Задание №4. Сбор материалов и написание характеристики учебно-воспитательного процесса в начальной школе
Изучение личности учащегося с трудностями в обучении.
1. Целью психолого-педагогического изучения ребенка является выявление причин неуспеваемости, изучение учебной деятельности.
2. Физическое развитие и здоровье ребенка в норме. Ученик физически развит, серьезных проблем со здоровьем не имеет.
3. Ученику 8 лет, учится во 2 классе. Миша не всегда выполняет требования учителя, но редко нарушает дисциплину на уроке. Мальчик мало общается с одноклассниками, с трудом идет на личный контакт с кем-либо из сверстников. Имеют место конфликтные ситуации с одноклассниками, но агрессивное отношение мальчик не проявляет. Он воспитывается в полной семье. Мальчик ходил в детский сад.
4. По данным психологического исследования на момент поступления в школу ребенок был готов к обучению, но психолог отмечает медленный темп работы ребенка.
5. В процессе обучения Миша сталкивается с определенными трудностями. Самые большие затруднения вызывают уроки математики и устные предметы. Также мальчик плохо успевает по окружающему миру. Основные навыки по предметам у ученика сформированы. Решает задания в медленном темпе, иногда не может организовать свою деятельность.
6. В отношениях ребенка с учителем и с классом наблюдается замкнутость ребенка, он проявляет несдержанное поведение, когда чувствует, что кто-то вмешивается в его деятельность или нарушает его личное пространство.
7. Школьные правила мальчик не стремится нарушать и выполняет просьбы учителя, но не соблюдает дисциплину, когда раздражается из-за вторжения кого-либо в его деятельность.
|
8. Всегда выполняет домашнее задание. Наблюдается работа на уроках, иногда поднимает руку, но особой активности не проявляется. Учитель отмечает, что мальчик старательно оформляет тетради и в порядке содержит учебники. Мальчик интересуется рисованием и велосипедами. Школьная адаптация в целом протекает успешно.
9. Среди причин и факторов, которыми обусловлены проблемы в обучении, воспитании и развитии ребенка, это недостаточный контроль со стороны родителей и психические особенности ребенка.
Протокол беседы с учеником
1. Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? - Меня зовут Михаил.
2. Сколько тебе лет? – Сейчас 8, а потом 9 будет.
3. А когда у тебя День Рождения? 27 июня.
4. Ты ходил в детский сад? - Нет, я был дома с бабушкой.
5. Папа и мама часто разговаривают о школе с тобой? – Папа не часто, потому что он много работает, а мама да, она спрашивает про уроки и оценки.
6. Тебе нравится учиться в школе? – Ну, да.
7. Ты ходишь в школу с радостью? – Иногда да, иногда нет.
8. Есть ли такие предметы, которые ты любишь больше всего? – Да, чтение и физкультура. И еще труды.
9. А на каких уроках у тебя бывают трудности? – На математике.
10. Ты доволен своими оценками? – Да, но не всегда.
11. А что ты мог бы сделать, чтобы твои оценки были лучше? – Я не знаю.
12. Хорошо, а тебе нравится Елена Вениаминовна? – Нравится, потому что она добрая.
13. Как ты думаешь, тебе полезно было бы заниматься дополнительно с учителем? – Наверное, нет.
14. Чем ты больше всего любишь заниматься дома и на каникулах? – Кататься. - На чем? - На велосипеде.
|
15. У тебя есть друзья? – Да. Он живет в соседнем доме.
16. Когда ты делаешь уроки, это занимает много времени? – Всегда по-разному.
17. Для чего ты учишься в школе? – Чтобы быть умным, как папа.
Протокол беседы с учителем
1. Как вы считаете, Миша был готов к обучению в школе? – В целом да, но я думаю, что к нему нужен особый подход.
2. Какие предметы ему даются наиболее трудно? - Те, на которых ему надо взаимодействовать с другими детьми, устные предметы – чтение, истоки, труды, рисование.
3. Каковы его способности в обучении? – У него очень хорошая память, быстро усваивает материал.
4. Почему у ребенка проблемы с успеваемостью? – Думаю, что из-за медленного темпа работы и особенностей общения ребенка с окружающими.
5. Соблюдает ли ученик дисциплину на уроках? – Чуть меньше, чем основная часть класса.
6. На каких уроках ребенок проявляет наибольшую активность? - Сложно выделить какой-то конкретный предмет, он редко поднимает руку.
7. Ответственно ли ребенок подходит к выполнению домашнего задания? – Да, домашняя работа всегда выполнена, но это скорее заслуга бабушки.
8. Общителен ли ребенок? – Нет, на контакт с другими детьми идет редко, только когда в этом есть необходимость.
9. Предлагает ли он помощь другим детям? – Да, такое бывает, но он делает это молча. Например, если у соседки нет нужного карандаша, он пододвинет свои пенал на середину стола.
10. Какие отношения у ребенка с одноклассниками? – Миша почти не общается с ними, когда на перемене дети шумно играют, он тихо сидит за партой и занимается своими делами. При этом он не любит, когда кто-то вмешивается в то, чем он занят.
11. Какая обстановка у ребенка в семье? – Семья благополучная, обеспеченная, но с ребенком больше занимается бабушка, которая живет с ними.
12. Родители посещают собрания в школе? – Да, приходит мама.
13. Интересуется ли она успеваемостью ребенка? – Просматривает журнал, но индивидуальных разговоров со мной предпочитает избегать.
14. Развит ли ребенок физически? – Да. Мальчик здоров, хорошо развит.
15. Скажите, пожалуйста, есть ли у мальчика увлечения, интересы? – Знаю, что любит велосипеды. Часто их рисует.
16. Оказывалась ли ребенку психологическая помощь? – Да, мама водила его на занятия с психологом в конце первого класса. Насколько мне известно, в этом году мать тоже приходила на консультацию.