Содержание курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
1. Общие закономерности роста и развития ребенка.
2. Развитие систем регуляции организма ребенка.
3. Морфофункциональные обеспечения поведения ребенка.
4. Возрастные изменения систем жизнеобеспечения, их гигиена
Задание
Покажите место человека в системе органического мира. Охарактеризуйте человека как биологический вид и социальное существо.
Взгляды на происхождение человека
Религиозная теория | Теория палеовизита | Естественнонаучные теории | |
Ч. Дарвин (1809-1882) –английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории | Ф. Энгельс (1820-1895) – немецкий философ, социолог, экономист | ||
Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке. |
Место человека в системе животного мира
Империя
Надцарство
Царство
Тип
Подтип
Класс
Отряд
Семейство
Род
Вид
Задание.
По каким критериям относят ребенка к той или иной группе здоровья?
1 критерий……….
2 критерий…………
3 критерий…………
4 критерий………
5 критерий …….
6 критерий …………
Задание
Раскройте особенности клеточного строения организма человека. Охарактеризуйте химический состав, строение и основные процессы жизнедеятельности клетки.
Химический состав клетки
Неорганические вещества Органические вещества
……………………………. …………………………
Из существующих на земле 110 химических элементов более …… принимают активное участи в построении организма.
Задание.
Заполните таблицу.
Группы тканей человеческого организма
Тип тканей | Вид тканей | Местонахождение | Строение и функции |
Эпителиальная. (Пограничная) В эпителиальных тканях клетки плотно прилегают друг к друг. Межклеточное вещество настолько мало, что его трудно обнаружить. Через сплошной слой клеток трудно проникнуть внутрь организма микробам, пылинкам, вредным веществам. Эпителиальные клетки погибают в больших количествах, в связи с этим они обладают способностью к быстрому размножению. Так, поверхностные клетки кожи постоянно отмирают и слущиваются, их заменяют новые | |||
Покровный (Плоский) | Поверхность кожи, ротовая полость, пищевод, альвеолы, капсулы нефритов. | Поверхность клеток гладкая. Клетки плотно примыкают друг к другу. Покровная, защитная, выделительная | |
Железистый | |||
Мерцательный (реснитчатый) | |||
Соединительная В соединительных тканях клетки обычно не прилегают друг к другу. Между ними находится межклеточное вещество. | |||
Собственно соединительная ткань Плотная соединительная ткань Жировая Рыхлая Хрящевая | |||
Костная | |||
Кровь и лимфа | |||
Мышечная | |||
Поперечно-полосатая скелетная Поперечно-полосатая сердечная | |||
Гладкая | |||
Нервная Каковы же свойства нервной ткани? Познакомится с ним нетрудно на опыте. Из тела умерщвленной лягушки вырезают мышцу вместе с проходящим к ней нервом. Если раздражить электрическим током нерв, то в нем возникает возбуждение, которое проводится к мышце и вызывает ее сокращение. Значит, основное свойство нервной ткани – это возбудимость и проводимость. | |||
Клетки образующие нервную ткань называются нейронами | Тела нервных клеток могут быть разной формы: овальной, звездчатой, многоугольной | Тело нейрона (до 0,5 мм в диаметре) расположены в спинном и головном мозге, т.е. в ЦНС. Их скопления образую так называемое серое вещество головного и спинного мозга. | Высшая нервная деятельность. Связь организма с внешней средой. Центры условных и безусловных рефлексов |
Короткие отростки- древовидноветвящиеся дендриты. Один или несколько | Соединяются с отростками соседних клеток. | Передают возбуждение одного нейрона на другой, устанавливая связь между всеми органами тела. | |
Длинные отростки - аксоны | Достигает длины до 1 м. Аксоны собираются в пучки – нервы.По мере удаления от ЦНС крупные нервы разветвляются на более тонкие, которые пронизывают все органы. Аксоны некоторых нейронов остаются в самой ЦНС и образуют белое веществоголовного и спинного мозга. | Проводящие пути нервной системы | |
Дендриты и аксоны служат для проведения нервного импульса. |
|
|
Задание.
Дайте характеристику понятиям «организм»,, «орган» и система органов
Задание.
Раскройте понятие и значение гуморальной регуляции функций организма.
Используя знания о железах внутренней секреции, заполните таблицу
Название железы | Место расположения железы | Вырабатываемые гормоны | Оказываемое воздействие | Название заболеваний, вызванных нарушением функций железы | Признаки данных заболеваний |
Гипофиз | |||||
Эпифиз | |||||
Надпочечники | |||||
Щитовидная | |||||
Паращитовидная | |||||
Поджелудочная | |||||
Вилочковая (зобная) (тимус) | |||||
Половые железы |
|
Задание..
Раскройте значение нервной регуляции функций организма.
ТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
(расставить стрелки)
Центральная нервная система (ЦНС) | Периферическая нервная система |
Головной мозг | Спиной мозг | Нервы (нервные волокна) | Нервные узлы (ганглии) |
Центростремительные Центробежные
Чувствительные (восходящие, афферентные) | Двигательные (нисходящие, эфферентные) |
Задание.
Расскажите о значении коры больших полушарий головного мозга, ее строении и функциях.
Задание.
Раскройте формы неадекватного поведения, которые могут возникать при функциональном нарушении высшей нервной деятельности.
Неврозы-………
Виды неврозов:
1.
2.
3.
4.
Причины.
Профилактика неврозов и неадекватных реакций.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Задание.
Мужская половая система.
Внутренние половые органы:
1.
2.
3.
4.
5.
Наружные половые органы:
1.
2.
Гигиена мальчиков
1.
2.
3.
4.
Задание.
Женская половая система.
Внутренние половые органы:
1.
2.
3.
4.
Наружные половые органы:
1.
2.
Задание.
Внутриутробное развитие организма:
Беременность -….
- В 5-6 недель у эмбриона появляется мозг, позвоночник, центральная нервная система, развивается желудок, грудная клетка, формируется система кровеносных сосудов;
- В 7-8 недель
- В 12 недель
- В 16 недель
- В 20 недель
- В 24 недели
- В 28 недель
- В 32 недели
- В 36 недель
- В 40 недель
Задание.
Рождение ребенка
Роды - ……………..
Первый период родов – период ……
Второй период родов – период ….
Третий период родов – период ….
Задание.
Понятие о росте и развитии.
Рост -….
Развитие -……
Онтогенез -…….
Классификация возрастных периодов по А.А. Маркосяну, 1969 г.
Периоды: | Границы |
I. Внутриутробный | |
1. Новорожденность | |
2. Грудной возраст | |
3. Раннее детство | |
4. Первое детство | |
5. Второе детство | |
6. Подростковый период | |
7. Юношеский возраст | |
8. Зрелый возраст 1 | |
9. Зрелый возраст 2 | |
10. Преклонный возраст (пожилой возраст) | |
11. Старческий возраст | |
12. Долгожители |
В педиатрии принято деление на периоды по схеме Н.П. Гундобина:
Период внутриутробного развития: ----
Период новорожденности?
Период молочных зубов –
1 период –
2 период-
Задание.
Отклонения в развитии.
Акселерация -………….
Возможные причины эпохальной акселерации:
1.
Ретардация -……
Возможные причины ретардции:
Задание.
Критические периоды в послеутробном развитии детей
Первый критический период (парапубертатный). Его характеристика.
Второй критический период (препубертатный). Его характеристика.
Третий критический период (пубертатный). Его характеристика
Задание.
Характеристика подросткового периода:
Задание.
Сенсорные системы, и их гигиеническое обеспечение.
Анализатор --------
Основная функция зрительного анализатора.
Возрастные особенности.
Профилактика заболеваний глаз и нарушений зрения.
Гигиенические требования к учебникам и тетрадям.
Освещение учебных помещений
Выбор монитора с точки зрения безопасности для здоровья.
Стандарты, регулирующие электромагнитные сверхнизкой частоты излучения.
Задание.
Возрастные особенности слухового слухового анализатора.
Профилактика отрицательного воздействия шумов:
требования к учебным помещениям:
- Двери
- Речь учителя (воспитателя)
- Др.
Задание
Список фитонцидных растений (не менее 20 наименований)
Делать не надо!!!!!
Контрольные вопросы по предмету «Медико-биологические и социальные основы здоровья»
• «Причины возникновения инфекционных заболеваний и их профилактика»
Причиной возникновения инфекционного заболевания является проникновение во внутреннюю среду организма определенного возбудителя болезни.
Для профилактики инфекционных заболеваний надо разорвать связи, соединяющие элементы общей эпидемиологической цепи, и одновременно воздействовать на каждый из ее элементов. Первый элемент — больной человек или животное. Больного человека при подозрении на инфекционное заболевание изолируют и лечат. С больным животным в такой ситуации поступают по-разному: если это ценное для человека животное, его лечат, во всех других случаях его усыпляют.
• «Кишечные инфекции и заболевания, вызываемые кокковыми бактериями» (причины, меры профилактики)
• Пищевым отравлением называют расстройства пищеварения, вызванные употреблением в пищу недоброкачественных продуктов. Врачи называют их кишечными инфекциями — это большая группа болезней, возбудители которых — бактерии и вирусы. Чаще других встречаются такие инфекции, как дизентерия, сальмонеллёз, эшерихиоз, кампилобактериоз, иерсиниоз.
• Кишечными инфекциями страдают все люди, независимо от возраста, в том числе нередко — дети младшего возраста.
• Причины. Летом малыши обычно заражаются через воду, продукты, «обжитые» болезнетворными микробами. Например, дизентерия может начаться, если выпить сырой воды, некипяченого молока, съесть простоквашу, творог, сметану, а также немытые фрукты, ягоды, овощи.
• Кишечная инфекция, вызванная эшерихиями (кишечными палочками Е. coli), чаще всего возникает из-за некачественных кисломолочных продуктов — кефира, йогуртов. А вызывающие болезнь стафилококки в теплое время особенно активно размножаются в кремах и тортах, что приводит к пищевойтоксикоинфекции. Возбудители сальмонеллеза попадают к человеку через любые зараженные продукты: куриное мясо и яйца, вареную колбасу, сосиски, плохо промытые или вымытые грязной водой овощи и зелень. Иерсинии разносятся грызунами, «прогулявшимися» по овощам и фруктам, хранящимся в погребе.
• Все кишечные инфекции можно назвать «болезнями грязных рук», потому что передаются они от больного кишечной инфекцией человека к здоровому малышу, как правило, через грязные руки или предметы (например, игрушки, посуду).
• Признаки. После попадания возбудителя в организм начинается выделение его токсинов в различных отделах желудочно-кишечного тракта, возникает интоксикация; воспалительный процесс в кишечнике. Потеря жидкости со стулом, рвотой ведёт к обезвоживанию.
• Первый признак любой кишечной инфекции — острое начало болезни, многократная рвота, боли в животе (в первую очередь в области желудка), жидкий стул с примесями (слизи, зелени, прожилками крови). Рвота может появиться одновременно с подъемом температуры или предшествовать ему. Малыши чувствуют себя плохо, появляется вялость, слабость, головная боль, они отказываются есть — все эти симптомы вызваны действием микробов на органы и ткани организма (интоксикация).
• Сочетание этих симптомов и особенности их проявления различаются в зависимости от вида кишечной инфекции.
• Профилактика заключается в соблюдении элементарных гигиенических правил: мыть руки перед едой и после посещения туалета, пользоваться только кипяченой водой, тщательно промывать кипятком овощи и фрукты, кипятить молоко, хранить приготовленные блюда только в холодильнике и не более 2 суток.
• «Профилактика неврозов»
Очень важно сменить обстановку, и поехать отдыхать если не заграницу, то хотя бы загород. Следует знать, что внешние условия оказывают существенное влияние на ход развитий нервных заболеваний. Поэтому необходима позитивная обстановка, являющаяся главным фактором из профилактических мероприятий. В том числе, в данный список необходимо включить благоприятное бытовое и семейное окружение, приятное общение с коллегами по работе. Требуется следить за тем, чтобы не возникало вредных условий труда, эмоционального перенапряжения, и прочее. Благодаря нормализации всех внешних факторов создается препятствие для накопления нервного перенапряжения, устраняются негативные эмоции в том случае, если они все-таки возникают.
• «Профилактика аллергических заболеваний»
Первичная профилактика включает:
1) соблюдение беременной женщиной рациональной диеты с исключением высокоаллергенных продуктов;
2) устранение профессиональных вредностей с начала беременности;
3) прием лекарственных средств только по показаниям;
4) прекращение активного и пассивного курения;
5) естественное вскармливание как можно дольше (минимум до шести месячного возраста ребенка);
6) элиминационные процедуры направленные на устранение или уменьшение контакта с аллергеном.
Вторичная профилактика должна предотвратить более тяжелое течение уже имеющегося заболевания и включает в себя следующие мероприятия:
1) контроль за состоянием окружающей среды и среды обитания;
2) превентивную (предупреждающую) терапию антигистаминными препаратами;
3) профилактику респираторных заболеваний как триггеров (пусковых механизмов) аллергии;
4) образовательные программы.
Третичная профилактика направлена на предупреждение рецидивов болезни, уменьшение частоты и продолжительности обострений.
Последние 15 лет (1993 – 2008 гг.) характеризуются неуклонным ростом числа различных аллергических заболеваний среди детей, таких как:
1) аллергический ринит;
2) бронхит;
3) бронхиальная астма;
4) диатез экссудативный;
5) атопический дерматит, нейродермит, псориаз, экзема;
6) аллергия на пыльцу растений (поллиноз);
7) лекарственная аллергия;
8) аллергический конъюнктивит;
9) пищевая аллергия;
10) контактная крапивница.
5. «Профилактика заболеваний органов дыхания»
Самой простой и эффективной профилактикой заболеваний органов дыхания считается проведение времени на свежем воздухе и регулярное проветривание помещения. Другие меры профилактики заболеваний органов дыхания включают специальную гимнастику. Правильным и естественным считается носовое дыхание, которое не сопровождается никакими шумами. А вот ротовое дыхание не является нормальным, так как полость рта является органом не дыхательной, а пищеварительной системы.
6. «Расстройства пищеварения и питания у детей грудного возраста»
Расстройства пищеварения и питания представляют собой общее заболевание организма ребенка. Одновременно с симптомами, указывающими на нарушение функции пищеварительного аппарата поносом и рвотой, в различной степени ухудшается общее состояние ребенка, возникают нарушения обмена веществ, функциональной деятельности ряда органов и систем. Расстройства пищеварения и питания ослабляют организм ребенка и создают почву для других болезней, являются причиной отставания в физическом развитии, в отдельных случаях могут привести к смерти.
7. «Болезни почек и мочевыводящих путей» (причины, меры профилактики)
Камни в почках и мочевом пузыре образуются в результате нарушения обмена некоторых веществ и функций желез внутренней секреции (щитовидной и околощитовидной, гипофиза, надпочечников). Возникновению мочевых камней способствует длительное употребление продуктов, содержащих большое количество исходных веществ для образования солей мочевой и щавелевой кислот, а также застой мочи в мочевых путях - почках, мочеточниках, мочевом пузыре. Эти факторы создают условия для выпадения из мочи кристалликов соли, которые обычно растворены в ней, и формирования мочевых камней различного состава. Химический состав камней неоднороден (это - ураты, фосфаты, оксалаты).
Во время приступа каменно-почечной болезни принять 2 таблетки баралгина и от 2 до 4 таблеток но-шпы, сесть в горячую ванну так, чтобы вода закрывала почки. Расслабиться и ждать, пока боль утихнет. Кто знаком с методами медитации и аутотренинга, «гасить» боль всеми возможными способами. После того как песок или камни выйдут, в течение 3 дней пить 2 раза в день отвар из сухих (аптечных) почек березы. Способ приготовления указан на упаковке. Действует безотказно! Больным со слабым сердцем принять валидол, страдающим учащенным сердцебиением - корвалол или валидол. Если почувствуете, что вас тошнит, у вас стучит в голове, у вас кружится голова, тут же вылезайте, иначе можно потерять сознание.
Для избавления от камней в почках съесть большой арбуз с черным хлебом и после этого заняться тяжелой физической работой. Например, копать огород лопатой, делать уборку в квартире, изнуряя себя до 7-го пота, бегать и т.п. После этого, обычно, камни выходят легко и быстро. Если боли сильные, поступить, как в пункте 1.
8. «Нарушение инсулинообразования в организме»
Почти все болезни возникают от того, что нарушается обмен различных веществ в организме. Поэтому в нашей статье мы решили описать именно нарушение обмена веществ. Все химические реакции, происходящие в организме, изменяются и нарушается обмен энергии.