Борьба с обновленческим движением




Начало пути

Митрополит Мануил (Виктор Викторович Лемешевский) родился в 1884 г. в городе Луге Петроградской епархии. Его предки принадлежали к потомственному дворянскому роду и отличались глубокой религиозностью. Мать владыки Вера Ивановна была дочерью известного литератора И. Д. Градусова. Для постоянного поддержания религиозной жизни семья имела духовников, которые оказали на юного Виктора большое влияние. В 1894 году родители определили его в Николаевскую классическую гимназию в Либаве. Осенью 1903 года он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (ушёл в 1910 г. с последнего курса). Во время учёбы в университете занимался литературной деятельностью, увлекался мистическими учениями (автор романа-дневника «На пути к иному миру» (СПБ, 1908) и оккультного романа «Их было четыре» (СПБ, 1909)). Будучи студентом, Виктор Лемешевский проявил особый интерес к библиографии. Молодой студент составлял каталоги библиотек (частных и общественных), организовал в университете библиографический кружок под руководством лингвиста Э. А. Вольтера, занимался теорией и историей библиографии, консультируясь у библиографов А. М. Ловягина, Д. Торопова, Н. М. Лисовского, сотрудничал с библиографами в реализации больших проектов Академии наук. С 1906 – 1917 гг. он состоял членом Русского Библиографического общества, созданного при Санкт-Петербургском университете, опубликовав при этом две работы: «Опыт описания библиографической карточки» (1907); «Международная библиография и её будущее» (1908). Примерно в этот же период им был разработан план учреждения Русского Библиографического института.

Неожиданно для многих, молодой Виктор решился уйти из мирской жизни и принять обет монашества. Что послужило причиной такого важного решения? Ответ на этот вопрос оказался достаточно прост. Летом 1909 года серьёзно заболел брат Виктора Павел, и было мало надежды на его выздоровление. Тогда Виктор дал обет принять монашество, если умирающий брат пойдёт на поправку. И чудо действительно произошло. (Позже Павел Викторович станет морским офицером и всю жизнь свяжет с советским флотом.) В апреле 1910 года Виктор поступил в Николо-Столпенскую пустынь Тверской епархии, где был пострижен в рясофор. 2 июня 1911 года был пострижен в монашество с именем Мануил (что означает «Божие определение»), 11 декабря 1911 года – рукоположен в иеродиакона, а спустя полгода – в иеромонаха. С августа 1912 года по август 1916 года Мануил Лемешевский служил помощником начальника Киргизской духовной миссии Омской епархии, расположенной в Семипалатинске. Там отец Мануил начал составлять каталоги библиотеки Миссии, сотрудничал в создании «Сибирского патерика», предпринятого архиепископом Омским Сильвестром (Ольшевским), а главное – начал сбор материалов для иконографии «Знаменья Божьей Матери», в связи с готовящимся прославлением местной Абалакской иконы. К этой работе на протяжении своей жизни он возвращался несколько раз, расширяя тематические границы до проекта «Иконография Божьей Матери» и «История иконописания в Сибири». Реализация проекта потребовала работы в библиотеках и архивах Омска и Семипалатинска в 1914-1916 гг., причём объём учтённых отцом Мануилом публикаций по данной теме составил более 2000 названий.

В 1916 году иеромонах Мануил поступил в Петроградскую Духовную Академию, где вскоре (1917г.) стал помощником библиотекаря и создал несколько тематических библиографий – Сербской Церкви, церковной археологии, инословных исповеданий. Одновременно он составил карточный предметный указатель к каталогу книжного магазина И. Л. Тузова, а также указатель литературы о монашестве и монастырях.

В августе 1918 г. отец Мануил был отправлен в Олонецкую епархию, где занимался обследованием и описанием памятников местной церковной старины. 15 августа назначен настоятелем Свято-Троицкой Приморской пустыни (не принят братией). В этом же году –настоятелем Спасской домовой церкви Александро-Невского общества трезвости в Петрограде. С 4 сентября (утверждён 20.09.) 1919 года – настоятель Никольской (домовой) церкви на Спасской улице близ Литейного проспекта. В 1920 г. основал при ней Спасское братство. Но даже при такой загруженности различными церковными послушаниями, он не оставлял своих библиотечных и библиографических трудов. С 1919 года работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР. В 1920 году окончил высшие библиотечные курсы в Петрограде, а также восстановился в Петербургском университете. В 1921–1923 гг. – преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в Петрограде.

В1922 - 1923 годах был арестован. В 1923 году, будучи в Петрограде, в своём пастырском послании иеромонах Мануил пророчески писал: "Свершилось многое из того, о чем я предупреждал вас: темные мрачные тучи надвигаются на нас, мне предречена ссылка, храм наш закрыт, закрыта Святая Чаша... Церковь Православная тайно уходит в подвалы, чердаки и катакомбы, в расщелины, в пустынные, безлюдные места, спускается снова вниз и образуется тайно. Она уходит в себя, оставив в себе благодать Святого Духа и благоволение Божие на сей новый подвиг, - свершилось".

Борьба с обновленческим движением

 

Отец Мануил решительно выступил против обновленческого движения. В условиях почти полного доминирования обновленцев в Петроградской епархии после гибели митрополита Вениамина (Казанского), Патриарх Тихон поручил тогда малоизвестному иеромонаху Мануилу возглавить борьбу с обновленчеством в Петрограде в сане епископа (в то время в епархии не было ни одного епископа, находившегося в ведении Патриарха). С 21 сентября 1923 года Мануил — архимандрит. С 23 сентября 1923 года — епископ Лужский, викарий Петроградской епархии, управляющий этой епархией (ввиду отказа принять её Феодором (Поздеевским)). Хиротонию в Москве возглавил Патриарх Тихон, который, вручая епископу Мануилу архипастырский жезл, напутствовал его такими словами: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения …»

29 сентября епископ Мануил прибыл в Петроград и сразу же развернул активную антиообновленческую деятельность, возглавив народное движение верующих. В течение четырех месяцев совершал литургию почти каждый день в разных храмах, выступал с проповедями в защиту Патриаршей церкви, привлёк на свою сторону многих прихожан. Назначил четырёх священнослужителей из числа последовательных сторонников Патриарха Тихона духовниками округов, на которые был разделён город — они принимали покаяние у обновленческого духовенства (которое в бытность Владыки Мануила управляющим епархией осуществлялось публично, перед народом) и выступали с проповедями в храмах. В Патриаршую церковь вернулись также монашествующие Александро-Невской лавры и Новодевичьего монастыря. Обновленцы требовали ареста Владыки, называя возглавлявшееся им движение «мануиловщиной». За 125 дней епископства преосвященного Мануила из 115 обновленческих церквей во владение Патриарха перешло 83 прихода.

Это было победой над расколом, положившей начало борьбе с ним по всей России. В «Очерках по истории русской церковной смуты» содержится такое описание событий осени 1923 г. в Петроградской епархии: «Самым замечательным во всей этой «мануиловской эпопее» было то, что ни у кого (ни у самого владыки, ни у его друзей, ни у его врагов) не было ни малейшего сомнения в том, что в 2-3 месяца епископ со своими помощниками лишатся свободы. Это и создавало в епископе и среди его ближайшего окружения то особое настроение героического подъема, которое как бы возвышает людей над действительностью и над бытом, обновляет их, смывает все мелкое, пошлое, что есть в каждом человеке. Такие минуты не могут длиться очень долго; но тот, кто пережил их, всегда будет вспоминать о них, как о лучших мгновениях своей жизни».

И действительно, епископ Мануил был вновь арестован 3 февраля 1924 г. по обвинению в организации нелегального братства, приговорён к 3 годам концлагерей.

Когда он находился в Соловецком лагере (1924 –1928 гг.), написал ряд работ: «Соловецкий Некрополь», «Соловецкие письма о епископстве», «Новый Соловецкий патерик», «Соловецкие синодики». Даже находясь в заключении, не оставлял он научной и библиографической работы.

После освобождения 28 апреля 1928 года как пользовавшийся уважением верующих церковный деятель был направлен в Серпухов митрополитом Сергием для борьбы против «иосифлянского» движения, получившего значительное распространение в Московской епархии. С октября 1929 года — епископ Серпуховский и Каширский, викарий Московской епархии. В этот период стал автором таких рукописей, как «Патерик Серпуховский», «Синодик Сибирских просветителей, исповедников, подвижников и ревнителей благочестия и боголюбцев, церковных историков и писателей духовных о Сибири».

Во времена тяжёлых гонений на Церковь со стороны государственной власти никакие посулы не смогли увлечь епископа Мануила ни в обновленческий, ни в иосифлянский расколы, потрясавшие Церковь в 20-е гг. ХХ века. Он оказался преданным сыном матери Церкви.

 

Тернистый путь

И вновь тюрьмы, лагеря, ссылки… В1931–1932 годах находился в тюрьме, в 1933–1936 годах отбывал заключение в Мариинских лагерях. После освобождения жил в посёлке Завидово Калининской области, в 1937 году составил «Словарь советских сокращений и условных наименований». По просьбе протоирея Сергия Мечёва тайно рукоположил несколько священников. 1 мая 1939 года был арестован по «делу» Истинно-православной церкви. Дал подробные показания, в результате которых рукоположенные им священники были арестованы, а по общине отца Сергия Мечёва был нанесён сильнейший удар. Сам же епископ Мануил был осуждён и приговорён к лишению свободы, отбывал срок в лагерях Канска. Осенью 1944 года был освобождён. В ноябре 1944 – феврале 1945 гг. находился в распоряжении архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) Тамбовской епархии. С 14 февраля 1945 года – епископ Чкаловский. Там судьба свела его с Иваном Снычёвым и Андреем Савиным (бессменным секретарём куйбышевских архиереев). С июля 1945 года – епископ Чкаловский и Бузулукский. С 21 апреля 1946 года – архиепископ. Составил «Патерик Оренбургский», «Патерик Бузулукский», «Алфавитный указатель имён всех святых, местночтимых подвижников и праведников благочестия с X века до 1917 года», написал ряд других работ. В августе 1945 года владыка Мануил взял в свои келейники пономаря Ивана Снычева, будущего митрополита Иоанна, став его духовным наставником и учителем до своей кончины. Позднее митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) так писал о подвижнике: "Измученный сам, истомленный, он имел внутреннее обаяние, он буквально обдавал теплом всех и согревал каждого. Под суровой, чисто монашеской внешностью, скрывалась горячая, любящая душа... Бездна любви... И тот, кто приходил, окунался в эту любовь, не мог уже отойти".После войны в Оренбурге появилось много людей, у которых не было жилья и средств к существованию. Тогда владыка распорядился во дворе своего дома поставить котёл и варить там еду для бедных. Многим помогали купить билеты, чтобы выехать в другие регионы. Всё это стало одной из причин очередного ареста епископа Мануила.4 сентября 1948 года владыка Мануил вновь был арестован. Ему ставили в упрёк дискредитацию советской власти благотворительными обедами. 8 месяцев длилось следствие, и, отчаявшись, он подписал всё, что ему предлагали, а именно: завуалированную контрреволюцию и организацию групп против советской власти. 16 апреля 1949 года приговорён к 10 годам лишения свободы и отправлен в Потемские лагеря в Мордовии. В 1955 году был освобождён по амнистии.

Хочется отметить, что владыка Мануил оставался одним из немногих, переживших репрессии и оставшихся в живых архиереев, рукоположенных в довоенное время. В его жизни и деятельности отразилась вся история Русской Православной Церкви советского периода.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: