Теоретическая часть. Практическая часть




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 3

Теоретическая часть 4

Практическая часть 8

Заключение. 16

Список использованной литературы 18

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Термин «агрессия» (aggression) буквально означает «двигаться на», «наступать». Наиболее близкими к нему будут понятия «прогресс» — движение вперед, развитие и «регресс» — движение назад. Изначально «быть агрессивным» предполагало что - то типа «двигаться в направлении цели без промедления и сомнения». В дальнейшем с этим словом связывали механизм намерения или завоевания, причинение ущерба (физического или психического), вреда; нарушение принятых правил или норм.

Традиционно в генезисе агрессию объясняют как своеобразную защитную реакцию, как деструктивную тенденцию в области субъектно-субъектных отношений. Однако защитные реакции не исчерпываются агрессией, существуют еще и другие виды защитного реагирования, такие как депрессия, беспокойство, тревога, страх. Об агрессии можно говорить только тогда, когда действия одного человека направлены непосредственно против другой персоны, а не на его действия. Например, если сказать человеку, что он очень гром­ко говорит и поэтому его трудно понять, то по своему содержанию это не агрессия, хотя по своему невербальному ряду таковой может и являться, но если сказать по-другому: «Ты болван, приятель», то это она самая! [1].

В чём же причина такого состояния:

Физиологические причины часто не берут в расчет. Человек становиться более раздражительным, если у него есть какой-то недуг. Например, заболевания желудочно-кишечного тракта, гормональный сбой в организме, нехватка в организме необходимых веществ или чувство голода.

Психологические причины – это недосыпания, стрессы, переутомление. Сюда же можно отнести депрессию.

Любой раздражитель может стать причиной агрессивного состояния. Вспомните такую ситуацию, вы проснулись в прекрасном настроении, с улыбкой вышли из дома, а потом вам кто-то нагрубил в метро, настроение испорчено на весь день. И таких раздражителей вокруг нас великое множество.

Большая загруженность тоже может стать причиной раздражений.

Агрессивное состояние можно получить и во время спора. Даже если вы уравновешенный и спокойный человек, вас могут спровоцировать другие и вызвать негативные эмоции.

Завышенные ожидания часто вызывают уныние.

Бытует мнение, что агрессия это давний инстинкт. Издревле такое поведение способствовало выживанию, борьбе за территорию [2].

Теоретическая часть

 

 

Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Бэрон, Ричардсон, 1999). Это определение включает два разных типа агрессии. Оба они свойственны животным: это социальная агрессия, для которой характерны демонстративные вспышки ярости, и молчаливая агрессия, подобная той, что проявляет хищник, когда подкрадывается к своей жертве. Социальная агрессия и молчаливая агрессия связаны с функционированием разных отделов мозга (Майерс, 1998). У людей различают два типа агрессии: враждебная агрессия и инструментальная агрессия. Источник враждебной агрессии – это злость. Ее единственная цель – причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой‑либо иной позитивной цели.

Зильманн (Zillmann, 1979) заменил термины «враждебная» и «инструментальная» на «обусловленная раздражителем» и «обусловленная побуждением». Агрессия, обусловленная раздражителем, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния. Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего с целью достижения различных внешних выгод.

Додж и Койи (Dodge Coie, 1987) предложили использовать термины «реактивная» и «проактивная» агрессии. Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (например, принуждение, влияние, запугивание), направленное на получение определенного позитивного результата.

Анализируя причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи выдвинули три важных теоретических концепции: существуют врожденные агрессивные побуждения (теории побуждения); агрессия – естественная реакция на фрустрацию (теории фрустрации – агрессии); агрессивное поведение является результатом научения (теории социального научения).

Фрейд (Майерс, 1998) полагал, что источник человеческой агрессии – перенесение индивидом энергии примитивного влечения к смерти (которое он называл «инстинктом смерти») с самого себя на внешние объекты. Лоренц, изучавший поведение животных, рассматривал агрессию как адаптивное, а не как саморазрушительное поведение. Но оба ученых единодушны в том, что агрессивная энергия имеет инстинктивную природу. По их мнению, если она не находит разрядки, то накапливается до тех пор, пока не взрывается или пока подходящий стимул не выпустит ее наружу. Лоренц также считал, что у нас нет врожденных механизмов торможения агрессии, так как они сделали бы нас беззащитными.

Все многообразие форм агрессивности можно также разделить на гетероагрессию (направленность на других) и аутоагрессию (направленность на себя). В свою очередь, и гетеро - и ауто - агрессия подразделяются на прямую и косвенную формы. Прямая гетероагрессия – это убийство, изнасилование, нанесение побоев и т. д.; косвенная гетероагрессия – угрозы, имитация убийства, оскорбление, ненормативная лексика и т. д. Крайнее проявление прямой аутоагрессии – самоубийство. К категории косвенной аутоагрессии следует отнести все психосоматические заболевания, болезни адаптации, все неспецифические заболевания внутренних органов, имеющих гладкую мускулатуру и вегетативную иннервацию [3].

Агрессия — это психофизиологическая подготовка организма к активным действиям, направленным на «противостояние чему-то» и совершение этих действий. Физиологическими проявлениями этой подготовки являются — изменение биохимических реакций организма, изменение деятельности внутренних органов и систем, перераспределение кровоснабжения мышц и органов, изменение позы за счет изменения тонуса различных групп мышц, подготовка мышц к дальнейшим двигательным реакциям.

Для самой человеческой психики характерно использовать созданные эволюцией механизмы как элементы, из которых собирается высшие психические функции. Все это дает нам большое разнообразие разных видов и функций агрессии, которые мы можем найти у человека.

Агрессия — это подготовка организма к активным действиям. И почти всегда, вне зависимости от конкретного вида агрессии, если после ее активации — никаких действий не смогло произойти — мы получаем эффект «остановленной агрессии». А остановка действия, в свою очередь, только усиливает переживание — и в психотерапии мы часто сталкиваемся с такой остановленной агрессией. Когда мы работаем в психотерапии с любым видом агрессии клиента, мы в любом случае должны «поддерживать процесс переживания» агрессии: признавая право клиента на это переживание, считая это переживание важным, расспрашивая про него и некоторой степени «присоединяясь» к нему.

Более сложный вопрос в другом — всегда ли надо предлагать клиенту усиливать его переживание агрессии, например, попросив клиента «выразить его» телесно или словесно. И если делать это — то, как именно? Ответ на вопрос зависит от того, с каким видом агрессии мы имеем дело [4].

Аутоагрессия – это агрессия по отношению к себе. В принципе, психосоматика, развивающаяся на почве вытесненной злости – по сути также является аутоагрессией. Классическими проявлениями аутоагрессии являются:

ü неосознанная склонность к рискованному поведению (например, агрессивное вождение машины, рискованный секс, тяга к экстремальным видам спорта, оттягивание визита к врачу и, соответственно, «запускание» болезни);

ü осознанное (суицидальные попытки) аутоагрессивное поведение, которое так же включает нанесение себе повреждений различной тяжести.

Вообще, природой не предусмотрено то, чтобы живой организм злился на себя. Злость – это всегда ответ на раздражитель, который классифицируется организмом как внешний. Но у человека такое перенаправление энергии, случается в порядке вещей. И это происходит лишь потому, что само общество не приемлет агрессии, что уж говорить о родительском воспитании, которое конечно же направлено на подавление любой агрессии. Таким образом, на выходе мы получаем разнообразное аутоагрессивное поведение. Но кроме того, наше тело так же «хранит» в себе напряжение от не раскрытой агрессии, как бы «зажимая» её в различных частях тела. Эти самые «зажимы» называются мышечными панцирями. Этот термин впервые ввёл австрийский и американский психолог Вильгельм Райх [5].

Сознательные действия способные перевести энергию агрессивной реакции в мирное русло:

ü сделайте генеральную уборку или перестановку в доме;

ü побейте подушку;

ü разбейте пару тарелок;

ü помойте посуду;

ü повесьте полку;

ü займитесь ремонтом машины;

ü займитесь своим любимым делом;

ü поплачьте;

ü покидайте дротики;

ü займитесь спортом или йогой;

ü напишите гневное письмо и порвите его;

ü поговорите с близкими людьми;

ü проговорите чувства, которые вы испытываете. Можно высказать их тому человеку, к которому вы эти чувства испытываете, а можно тем людям, которым вы доверяете. Например, "Мне очень обидно слышать твои слова. У меня внутри протест, сильное напряжение и я готов(а) взорваться". - Пока будете подбирать подходящие слова, сами начнете успокаиваться.

ü опишите свои ощущения. Сосредоточьтесь на своем дыхании или на пульсе. Полезно задать себе вопрос: "Что я сейчас чувствую?" и попробовать описать свои ощущения максимально физиологично и подробно: тут пошли мурашки, тут дрожит, тут застыло... Если это не снимет напряжение полностью, то определенно его снизит.

Главная цель всех этих действий — дать себе некоторое время для того, чтобы остыть [6].

Так как же грамотно реагировать на агрессивные выпады в свой адрес?

Внутренняя защита. Это умение защитить свой внутренний психологический комфорт, справиться с душевным дискомфортом, восстановить равновесие своей психики, удержать уверенность в себе.

Внешняя защита. Это защита в поведении, умение не потерять свой «психологический вес», по-другому говоря, авторитет. Умение сохранить свое достоинство, свой ранг, значимость в глазах других людей.

Главная задача внутренней защиты, как уже сказано — защитить свой внутренний мир, свою психику, восстановить свой душевно-психологический комфорт в некомфортной агрессивной ситуации. Если вы умеете это сделать, то ни один манипулятор ничего с вами сделать не сможет, поскольку расшатывание психики другого человека — это главный манипулятивный инструмент любого агрессора. Как мы уже знаем, он рассчитывает на страх, испуг, тревогу, растерянность, потерю уверенности своего оппонента. Тогда этот человек принимает решение не обоснованно, взвешенно и разумно, а импульсивно, не выдержав давления, повинуясь сиюминутному желанию уйти от дискомфорта. Если же вы настолько владеете собой, что уверенности и комфорта в душе не теряете, то и главный инструмент манипулятора перестает действовать. Тогда вы сможете принимать решение не от страха и чувства дискомфорта, на что и рассчитывает любой агрессор, а на основании трезвого ума, разума и взвешенности решений, что нужно нам.

Ещё раз — главная задача внутренней защиты всеми доступными методами сохранить психологический комфорт, несмотря на нападение и давление. Есть важный принцип человеческой психики:

Где внимание — там энергия!

На чем мы концентрируем свое внимание, то мы и подпитываем. Если на своих слабостях — питаем слабости, если на силе — воспитываем силу. Поэтому в процессе агрессивного наезда или в любой дискомфортной ситуации важно перестать подпитывать волнение и страх, который накручивает нам агрессор, и перевести внимание на конструктивные ходы [7].

 

В Японии, в одном поселке, недалеко от столицы, жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой. Молодой боец начал оскорблять старика — он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами.

Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси. Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его:

— Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?

Старый самурай ответил:

— Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?

— Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников.

— То же самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес [8].

Практическая часть

 

Основная цель этих упражнений - убрать напряжение в мышцах которое возникает когда человек испытывает агрессию.

Дыхательные упражнения.

1). Упражнение «Повторное дыхание». Сделайте вдох на 4 счета, задержите дыхание на 4 счета, сделайте выдох на 4 счета. Это один цикл. Повторите: на 4 счета вдох, на 4 счета пауза, на 4 счета выдох. Достаточно сделать 10 циклов этого дыхательного упражнения, и вы почувствуйте, что ваше состояние стало более спокойным и уравновешенным.

2). Упражнение «Источник спокойствия». Успокойте ваше дыхание. Делая вдох на 5 счетов представьте, как вы вдыхаете спокойствие (энергию, любовь, уверенность, гармонию и т.д.). Задержите дыхание, досчитав до семи. А после выдыхайте на счет пять, представляя, как вы отпускаете напряжение и усталость, злость, ненависть. Опять задержите дыхание и продолжайте новый цикл упражнения. Дышите подобным образом в течение 4 - 5 минут. Вы заметите как стали более спокойными и уравновешенными.

Физические упражнения.

1). Упражнение «Дотянуться до неба». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Во время вдоха вытяните руки вверх и потянитесь так, как будто Вы пытаетесь дотянуться до звезд. На выдохе опустите, и встряхните руки, примите исходное положение. Повторить 5 раз. Для большего эффекта от упражнения старайтесь дышать очень глубоко и растопыривайте пальцы рук в тот момент, когда Вы тянитесь к верху.

2). Упражнение «Разрядка». Сильно сожмите руки в кулаки, еще сильнее, максимально сильно, а теперь расслабьтесь. Потянитесь вверх постарайтесь пальцами достать потолок, выше, выше еще выше и опустите руки, а теперь потрите ладони, сильнее потрите и прижмите ладони к щекам [6].

3). «Групповое дыхание». Встаньте в круг. Ноги расставьте на две ширины плеч (около 90 см), перенесите вес тела на пальцы ног, слегка согните колени, расслабьте тело.

 

Возьмитесь за руки и начните дышать все вместе, одновременно. Дышите животом, медленно и глубоко; выдох можно озвучивать, не напрягая голосовых связок. Выберите одного из участников, стоящих в круге напротив вас, и смотрите ему в глаза. Внимательно прислушивайтесь к возникающим в вашем теле ощущениям (цикл дыхания повторяется не менее 16 раз).

Теперь отпустите руки соседей. Дышите свободно. Встряхните всем телом, свесив руки, сгибая и выпрямляя колени. Попрыгайте, еле отрывая ноги от пола и делая небольшие паузы между прыжками [9].

Допустим, в результате конфликта со своим руководителем или коллегой, вы кипите от злости и с трудом справляетесь с агрессией. Возьмите лист А4. Нарисуйте таблицу, состоящую из 5 колонок. Оформите ее так, как указано в примере ниже. Вам необходимо осознать и описать в соответствующих колонках свои внутренние состояния и переживания.

Эмоции Мысли Потребности Негативная сторона проблемы Позитивная сторона проблемы
         
Наиболее вероятные действия, направленные на конструктивное решение данной проблемы
 

В процессе осознания задавайте себе вопросы: «Что я чувствовал? Что со мной происходило? Какими были мои реакции? Как реагировало мое тело? Какие мысли мелькали в моей голове во время конфликта? О чём я думал? Какие образы были в сознании? Какую часть моей личности мешает реализовать ситуация? Какие мои стремления и интересы были затронуты и ущемлены? Достижению каких моих целей препятствует этот конфликт?» и т.д [10].

Наиболее эффективные методы и приёмы:

1). Бронированное стекло. Представьте себе, что между вами и агрессором находится бронированное стекло. И через это стекло проходит только сам текст, сухой смысловой остаток, а вся грязь, негатив, эмоции — отскакивают и остаются с той стороны. Прием образный, но при минимально развитом воображении хорошо работает. Текст — проходит, эмоции — за стеклом, я в танке, и ничего затронуть меня не может! В результате сохраняем трезвость мышления и реагируем только разумом.

2). Снижение значимости оппонента. Суть приема — в мысленном обесценивании оппонента, в сиюминутном снижении его психологического веса. Тогда агрессор перестает быть великим и ужасным и становится маленьким и глупеньким, от которого даже агрессия и давление будет восприниматься смешно и нестрашно.

Как можно обесценить оппонента? Например, он кричит на вас начальник, а вы сосредоточенно представляете, как тоненькой струйкой ему льется сметана на голову и медленно, но верно заливает ему макушку, голову, шею, галстук…

3). Рационализация. Направить внимание на рациональную сторону потока сознания оппонента, обращенного к вам, тем самым отфильтровав все его лишние эмоции. Необходимо полностью сконцентрироваться на сухой, логической стороне дела. Вы размышляете, мысленно анализируя его поведение, задаете себе вопросы на понимание такого рода: «Что он хочет сообщить мне по сути дела? Каково его позитивное намерение? Чего именно он хочет добиться? Как правильно будет реагировать на его слова? Почему он так нервничает? Что могло бы его успокоить? Действительно ли он так отрицательно относится ко мне или хочет произвести впечатление?» [9].

4). «Вентиляция эмоций». Для этой техники необходимо хорошо владеть искусством визуализации. Техника состоит из двух этапов:

ü Нужно представить себе, что грудная клетка – это открытая дверь. Вдыхая, вы словно создаете сквозняк, при котором поток воздуха направляется от груди к спине. При выдохе воздух движется в обратном направлении.

ü После того, как наступило ощущение легкости и внутренней пустоты, необходимо закрыть воображаемую дверь, преграждая путь негативным эмоциям [11].

5). Hayчитecь дeлaть пayзy. Бecкoнтpoльный вcплecк paздpaжeния и гнeвa мoжeт cильнo нaвpeдить вaм, иcпopтив кapьepy или личнyю жизнь. Плaтa зa минyтнyю cлaбocть бывaeт нeoпpaвдaннo выcoкoй. Пoэтoмy oчeнь вaжнo нayчитьcя cпpaвлятьcя c oхвaтившим вac вoзмyщeниeм или злocтью.

Сaмый пpocтoй cпocoб cпpaвитьcя c coбoй - этo cдeлaть глyбoкий вдoх и cocчитaть дo дecяти. Еcли ecть вoзмoжнocть, пpoгyляйтecь. Движeниe пoмoжeт вaм cпpaвитьcя c paзыгpaвшимcя aдpeнaлинoм.

Кoгдa чyвcтвyeтe, чтo eдвa cдepживaeтecь oт тoгo, чтoбы нe нaгoвopить лишнeгo, мыcлeннo нaбepитe в poт вoды. Пycть вaм в этoм пoмoжeт cюжeт из cкaзки o зaгoвopeннoй вoдe.

Жили - были cтapик co cтapyхoй. He пpoхoдилo и дня, чтoбы oни нe pyгaлиcь. И хoтя oбa ycтaли oт ccop, ocтaнoвитьcя никaк нe мoгли. Oднaжды зaшлa к ним в дoм вopoжeя и пoдapилa им вeдpo зaгoвopeннoй вoды: «Еcли oпять нa pyгaнь пoтянeт, нaбepи пoлный poт этoй вoды, и ccopa пpoйдeт". Тoлькo oнa зa двepь, кaк cтapyхa нaчaлa cтapикa пилить. A oн нaбpaл в poт вoды и мoлчит. Чтo жe тeпepь, cтapyхe oднoй вoздyх coтpяcaть? - для ccopы нyжны двoe! Тaк oни и oтвыкли oт бpaни».

6). Шaг впepeд - звepь, шaг нaзaд - чeлoвeк. Дaннoe yпpaжнeниe ocoбeннo пoлeзнo зacтeнчивым людям, cтecняющимcя cвoeгo гнeвa и cтыдящимcя eгo пpoявлeния. Сдeлaйтe шaг впepёд, вызывaя в ceбe дикyю яpocть, oщyтитe гoтoвнocть кpyшить вce нa cвoём пyти. Зaтeм cдeлaйтe шaг нaзaд, выпoлняя «yлыбкy» и вoзвpaщaяcь к cocтoянию aбcoлютнoгo cпoкoйcтвия.

Снoвa cдeлaйтe шaг впepёд, пepeвoплoщaяcь в paзъяpённoгo звepя, и шaг нaзaд, вoзвpaщaяcь в cocтoяниe чeлoвeкa. Шaгaя впepёд, пoдкpeпляйтe cвoю яpocть кpикaми, мoжeтe pyгaтьcя или c cилoй cжимaть чeлюcти. Пpи шaгe нaзaд oчeнь вaжнo пoймaть мoмeнт paccлaблeния, yдeляя внимaниe мышцaм.

Этo yпpaжнeниe тpeбyeт бoльших эмoциoнaльных зaтpaт. Ocтaнoвитecь, кaк тoлькo пoчyвcтвyeтe ycтaлocть. Bыпoлняя eгo peгyляpнo, вы yвидитe, чтo вaши шaги бyдyт вcё быcтpee, и вы нayчитecь лeгкo пepeхoдить oт яpocти к пoлнoмy cпoкoйcтвию.

7). He дoвoдитe дo пpeдeлa. Лyчший cпocoб coвлaдaть c гнeвoм - этo зaявить oб этoм тoмy, ктo вac paзoзлил. Пpocтo cкaжитe: «Ты знaeшь, мнe нe нpaвитcя, кoгдa ты тaк дeлaeшь или кoгдa ты гoвopишь co мнoй…» или «Я paccepжeн нa тeбя, пoтoмy чтo…». Кoнeчнo, дaлeкo нe вceгдa oпpaвдaннo выcкaзывaть вcё в лицo. Moжнo oбpaтитьcя к oбидчикy чepeз зepкaлo. Пpoигpaйтe cитyaцию, кoтopaя вac вывeлa из ceбя, и, пpeдcтaвив в зepкaлe тoгo, ктo вac зaдeл, выcкaжитe вcё, чтo вы o нём дyмaeтe. Пocлe тoгo, кaк вaшa злocть иccякнeт, пocтapaйтecь eгo иcкpeннe пoнять и пpocтить. Пpoщeниe пoмoжeт вaм пoлнocтью ocвoбoдитьcя oт злocти и aгpeccии [12].

8). Упражнение «я и моя агрессия» Упражнение помогает ответить на вопрос: на что похожи ваши несдержанные проявления? Для ответа следует представить себе агрессию как нечто имеющее форму, цвет, размер, назначение. Это может быть предмет или даже живое существо — что именно, человек должен понять и почувствовать сам так, как будто агрессию можно увидеть своими глазами. Если есть потребность, можно нарисовать тот образ, который получился. Так, агрессивные проявления словно «вытаскиваются» из человека и его психика становится от них независимой.

9). Упражнение «где живут чувства?» Это ещё один способ знакомства с отрицательными эмоциями — это возможность обозначить их присутствие в себе и своем теле. Ведь, как правило, человеку намного легче бороться с тем, что он хорошо знает и понимает. Целью этих упражнений как раз является понять свою агрессию, чтобы потом снизить ее проявление. Вспомните, когда в последний раз вели себя агрессивно, попробуйте снова вызвать эти чувства, но не с целью испытать отрицательные эмоции, а для того, чтобы понять, как реагирует на них тело. В каком месте живут негативные чувства? Это может быть голова, низ живота, грудная клетка, горло и так далее. После анализа, нужно спросить себя: что следует делать с этими знаниями дальше? Ответ зависит от чувств и желаний самого человека. Возможно, он захочет выразить свои знания в письме или на бумаге, принять и спрятать ото всех в своей памяти, а возможно поделиться с другими людьми [13].

Общая договоренность в отношении волновых моделей активности мозга выглядит следующим образом:

Бета – 14 Гц и выше. Состояние готовности, активное состояние мозга. Ассоциируется с мышлением и бодрствованием.

Альфа – от 8 до 14 Гц. Расслабленное состояние мозга. Ассоциируется с погружением в мечты, общей релаксацией.

Тета – от 4 до 8 Гц. Состояние более глубокого расслабления. Легкий сон. Гипноз. Медитация.

Дельта – ниже 4 Гц. Глубокий сон. Бессознательное состояние.

Альфа - состояние признается самым здоровым состоянием мозга, так как оно связано с ненапряжённой активностью мозга. Это состояние используется в качестве основы для передовых методов контроля сознания (медитация, метод Хосе Сильва).

«Альфа - состояние». Способ, который позволяет стимулировать альфа - состояние:

ü Сядьте поудобнее или лягте, закрыв глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов.

ü Представьте число 3 и скажите себе «Три» три раза.

ü Представьте число 2 и скажите себе «Два» три раза.

ü Представьте число 1 и скажите себе «Один» три раза.

ü Представьте число 10 и скажите «Я расслабляюсь».

ü Представьте число 9 и скажите «Я успокаиваюсь».

ü Представьте число 8 и скажите «Я расслабляюсь все больше и больше».

ü Представьте число 7 и скажите «Я успокаиваюсь все больше и больше».

ü Представьте число 6 и скажите «Мое сознание ясное и безмятежное».

ü Представьте число 5 и скажите «Все мое тело расслаблено».

ü Представьте число 4 и скажите «Я так расслаблен, что не чувствую веса собственного тела».

ü Представьте число 3 и скажите «Я полностью спокоен».

ü Представьте число 2 и скажите «Я полностью расслаблен».

ü Представьте число 1 и скажите «Я полностью спокоен и полностью расслаблен. Я в альфа».

«Визуализация». Примите удобное положение – сидя или лежа. Не отрывая взгляда, смотрите на выбранный предмет. Сделайте несколько очень глубоких вдохов и выдохов, чтобы расслабиться. «Вы смотрите на огонь, и чем дольше я вглядываетесь в пламя, тем тяжелее становятся ваши веки. Можете не волноваться и не думать о будильниках: ваше подсознание – лучшие часы, оно разбудит вас точно вовремя. Закройте глаза. Расслабьтесь. Сначала напрягите все мышцы, а затем встряхните левую ногу, сбросив напряжение. То же самое повторите с правой ногой. Сделайте круговые движения головой: 3 - 4 раза по часовой стрелке и столько же – против. Расслабьте мышцы живота и груди, спины, плеч, шеи. Затем – руки, мышцы лица. Представьте себе, что вы спускаетесь вниз по лестнице в глубокий туннель. Вы не видите, что находится внизу, не знаете, какой глубины спуск. Одновременно со спуском начинайте считать в обратном порядке от десяти до нуля. На счете «ноль» сойдите со ступени на воображаемую землю. Представляйте себе то, что вызывает чувство умиротворения. «Сейчас вы проснётесь», – потом сосчитаете до десяти. Когда вы вернётесь в своё обычное состояние, то почувствуете, что набрались сил [14].

Представьте себя лежащим на мелководье, у самого берега. Эту воображаемую картину попытайтесь усилить, вызывая самые разные ощущения. Почувству йте тепло и мягкость песка, на котором он лежал. Затем его попросили ощутить теплую воду, в которую погружено тело, представить яркое голубое небо с пушистыми белыми облаками и услышьте мягкий плеск волн. Ритм движения воды в ту и другую сторону синхронизируется с вашим дыханием - волны то набегают на вас при вдохе, то отступают при выдохе [15].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Что делать, чтобы снизить уровень агрессии?

Выражать гнев приемлемыми формами. Известно, что подавлять уже вспыхнувшую агрессию ещё вреднее, чем выпустить её наружу. Старайтесь формулировать свою претензию и вежливо ее излагать.

Не вываливать на оппонента все, о чём вы давно молчали. Обсуждайте только тот повод, который волнует вас в текущий момент.

Стараться не копать глубоко. Остановите ход рассуждений на простых выводах.

Определить свою потребность. Наша злоба – показатель. Почему вы ввязываетесь в разговоры о политике? Жаждете общения, хотите привлечь к себе внимание, ищете применения интеллекту? Понимая главный мотив, реализуйте его и получайте удовольствие, не акцентируя на досадных мелочах.

Сообщать о своих трудностях. Если проблема повторяется, а вспышки ярости не удается контролировать, просите о помощи.

Сопереживать. Сочувствуя другому, мы можем увидеть, что повод не стоит реакции.

Ощутить свою авторитетность. В большинстве случаев мы испытываем ущемлённость в момент злости, не осознавая своей значимости. Но на самом деле она никуда не девается и остается только ее показать.

Не искать причин и виноватых. Понервничать и перестать - лучший выбор.

Найти смысл жизни. Держаться на плаву и не тонуть при каждой набегающей волне помогает понимание ценности своего существования.

Забывать. Этот механизм отказывает, если есть стремление накручивать себя и страдать не по делу. Негативные сценарии перестанут затягивать вас вглубь переживаний, если вы уже не помните, как вас обидели вчера или полчаса назад [16].

В чём может заключаться работа психолога с переживаниями агрессии? Если мы попробуем перечислить наиболее частые виды этой работы, то они будут таковы:

ü Поддержка агрессии клиента, в тех местах, где она была бы полезна и конструктивна

ü Помощь клиента в «деконструкции агрессии», когда агрессия дискомфортна или разрушительна

ü Переживание/завершение агрессии возникшей в человеке, но остановленной или подавленной

ü Помощь клиенту в совладении с агрессивным поведением, развитие его возможностей саморегуляции

ü Обучение клиента лучше разбираться в своих переживаниях, не поддерживая редукцию до агрессии [4].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Тренинг управления агрессией [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychologiya.com.ua/psixologicheskie-treningi/3502-trening-upravlenia-agressiej.html. – Дата доступа: 23.10.2018.

2. Как избавиться от постоянной агрессии и раздражительности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vaneevasdorove1.ru/prichiny-agressii-i-razdrazhitelnosti-metody-borby/. – Дата доступа: 23.10.2018.

3. Работа с агрессией [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5791811/page:61/. – Дата доступа: 23.10.2018.

4. Психотерапевтическая работа с агрессией [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pavel-kornienko.ru/articles/work-with-aggression-in-psychotherapy. – Дата доступа: 23.10.2018.

5. Как справиться с аутоагрессией. Психологическая техника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psi-labirint.ru/kak-spravitsya-s-autoagressiej-psihologicheskaya-tehnika/. – Дата доступа: 25.10.2018.

6. Как самостоятельно справиться с агрессией [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/57193/. – Дата доступа: 25.10.2018.

7. Работа с агрессией. Техники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/55026/. – Дата доступа: 02.11.2018.

8. Притча кому принадлежит подарок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ourmind.ru/komu-prinadlezhit-podarok. – Дата доступа: 02.11.2018.

9. Работа с агрессией [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/76548. – Дата доступа: 02.11.2018.

10. Борьба с агрессией и гневом: техника 5 шагов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://formaetsensum.ru/borba-s-agressiey-i-gnevom-tekhnika-5-shagov.html. – Дата доступа: 06.11.2018.

11. Техники защиты от психологической агрессии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mymood.ru/articles/49-tehniki-zaschity-ot-psihologicheskoi-agressii.html. – Дата доступа: 08.11.2018.

12. Техники снятия гнева, агрессии и злости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psynavigator.ru/publikacii/tehniki-snyatiya-gneva-agressii-i-zlosti-. – Дата доступа: 08.11.2018.

13. Упражнения для работы с агрессией [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medaboutme.ru/obraz-zhizni/publikacii/stati/psikhologiya_i_otnosheniya/uprazhneniya_dlya_raboty_s_agressiey/. – Дата доступа: 08.11.2018.

14. Аутогипноз и аутогенная тренировка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bookap.info/gypno/monahova_uchebnik_gipnoza_kak_umet_vnushat_i_protivostoyat_vnusheniyu/gl19.shtm. – Дата доступа: 08.11.2018.

15. Техники работы с фантазией в игровой терапии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psyjournal.ru/articles/tehniki-raboty-s-fantaziey-v-igrovoy-terapii. – Дата доступа: 12.11.2018.

16. Что поможет побороть агрессию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://domashniy.ru/psihologiya/chto_pomozhet_poborot_agressiyu_v_sebe_10_pravil/. – Дата доступа: 12.11.2018.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: