По благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в Самарской епархии была создана комиссия по канонизации митрополита Мануила (Лемешевского). Эта комиссия предоставила Синодальной комиссии по канонизации многочисленные свидетельства чудесной помощи при обращении с молитвами к митрополиту Мануилу уже после его смерти в 1968 году. Официально зарегистрировано шестнадцать случаев чудесной помощи самарского архиерея. Его «святая могилка» (как называют её в народе) в Покровском кафедральном соборе г. Самары давно стала центром паломничества православных не только Самарской епархии, но и других епархий России. Научную ценность его церковно-исторических трудов признают все. И все же комиссия по канонизации дала отрицательное заключение. По данным члена Синодальной комиссии по канонизации святых Русской православной церкви, профессора-протоиерея Георгия Митрофанова, владыка Мануил был в конце 1920-х годов завербован органами государственной безопасности. С конца 20-х годов он являлся секретным сотрудником ГПУ, а потом НКВД. Но это сотрудничество не спасало его даже от арестов, и всякий раз, выходя на свободу, он боялся снова оказаться в лагере. Возможно, этот страх побуждал его предавать людей, и он ужасно страдал от этого, будучи глубоко верующим священнослужителем и аскетичным монахом. «Когда встал вопрос о его канонизации, - писал Г. Митрофанов, - начали исследовать этот вопрос, для нас стало большим потрясением то, какие доносы он писал, мечтая только об одном — не быть арестованным в очередной раз. Вы знаете, это было настолько тяжело, что ничего кроме сострадания к нему мы не испытали. Для нас это открытие было совершенно неожиданным, потому что авторитет митрополита Мануила для любого церковного историка был безусловен».
|
Сотрудничество владыки Мануила с карательными органами привело к отказу в его канонизации. Однако документы о его работе на органы госбезопасности до сих пор не опубликованы.Что бы мы ни думали по поводу всего вышесказанного, одно можно сказать точно: власти реагировали на деятельность подвижника чередой арестов, ссылок, тюрем, через которые ему пришлось пройти в двадцатые, тридцатые, сороковые и даже пятидесятые годы. В лагерях, на пересыльных пунктах владыка при всей тяжести своего положения находил возможность не только для молитвы, но и для научных работ. А что такое лагеря, знает только тот, кто прошёл через них. Каково приходилось там владыке Мануилу, мы узнаем из отрывочных, скупых воспоминаний людей, которым он рассказывал об этом.
Из воспоминаний протоирея Александра Телегина: "Он много сидел в лагерях, и он сам мне рассказывал, как однажды уголовники играли на него в карты. Тот, кто проиграет, должен был его зарезать. И вот один из воров приходит к нему и говорит: «Я тебя проиграл и должен зарезать». Он спрашивает, можно ли ему откупиться. Можно, говорит тот, если у вас есть деньги. Денег у меня сейчас нет, ответил Владыка, но я могу сделать то, что вам надо. Вор пошел посоветоваться с другими ворами, потом пришел и говорит: «Вы нам должны посылку махорки». А тогда махорка была в пачках. «Ну вот, я тогда написал письмо своим прихожанам, - вспоминал Владыка Мануил, – просил их прислать мне махорки. Они недоумевали: зачем мне понадобилась махорка, ведь я никогда не курил, но ослушаться не решились. Прислали не одну, а две пачки махорки. После этого меня «блатные» зауважали и уже не трогали»…
|
Для нас особенно интересно то, что думали по этому поводу люди, лично знавшие Владыку Мануила. Все они уже слышали об истории с лубянскими документами.
Протоиерей Александр Телегин, настоятель Вознесенского храма р.п. Кинель-Черкассы Самарской области, вспоминал: « Однажды я говорю Владыке Мануилу: вот вы Архиерей, монах, у вас нет родственников, никого. Как монах вы должны жить исключительно для Церкви. Но почему вы, Владыко, подчиняетесь уполномоченному? Он ответил так: «Если я не буду делать уступок, не буду выполнять их требований, то на мое место поставят другого человека, и он сам будет предлагать им свои услуги…» Вот почему я думаю, что никаких порочащих поступков со стороны Владыки Мануила не было. Все это предпринято, чтобы не канонизировать человека, унизить его в глазах людей… Владыка Мануил все равно будет прославлен. Ну разве он не святой? Я сам видел, как к нему присылали письма, а он на них отвечал не раскрывая: знал всё содержание. Сидит он на кресле, подержит письмо в руках, дремать начнет прямо в кресле. А потом проснется, встряхнётся и начнет писать ответ».
Из воспоминаний Андрея Андреевича Савина, старосты Вознесенского собора г. Самары: «Я ничего не могу сказать по этому делу. Может, что и сказал он… для пользы Церкви… Много тогда перипетий-то было, так сразу не разберешься. Но если он был осведомителем, зачем же его тогда все время сажали? И срок давали большой! Если он даже и сотрудничал с органами, то не больше, а, может, гораздо меньше многих других иерархов в то тяжелое время. Надо, чтобы документы нам показали, а пока документов не видел, не могу поверить… Владыка ничего конкретно против власти не говорил. Скорбели мы, конечно, когда церкви закрывали. Но он у власти был на плохом счету. Если уж его последователя, Митрополита Иоанна, записали в «неблагонадежную группу» архиереев, что тогда о нём говорить! Один Бог все точно знает. А мы-то ведь не знаем, какие там обстоятельства были».
|
Монахиня Лидия (Державина), вдова известного самарского священника протоиерея Иоанна Державина, вспоминала: "Я не думаю, что эти обвинения в адрес Владыки справедливы. В его биографии Владыка Иоанн про него писал, что он очень стойким был, твёрдым. С обновленчеством боролся, не жалел себя. На все воля Божия - и на его прославление тоже. Но он, конечно, святой человек был. Мы с отцом Иоанном часто приезжали к Владыке, когда он был правящим архиереем. На приёмах он вел себя тихо, аккуратно, лишнего слова не скажет, знал, что вокруг много доносчиков. Всегда тихо говорил - у него опыт арестов был большой. Какой тяжелый крест ему дал Господь, сколько лет он находился в заключении! Очень многие святые земной Церковью не прославлены, но они все равно ведь в славе находятся у Бога".
Вот такие мнения… Если и было в жизни митрополита Мануила предательство, то мы можем только представить себе, предположить, как же трудно ему было жить с таким «грузом на душе».
«Лубянская тайна», - как считает А. Жоголев, - ставит перед церковным сознанием непростой вопрос о том, а что же такое святость, применительно к современным подвижникам. Профессор Московской Духовной Академии протоиерей Владислав Цыпин по поводу этой ситуации делает интересные выводы. «Такие документы (имеется в виду «дело» Владыки Мануила) существуют. Я видел их копии, - говорит он. – Конечно, далее встает вопрос о том, насколько достоверны сами документы, не имеет ли место фальсификация… Но когда идет суд над кем-то, обвиняемом в преступлении, то действует презумпция невиновности. Канонизация же процесс противоположного направления. Здесь речь идет о святости… всякое обстоятельство, набрасывающее некую тень на образ канонизируемого, принимается всерьез. «Презумпция виновности», если только она станет одним из руководящих принципов в работе комиссии по канонизации, приведет к тому, что на каждого «кандидата в святые», как во время выборных баталий, будут вываливаться мешки всевозможного компромата. Апелляция к лубянским документам, по сути, стала первой попыткой применить чуть ли не выборные политические технологии (своего рода черный «пиар») к такому сакральному делу, как причисление к лику святых… Протоиерей Владислав Цыпин в своём интервью не отрицает, что мотивы у сторонников прославления Владыки Мануила очень серьёзные - есть многочисленные свидетельства о чудесах на его могиле. Да и почитание его православными самарцами давно стало фактом».
И всё же, несмотря на неоднозначность мнений о личности митрополита Мануила, одно можно сказать с уверенностью: в течение всей своей жизни он оставался преданным Русской Православной Церкви.Не миновали владыку ни лагеря, ни тюрьмы, ни ссылки, в которых он провёл более двадцати лет. Каждый раз обретая свободу, архиерей-труженик снова и снова включался в церковную жизнь…
Однако споры о канонизации митрополита не стихают до сих пор. Удивительна его личность, удивительна его судьба…
Заключение
На нашей Самарской земле жил и работал подвижник Православия, один из самых ярких иерархов Русской Церкви за весь советский период – митрополит Мануил. Он широко известен как крупнейший церковный библиограф, историк и литургист. Авторитет митрополита Мануила для церковных историков безусловен, а неоднозначность его личности каждый оценивает по-своему.
Что же касается вопроса канонизации, то хочется отметить, что в те годы далеко не все смогли выдержать натиск репрессивных органов, не все смогли не сломаться под пытками и иными изощрёнными методами ведения следствия. Да, было немало и таких, кто не пошёл ни на какие контакты со следствием, виновным себя не признавал, - например, так вёл себя на следствии и сомолитвенник митрополита Мануила иеромонах Никита (Сапожников). Но судить (и тем более осуждать!) за минутную слабость человека, пусть и в епископском сане, оказавшегося в нечеловеческих условиях «советского ада» – мы, наверное, не имеем права. Нам сегодня даже трудно представить, каким издевательствам и пыткам подвергались подследственные. И ставить «клеймо» отвержения на человеке, всей своей жизнью доказавшего свою верность Христу, удостоившегося исповеднического венца и дара чудотворений, было бы опрометчиво.
В Государственном архиве Российской Федерации хранится интересный документ: список Архиереев, не приславших советскому правительству поздравлений с праздником Октябрьской революции. В их числе значится митрополит Мануил. Уполномоченный В.Х. Корчагин так характеризовал в своих донесениях в Москву владыку Мануила: «Мануил был и остаётся глубоко верующим человеком. Всю свою деятельность он направляет на усиление религиозного влияния на верующих». Сменивший В.Х. Корчагина Н.А. Трофимов говорил о святителе как о "фанатично верующем человеке с весьма реакционными взглядами". И в этом признании властей, наверное, и заключается ответ на многие наши вопросы.
Время обязательно всё расставит на свои места, и если это будет угодно Богу, то мы ещё не раз услышим о чудесной помощи людям самарского архиерея, что станет ещё одним подтверждением святости митрополита.
Подвижники земли нашей: и иеромонах Никита (Сапожников), и митрополит Мануил, и многие, многие другие - прошли тернистый жизненный путь каждый по-своему, но объединяло их одно: святая вера и преданность Русской Православной Церкви.
Список литературы
1. Бархотников В. А. Курс лекций, прочтённых в Самарском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Самара: Книга, 2008.
2. Бочков В. А., Зубова О. В., Мельникова Н. В., Радченко О. И., Подмарицын А. Г. Православные святыни самарского края. – Самара, 2001.
3. Дорофеев А., Тутина Ю. Патриархи Всея Руси. История Русской Православной церкви в лицах. // «Аргументы и факты», №6, 2009.
4. Дудко М., Лоргус А. Книга о церкви. – Москва: Паломник; Город, 2008.
5. Жоголев А. Последний рубеж. // Благовест. – Самара, № 3 (21), 1993.
6. Жоголев А., Макаров И. Подвижники Самарской земли. - Духовный собеседник: Самара, 1995.
7. Подмарицын А. Г. Очерки истории Самарской епархии. Учебное пособие. – Самара: «Книга», 2008.
8. Прокофьев И. Дом Мануила. // Благовест. – Самара, № 3 (21), 1993.
9. Огудина Н. Книги митрополита Мануила. // Благовест. – Самара, № 6, 1996.
10. Опавшие листья. Из дневника святителя (Митрополит Мануил (Лемешевский)). //Духовный собеседник. Под ред. Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского. – Самара, № 3-4, 1995.
11. serafim.com. ru / site / nstr_ 1_ 1_01. html От меня это было Иеросхимонах Серафим Вырицкий (Муравьёв)
12. Якунин В. Н. Истории самарской епархии в портретах её архиереев. – Тольятти, 1999.
13. http// www. katehizis. ru / index / php… Катехизис. ру.
14. http// www. cofe. ru / artiste / asp? Навет – Благовест
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТЕЗИСЫ
Самарская земля – это земля благодатная, овеянная славой многих исторических имён, таких, как Святитель Алексий, преподобный Сергий Радонежский…
Эта работа посвящена жизни и деятельности местночтимого подвижника Самарской земли митрополита Мануила. Будучи крупнейшими агиографом и богословом, он имел необыкновенную популярность среди простого народа.
Митрополит Мануил, исповедник и историк Русского Православия, нашёл своё последнее пристанище в кафедральном Соборе Самарской (Куйбышевской) епархии (Покровский собор). «Живые цветы на надгробном камне могилки – доказательства величайшего уважения и веры самарцев в святость своего митрополита, - писала в книге "Подвижники Самарской земли"Ирина Шестун. - А кто был в Покровском соборе 12 августа, в день памяти митрополита Мануила, знает, сколько людей приходят почтить его память, и видит, что люди помнят и любят своего молитвенника»…
Неожиданно для многих молодой Виктор Лемешевский решился уйти из мирской жизни и принять обет монашества. Что послужило причиной такого важного решения? Летом 1909 года серьёзно заболел брат Виктора Павел, и было мало надежды на его выздоровление. Тогда Виктор дал обет принять монашество, если умирающий брат пойдёт на поправку. И чудо действительно произошло. В апреле 1910 года Виктор поступил в Николо-Столпенскую пустынь Тверской епархии, где был пострижен в рясофор. 2 июня 1911 года был пострижен в монашество с именем Мануил (что означает «Божие определение»), 11 декабря 1911 года – рукоположен в иеродиакона, а спустя полгода – в иеромонаха.
Отец Мануил решительно выступал против обновленческого движения. Патриарх Тихон поручил тогда малоизвестному иеромонаху Мануилу возглавить борьбу с обновленчеством в Петрограде в сане епископа. За 125 дней епископства преосвященного Мануила из 115 обновленческих церквей во владение Патриарха перешло 83 прихода. Это было победой над расколом, положившей начало борьбе с ним по всей России.
Епископ Мануил был арестован. Когда он находился в Соловецком лагере (1924 –1928 гг.), написал ряд работ: «Соловецкий Некрополь», «Соловецкие письма о епископстве», «Новый Соловецкий патерик», «Соловецкие синодики». Даже находясь в заключении, не оставлял он научной и библиографической работы.После освобождения был направлен в Серпухов митрополитом Сергием для борьбы против «иосифлянского» движения, получившего значительное распространение в Московской епархии. И вновь тюрьмы, лагеря, ссылки…
С 14 февраля 1945 года – епископ Чкаловский. Там судьба свела его с Иваном Снычёвым и Андреем Савиным (бессменным секретарём куйбышевских архиереев). С июля 1945 года – епископ Чкаловский и Бузулукский. С 21 апреля 1946 года – архиепископ. Составил «Патерик Оренбургский», «Патерик Бузулукский», «Алфавитный указатель имён всех святых, местночтимых подвижников и праведников благочестия с X века до 1917 года», написал ряд других работ. 4 сентября 1948 года владыка Мануил вновь был арестован, приговорён к 10 годам лишения свободы и отправлен в Потемские лагеря в Мордовии. В 1955 году был освобождён по амнистии.
С 1960 года – кандидат богословия. Владыка Мануил становится архиепископом Куйбышевским и Сызранским. В 1962 году он был возведён в сан митрополита. Митрополит Мануил – автор «Чина архиерейского погребения». Им составлено первое фундаментальное собрание биографических сведений о всех архиереях Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1965 г.
За своё короткое правление в Куйбышеве Владыка Мануил сумел расположить к себе паству. Митрополит Мануил умело старался наладить отношения и с властями, хотя это было очень непросто. В ноябре 1965 года отец Мануил уходит на покой. Удалён был владыка Мануил под давлением спецорганов Совета по делам религии. Уходя на покой, он вверил самарскую епархию своему любимому ученику – владыке Иоанну (впоследствии митрополиту Петербургскому и Ладожскому). Митрополит Куйбышевский и Сызранский Мануил умер 12 августа 1968 года. Митрополит Пимен дал яркое определение того глубокого значения, которое имела эта смерть: «Когда я уезжал сюда, Святейший Патриарх Алексий сказал мне: «На церковном небосклоне зажглась новая звезда праведника». Уже после смерти митрополита официально зарегистрировано шестнадцать случаев чудесной помощи самарского архиерея. Научную ценность его церковно-исторических трудов признают все. И все же комиссия по канонизации дала отрицательное заключение. Владыка Мануил был в конце 1920-х годов завербован органами государственной безопасности. С конца 20-х годов он являлся секретным сотрудником ГПУ, а потом НКВД. В те годы далеко не все смогли выдержать натиск репрессивных органов, не все смогли не сломаться под пытками и иными изощренными методами ведения следствия. И тем не менее известно, что в Государственном архиве Российской Федерации хранится интересный документ: список Архиереев, не приславших советскому правительству поздравлений с праздником Октябрьской революции. В их числе значится митрополит Мануил. Уполномоченный В.Х. Корчагин так характеризовал в своих донесениях в Москву владыку Мануила: «Мануил был и остаётся глубоко верующим человеком. Всю свою деятельность он направляет на усиление религиозного влияния на верующих».
Время обязательно всё расставит на свои места, и если это будет угодно Богу, то мы ещё не раз услышим о чудесной помощи людям самарского архиерея, что станет ещё одним подтверждением святости митрополита.