СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Управляемость как фактор власти
2. Факторы, влияющие на управляемость
3. Партнерство как фактор повышения управляемости
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы выполнять свои обязанности руководителю необходимо, чтобы люди выполняли его указания, качественно и вовремя делали свою работу, не оказывали противодействия решениям, а еще лучше – сотрудничали бы с руководителем. Для этого нужно научиться сознательно использовать все возможности власти.
Действительно, всегда ли действия руководителя приводят к желаемому результату? Это в значительной степени зависит от того, знает ли руководитель закономерности поведения работников, умеет ли выбрать стиль поведения, повести за собой людей, может ли использовать различные возможности оказания влияния на подчиненных. Оказание влияния должно протекать в заданном направлении, в соответствии с целями организации. При этом можно и нужно сочетать различные источники власти, учитывая, насколько объект управления поддается управляющему воздействию.
При управлении людьми недостаточно знать только механизм влияния при использовании различных источников власти. Необходимо также учитывать и реакцию управляемого объекта.
Ответная реакция со стороны подчиненных устанавливает определенный баланс власти. При использовании власти нельзя не учитывать ответную реакцию управляемого объекта, иначе результат может оказаться совсем не таким, каким ожидался. Например, руководитель, отдавая указания подчиненному, рассчитывает на то, что тот немедленно возьмется за выполнение задания. Однако подчиненный может и не сделать этого из-за занятости другой, по его мнению, не менее важной и срочной работой, или по причине того, что он считает указания начальника неправильными и не спешит их выполнять. То есть с одной стороны есть управленческое воздействие, а с другой – возникает бездействие или даже противодействие. Эта ситуация показывает снижение степени управляемости.
|
Управляемость как фактор власти
Управляемость – это реакция управляемого объекта на воздействия со стороны менеджера или системы управления в целом
Реакция на управленческие воздействия, в том числе и использование власти, может быть позитивной и негативной, то есть содействующей или затрудняющей достижение желаемой цели.
Позитивная реакция означает, что в ответ на управленческое воздействие подчиненный может реагировать и действовать:
· во-первых, адекватно, то есть точно в соответствии с полученным заданием;
· во-вторых, инициативно, то есть подходит к выполнению задания активно: осмысливает его, обдумывает способы и методы выполнения;
· в-третьих, творчески, то есть анализирует сложившуюся ситуацию, продумывает варианты решения, предлагает их руководителю.
Негативная реакция означает, что в ответ на управленческое воздействие руководителя со стороны подчиненного могут осуществляться действия, которые демонстрируют его несогласие и нежелание выполнять указание.
При этом может наблюдаться:
· бездействие.
Подчиненный под разными предлогами оттягивает выполнение задания руководителя. Он может объяснять это нехваткой информации, ресурсов, наличием более «срочного» дела и т.п.;
|
· противодействие.
На первый взгляд, кажется, что такого быть не может – подчиненный не может выступать против решений руководителя. Но противодействие может быть скрытым, завуалированным, но весьма серьезным. Например, сотрудник, не согласный с решениями руководителя, в процессе общения с коллегами может сознательно формировать у них мнение о «неправильности» решений руководителя, их «нецелесообразности», «невыгодности», «негуманности» и т.д. В таком случае руководитель очень скоро начинает ощущать психологическое сопротивление со стороны подчиненных, их неготовность сотрудничать, что указывает на потерю управляемости;
· формальное действие.
Это означает, что человек работает строго в рамках полученного задания, зачастую даже не осмысливая его. Формализм может приводить к тому, что работа выполнена, но пользы от нее нет, так как исполнитель не понял цель и не подумал о согласовании своего задания с заданиями других сотрудников. Кроме того, в практике современного управления все чаще встречаются ситуации, когда требуется принять решение, связанное с риском и неопределенностью, требующее совместных усилий руководителя и всех специалистов, владеющих необходимыми знаниями и информацией. В таких ситуациях формальное выполнение «своей» работы и игнорирование необходимости выходить за ее пределы, может быть расценено как противодействие.