Смысл церковного искусства




Все что будет в этом конспекте есть в предложенном учебнике. Он есть на сайте art-acad-church.ru.

Среди многообразия видов и форм ЦИ есть икона. Она средоточие ЦИ. Исторически иконопочитание начинается с предания об образе Спаса Нерукотворном. Одним из нерукотворных образов является Туринская плащаница, образ полученный от Христа Ананией для царя Авгаря (убрус). Убрус долго хранился, потом был замурован и отобразился на керамической плитке, потом был перенесен в Константинополь. Списки с этого образа распространялись и стали каноническим-историческим изображением Иисуса, которое узнаваемо в разных частях света. Сам убрус утрачен (возможно в водах Эгейского моря). Но сохранилась погребальная плащаница.

Образ Богоматери связан по преданию с евангелистом Лукой. Лука получил эллинское образование и вероятно сделал первое изображение, а возможно и три известных типа икон Богородицы. Возможно первая икона была адресована тому же Феофилу, что и его книги. Научных опровержений этой теории нет, хотя первые дошедшие до нас иконы 6-го века (синайские иконы). Многие иконы приписываются авторству Луки. Говорить, что у нас есть одна истина для ученых, и одна для народа — мерзко. Возможно иконы Луки распространились в списках и скорее принадлежат традиции основанной Лукой. Смысл этой иконы — она наследница первообразов Луки. Есть косвенные яркие свидетельства 2­–4 века — в катокомбах можно найти изображения Богоматери схожие с современными. В текстах 6-го века Феодор Чтец писал об образе Богоматери перенесенном царице и написанным Лукой. 7-ой Вселенский Собор собирал свидетельства об иконопочитанию и они относятся к ранним векам. Евсевий Кесарийский (нач. 4-го в.) был близок по взглядам к арианству и ему не нравилось, что в Церкви почитают иконы, что хорошо свидетельствует о том, что иконы были.

Иконоборчество длилось около ста лет до сер. 9-го века. До Собора против иконоборцев писал Иоанн Дамаскин. Его слова в защиту икон актуальны до сих пор. Он сформировал богословие образа — византийская теория образа. Дамаскин классифицирует образы. Для нас важны Священные образы имеющие учительный, эстетический и мистические аспекты. Герман Константинопольский так же много писал о толковании храмового пространства. Все что было сделано в защиту икон до 7-го Собора было включено в решение собора провозгласившему вечную память тем Отцам.

Собор определил, что Священные образы свидетельствуют об истинности боговоплощения, икона почитается на ряду с Крестом и Евангелием, образы могут размещаться во многих местах, но должны быть сделаны подобающим образом, в самых разных техниках и на разных материалах, на иконах можно изображать Иисуса, Матерь Божию, Ангелов и Святых. Говорится об образе почитания иконы, но подчеркивается, что иконе не служение, а почитательное поклонение, за которым стоит служение Богу. Воздавая честь образу, мы воздаем честь первообразу, т.е. тому, кто изображен на иконе. Т.е. мы, молясь иконе Спасителя, можем обратиться ко второму Лицу Троицы. Феодор Студит говорил, что всякий человек имеет некий внутренний образ, который может быть запечатлен на иконе — это характир, основа, прориси икон. Даже фотограф запечатлевает некую характерную черту человека, как и художник, так и иконописцы передают прориси из поколения в поколение.

Чтобы собрать воедино все сказанное зададим вопрос. Какая природа изображена на иконах Спасителя? Это не корректный вопрос. Мы запечатлеваем лик спасителя и обращаемся ко Спасителю в котором две природы присутствуют одновременно. Каким образом отображается непостижимая божественная природа? Божественные энергии (действия) пронизывают наш мир, Бог открывается в них. Без понимания этого аспекта мы не поймем иконы. Она средство через которое Господь может действовать. Он по разному осуществляет чудеса. Бог являет чудеса и через обоженных людей присутствуя в них своими энергиями и соответственно в их изображениях. Только нетварными энергиями мы можем обосновать почитание икон. В католическом мире забыли об энергиях Божиих, не отличают их от сущности Божией, что приводит к проблемам с иконопочитанием. ЦИ было однородным канонически до разделения Церквей, а потом все начало меняться и от высоких достижений в реалистичности изображений на западе привело к глубокому упадку и не только в искусстве, но и в культуре. От забвения Энергий Божиих к упадку общей культуры. ЦИ — реальный опыт реальной Церкви и любой крен от канонов ведет к дестабилизации.

Канонические моменты. На Трульском Соборе в 73, 82, 100 правиле были приняты определения касательно икон. Отношение к этому дополнительному собору на западе довольно прохладное. Эти правила задают на долго глобальный тон. 73 правило говорит, что не нужно изображать Крест на полу. 82 правило говорит, что не нужно изображать Христа в образе агнца, т.к. Иисус воплотился и нужно Его изображать исторически. 100 правило говорит, что не нужно делать изображений чувственного характера, которые будут стимулировать эмоции. Последнее правило на западе проигнорировали.

73 правило говорит, что мы должны быть всегда внимательны и благоговейны в ЦИ. 82 правило говорит, что изображение должно иметь в основе своей реальный образ. 100 правило, говорит что излишняя слащавость ведет сначала к реализму, но в итоге к чувственности и разложению.

Трульский Собор дал нам правила не которые мы ориентируемся до сих пор. Икона должна помогать нам в молитве и если искусство стоит в рамках правил, то оно будет канонически. Так же и в других областях ЦИ. Все должно служить Литургии, приводить к главному.

На поместных соборах на Руси тоже говорили о ЦИ. В 16-17 вв были три собора, где говорили и об ЦИ (Стоглав). На Стоглаве говорили о личности иконописца, и правила его жизни приближались к правилам клириков.

На другом соборе спрашивали можно ли на иконах изображать обычных людей. И пришли к выводу, что можно изображать молящихся. Рассуждали об изображении Троицы. Царь спросил только ли у одного лица можно изображать крестчатый нимб. Однозначного ответа не дали, но рекомендовали подражать Рублеву.

Была жалоба на нововведения в иконографии в очень резких словах, но ответили на них только через сто лет. Решили, что изображение Бога Отца неканонично — седого старца нужно воспринимать, как второе Лицо Троицы в апокалиптическом образе Ветхого Денми. В изображении Святого Духа также нужно следовать исторической сюжетной линии. Все явления Божии в ВЗ — это явления Сына. Сын является образом Отца и через образ Спасителя мы имеем доступ к Отцу, но часто это понималось неправильно и вело к искажениям. Все эти моменты входят в богословие образа.

Все что мы дальше будем изучать имеет свою теоретическую основу. Практика и теория идут всегда рука об руку.

 

22.09.2018

Египетская цивилизация. Мы начинаем хронологию с 4000 т. л. до РХ. В Египетской цивилизации много проходит через века практически не меняясь. Египет состоит из верхнего и южного, раннее царство, среднее, позднее. Были и междувремения. Многое в Египетском искусством носит культовый характер, часто погребальный, в этом контексте сформировалось и портретное искусство. Имеет и гигантские формы как пирамиды и малые игрушки ушекти. Имеет направленность от простого к сакральному. Каноничность изображений — определенная зафиксированная традиция, которая учит дисциплине — это и изображения человека (это скорее чертеж, чем натура), руки-ноги-голова в профиль, а тело в фас, божества в древнем царстве большей частью в виде животных, а в среднем царстве, антропоморфно с головами животных (а фараон наоборот), а в новом царстве полностью антропоморфно. Короны царей, таблички картуши с именами царей.

Портретное искусство. В Египте портреты имели свои особенности. Он должен быть похожим на портретируемого, чтобы душа, когда будет возвращаться в свое тело могла узнать по портрету свое тело. Но они не стремились к большой детализации, а делает нечто обобщенное. Делали и из известняка и из твердейшего базальта. Пирамиды перестали делать после древнего царства, стали делать скальные гробницы. Мастоба. На вершине пирамиды рисовали глаз — фараон и после смерти смотрит за своим народом. Единственная неразграбленная пирамида — Тутанхамона. Сокровища Тутанхомона привозили и в Питер.

Слайды: плита фараона Гормера, пирамида фараона Джесера (с наклодной бородкой и отбитым носом — там в носу сила) Имхотепа. Пирамида Снофру. Хеопса+Хефрена+Микелина. Птички, статуи фараонов с женами. Скальные гробницы, лица фараонов, Тутмос 3. Храмовый комплекс нового времени царицы Хотшемпсут. Плоские изображения — охота фараона, музыкантши, пастырь добрый, голова Нифертити (у них вытянутые затылки), Тутанхамонов саркафаг-матрешка из многих слоев, прогулка в саду. Планировки храмовых комплексов, аллея сфинксов, стоечно-балочные системы с сакральным значением (ордерные формы) — много колонн, большие пилоны, Абу Симбел. Там советские специалисты затопили блольшие территории.

Месопотамия. Это не моноэтническое государство, там смешалось много народы и города государства. Эбех Иль (веселый старичок), голова чья-то, печатки для глиняных табличек. Ур. План, Вид с верху, времена Авраама. Зикхурат из сырцовоного кирпича. Аштарта. Хамурапи.

Ассирия. Царский дворец. Шелы — охранные скульптуры быков.

Вавилон. План и ощий вид. Модульная система.

Иерусалим. Европа, Кипр, Кнос. Живопись, что-то среднее между Египтом и Грецией. Погребальные маски.

Грекоримский мир. Курас и Кор, обнаженные фигуры. Персефона. Формы храмов — подиум, колонны, помещение, двускатная кровля. Периптеры — много-много колонн, диптор — еще больше колонн. Круглый периптер — толос. Ордер — организация стоично-балочной системы. Разные виды символизируют мужскую (дорический), женскую (ионический) или девичью (коринфский) фигуры. Возможно все элементы их каменного зодчества у греков пришли из деревянного.

29.09.2018

Продолжаем смотреть картинки.

Подробно о Парфеноне. Античный храм — это не место собрания, а сакральное место поклонения, куда только жрецы входят. Наос — корабль, святилище языческого храма. Структура храма — вход с востока, статуя божества в западной части, сзади храма помещение с отдельным входом, опистодон, что-то вроде ризницы. Там казнохранительница и девушки сидели пряли. Основную часть можно разделить на тричасти: пронаос, наос, святилище. Но это деление условно и присутствует не во всех древних храмах. Для христиан не античный храм является объектом для подражания. Но ордерная система проникнет в европейскую архитектуру.

Рядом с Парфеноном были театры, которые стали прообразами современных театров. Амфитеатр — это где сиденья кругом, как в Колизее.

Есть ордера, где вместо символических колонн реальные фигуры людей женщин или мужчин.

Ника развязывающая сандалии. Греки изображали натурально, естественно, с поэтизацией плоти, даже когда фигура в одежде.

Греки делали площадь трапециевидной для оптического эффекта, что создает впечатление, что здание храма меньше, чем есть. Пергам, Ассас — город веером от театрального пространства, а на самом верху храм.

В эллинистическую эпоху. Пракситель изобразил Афродиту в виде бюста. Он был теоретик искусства и говорил об идеальных пропорциях тела, что воплощал в скульптуре богов. Лисип, Геракл со львом, Афродита таврическая. Кусок Ники. Только в погребальных скульптурах немного меньше плоти. Греки любили вазы. Были черно и красно фигурные вазы, с египетским влиянием.

Рим. Основан в 8-ом веке, потомками Энея Ромулом и Ремом вскормленным волчицей. Рядом этрусские земли. У них уже есть свое примитивное искусство. Статуя римлянина с фигурами предков в мраморе, одетый в тогу. Мы наследовали многие элементы одежды из Греции, но тога это чистая светская одежда, 8-ми метровый эллипсоидный кусок ткани, со сложной системой обматывания. Портреты римлян очень дотошны, со всеми морщинами, складками. Работали в искусстве часто рабы, которые копировали греческие статуи и делали статуи своих хозяев. Многие скульптуры разукрашивали.

В имперском периоде. Изображения разных императоров и их жен. Очень симпатичные бюсты и статуи, детально проработанные.

Разные форумы, типа большого бизнес центра, с множеством помещений, храмов. Здания проще, чем у греков. Колизей накрывали при надобности тентом!

Пантеон — храм всех богов. Это не только экстерьер, а скорее общественное здание или даже термы, со статуями богов. У него был огромный бетонный купол, кессонированный (ребра квадратиками) свод (42 м. диаметр).

Тиумфальные арки. Трехпролетные в основном.

Марк Аврелий — единственная сохранившаяся конная статуя (его случайно перепутали с имп. Константином)

Многие города начинались с военных лагерей. Палатки перерастают в дома, с площадью в центре.

Бааль Бек — храмовый комплекс Ваалу в Сирии.

Синагога в Капернауме.

Римская базилика. От них наследовали архитектуру христианские храмы. Это римское общественное сооружение. Три нефа, центральный выше. Но христианская базилика немного сложнее.

Фаюмский портрет. В римскую эпоху в Египте, писали изображения божеств. Энкаустика — техника писания специальным воском. В этой технике вероятно писал и Лука. Часто это погребальные портреты. Портреты реалистичны, строги. Но со временем уходят от реалистичности, и делается акцент на графичности, альтернативном выражении реальности, выражение духовной составляющей. Некоторые черты утрируют.

Рим изменился. Сначала было тяжело строить христианские храмы в самом Риме. Римляне создали бетон на извести, который имел большую прочность и со временем становился еще прочнее. Так же создали систему сводов и арок. В Риме ордерная система использовалась больше декоративно.

Римляне имели два типа домов: доходные (многоквартирные) и особняки. Ранние христиане собирались в особняках и наши храмы многое наследовали из их архитектуры. Это прямоугольник, со входом прямо с улицы. Он делится на три зоны. Первая от улицы — вестибюль и парадная, где находится атриум со скульптурами предков и бассейн, куда падала вода с неба через отверстие в крыше. В парадной были и другие помещения. Дальше — перестильный дворик с колонами, клумбами, бассейнами, фонтанами. Дальше — в задней части личные помещения и трапезная для семьи и близких друзей (икос — собственно дом по преимуществу) — там и собирались христиане для Евхаристии. Чтобы туда попасть нужно было пройти разные пространства, от более профанных, к более сакральным. Возможно, так получилась христианская базилика.

06.10.2018

Одна линия христианской архитектуры идет от римских жилых домов, а вторая из римских катакомб. Есть и разные типы престолов — один на подобие стола, второй как надгробие.

О первой линии мы уже немного поговорили, теперь поговорим о катакомбах. Кто-то считал, что это заброшенные каменоломни, но это не так — это изначально подземные кладбища, которые разрастались, когда в одной усыпальнице хоронили все новых и новых членов семьи — вырастая в настоящие лабиринты. Христианами разрешали пользоваться усыпальницами для богослужений. Римляне в законе имели два момента, которые помогали христианам как-то существовать даже во время гонений — они могли собираться на кладбищах и объединяться в общины для погребения мертвецов (или что-то вроде этого).

Сейчас катакомбы хорошо изучены. Комплексы катакомб имеют разные названия. Папы Каллиста, Святой Прискиллы. Эти комплексы пересекаются, накладываются друг на друга. Кроме коридоров есть три вида помещений — кубикулы, крипты и капеллы.

Кубикулум — помещение небольшое, где осуществлено несколько погребений вместе в стенах. Крипта — погребения не только в стенах, но и в отдельно стоящих саркофагах, помещение больше, центр внимания — надгробие мученика. Капелла — еще больше, там регулярно совершались богослужения, выделены разные функциональные зоны.

Место погребения — локула, они в основном разграблены — раньше была мода грабить мощи. Мощи святых крали, перевозили и это почиталось, как великое благочестие. Первое тысячелетие катакомбы наполнялись, а второе опустошались.

Помимо погребений, есть плиты с надписями и эпитафиями, настенная живопись, малые формы, богослужебные и вспомогательные сосуды, скульптуры. Тематика образов стенописи и др.:

1) Знаковые аллегорические изображения (павлин-вечность, феникс-Воскресение, петух-Воскресение), иносказательны, относятся к раннему периоду.

2) Сюжеты Священного Писания, прообразовательные, если из Ветхого Завета.

3) Изображения притч.

4) Античные изображения (Орфей, Гелиос).

5) Рыбы (ИисусХритосФиуИосСотер) — литургические изображения. Иногда вместе с корзиной хлебов и сосудом вина.

6) Оранта — молящиеся фигуры, чаще женская. Изображают молящуюся душу.

7) Райские сцены — растения, фрукты, птицы-души.

8) Пасторальные сюжеты — о патухах.

9) Эсхатологические сцены — напр. Ангелы собирают виноград.

10) Изображения Спасителя, Богородицы и святых — лишены индивидуальных черт, но с сюжетной композицией. Историчные изображения появляются только в 10 веке.

11) Крест.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: