Научно-техническая революция




НТР – скачок в развитии производительных сил, переход их на качественно новый уровень, связанный с коренными сдвигами в системе научных знаний.

 

Этапы НТР:

60-70е годы – автоматизация производства. НТР проходил в СССР в недрах ВПК.

70-е-настоящее время – компьютерная или информационная революция.

 

Последствия НТР:

«+ »

1. Переход на интенсивный путь развития

2. Ускоренное развитие инфраструктуры

3. Урбанизация – рост городского населения

4. Изменение облика рабочего класса (квалифицированные, контролёры, регулировщики, наладчики)

5. Благоприятные условия для развития образования и здравоохранения

6. Рост контактов

7. Превращение науки в решающий фактор развития общества

8. Стимулирует развитие производства

 

 

«- »

1. Безработица

2. Экологические проблемы

3. Проблемы для здоровья

4. Сильная зависимость общества от информационных технологий

5. Вмешательство в личную жизнь человека.

 

 

Человек. Индивид. Личность

Человек - биосоциальное существо.

 

Антропогенез – процесс появления человека.

 

Социогенез – процесс появления человеческого общества.

 

Антропосоциогенез – параллельный процесс появления человека и человеческого общества.

 

Три главные версии происхождения человека:

1) теологическая – божественное происхождение

2) космическая – внеземное происхождение

3) эволюционная – человек – продукт естественного отбора в процессе эволюции.

 

Основные отличия человека от животного:

1. Прямохождение

2. Мышление (развитие мозга)

3. Развитие руки (подвижная и способная к тонкому манипулированию, кисть с развитым большим пальцем)

4. Речь.

5. Умение изготавливать орудия труда и использовать их в производстве.

 

 

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества. - отдельный человек в среде других людей.

 

- всякий, любой

- один из нас

 

Индивидуальность - специфические черты человека, которые отличают его от других людей.

 

В понятие индивидуальность включается: интеллект, характер, темперамент, социальные отличия.

 

Задатки - природные предпосылки способностей (свойства нервной системы- повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.).Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности.

 

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные.

 

Талант - выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости.

 

Гениальность - высшая степень развития таланта.

 

Характер- совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.

 

Характер не врождённый, он меняется в течение всей жизни.

 

На характер оказывают влияние:

 

- наследственность - социальная среда - самовоспитание

 

Темперамент - врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других людей и обстоятельства.

 

Темперамент не меняется в течение жизни.

 

Виды темперамента: (Гиппократ)

 

холерик (человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения)

флегматик ( медлительный, невозмутимый с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний).

сангвиник (у сангвиников сильны как процессы возбуждения, так и торможения; живой, активный, общительный, быстрый, трудоголик,

поверхностный, чуткий, легко приспосабливающийся, непостоянный)

меланхолик ( легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее)

 

 

Личность- субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.

 

 

Личность

- имеет активную жизненную позицию

- имеет систему ценностей

- воздействует на развитие других людей.

 

Факторы, влияющие на формирование личности:

• Наследственные факторы (особенности физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности)

• Социальные факторы: (социальное окружение, индивидуальный опыт человека, культурная среда)

• Природно-географическая среда.

 

Время рождения личности

----------------------------------------------------------------------------------------------

человек

индивид, индивидуальность

первые черты личности

формирование

личности

0----9------1----- 2---3--------------------------------17------18-------------------------

мес. год

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ- это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи агентов и институтов социализации.

Агентысоциализации – конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

Агенты первичной социализации – ближайшее окружение человека (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя).

 

Агенты вторичной социализации – должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения, воспитатели дошкольных учреждений.

 

Институтысоциализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

 

Первичный институт социализации – семья, дошкольные учреждения, школа.

 

Вторичный институт социализации – СМИ, армия, церковь.

 

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная – в сфере социальных отношений.

 

Социальные лифты – это социальные институты, позволяющие человеку успешно перемещаться по социальной лестнице. Например, образование, армия, церковь,брак. и т. д.

Функции агентов и институтов социализации:

1. Обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения.

2. Осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.

 

Приемы социализации (элементы контроля):

1) поощрение;

2) наказание.

 

Стадии социализации:

1) первичнаясоциализация (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает);

 

2) стадияиндивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения);

 

3) стадияинтеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться в общество»).

 

4) трудоваястадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

 

5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

 

Этапы становления социального «Я» (жизненные циклы):

1. поступление в вуз (цикл студенческой жизни).

2. женитьба (цикл семейной жизни).

3. выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл).

4. служба в армии (армейский цикл).

5. выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

– Как процесс социализации связан с развитием самосознания и самореализацией человека?

 

Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой., нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

 

Самореализация - осуществление, реализация на деле собственного потенциала возможностей, своих врождённых и/или приобретённых способностей.

 

В процессе всей своей жизни мы имеем возможность выбирать по своему желанию форму жизнедеятельности, т. е. обладаем «свободой».

– Что такое свобода? Есть ли границы свободы?

 

Свобода - это возможность человека жить и распоряжаться своей жизнью так, как он хочет, а не так как ему приказывают. Свобода - это право самого себя ограничивать из-за уважения и любви к другим.

 

Свобода - это возможность по своей воле принимать любые решения и нести полную ответственность за последствия принятых решений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: