Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями договора поставки товаров и правилами перевозки грузов: товарной накладной, товарно-транспортной накладной и другими. Товарная накладная (форма № ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132) в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом. Товарная накладная выписывается материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, а также при принятии товаров на склад.
В накладной указывается номер и дата составления, наименование поставщика и покупателя, наименование и краткое описание товара, его количество и цена, общая сумма поставки (с учетом налога на добавленную стоимость).
Товарная накладная составляется в двух или более экземплярах, подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Один экземпляр товарной накладной передается принимающей организации, у которой является основанием для оприходования этих ценностей, остальные остаются в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и являются основанием для их списания.
Товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т, утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78) выписывается при доставке товаров автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.
|
Товарный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.
Транспортный раздел определяет взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служит для учета работы транспорта и расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов.
Если материально ответственное лицо организации - покупателя получает товары вне своего склада, то необходимым документом является доверенность (формы М-2 или М-2а, утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а), которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара. Порядок оформления доверенностей и получения по ним товаров определяется Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности, утвержденной Минфином СССР от 14.01.67 № 17.
Порядок и сроки приемки товаров покупателем по количеству, качеству, комплектности и ее документальное оформление определяются Гражданским кодексом РФ и условиями договора поставки.
В случаях, когда это предусмотрено договором поставки, может применяться порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 № П-6, и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 № П-7.
|
Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.
При нарушении правил приема и сроков торговые организации лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям при недостаче или снижении качества товаров.
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, составляется акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-2, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132), который является основанием для предъявления претензий поставщику. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица торговой организации и представитель поставщика. Возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии. В сопроводительных документах делается отметка о составлении акта.
Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата товара поставщику должны быть оговорены договором поставки.
|
Условия приемки импортных товаров по количеству и качеству устанавливаются в контрактах с иностранными поставщиками. Если порядок и сроки приемки товаров не были оговорены в контракте, то необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15.10.90.
Учет первичных документов по приходу товаров материально ответственным лицам рекомендуется вести в Журнале поступления товаров, который должен содержать название приходного документа, его дату и номер, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах.
Оформленные документы на приемку товаров являются основанием для расчетов с поставщиками, и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров в организации (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировке).
Поступающие товары приходуются в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме. Первичные учетные документы по движению товаров на складах организации должны быть сданы в установленные сроки в бухгалтерскую службу, которая проверяет первичные учетные документы с точки зрения правильности их оформления и законности совершенных операций.
При совершении операций по реализации товаров поставщик составляет счета-фактуры по налогу на добавленную стоимость (статья 169 НК РФ). Порядок составления счетов-фактур определяется Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 с последующими изменениями.
Счета-фактуры составляются при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых НДС, так и не облагаемых. При отгрузке товаров, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, в счете-фактуре сумма налога не указывается и делается надпись "Без налога (НДС)".
У покупателя счета-фактуры регистрируются в книге покупок и служат основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению из бюджета.
Типовые проводки
┌────┬─────────────────┬───────┬────────────────────────────────────────┐
│ N │Корреспонденция │ │ │
│п/п │ счетов │ Сумма │ Содержание хозяйственной операции │
│ ├───────┬─────────┤ │ │
│ │ Дебет │ Кредит │ │ │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 1 │ 60 │ 51 │ │Оплачено поставщику товара │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 2 │ 41 │ 60 │ │Оприходован товар по балансовой стоимос-│
│ │ │ │ │ти (без НДС) │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 3 │ 19 │ 60 │ │Учтена сумма НДС по оприходованному│
│ │ │ │ │товару │
├────┼───────┼─────────┼───────┼─────────────────────────────────────── │
│ 4 │ 68 │ 19 │ │Предъявлен к зачету с бюджетом НДС по│
│ │ │ │ │оплаченному товару │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 5 │ 41 │ 68 │ │Восстановлена сумма НДС по бракованным│
│ │ │ │ │экземплярам │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 6 │ 76 │ 41 │ │Предъявлена претензия поставщику │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 7 │ 76 │ 51 │ │Оплачено транспортной конторе за возврат│
│ │ │ │ │поставщику бракованной партии товара │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 8 │ 76 │ 76 │ │Включена в претензию сумма транспортных│
│ │ │ │ │расходов │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 10 │ 41 │ 76 │ │Принят на учет товар, поступивший в│
│ │ │ │ │удовлетворение претензии (без НДС) │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 11 │ 19 │ 76 │ │Отражен НДС по поступившему товару │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 12 │ 50 │ 76 │ │Принята в кассу от экспедитора поставщи-│
│ │ │ │ │ка сумма транспортных расходов по│
│ │ │ │ │возврату бракованной партии │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 13 │ 68 │ 19 │ │Предъявлен к зачету с бюджетом НДС по│
│ │ │ │ │поступившей партии товара │
└────┴───────┴─────────┴───────┴────────────────────────────────────────┘
Претензия отклонена поставщиком и получен отказ суда
┌────┬─────────────────┬───────┬────────────────────────────────────────┐
│ N │Корреспонденция │ │ │
│п/п │ счетов │ Сумма │ Содержание хозяйственной операции │
│ ├───────┬─────────┤ │ │
│ │ Дебет │ Кредит │ │ │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 1 │ 60 │ 51 │ │Оплачено поставщику товара │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 2 │ 41 │ 60 │ │Оприходован товар по балансовой стоимос-│
│ │ │ │ │ти (без НДС) │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 3 │ 19 │ 60 │ │Учтена сумма НДС по оприходованному то-│
│ │ │ │ │вару │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 4 │ 68 │ 19 │ │Предъявлен к зачету с бюджетом НДС по│
│ │ │ │ │оплаченному товару │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 5 │ 41 │ 68 │ │Восстановлена сумма НДС по бракованным│
│ │ │ │ │экземплярам │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 6 │ 76 │ 41 │ │Предъявлена претензия поставщику │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 7 │ 91 │ 68 │ │Начислена к уплате государственная пош-│
│ │ │ │ │лина за рассмотрение сути претензии в│
│ │ │ │ │суде │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 6 │ 68 │ 51 │ │Перечислена государственная пошлина │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 7 │ 91 │ 76 │ │Списана на внереализационные расходы│
│ │ │ │ │претензия к поставщику из-за отказа│
│ │ │ │ │суда в ее удовлетворении │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 8 │ 68 │ 51 │ │Уплачена в бюджет восстановленная сумма│
│ │ │ │ │НДС │
└────┴───────┴─────────┴───────┴────────────────────────────────────────┘
Возврат товара потребителем в период гарантийного срока эксплуатации
┌────┬─────────────────┬───────┬────────────────────────────────────────┐
│ N │Корреспенденция │ │ │
│п/п │ счетов │ Сумма │ Содержание хозяйственной операции │
│ ├───────┬─────────┤ │ │
│ │ Дебет │ Кредит │ │ │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 1 │ 60 │ 51 │ │Оплачено поставщику товара │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 2 │ 41 │ 60 │ │Оприходован товар по балансовой стоимос-│
│ │ │ │ │ти без НДС │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 3 │ 19 │ 60 │ │Учтена сумма НДС по оприходованному то-│
│ │ │ │ │вару │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 4 │ 68 │ 19 │ │Предъявлен к зачету с бюджетом НДС по│
│ │ │ │ │оплаченному товару │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 6 │ 41 │ 76 │ │Зафиксирован возврат покупателем нека-│
│ │ │ │ │чественного экземпляра
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 7 │ 76 │ 50 │ 538 │Возвращены деньги покупателю │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 8 │ 76 │ 41 │ 350 │Предъявлена претензия поставщику на сум-│
│ │ │ │ │му некачественного товара │
├────┼───────┼─────────┼───────┼────────────────────────────────────────┤
│ 9 │ 76 │ 91 │ 238 │Предъявлена претензия поставщику на сум-│
│ │ │ │ │му упущенной выгоды │
└────┴───────┴─────────┴───────┴────────────────────────────────────────┘
Претензии, предъявленные поставщиками
┌────┬─────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
│ N │Корреспенденция │ │
│п/п │ счетов │ Содержание хозяйственной операции │
│ ├───────┬─────────┤ │
│ │ Дебет │ Кредит │ │
├────┼───────┼─────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│ 1 │ 91 │ 76 │Включены в состав внереализационных расходов│
│ │ │ │суммы претензий поставщиков товаров │
├────┼───────┼─────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│ 2 │ 91 │ 76 │Отражены в совокупности внереализационных затрат│
│ │ │ │расходы по судебным тяжбам │
├────┼───────┼─────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│ 3 │ 76 │ 51 │Перечислено поставщикам в зачет удовлетворения│
│ │ │ │их претензий │
├────┼───────┼─────────┼────────────────────────────────────────────────┤
│ 4 │ 76 │ 51 │Переведены с расчетного счета судебные издержки │
└────┴───────┴─────────┴────────────────────────────────────────────────┘
Практическое задание
000 «Крокус» является предприятием розничной торговли. В учетной политике указано, что учет товаров ведется по продажным ценам с использованием счета 42 «Торговая наценка». Остатки по счетам на 01.10.2003 г. представлены в табл. 1.
Примечание: в состав будущих расходов (счет 97) входят транспортные расходы, приходящиеся на остаток товара.
Таблица 1. Остатки по счетам на 01.01.2003
АКТИВ | СУММА | ПАССИВ | СУММА |
Основные средства | 63 300 | Амортизация основных средств | 26 046 |
Материалы | Торговая наценка | 78 569 | |
Товары | 434 100 | Расчеты с поставщиками | 100 109 |
Расходы будущих периодов | 23 980 | Расчеты по долгосрочным кредитам | 87 020 |
Касса | Расчеты по налогам и сборам | ||
Расчетный счет | 22 300 | Расчеты по социальному страхованию | |
Расчеты по налогам и сборам | Расчеты с персоналом по оплате труда | ||
Прочие дебиторы и кредиторы | Расчеты с подотчетными лицами | ||
Прочие дебиторы и кредиторы | 17 892 | ||
Уставный капитал | |||
Нераспределенная прибыль (убыток) | 209 504 | ||
БАЛАНС | 559 720 | БАЛАНС | 559 720 |
На основании данных, представленных в табл. 2, рассчитать:
- Рассчитать сумму торговой наценки и розничную цену на 1 единицу товара по каждой, поступившей партии;
- определить сумму розничного товарооборота, валового дохода от реализации товаров 1-й, 2-й, 3-й партий;
- записать бухгалтерские проводки, отражающие поступление товаров за отчетный период;
- записать бухгалтерские проводки, отражающие расходы торгового предприятия за отчетный период;
- определить расходы, подлежащие списанию на реализацию за отчетный период в полном объеме, а также суммы транспортных расходов, подлежащих распределению между реализованными товарами и остатком товаров на конец отчетного периода;
- записать проводки по списанию расходов на продажу;
- определить расходы на транспортировку, относящиеся к остатку нереализованного товара;
- рассчитать «реализованное наложение» за отчетный период и записать результат в виде бухгалтерской проводки;
- определить финансовый результат от розничной торговли ООО «Крокус» за отчетный период и записать бухгалтерские проводки.
Таблица 1. Журнал хозяйственных операций за октябрь 2003г.
№ п/п | Содержание хозяйственных операций | Дебет | Кредит | Сумма руб. |
Поступила 1-я партия товаров в количестве 180 шт., по цене 180 руб. Отражен НДС Предъявлен к зачету с бюджетом НДС по оплаченному товару Торговая наценка по данному товару – 20% Расчет: Наценка =180*20%=36 руб. Розничная цена 1-й партии товара = 180+36=216 руб. за ед. товара Оплачено поставщику | ||||
Поступила 2-я партия товаров в количестве 200 шт., по цене 150 руб. Отражен НДС Предъявлен к зачету с бюджетом НДС по оплаченному товару Торговая наценка по данному товару – 24% Расчет: Наценка =150*24%=36 руб. Розничная цена 2-й партии товара = 150+36=186 руб. за ед. товара | ||||
Поступила 3-я партия товаров в количестве 100 шт., по цене 130 руб. Отражен НДС Предъявлен к зачету с бюджетом НДС по оплаченному товару Торговая наценка по данному товару – 20% Расчет: Наценка =130*25%=32,5 руб. Розничная цена 3-й партии товара = 130+32,5=162,5 руб. за ед. товара | ||||
Определение суммы розничного товарооборота: 1-я партия= 216*180=38880 руб. 2-я партия=186*200=37200 руб. 3-я партия=162,5*1000=162500 руб. | ||||
В отчетном периоде реализованы следующие товары: 1-я партия - 80 шт.*216=17280 руб. 2-я партия – 65 шт.*186=12090 руб. 3-я партия – 700 шт*162,5=113750 руб. Итого: Валовый доход: 1-я партия=80*36=2880 руб. 2-я партия=65*36=2340 руб. 3-я партия=700*32,5=22750 руб. Итого: 27970 руб | ||||
Начислена заработная плата работникам | ||||
Начислен единый социальный налог (ЕСН) | ||||
Начислен налог на доходы физических лиц (НДФЛ) | ||||
Начислена амортизация основных средств | ||||
Учтены расходы по обслуживанию ККТ Учтен НДС Предъявлен к зачету с бюджетом НДС по оплаченным услугам Оплачены услуги | ||||
Учтены расходы за услуги связи в отчетном периоде Учтен НДС Предъявлен к зачету с бюджетом НДС по оплаченным услугам Оплачены услуги | 25,2 25,2 165,2 | |||
Учтены расходы за услуги водоканала Учтен НДС Предъявлен к зачету с бюджетом НДС по оплаченным услугам Оплачены услуги | 37,8 37,8 247,8 | |||
Транспортные расходы за отчетный период Учтен НДС Предъявлен к зачету с бюджетом НДС по оплаченным услугам Оплачены услуги | ||||
Начислены проценты за банковский кредит (долгосрочный) Перечислены проценты | ||||
Определение стоимости транспортных расходов, подлежащих списанию в отчетном периоде: Ср% транспортных расходов = ТР/(Тр+То)*100% ТР – трансп. Расходы подлежащие распределению Тр – стоимость реализованных за месяц товаров То – стоимость остатка товара Ср% тр. расх. =4100/(143120+95460)*100%=1,72 Транспортные расходы относящиеся к остатку нереализ. тов. =1,72*95460=1642 руб. Транспортные расходы подлежащие списанию в отчетном периоде = 4100-1642=2458 руб. | ||||
Расходы на продажу за отчетный период = 9100(з/п)+2366(ЕСН)+520(аморт.)+450(расх. ККМ)+140(расх. услуг связи) + 210 (вода)+2458 (трансп. расах.)+ 900 (%банка)=16144 руб. | ||||
Определение финансового результата: Валовый доход – Дт 44 = 27970-16144= 11826 руб. |
Расчет реализованного «наложения»:
Сальдо сч. 42 | Приход сч. 42 | Выручка | Сальдо сч. 41 |
Расчет:
1) п №1 + п№2 = 78569 + 46180 = 124749
2) п № 3 + п№4 = 143120+529480 =672600
3) (п №1/ п №2)*100%= (124749/672600)*100%= 18,547%
Таким образом процент реализованного «наложения» = 18,547%. Реализованное «наложение» = розничный товарооборот * процент реализованного «наложения» = 238580*18,547% = 44249 руб.
Список литературы
1. Закон № 129-ФЗ - Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
2. НК РФ - Налоговый кодекс РФ
3. План счетов бухгалтерского учета - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н)
4. Агафонова М.Н. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле Издательство: Гросс Медиа 2007г.
5. Качкова О.Е., Писаренко А.С. Бухгалтерский учет в торговле. Издательство: «Академия» 2008г.
6. Г.А. Николаева Бухгалтерский учет в торговле Издательство: А-Приор, 2007 г.