Христианская архитектура.




Базилики, либо центрические сооружения. Центрические — баптистерии или с престолом в центре. Центрическое — не обязательно круглое.

Базилика — по типу римского дома. Как римское общественное помещение — просто вытянутое помещение, но у христиан изменилось. Входим в атриум — что-то вроде гостинной, с фонтанами, колоннами, Дальше притвор — нартекс, где оглашенные. Нефы боковые для народа, а центральный для богослужения. Дальше — пресвитерий, алтарь. Верхняя полусфера апсиды (выступающая полукруглая часть алтаря) — конха (раковина), символ Богородицы, рождающей жемчужину. Иконостас рождался постепенно, становясь все выше. Базилика строилась на стоично-.балочной системе, а не на сводчатой. В память об Иерусалимском Храме, римском доме, катакомбах.

Базиликальный разрез. В западной традиции алтарь это сам престол, а в нашей, это пресвитерий.

13.10.2018

Формы базилик и центрические начинают заимствовать разные элементы друг у друга.

Ранневизантийский период.

Правление Юстиниана и до VIII. Юстиниан очень много сделал для Церкви. Зря его не канонизировали. Но нас интересует его строительная деятельность. От Абхазии до Испании он понастроил всякого всего. Главное его детище — Софийский собор Константинополя (375 г.). Он построен на развалинах более древнего храма и был уникален для того времени. Очень сложный купол переходящий в полукупола и четвертькупола. Эта совершенно новая система была немного недодумана и через какое-то время купол рухнул после очередного землетрясения. Приехал третий инженер и восстановил купол. В тысячном году только немного укрепили контерфорсы, а еще позже обруч вокруг купола, для подстраховки. Диаметр купола 31–32 метра не самый большой в Италии. Святого Петра – 42 метра. Но у Софии есть еще нисходящие купола и общий размер получается около 70-ти метров.

Турки после захвата Софии стали делать мечети на подобие ее. У нас подобен Крондштадский собор, но не дотягивает. София не фотогенична и никакие фотографии не передают ее внутреннего убранства.

Удивительна и стенопись и иконопись ранневизантийского периода. Энкаустическая техника. Молельные иконы. Иллюстрированное Священное Писание (Росанское Писание и Евангелие Ровула). Переход от античного формального стиля к строгим аскетичным канонам. Скульптура круглая меняется на рельефы. Малые художественные и архитектурные формы так же становятся более строгими. Искусство складывается в систему.

 

20.10.2018

Продолжение ранневизантийского периода. Мы смотрим на базилику ХХХХсиана сделанную в раннехристианском ключе. Внутри стропильный потолок, аркада по колоннам, апсида обрамлена триумфальной аркой с апостолами на верху.

Переносимся в Ровену в храм священномученика Апполинария, ему там много храмов посвящено. При базиликах везде колокольни. В центральной части храма колонада с аркадой и окошки на верху и все направляет нас к алтарю. А в промежутке между окошками и колоннадой ряд икон мучеников с одной стороны и мучениц с другой.

Константинополь. Тут была возможность строить с размахом. В строительстве города отразилась идея, что город должен быть просторным с усадебной застройкой, чтобы отовсюду были видны храмы, прекрасные пейзажи, обилие садов, воды, площадей. В центре города Софийский Собор и Ипподром.

Снова про Софию. Центральный неф превратился в огромный зал 75х75м. Купола и полукупола — балдахинная структура. Когда яркое солнце, то благодаря окошкам в барабане главного купола, кажется, что купол висит в воздухе. Паруса, в них огромные херувимы-серафимы. Живопись возвращается историческая. Капители над капителями. Все меньше объемной скульптуры и украшательств. Круговращения в архитектуре и богослужении. 532–537 гг. строительства. Все сделано благодаря Юстиниану.

Храм святой Ирины. Чем-то похож на Софию.

Алхадзы. Ранняя базилика в руинах. Около Сухуми, Дранда, а там храм 6-го века непонятной структуры. Кавказский вариант крестово-купольного храма. Купол растет снизу вверх. Вима — форма свода между апсидой и куполом. Центрические сооружения шести и восьми гранные.

Храм святого Виталия в Ровене, немного ассиметричный из-за проходящей мимо улицы. Колонны с импостами, двойная капитель в память об интаблиментах. Резьба по капителям. Архитектуру от стенописи трудно отделить. В апсидах эпизоды о жертвах, а в центре гостеприимство Авраама. Изображения императорских семей с жертвами.

Изображения гостеприимства Авраама появились еще в третьем веке, и с пятого это уже определенно Троица. Появляется и литургический аспект. По изображению императора и свиты можно проследить эволюцию облачений.

Молебные иконы. Синайская коллекция. Богородица улыбается, икона мягкая. Ветхий Денми. Господь на кресте в хитоне.

Книжная миниатюра. Христос на водах.

К концу периода уже можно считать, что сложился крестовокупольный тип храмов. Ранневизантийский период закончился эпохой иконоборчесво, поэтому многое было утеряно. Иконоборцы отрицали иконы, Евхаристию считали только символом, почитали только крест. Святые Отцы разработали православную теорию образов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: