Педагогическая техника как форма организации поведения педагога.




Тема 5.

Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.

План.

1. Педагогическая техника как форма организации поведения педагога.

2. Структура педагогической техники и типичные ошибки молодого учителя.

3. Педагогический имидж учителя.

 

Педагогическая техника как форма организации поведения педагога.

Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие “педагогическая техника”, и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, С.В. Кондратьева и др.). Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том числе, имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, - распоряжений, требований к воспитанникам, - служат слово, речь, выразительный жест, мимика.

Педагогическая техника - это комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно взаимодействовать с воспитанником, добиться эффективного результата.

В зависимости от того, в какой мере воспитатель владеет средствами и каналами взаимодействия, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Хорошее владение воспитателем педагогической техникой - условие, необходимое для эффективной его работы. Отмечая роль педагогической техники в работе воспитателя, А.С. Макаренко говорил, что хороший воспитатель умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет “организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым”, каждое движение педагога воспитывает.

Ю.П. Азаров утверждал, что, во-первых, развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися все лучшее, профессионально значимое в его личности. Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации[3].

Овладение педагогической техникой, позволяя быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а, также сохраняя спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу в самых острых и неожиданных педагогических ситуациях, приводит к росту удовлетворенности педагога своей профессиональной деятельностью.

Во-вторых, педагогическая техника оказывает развивающее воздействие и на качества личности. Важная особенность педагогических техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, т.е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Индивидуальная педагогическая техника существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей.

Так, работа над выразительностью, чистотой, грамотностью дисциплинирует мышление. Овладение приемами саморегуляции психической деятельности ведет к развитию эмоциональной уравновешенности как черты характера и т.п. Кроме того, в реальном педагогическом взаимодействии все умения учителя в области педагогической техники проявляются одновременно. А самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств.

В-третьих, в процессе овладения педагогической техникой наиболее полно раскрываются нравственные и эстетические позиции педагога, отражающие уровень общей и профессиональной культуры, потенциал его личности.

 

2. Структура педагогической техники в деятельности педагога.

Педагогическая техника предполагает совокупность двух групп компонентов.

Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением:

- владение движениями своего тела (мимика, пантомимика);

- управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);

- социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);

- техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением влиять на учащихся, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:

- дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;

- технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр.

Кроме названных, к умениям педагогической техники относятся следующие умения сотрудничества:

· уметь познать личность, разобраться в ней;

· верное восприятие личности ученика;

· уметь правильно понимать ребенка;

· уметь убеждать ребенка;

· Уметь защищать ребенка;

· Уметь вовлекать учащихся в учебную деятельность;

· Уметь подавать учебную информацию.

Педагогическая техника может быть представлена также следующими речевыми умениями и навыками:

· выбором правильного тона и стиля в обращении с обучающимися;

· управлением их внимания;

· чувством темпа;

· владением словом, дикцией, дыханием, мимикой и жестикуляцией;

· владением образной, красочной речью, техникой интонирования и выражения различных эмоций.

Важной составляющей педагогического мастерства учителя является его методическое мастерство, оно проявляется в знаниях и умениях:

· применить на занятиях наиболее эффективные методы преподавания;

· сочетать учебный процесс с воспитательным;

· организовывать самостоятельную подготовку учеников;

· использовать технические средства обучения;

· вести учет и контроль успеваемости;

· разрабатывать и использовать в практической деятельности методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Важным показателем методического мастерства преподавателя является разработка им авторских программ обучения, основанных на выполнении требований Государственного образовательного стандарта и учитывающих местные условия организации и осуществления учебно-воспитательного процесса.

Для повышения интереса учащихся к учебным занятиям в методике обучения используется такой метод обучения как учебный диалог. В процессе дискуссии преподаватель дает ответы на острые вопросы, учит рассуждать, выстраивать аргументы, отстаивать свои позиции, что особенно важно в споре, становлении спортивного мастерства обучающихся.

Широкое применение в современной методике преподавания находит организация учебных занятий в виде деловых и ролевых игр, использование в обучении методов проекта и других способов интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Типичные ошибки молодого учителя.

Исследования, проведенные рядом педагогов, указывают на типичные ошибки педагогической техники начинающего учителя. Больше всего потерь у такого педагога от неумения задушевно побеседовать с учеником, его родителями, сдержать или, наоборот, проявить гнев, подавить неуверенность. В сочинениях о первых уроках практиканты пишут, как неспокойны они за свою речь, как проявляли чрезмерную строгость, боялись доброжелательного тона, говорили скороговоркой, испытывали даже чувство страха, как бегали у доски и излишне жестикулировали или стояли, окаменев, и не знали, куда деть тяжелые руки. В осанке многих студентов обращает на себя внимание сутулость, опущенная голова, беспомощные движение рук, вертящих различные предметы. Основным недостатком во владении голосом являются монотонность, безжизненность речи, отсутствие навыков выразительного чтения. Много индивидуальных недостатков в речи - нечеткая дикция, неумение найти оптимальный вариант громкости. Все эти ошибки мешают педагогу эффективно воздействовать на учащихся. Ликвидация их в процессе обучения его в вузе - одна из насущных задач подготовки учителя к руководству учебно-воспитательным процессом.

 

3. Педагогический имидж учителя.

Каждая профессия требует набора определённых способностей. Чем продолжительнее занимается человек каким-либо видом деятельности, тем больше проявляется в нём профессиональный отпечаток. И лучше, когда этот отпечаток говорит о высокой самооценке и уверенности в себе, а не об эмоциональном выгорании и нервном истощении. Крылатую фразу древнегреческого философа Ксенофонта: «Никто не может научиться у человека, который не нравится», можно считать первой ласточкой в направлении изучения имиджа.

Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня и в научной литературе, и в обывательской среде, т.е. в быту, нашими учениками и их родителями. Учитель часто воспринимается окружающими как лицо учебного заведения, поэтому позитивный имидж педагога является важной составляющей всего образовательного учреждения, гарантом его конкурентоспособности в современном обществе.

Педагогический имидж – это представление о педагоге, сформировавшееся в сознании людей в результате прямого восприятия тех или иных характеристик объекта, либо косвенно, через мнение других людей, и влияющее на их мнение, поведение или действие по отношению к данному объекту. В нашем обществе, к сожалению, искусственно создан стереотип школьного учителя: женщина бальзаковского возраста с неудавшейся личной жизнью, в пропахшей нафталином одежде, не умеющая пользоваться современной техникой и, как следствие всего этого, выливающая на бедных учеников свою желчь и раздражение. И нам поневоле приходится преодолевать подобные мнения.

Имидж учителя – это всегда единство внешнего и внутреннего. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, одежду, манеры, походку. Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о её нравственных и психологических качествах, обо всём, что относится к душе и разуму.

В нешняя составляющая имиджа учителя.

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя. Учитель своим внешним видом должен располагать к себе и детей, и взрослых. Дети учатся и взрослых, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В нашей практике часто приходится наблюдать ситуации, когда ученики говорят учителю, что ему очень к лицу новый костюм, или что у него сегодня красивая причёска, модный макияж. И, наоборот, свою неприязнь к учителю родители и ученики иногда объясняют неаккуратным внешним видом педагога. Это означает, что требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж, а значит – добиться профессионально успеха.

Чтобы избежать недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Разумно сочетая требования моды со своим личным вкусом, следует соблюдать такое правило: если быть одетым слишком модно – признак дурного тона, а отставать от моды недопустимо, - следовательно, надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет подчёркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свои профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.

Учитель, работающий над собственным имиджем, обязательно скорректирует и свои цветовые предпочтения в одежде. Нужно учитывать тот факт, что цвет не только вызывает соответствующую реакцию окружающих, но и определённым образом формирует его эмоции и характер. Так, красный цвет, нужно носить тогда, когда ситуация требует создания непререкаемого авторитета, например, первое родительское собрание или важное выступление. Создать благоприятную обстановку и снять нервозность при сдаче экзаменов, написании контрольных работ, проведении открытых уроков поможет оранжевый цвет.Жёлтый повышает концентрацию внимания, улучшает память и настроение, а вот любимый всеми учителями зелёный цвет при всех его положительных качествах лишает обладателя права на эмоции и чувства, поэтому, его нужно использовать дозировано. Розовый цвет необходим при работе с маленькими детьми, поэтому его нужно включить в гардероб учителя начальной школы. Голубой будет необходим учителю в конфликтных ситуациях, когда требуется дипломатия и рациональный подход к решению проблемы. Фиолетовый хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач, и эту особенность нужно учесть при оформлении интерьера класса. Не рекомендуется часто использовать в одежде чёрный цвет, так как он способен настроить на уныние и меланхолию.

Несомненно, безупречный внешний вид – первый шаг к завоеванию авторитета. Встречают-то ведь по одёжке. Тема эта деликатная, потому что тесно связана с материальным достатком учителя. Но далеко не всё в стиле одежды определяется величиной кошелька. Как свидетельствуют современники, А.А.Ахматова, оказавшись в отчаянном материальном положении, принимая дома гостей, и в халате выглядела королевой.

В нутренняя составляющая имиджа современного педагога.

Исследования показывают, что имидж «хорошего» учителя в восприятии учащихся и родителей связан с такими качествами как интерес к любовь к воспитанникам, справедливость, общительность, уравновешенность, требовательности, организаторские способности, эрудиция. Манера держаться, разговаривать является мощным средством выстраивания отношений с людьми и приобщения детей к правилам поведения. Учителю необходимо помнить: его доброжелательность, искренность, естественность, открытость, тактичность, уверенность, чувство юмора будет принято как образец правильного общения с окружающими. Кроме того, от тона педагога зависит работоспособность, внутреннее состояние и поведение учащихся.

Обаяние формирует позитивное отношение, делает общение лёгким и приятным. Дети интуитивно понимают личностные особенности каждого учителя, его желание умение работать с ними. А вот неумение или нежелание скрыть своё необъективное отношение к ребёнку мешает установлению с ним добрых отношений, созданию благоприятных отношений для усвоения знаний, что ведёт к неприятию не только самого учителя, но и предмета.

Не менее важным составляющим имиджа учителя является его профессиональная компетентность, выражающаяся в единстве его теоретической подготовленности и практической деятельности. Здесь можно говорить о гибкости профессионализма, так как учитель, желает он того или нет, должен уметь работать в меняющихся современных условиях, соответствовать существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

Самообразование – немаловажная составляющая имиджа педагога. Уча других, учишься сам. Желание и готовность учиться всю жизнь и совершенствовать своё мастерство должны сформироваться уже на студенческой скамье. А придя в школу, учитель должен не просто выдавать новую информацию. Заинтересованность педагога, его положительное отношение, любовь к своему предмету способно захватить учеников, заставить их с нетерпением ждать следующий урок, идти на сотрудничество с учителем.

Формирование позитивного имиджа – трудоёмкий процесс, требующий систематической работы над собой, над своими не только профессиональными, но и личными проблемами, так как от успешности их решения зависит вся педагогическая деятельность. Каждый отдельный учитель не должен допускать ни в своём внешнем виде, ни в поведении портящие его репутацию ошибки.


ПЗ 4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: