Инновационная программа
« Инновационные технологии в образовательном пространстве детского сада как одно из условий повышения качества дошкольного образования »
2018-2021г.г.
на базе:
· Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №16 «Радуга» г. Петровска Саратовской области,
Номинация:
«Развитие и воспитание детей в дошкольном образовании. Проекты, направленные на создание организационно-педагогических условий для развития и воспитания детей в процессе реализации ФГОС дошкольного образования »
Общие сведения об организации
1.1. Полное название образовательной организации, представляющей заявку, (по уставу)
· Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Радуга» г. Петровска Саратовской области;
1.2. Фактический адрес организации (с указанием индекса)
· 412541, Саратовская область, г. Петровск, ул. Ломоносова, д. 7;
1.3. Контактная информация об образовательной организации, представляющей заявку
(адрес, телефоны, факс, e-mail )
· 412541, Саратовская область, г. Петровск, ул. Ломоносова, д. 7
тел.: 8(84555)29177; E-mail: dsraduga16@yandex.ru;
1.4. Ф.И.О. руководителя организации (полное)
· Харитонова Елена Михайловна;
1.5. Ф.И.О. научного руководителя проекта (программы)
Курбатова Ольга Алексеевна МКУ «Методико-правовой центр МОУ Петровского района», методист
Ф.И.О. научного консультанта проекта (программы)
Жуковская Нина Александровна кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГАУ ДПО «СОИРО»
Цели, задачи и основная идея инновационного проекта (программы)
1.1. Тема проекта
«Инновационные технологии в образовательном пространстве детского сада как одно из условий повышения качества дошкольного образования»
1.2. Цель проекта
Создание многовариантной модели разностороннего развития личности дошкольника с использованием инновационных образовательных технологий, способствующих повышению качества образования.
1.3. Задачи проекта
- апробировать и внедрить инновационные образовательные технологии, способствующие повышению личностного потенциала дошкольника и его разностороннему развитию: геокешинг (Дейв Алмер)
- развивать разностороннюю личность дошкольника умеющую мыслить неординарно и творчески, владеющую основными культурными способами деятельности, проявляющую инициативу и самостоятельность;
- создавать условия для развития любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- повышать качество дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- совершенствовать педагогическое, методическое, организационное и материально-техническое обеспечение инновационной деятельности и компетентность педагогов в применении инновационных образовательных технологий;
- расширять сетевое взаимодействие между участниками образовательных отношений (педагоги, родители, дети, социум) при внедрении инновационных образовательных технологий, обеспечивая согласованность основных направлений и приоритетов деятельности.
1.4. Идея инновационного проекта
Идея проекта - создание условий, раскрывающих личностный потенциал дошкольников и их разносторонние развитие посредством использования в образовательном пространстве детского сада геокешинга. Данные технологии ориентированы на взаимодействие и саморазвитие всех участников образовательного процесса, которые являются приоритетными направлениями деятельности государства в области обеспечения качества дошкольного образования.
Промежуточные результаты:
Грамота за 2 место в 7 областном метапредметном фестивале-конкурсе педагогического мастерства «Духовность и современность», проходящего в рамках сетевого взаимодействия и социального партнерства «Детский сад –школа-ВУЗ»;
Сертификат участника регионального этапа 7 Всероссийского конкурса «Воспитатели России»
Грамота за 2 место в 9 областном Юниор –форуме «Будущее это мы», посвященному Году памяти и славы», в номинации инновационные технологии в дошкольном образовании.
Перспективы дальнейшей работы по выбранной проблематике:
· Использование технологии геокешинг в речевом развитии дошкольников.
Мы живем в большом и разнообразном мире. Важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается. Сейчас набирает популярность технология «речевой геокешинг» с использованием теории «сенсорной интеграции». Автор технологии «геокешинга» Дейв Алмер, данная технология развивает разностороннюю личность дошкольника умеющую мыслить неординарно и творчески, владеющую основными культурными способами деятельности, представляющую инициативу и самостоятельность, коммуникабельность. Теория «Сенсорной интеграции» разработана психологом, специалистом по детскому развитию Джин Айрес, помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка.
Что же такое речевой геокешинг с использованием «сенсорной интеграции»?
Речевой геокешинг с сенсорной интеграцией – это взаимодействие пяти органов чувст, необходимых для движения, говорения и игры. И это является фундаментом более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.
Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через речевой геокешинг с сенсорной интеграцией, и решает в первую очередь, свои, речевые задачи. «ИНТЕРЕСНО» - это детское определение речевого геокешинга с сенсорной интеграцией.
Одна из основных задач речевого развития - развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы осуществлялось самопознание и появилась мотивация к речи.Для эффективной работы по речевому развитию с дошкольниками, поставила перед собой следующие цель и задачи:
Цель: стимулировать работу всех органов чувств, направленную на активизацию познания всех сторон речи, через речевой геокешинг и сенсорику в условиях детского сада и семьи.
Были поставлены следующие задачи: не только в развитии чувственного опыта дошкольников, но и повышать уровень компетенции у родителей и педагогов по сенсорному развития и воспитанию дошкольников.
Всвоей работе использую следующие направления речевого геокешинга с сенсорно-интегративным логопедическим интенсивом по Лынской М.И.
Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.
Логопедический массаж, основанный на использовании мультисенсорных инструментов.
Сенсорно-интегративная логоритмика.
Лексико-грамматическая работа на основе сенсорной стимуляции.
Сенсорные подносы (тематические)
Сенсорные коробки (тематические).
Коррекция слоговой структуры в сенсорных играх на пять органов чувств вестибулярное и проприоцептивное чувства.
Речевой геокешинг с сенсорно-интегративным интенсивом для детей с родителями,которые сочетают в себе интенсивную совместную работу в современных видах занятий, игр и маршрутов выходного дня.
Интенсивы позволяют спровоцировать значимый «скачок» в развитии ребенка, подняв отдельные навыки на качественно новый уровень.
Сенсорно – интегративный интенсив с педагогами дает возможность им узнать:
Что такое речевой геокешинг с сенсорной интеграцией?
Как подобрать виды активности для ребенка с тем или иным видом нарушений?
Чем речевой геокешинг с сенсорно – интегративным логопедическим интенсивом отличается от обычных занятий?
Это сочетание традиционных методик работы с методом сенсорной интеграции, которая исключает "неучастие" ребенка в интенсиве.
В соответствии с погодными условиями, временем года, часть интенсива можно проводить на воздухе, что обеспечивает поддержку нервной системы путем насыщения головного мозга кислородом. В этой части для детей в интенсив включаются игры-квесты, геокешинг, что обеспечивает социализацию и разностороннее развитие ребенка.
На речевом геокешинге, благодаря сенсорной интеграции, быстро создаётся мотивация, положительный эмоциональный фон. Нервная система «заводится», тем самым стимулируя хороший речевой «скачок».
Совместный сенсорно –интегративный логопедический интенсив ребенка и родителя сопровождаются моим комментарием с целью формирования у родителей навыков дальнейшего взаимодействия и помощи ребенку. что обеспечивает родителям возможность самостоятельных занятий в дальнейшем дома. В рамках кабинета такие формы работы сложно организовать. На интенсиве дети будут проползать лабиринты, работать с песком, ходить по сенсорным дорожкам, познавать мир в сенсорной лаборатории и много других интереснейших дел. Поэтому в нашем детском саду кабинет логопеда располагается рядом с кабинетом педагога-психолога, кабинеты изолированы, но дают возможность использовать пространство для организации интенсива.
Все занятия связаны между собой единой темой комплексно-тематического планирования, речевым материалом. Мною, совместно с педагогами нашего детского сада в работе с детьми с ОВЗ и детьми, посещающими логопункт использовали сенсорно-интегративный логопедический интенсив, который дал положительную динамику, потому, что каждый фактор развития психических процессов повлиял на факторы развития речи, а также коммуникацию, игру, движение, мотивацию.
Сенсорная интеграция в моей работе по речевому развитию с детьми требует моего творческого отношения к процессу обучения и предоставляет огромные возможности для ее использования на занятиях и в любом другом виде детской деятельности. Важно, чтобы при выполнении упражнений было как можно меньше принуждения, вся работа строилась на интересах ребёнка и зависела от его эмоционального состояния, что соответствует требованиям Федерального стандарта.