Общее с природой.
- эволюция. Эволюция (лат) — развёртывание. Эволюция - медленное постепенное изменение предшествовавшего состояния.
- определенные законы развития
Различие:
природа- стихийна, долговечна, нет направленности развития
общество - первичный элемент — человек, который обладает разумом, недолговечно, преобразует мир и природу, направленность развития.
Обществу присущ прогресс, а природе нет.
Общество - сложная динамическая система:
- единая
- взаимосвязь элементов
- способность к развитию (одни элементы исчезают, а другие появляются)
Составные части природы:
1. Литосфера – верхняя твердая оболочка Земли, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии.
2. Атмосфера – газообразная оболочка вокруг Земли
3. Гидросфера – водная оболочка Земли
4. Биосфера - – сфера существования живых организмов
Составные части общества (соврем. учёные – Ферсман, Плотников, Дьяконов)
1. Антропосфера – сфера жизни людей, как биологических организмов
2. Социосфера – область сложных общественных отношений между людьми.
3. Биотехносфера (техносфера) – область распространения технического влияния человека и человечества.
Человек – часть природы, а значит и общество – часть природы.
Три исторических типа общества
1) Аграрное (традиционное)
2) Индустриальное
3) Постиндустриальное (информационное)
Законы развития общества:
- закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития уходит времени меньше чем на
предыдущую
- закон неравномерного развития отдельных народов
Сферы общества и их взаимосвязь (подсистемы):
- экономическая сфера – это система экономических отношений. в результате процесса материального производства. Основой экономической сферы является способ производства и распределения материальных благ в обществе.
- политическая сфера – система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и группам
- социальная сфера – система социальных отношений, возникающих между группами людей. Для изучения сферы предполагается рассмотреть горизонтальную и вертикальную дифференциацию в обществе.
- духовная сфера – система отношений между людьми, отражающая духовно- нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами как культура, наука. религия, искусство, мораль, идеология.
Социальные институты - устойчивые нормы, механизмы, которые регулируют определённую сферу общественных отношений
Социальные институты возникают в результате общественных потребностей:
- в воспроизводстве рода
- в безопасности и социальном порядке
- в средствах существования
- в получение знаний, социализации подростающего поколения, подготовке кадров.
- в решении духовных проблем смысла жизни.
Виды социальных институтов:
- семьи и брака - удовлетворяют потребность в воспроизводстве рода
- экономические институты, в первую очередь производство - удовлетворяют потребность в добывании средств существования
- политические институты, в первую очередь государство - удовлетворяют потребность в безопасности и социальном порядке
- институты образования, науки и культуры -- удовлетворяют потребность в передаче знаний, подготовке кадров, социализации человека.
- институт религии - удовлетворяют потребность в решении духовных проблем, формирует общественное сознание.
ТИПЫОБЩЕСТВ
Традиционное общество
Экономика | Господство натурального хозяйства, экстенсивное производство |
Политика | Абсолютная монархия, правовая незащищенность, узаконенная внеэкономическая зависимость |
Социальная сфера | Сословное деление, отсутствие социальной мобильности |
Духовная сфера | Господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения |
Индустриальное общество
Экономика | Развитая промышленность, интенсивные методы производства, революции в технике и технологии |
Политика | Расширение прав и свобод, демократия, разделение властей |
Социальная сфера | Классовое деление, рост социальной мобильности, формирование гражданского общества, урбанизация |
Духовная сфера | Рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки |
Постиндустриальное общество
Экономика | Сфера производства уступает сфере услуг |
Политика | Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии |
Социальная сфера | Профессиональное деление, развитие гражданского общества |
Духовная сфера | Приоритет отдается науке и образованию |
Аграрное общество – общество для которого характерны: господство натурального сельского-хозяйства, сословной иерархии, решающая роль церкви и армии, преобладание монархических форм правления, власть выше закона, малое количество образованных людей.
Индустриальное общество - определяющую роль играет промышленность, классовое деление общества, провозглашение политических свобод, равенство перед законом, массовое развитие образования, вера в науку.
Информационное общество - Постиндустриальное общество - производство ориентировано не на объём, а на качество продукции, сфера услуг начинает преобладать над производством, на смену классовому делению приходит профессиональное разделение в зависимости от знаний и квалификации, политический плюрализм, сильное гражданское общество, особая роль науки, образования и информации.
Тип общественных отношений, уровень развитости цивилизации, этап общественного развития являются факторами, которые очень сильно повлияли на повседневную жизнь людей, на их ментальность, на политическую и социальную структуру общества.
Общественный процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются целые поколения людей
Объект: вся историческая действительность
Субъект- участники исторического процесса (всё человечество. трудящиеся, народ, выдающиеся личности?)
ЭКСТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ( количественные изменения)
способ увеличения объемов производства за счет количественных факторов экономического роста: дополнительного привлечения рабочей силы, расширения посевных площадей, увеличения добычи сырья, строительства новых объектов. Возможности экстенсивного пути развития всегда ограничены наличием природных и трудовых ресурсов.
ИНТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ (качественные изменения)
способ увеличение масштабов производства за счет совершенствования качества его факторов и введения более экономичных природных ресурсов, повышения уровня квалификации работников, внедрения новых технологий, совершенствования организации производства. Благодаря всему этому увеличивается отдача от всех вовлеченных в производство ресурсов.
Различают два подхода к изучению истории:
1)- формационный (стадиально-поступательный) — история рассматривается в качестве единого поступательного развития, в котором выделяются общие для всех народов стадии.
2) -- цивилизационный - каждая цивилизация воспринимается как уникальная и неповторимая.
Типы обществ по способу производства и формам собственности, т.е. по общественно-