Схемы анализа педагогической ситуации




С и т у а ц и я 1

Второклассница Юля в столовой убирала за собой посуду, так как в школе с начальных классов вводили элементы самообслуживания. Но вдруг она споткну­лась и вдребезги разбила тарелку и стакан. Девочка от неожиданности и испуга оцепенела, а потом горько заплакала.

Юля была потрясена: такое с ней в школе случилось впервые. Кроме того, она боялась возможного наказания. Поймут ли ее? Поверят ли, что это произошло помимо ее воли и желания, нечаянно? Беспокоила ее и мысль, что придется ку­пить новую посуду взамен разбитой. Таковы были порядки в школе. А как отнесется к такому случаю мама, ведь ей и так тяжело одной воспитывать и кормить двух девочек?

1. Как следует поступить педагогу в такой ситуации?

2. Предложите возможные варианты действий педагога в такой ситуации.

 

С и т у а ц и я 2

Второклассник Сережа увидел у подъезда своего дома санки. Улучив момент, когда во дворе никого не было, он взял санки и принес домой. Возвратившись с работы, мать спросила у сына: «Откуда появились санки?»
«Я их во дворе нашел», - без смущения ответил Сережа.

1. Какой должна быть реакция матери на ответ сына?

2. Была ли подобная ситуация в вашей семье? Как вы поступили?

С и т у а ц и я 3

Володя нагрубил учителю, мама посоветовала ему: «Завтра же на уроке встань и извинись!» - Сын заупрямился: «Что я такого сделал? Начну извиняться, ребята надо мной смеяться будут».
Больше дома на эту тему разговора не было. Но когда на следующее утро Володя стал как ни в чем не бывало собираться в школу, мать сказала, что идет с ним.

- «Иду извиняться за тебя, за то, что мы с отцом вырастили тебя таким грубым».

- «Не надо, мама! – всполошился Володя. – Я сам извинюсь».

- «Нет, это надо было вчера говорить. А теперь придется послушать, как мать извиняться станет».

Так она и сделала, и для Володи это было действительно суровое наказание. Преподанный урок он запомнил надолго. А ведь не было ни угроз, ни резких слов.

 

С и ту а ц и я 4

Первокласснику Вите поручено покупать молоко для всей семьи. Мальчик с удовольствием выполнял это поручение. Но, однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал матери о случившемся.
«Бестолочь! – возмутилась мать, - от твоей помощи одни убытки! Марш в угол!» Мальчик, молча выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.

1. Как бы вы поступили на месте мамы Вити?

2. Какой педагогический вывод следует из этой ситуации?

 

С и т у а ц и я 5

Миша с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он подружился со сверстником Ваней. Ваня убирался во дворе дома, и Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе у соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: «Ишь, какой ты хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался! Посмотри, сколько пыли у тебя на костюме?!» Мальчик опечалился, сел на завалинку у дома, поджидая, когда Ваня закончит работу.

1. Чем руководствовалась мать, запретив сыну работать с другом?

2. Оправдываете ли вы поведение матери Миши? Как бы вы поступили?

 

С и ту а ц и я 6

Лена очень ждала праздник 8 Марта. И вот она в нарядном платье, новых туфлях, с большим белым бантом на утреннике в детском саду. Вместе со всеми детьми Лена пела и читала стихи. Глаза ее сияли радостно, потому что нее вместе с другими гостями смотрела ее мама! И вдруг воспитательница объявила: «Дети! Сейчас устроим соревнование: кто первым добежит до стула и захватит букет цветов, тот и поздравит свою Маму с праздником». Букеты были заготовлены заранее, по одному для каждой пары бегущих детей. Лене досталось, по указанию воспитательницы, бежать с Сашей. Мальчик бегает быстрее, разве его обогнать! А Лене так хотелось сегодня поздравить маму... Саша первым добежал до стула. А Лена? Девочка стояла посреди зала, на нее смотрели гости, на нее смотрела мама, а она отстала, и цветы были в руках Саши, закрыв лицо ладошками, Лена горько заплакала. Потом подбежала к маме, обняла ее и сквозь слезы прошептала: «Мамочка, я хотела тебя поздравить!» А соревнование-поздравление продолжалось...

1. Проанализируйте ситуацию с точки зрения тактичности воспитателя по отношению к детям и их мамам.

2. Ваше мнение об использовании соревнования в поздравлении мам.

3. Какое влияние на воспитание детей могут оказать подобные мероприятия?

4. Разработайте возможные сюрпризные приемы поздравлений детей, гостей родителей на утренниках

 

С и т у а ц и я 7

Ирина Сергеевна вывела детей на прогулку, построила их в большой круг, а в середине начертила жирный ядовито-фиолетовый маленький кружок. - Смотрите, дети, это будет у нас «позорный круг», начала объяснять она. - В него сегодня поставим Игоря: Oн оделся последним. Становись, Игорь, пусть на тебя дети посмотрят. Игорь стоял пунцово-красный, опустив руки, потупившись. - Что надо сказать? - грозно вопрошала Ирина Сергеевна. А Игорь не знал, что говорить. Он знал, что сегодня они с папой пойдут в больницу за мамой и маленькой сестренкой. Они еще с вечера навели порядок в квартире, приготовили цветы. Игорь все утро думал об этом, наверное, задумался, когда одевался, и... - Ах, да ты еще молчишь... - зло заговорила воспитательница, вплотную подойдя к Игорю. В это время на площадке показалась заведующая. Лицо воспитательницы расплылось в улыбке, она громким голосом запела: «Каравай, каравай... - в такт, хлопая в ладоши веселее, детки, веселее, пташки вы мои. И ты, Игоречек, танцуй веселее: у тебя сегодня праздник". Дети, широко раскрыв глаза, нестройно вступили «...кого хочешь выбирай, выберешь, поставишь, танцевать заставишь..». И только Игорь не сдвинулся с места. 1. Проанализируйте поведение Ирины Сергеевны. В чем несостоятельность ее как воспитателя? 2. Какой урок преподала воспитательница детям? 3. Какие отрицательные нравственные черты могут появиться у детей под влиянием такого воспитателя?

 

Схемы анализа педагогической ситуации

(можно пользоваться любой – по выбору студента)

Первый вариант

1.Уясните педагогический смысл описанной ситуации, т.е. опишите ситуацию с точки зрения формирования личности ребенка, его жизненного опыта, взглядов, позиции (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло и т.д.).

2. Вычлените педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в формировании личности ребенка, к которому ведет описанная ситуация. Выясните или предположите истоки этого конфликта.

3. Определите педагогическую цель (планируемый результат, которого хотелось бы достичь в данной ситуации).

4. Сформулируйте несколько вариантов решения конфликта, эффективного поведения педагога в этом случае.

5. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант педагогической деятельности в данной ситуации.

6. Определите критерии достижения и методы оценки планируемого результата.

Второй вариант

1. Описание возникшей ситуации (участники, место возникновения, деятельность участников).

2. Что предшествовало возникновению ситуации.

3. Основные причины возникшей ситуации.

4. Какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке.

5. Ситуация глазами ученика и учителя.

6. Личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (что он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику).

7. Что нового узнал учитель об учениках из ситуации (познавательная ценность ситуации для учителя).

8. Варианты разрешения ситуации.

9. Выбор средств и приёмов педагогического воздействия.

Третий вариант

1. Описание ситуации (конфликта).

2. Причины возникшей ситуации (внутренние и внешние условия ее возникновения) и повод перехода в конфликт; его динамика.

3. Смысл ситуации (конфликта) для каждого из его участников.

4. Психологический анализ отношений между участниками ситуации.

5. Перспективные воспитательные и познавательные цели при разных вариантах разрешения ситуации.

Четвертый вариант

1. Описание ситуации, её участники.

2. Из имеющихся данных сделать вывод (о возрастных особенностях, о сформированности коллектива).

3. Определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить её переход в конфликт.

4. Что помешало учителю сделать это (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность и др.).

5. Какие приёмы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал, оценка.

6. Какую информацию получил учитель о своих педагогических успехах и просчётах, анализ своего поведения в ситуации и ошибки.

7. Варианты отношений с учеником после конфликта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: