Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.
Ученые выделяют три группы потребностей:
• биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.
• социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.
• духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.
Пирамида потребностей человека, по А. Маслоу (амер. психол.)
Духовные (потребность в самореализации, развитие своих возможностей и способностей, самовыражение…) | ||||||||
Престижные (уважение, самоуважение, высокий статус, признание..) | ||||||||
Социальные (общение, дружба. любовь, духовная близость…) | ||||||||
Экзистенциальные – потребность в безопасности (защита от врагов, помощь в случае болезни, самосохранение) | ||||||||
Физиологические (жажда, голод, сон, дыхание, воспроизведение рода…) | ||||||||
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Межличностные отношения - взаимосвязи отдельных личностей.
Виды:
• деловые,
• личные,
• приятельские,
• товарищеские,
• семейные.
Система взаимосвязей:
• взаимодействие – согласованность действий;
• взаимопонимание – понимание друг друга на основе взаимности;
• взаимовосприятие – восприятие одним человеком другого человека, других людей.
•
Общение – вид активности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто в общение входит и обмен материальными предметами. Это более широкий обмен представляет собой коммуникацию.
Коммуникации бывают следующих видов:
• Материальная – обмен материальными ресурсами;
• Духовная – обмен культурными ценностями;
• Информационная – обмен деловой информацией.
•
В структуре общения и коммуникации выделяют:
• субъект – тот, кто является инициатором общения;
• предмет передачи (материальные и информационные ресурсы)
• средства общения – голосовой аппарат, органы слуха, зрения, осязания и обоняния, части тела человека, дополнительные механизмы (микрофон, наушники, радио, телефон и т.д.).
•
Функции общения:
• обмен информацией и материальными ресурсами;
• передача опыта;
• координация усилий разных групп людей и достижение общих целей, взаимопонимание;
• удовлетворение потребности людей во взаимных контактах;
• социализация – становление человека как личности.
МАЛАЯ ГРУППА
• Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием.
•
Группа – это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определённым
признакам:
. совместная деятельность;
• единство цели;
• межличностное взаимодействие;
• характер отношений между членами группы.
Положение человека в малой группе называется статусом.
Оно определяет права, обязанности и привилегии человека.
В разных группах один и тот же человек имеет разный статус – оно зависит от содержания деятельности
группы и характеризуется авторитетом и престижем.
Формы малой группы
• Диада
• Триада.
Структура малой группы
• Лидер
• Аутсайдер
Типы личности
Экстраверт – это тип личности, который ориентирован на внешние условия, на окружающих его людей, на взаимоотношения с ними, в общем все его поведение ориентирована но проявление во вне.
Интроверт – это полная ему противоположность, этот тип людей ориентирован больше на себя, он как бы живет больше внутренним миром, не обращая нам мир внешний.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Деятельность- форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
Структура деятельности
Субъект - тот, кто осуществляет деятельность
Объект – то, на что направлена деятельность
Субъект и объект могут совпадать.
Цель - осознанный опыт предвосхищаемого результата на достижение которого направлена
деятельность.
Средства - приемы, способы, приспособления для осуществления деятельности.
Действия - конкретные шаги для достижения цели.
Результат- итог.
Мотив - побуждение к деятельности.
Деятельность присуща только человеку. Животные трудятся, движимые наследственными инстинктами, но им не присуще целеполагание. Ни одна пчела не построила чего- то другого, кроме сот. Животные используют только те материалы, которые уже существуют в природе и не производят новых. «Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе».
Мотивами деятельности являются:
Потребности - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет
условия его существования.
Общение - процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
Виды общения:
1) общение между реальными субъектами;
2) общение реального человека с иллюзорным партнером (человек с животным);
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (человек и внутренний голос);
Важнейшей разновидностью практической деятельности является материально-производственная деятельность людей, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.
Структура общения: субъект взаимодействует с субъектом.
Субъект – человек
Объект – человек (активный субъект)
Цель –удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих. познавательных. эстетических.
Средства – 1) вербальные(словесные) – речь (устная, письменная)
2) невербальные (жест, мимика, внешний облик человека, обмен
предметами)
Результат - возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.
Структура трудовой деятельности:
1) сознательно поставленные цели – производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и т. д.;
2) предметы труда – те материалы, на преобразование которых направлена деятельность людей;
3) средства и орудия труда – все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
4) используемые технологии – приемы и способы, применяемые в процессе производства.
Для характеристики трудовой деятельности используют следующие п а р а м е т р ы:
а) производительность труда – количество продукции, произведенной в единицу времени;
б) эффективность труда – соотношение материальных и трудовых затрат и полученных результатов;
в) уровень разделения труда – распределение производственных функций между участниками трудового процесса.
Общие т р е б о в а н и я к участникам трудовой деятельности:
1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс;
2) квалифицированный работник не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда;
3) безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка.
Игровая деятельность
Игра – форма деятельности в условных ситуациях.
Особенность – 1) направленность не на результат, а на сам процесс.
2) двухплановость игры (- осуществляется реальное действие; -
условный характер многих моментов (воображаемая ситуация)
ИГРА:
1. Направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта
2. Обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной деятельности.
3. Воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности
4. Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность)
Учебная деятельность
Обучение – это специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков.
Объект – ученик, воспитанник. педагог-практик.
Субъект – учитель, воспитатель, педагог-методист.
Цель - освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.
Средства - методы и приемы обучения или воспитания, наглядные и технические средства;
распространение специальной литературы, внедрение достижений науки и практики,
обмен опытом, методы научного познания (наблюдение, эксперимент моделирование,
разработка теорий и концепций, новых педагогических технологий).
Результат – образование.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественное, никогда ранее не существовавшее.