Конспект по ознакомлению детей старшей/подготовительной группы с ремеслами Архангельской области




Занятие проводится с подгруппой детей.

«Путешествие в прошлое»

Дети входят в группу, садятся полукругом перед экраном.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое. Мы посмотрим как жили, чем занимались люди в нашей области в далекие времена.

Сегодня у каждого человека есть своя профессия. Каждый день люди ходят на работу. И в давние времена у людей тоже было много забот.

Природа Архангельской области богата лесами. Они занимают огромные площади.

Лес очень помогал людям. Как вы думаете каким образом (ответы детей)?

Верно. Люди собирали грибы, ягоды; строили дома; мастерили различные предметы быта (посуду, прялки и др), вырезали из дерева, плели из бересты.

Чтобы украсить эти предметы, люди использовали росписи. Самая древняя роспись – мезенская. В ней использовались всего 2 цвета (черный и красный). Рисунки были очень простые. В них изображали все, что окружало людей (животные, растения, природные явления).

Мы сегодня попробуем как народные мастера украсить досочку элементами мезенской росписи.

Игра «Подбери узор» (за столами комплект на каждого ребенка).

Замечательные досочки у нас получились. Скажите, ребята, а как люди используют лес в наше время? Что изготавливают из дерева? (дома, мебель, бумагу, карандаши…). Согласна. А чем еще полезны деревья. (Они, как и другие растения очищают воздух).

Люди вырубают леса, потому что используют его в различных производствах. Если останется совсем мало деревьев, что может произойти? (…). Как избежать этого? (садить новые деревья).

Продолжим наше путешествие.

Народ Архангельской области называют поморами. Почему?

Верно. Потому что мы живем рядом с Белым морем.

Самая древнейшая профессия поморов – охотник и рыболов. Поморы отправлялись в путь на длительное время. Они путешествовали по Белому морю и достигали Арктической зоны.

Попробуйте угадать каких животных люди могли там увидеть.

Игра-презентация «Угадай, кто я?»

Поморы охотились на тюленей, моржей, по берегам Ледовитого океана находили ископаемую мамонтовую кость. Так появилось северное ремесло – резьба по кости. Моржовую и мамонтовую кость люди тоже использовали для изготовления различных предметов: шкатулки, ларцы, посуду и др).

Отправляемся дальше…

Если нам с вами понадобится одежда или другие вещи из ткани, нам достаточно прийти в магазин. В старину же любая женщина должна была уметь прясть, ткать, шить, вышивать, вязать. Изготавливалась повседневная и праздничная одежда (рубахи, юбки, сарафаны), бытовые предметы (наволочки, простыни, полотенца, половики). Настоящие мастерицы никогда не повторяли свои узоры. Каждое изделие украшал свой узор.

Поиграем игру «Найди пару». Посмотрите на рукавички. На каждой паре свой узор. Вы должны найти именно свою парочку…

Отправимся дальше…

Важным занятием поморов было скотоводство. Почти в каждой семье жили коровы, козы, свиньи и другие домашние животные. Люди очень любили своих животных, заботились о них, кормили, строили для них специальные жилища.

Посмотрите на картинку, правильно ли расселены животные?

Игра «Путаница» (на слайде перепутаны картинки: корова в дома, кошка в коровнике….).

Домашние животные приносили людям пользу: корова и коза дают молоко, куры – яйца, собака охраняет дом, кошка ловит мышей. Люди были благодарны им за это, любили их. Образы животных можно было увидеть даже на пряниках – козулях. Козулями их называли, потому что чаще всего на них изображалась коза.

Архангельск является родиной козуль. У них есть свой особый старинный рецепт приготовления. Древние поморы пекли их всего лишь один раз в году – во время святок. Для этого события собирались все члены семьи, а тесто месить помогали мужчины. Женщины же вырезали пряники, пекли их, лепили, а детвора помогала украшать.

Архангельские пряники-козули разукрашивали цветной сладкой глазурью. В основном использовали два цвета: белый и розовый. Белый символизировал снег, а розовый – северное сияние. Сам же пряник был коричневым – это цвет дерева и земли.

Дети проходят за столы. У каждого ребенка приготовлен кусочек сухой глины.

Посмотрите на кусок глины. Какая она? (жесткая, твердая, крошится). Можно из такой глины что – нибудь слепить? (нет) Что нужно с ней сделать, чтобы она стала пластичной? (намочить).

Дети замачивают глину и оставляют на время…

Воспитатель продолжает рассказ и презентацию…

В Архангельской области есть город Каргополь. В Каргополе люди добывали красную глину и занимались гончарным производством. Изготавливали из глины посуду (горшки, кубы, крынки, миски, кувшины), высушивали и обжигали в печи.

Из остатков глины мастера лепили игрушки для детей. Мастера делали из глины животных и людей.

Мы сегодня попробуем вылепить из глины тарелочки.

Рассмотреть кусок глины

Что призошло с глиной? (намокла)

Потрогайте ее. Какая она стала? (мягкая, липкая)

Это свойство глины и узнали древние поморы и стали делать из нее различные предметы.

Дети лепят тарелочки и складывают на противень.

Оставим наши тарелочки, чтобы они посохли. А вы пока сможете посетить наш маленький музей (в группе оформлена выставка, где представлены глиняные игрушки, посуда, тканые коврики, салфетки, альбомы, народная одежда для ряжения и др).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: