий для построения приложений и способов их применения. Основной задачей области является уменьшение стоимости создания прикладных систем и повышение их качества за счет обеспечения единых подходов к разработке. Это, в свою очередь, ведет к уменьшению общего количества различных технических сценариев, связанных с проектированием архитектуры, операционной поддержкой, архитектурой интеграции систем, обучением персонала. Именно здесь требуется участие архитекторов прикладных систем (системных архитекторов). Разумеется, эту область имеет смысл выделять только для тех организаций, в которых производится самостоятельная разработка или доработка приложений, в отличие от модели аутсорсинга.
Оценка портфеля прикладных систем
- Вывод из эксплуатации (замена) или консолидация (низкая ценность для бизнеса и плохое техническое состояние). Эти прикладные системы являются кандидатами на вывод из эксплуатации или замену. Хотя надо иметь в виду, что стоимость замены некоторых унаследованных и бэк-офисных систем может оказаться неоправданно высокой и будет иметь весьма ограниченную ценность с точки зрения бизнеса.
- Провести переоценку или перепозиционировать (низкая ценность для бизнеса и отличное техническое состояние). Как правило, это прикладные системы, которые были недавно запущены в эксплуатацию в соответствии с рекомендациями, принятыми в рамках архитектуры предприятия. Однако объем и характер решаемых ими задач или ограниченность области применения в рамках каких-то узких организационных функций таковы, что их вклад в достижение ключевых бизнес-результатов незначителен. В этой ситуации рекомендуется идентифицировать и проанализировать возможности использования этих приложений или их компонент в рамках остальных бизнес-процессов и организационных структур предприятия.
- Развивать инфраструктуру прикладной системы (высокая ценность для бизнеса и плохое техническое состояние). Эти прикладные системы исправно обслуживают ключевые бизнес-функции, но создают существенные проблемы, когда речь идет об эксплуатации и сопровождении этих систем, когда возникает необходимость использования информации из них где-либо еще и когда требуется интеграция этих систем с другими прикладными системами предприятия. Рецептом здесь является постепенный переход на использование более адаптивной архитектуры приложения (компонентный подход, n-уровневая архитектура, основанные на пересылке сообщений интерфейсы и т.д.).
- Обеспечить сопровождение и развитие (высокая ценность для бизнеса и отличное техническое состояние). Эти системы критически важны с точки зрения бизнеса и спроектированы в соответствии с современными представлениями об архитектуре прикладных систем.
Типы приложений
- Критически важное для предприятия в целом (mission -critical). Приложение чрезвычайно важно для осуществления всей миссии компании, нарушения в работе приложения могут повлечь катастрофические последствия для бизнеса. Пример: система биллинга оператора мобильной связи или система управления движением в аэропорту.
- Критически важное для бизнеса (business-critical). Приложение важно для поддержки отдельного направления бизнеса или обеспечивающего бизнес-процесса. Нарушения могут повлечь серьезные затруднения в бизнесе. Пример: система приема заказов через Интернет.
- Вспомогательное (utility). Некритичное приложение, решающее частную, вспомогательную задачу. Пример: система резервирования помещений для переговоров.
- Средства офисной автоматизации (office productivity). Это приложения, используемые для автоматизации повседневной работы. Типичный пример: офисные пакеты и средства подготовки презентаций.
Классификация приложений с точки зрения их типа
- Приложения, обслуживающие большое количество транзакций (Transaction Processing). Примеры: биллинг у телекоммуникационных операторов, резервирование авиабилетов, обработка транзакций по кредитным картам.
- Операции в реальном времени (Real-Time Operations). Примеры: транспортные операции в аэропорту, мониторинг пациентов в клинике.
- Аналитические приложения, бизнес-аналитика, поддержка принятия решений (Analytical and Business Intelligence). Примеры: интенсивный анализ больших массивов данных в поисках закономерностей, прогнозирование, принятие решений о выдаче кредита.
- Приложения поддержки совместной работы (Collaborative). Примеры: средства асинхронного взаимодействия (электронная почта, дискуссионные форумы, групповые календари), средства синхронного взаимодействия (мгновенный обмен сообщениями – instant messaging), средства управления контентом и библиотечные сервисы (каталогизация и поиск информации, создание электронных библиотек и цифровых архивов документов и пр., портальные сервисы для внутреннего использования служащими).
- Корпоративные и обслуживающие (Utility) приложения. Этот стиль характерен для многих стандартных систем, таких как ERP, CRM, системы управления персоналом, системы расчета заработной платы.