Бизнес и информационные технологии
Проблема управления технологиями
Руководителей компаний волнует такие темы, как технологии, трансформация компаний и связь между этими двумя вещами. При этом очень часто, будучи специалистами в своих предметных областях, эти люди не понимают технологий, а иногда и боятся их. Всё, что они знают, это то, что технологии приводят к серьёзным переменам в бизнесе, и лучше им уделять должное внимание, поскольку всегда есть опасность, что “какая-то технология подкрадётся сзади и ударит по голове” (Коллинз).
Бизнес стратегия и IT стратегия
Бизнес-стратегия должна идентифицировать направления развития бизнеса (основной области деятельности) организации и причины движения в данном направлении. Архитектура ИТ должна идентифицировать те информационные системы, которые требуются для поддержки бизнес-стратегии. ИТ-стратегия должна показывать, как эти системы могут быть реализованы в организации и какие технологии нужны для этого. За счет рассмотрения этих факторов можно получить предоставление о том вкладе, который делает каждая прикладная система в бизнес организации.
ИТ-стратегия определяет то, как будут использоваться технологии в организации. В то же время Архитектура ИТ является связующим звеном, которое, с одной стороны, отражает сегодняшние и завтрашние потребности бизнеса, а с другой стороны, обеспечивается реализацией планов, прописанных в ИТ-стратегии.
IT-стратегия
Фактически ИТ-стратегия определяет возможные в контексте конкретной организации способы достижения целевого состояния(перехода из текущего исходного состояния) информационных систем в значительной степени определяются соответствующей архитектурой, то понятия архитектуры и ИТ-стратегии оказываются неразрывно связаны между собой.
|
|
Почему вопросы разработки ИТ-стратегии и формирования ИТ-архитектуры становятся особенно актуальны именно сейчас? Объяснение может основываться на целой совокупности факторов, основные из которых связаны с:
• Происходящими изменениями в самом бизнесе и индустриальном обществе;
• Изменением роли информационных технологий в бизнесе и обществе;
• Изменением корпоративной культуры и стиля управления в бизнесе;
• А также с объективным увеличением ИТ-бюджетов компаний.
Цели совершенствования IT-систем на предприятии
Примеры изменений в бизнесе
• Глобализация бизнеса, связанная с необходимостью объединения различных национальных процессов, данных и персонала;
• Динамика слияний и поглощений, приводящая к объективно необходимой интеграции различных информационных систем, объединению ИТ-служб и, что является наиболее сложным, интеграции различных корпоративных культур. Стоит отметить, что корпоративные поглощения стали уже актуальны в России.
• Появление адаптивного стиля бизнеса-переход от модели, основанной на имеющейся линейке продуктов(т.н. «make-and-sell»), к модели, основанной на гибком реагировании на потребности рынка-(«sense-and-respond»). Этот стиль связан с признанием неизбежности и непредсказуемости изменений во внешней среде. Компании, принявшие такую модель, связывают достижение успеха с осуществлением таких преобразований в бизнес-процессах и организационной структуре, которые могли бы оперативно и адекватно подстраиваться под происходящие изменения;
|
|
• Сокращение характерных длительностей бизнес-процессов и виртуализация бизнеса
Тенденции в современном бизнесе, влияющие на IT
• Концентрация на основных компетенциях;
• Максимально возможная передача непрофильной деятельности внешним поставщикам услуг(аутсорсинг), а в ряде случаев и аутсорсинг управления проектами;
• Систематическая разработка и реализация инноваций;
• Расширение полномочий нижестоящих менеджеров- иерархическая структура управления как бы <<раздается вширь>>;
• Активность в образовании альянсов, в том числе частичное сотрудничество с конкурентами;
• Максимальное использование опыта и способностей всех сотрудников.
Эволюция роли IT
Цели создания портфеля приложений
Мощным инструментом для описания планов, связанных с использованием ИТ в организации, является Портфель приложений. Он описывает инвестиции в прикладные системы и сервисы(т.е., которые имеются в наличии, планируемые и возможные для будущего рассмотрения) не в терминах того, как они будут реализованы, а в терминах их Роли и Вклада в бизнес.
Каждая ИТ-система помещается в квадрант, который отражает важность системы с точки зрения бизнеса.
Стратегический квадрант содержит те системы, которые являются критическими для реализации будущей бизнес стратегии. Квадрант с высоко потенциальным приложением содержит те из них, которые могут иметь важное значение для достижения успеха в будущем. Квадрант ключевых операционных приложений содержит системы, на которые организация опирается сегодня в достижении своих результатов. Обеспечивающие приложения -это те системы, которые важны, но не являются критическими для успеха
|
|
Разработка портфеля приложений для бизнеса
Понимание вклада ИТ в основной бизнес (бизнес-менеджеры)
Бизнес-стратегия (почему?) |
Архитектура ИТ (что?) |
ИТ-стратегия (как?) |
Стратегические |
Высоко-потенциальные |
Ключевые операционные |
Обеспечивающее |
Понимание вклада ИТ в основной бизнес (бизнес-менеджеры) |
Принятие эффективных решений (ИТ-менеджеры) |
Инвестиции в IT-системы
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ | ВЫСОКО ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ |
Инвестиции в приложения и системы, которые критически важны для будущей бизнес-стратегии | Инвестиции в приложения и системы, которые могут быть важны для достижения успеха в будущем |
Инвестиции в приложения и системы, от которых в настоящее время зависит успех организации | Инвестиции в приложения и системы, которые важны, но не являются критическими для успеха |
КЛЮЧЕВЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ | ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ |
Источники преимуществ для различных типов приложений
Стратегические •Изменение бизнеса и инновации •Процесс реструктизации и бизнеса | Высокопотенциальные •Создание возможностей для изменения бизнеса |
•Эффективность бизнеса •Рационализация процессов и интеграция Ключевые операционные | •Эффектность бизнеса •Исключение лишних процессов и уменьшение затрат Обеспечивающие |
Пример матрицы портфеля проектов
Стратегические |
Высоко потенциальное |
Ключевые операционные |
Обеспечивающие |
Ситуационная комната для руководства |
GRM |
Программы удержания клиентов |
Хранилища данных |
Дистрибуция |
Управление складом |
Управление финансами |
Системы различных отделов (Мебель/Продукт/Ресторан) |
Терминалы продавцов |
Обработка жалоб клиентов |
Центр обслуживания (Call Center) |
Прямые почтовые рассылки |
Продажи |
Управление заданиями |
Управление доставкой |
Цифровое ТВ |
Internet/ Управление контентом |
|
|