Классическое распределение вероятностей. Основные формулы комбинаторики.




 

Рассмотрим дискретный СЭ, все «элементарные исходы» которого равновозможны. Соответствующую мат. модель С. Э. называют "классической".

 

 

Очевидно, что в рамках классической модели вероятность события равна отношению числа благоприятных исходов к размерности П.Э.С. NΏ:

Пример. В урне находятся 29 пронумерованных шаров. Найти вероятность того, что номер вынутого НАУГАД шара кратен 3
è
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

.

Пусть - множество "n" различных элементов, из которых составляются различные m –местные комбинации/наборы K(n,m), содержащие “m” элементов:

 

- упорядоченные наборы - последовательности различаются либо порядком, либо составом элементов

n=4,m=3→(b1,b2,b3) (b2,b1,b3) (b4,b1,b3),

- неупорядоченные наборы различаются только составом элементов,включенных в комбинацию:

{b1,b2,b3 } ={b2,b1,b3} ≠ { b4,b1,b3}

 

 

. Основное правило комбинаторики: "Если для «построения комбинации» необходимо последовательно выполнить «операции»: , причем Ai можно выполнить ni способами и после этого Ai+1 можно выполнить ni+1 способами, количество таких различных комбинаций равно .

Рассмотрим некоторые m -местные комбинации из n различных элементов.

1. Размещениями из n по m без повторений называются m -местные последовательности
. Так как элемент
a1 можно выбрать n1=n способами, после
этого a2 - n2=n-1, …, am - nm=n-m+1 способами, по ОПК количество таких различных комбинаций равно

(1)


2. Перестановками n элементов без повторений называются n -местные последовательности ,различающиеся порядком элементов, т.е. размещения из n по n. Поэтому

NПЕР =P(n)= =n! (2)

3. Сочетаниями из n по m без повторений называются неупорядоченные m -местные
комбинации .Очевидно, что если в каждом сочетании
выполнить перестановки его
m- элементов, получим размещения из n по m. Следовательно

(3)

è Свойства сочетаний:

Утверждение. n- элементное множество имеет подмножеств, включая пустое множество и Bn, при этом количество k- элементных подмножеств равно .

Пусть и имеется неограниченное количество «копий» каждого элемента.

4. Размещениями из n по m с повторениями называются m -местные последовательности
, элементы которых
могут повторяться. Так как каждый элемент последовательности ai, i=1,2,…,m можно выбрать ni=n способами, по ОПК количество таких различных комбинаций равно

N = nm (4)

Пример 1. Записать все различные комбинации 1.- 4. для

Пример 2. Сколькими способами можно разместить 5 различных «шаров» по 8 «бездонным» ящикам?

Сколькими способами можно разместить 5 различных «шаров» по 8 «одноместным» ящикам?


ИДЗ-ТВ1 ПО ТЕМЕ «Непосредственный подсчет вероятностей. Алгебра событий».

Задание.

0) «Известно,что:» - используемые определения и формулы.

Задача 1). Выбрать по условиям задачи ПЭС, построить математическую модель СЭ, определить случайное событие и вычислить его вероятность.

Задача 2). Найти вероятность случайного события, используя «алгебру событий».

Результаты – с 3 в.з.ц.

1. [1] Найти вероятность того, что в лотерее «5 из 49» угаданы хотя бы 4 номера.

 

(1) Примем за элементарные исходы ω случайного эксперимента сочетания из 49 номеров по 5.

è Математическая модель случайного эксперимента:

(2) Случайное событие A={ωA} , ωA такиесочетания из 49 по 5, в которых угаданы
4(А4) или 5(А5) фиксированных чисел, т.е. А = А4+А5.
Так как события А4 и А5 несовместные, P(A)=P(A4)+P(A5).

(3) По основному правилу комбинаторики:

(4)

--------------------------------------------------------

2. [1] «9 друзей наугад заказали билеты на поезд из 5 вагонов. Найти вероятность того, что друзья оказались в одном или в двух соседних вагонах».

 

(1) Примем за исходы случайного эксперимента девятиместные комбинацииномеров вагонов, доставшихся 1-му, 2-му, …, 9-му другу, - размещения из 5 по 9 с повторениями è NΩ= 59

(2) Определим случайное событие А как сумму СС: А=А1+А2с ( все попали в какой-либо один или в какие-то два соседние вагона).
Так как СС А1 и А2с несовместные, Р(А)= Р(А1)+Р(А2с).

(3) А1: (выбрать один «общий» вагон) è NА1 =5
А2с: (выбрать два соседних вагона из 5) à (разместить 9 по 2-м выбранным вагонам,

n2c=4 {{1,2}, {2,3}, {3,4}, {4,5} }

исключая 2 варианта: все в одном или все в другом из двух вагонов!!)
n(9,2) = 29-2 è NА2с = n(9,2)∙ n2c =4∙(29-2) è NА =N(A1)+ N(A2с)

(4) Р(А)=

Результат. А=А1+А2с. Р(А)= Р(А1)+Р(А2с); Р(А)=

 

3. [1] «В ящикенаходятся 20 деталей, 5 из которых – стандартные. Найти вероятность того, что из трех взятых наугад деталей по крайней мере одна окажется стандартной».

(1) Примем за пространство элементарных исходов Ω={ω}, ω - сочетания из 20 различных деталей по 3. Размерность N Ω= .

(2) Случайное событие А={ ω A}, ω A такие сочетанияиз 20 по 3, в которых из 3 деталей либо одна, либо две, либо три – стандартные

è Противоположное СС такие сочетанияиз 20 по 3, в которых все 3 детали нестандартные.

 

è Результаты:

 

 

4.[2] Найти вероятность того, что студент сдаст хотя бы два экзамена из трёх, если результаты экзаменов независимы и вероятности сдачи 1,2,3-го экзаменов равны: p1=p3=0.9, р2=0.8.

è

Результаты:

=======================================================================


Литература.

1)Даугавет А.И., Постников Е.В., Червинская Н.М. Введение в теорию вероятностей.:
Учеб. пособие, СПбГЭТУ «ЛЭТИ» - 2012.

2) Бородин А.Н. Элементарный курс теории вероятностей и математической статистики:
Учеб. пособие для вузов. СПб, Лань,2008.

3) Вентцель Е.С., Овчаров А.А. Теория вероятностей и ее инженерные приложения.
Учеб. пособие для вузов.- М.: Наука, 2000, 2003

4) Вентцель Е.С., Овчаров А.А. Задачи и упражнения по теории вероятностей:
Учеб. пособие для вузов.- М.: Высшая школа, 2002, 2004, 2005.
Самостоятельная работа. Зачет.

ИДЗ-1 “Непосредственный подсчет вероятностей. Алгебра событий»
ИДЗ-2 «Формула полной вероятности. Формула Байеса. Схема Бернулли»
ИДЗ-3 «Дискретная и непрерывная случайная величина».

ИДЗ-4 «Функции случайной величины».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: