Тема 4. Искусство конструктивной критики




ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины

дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент в образовании»

 

Челябинск-2012

 


Утверждена на заседании кафедры управления, экономики и права

 

Протокол № 4 от 20 апреля 2012 г.

 

Зав. кафедрой ______________ А.В. Коптелов

 

 

Квалификация: Менеджер образования

 

 

Общее количество часов 54
В том числе:  
Аудиторные  
лекции  
практические занятия 16
лабораторные работы
Консультации
Самостоятельная работа  
Зачет 6,25
Курсовые работы
   
Отчетность
Экзамен
Зачет +
   
Контрольные мероприятия (количество)
Контрольные работы
Домашние контрольные задания
Коллоквиумы
Другие контрольные мероприятия

 

 


Образовательно-профессиональные требования к дисциплине

1.1. Место дисциплины в системе подготовки:

· данная дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин дополнительной профессиональной программы «Менеджмент в образовании»;

· программа разработана для подготовки дипломированных специалистов в области менеджмента образования.

 

1.2. Согласно государственным требованиям к минимуму содержания и уровню требований к специальности для получения дополнительной квалификации «Менеджер образования» (для руководителей дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений») выпускник (дипломированный специалист) должен в результате усвоения курса «Деловое общение»:

· иметь дополнительные знания в психологии делового общения, необходимые для эффективной работы менеджера.

· обладать сформированными умениями и навыками применения знаний психологии делового общения в сфере управления образовательным учреждением.

 

1.3. Элементы разработанной программы, соответствующие государственным требованиям к целевым установкам и минимуму содержания:

· деловое общение как средство реализации управленческих функций руководителя образовательного учреждения; структура коммуникативного акта; цели, вербальные и невербальные средства и барьеры общения; деловая беседа как форма делового общения; цели беседы, ее фазы и средства, позволяющие наиболее эффективно реализовать цель на каждой из фаз; критерии эффективности беседы; функции совещания в образовательном учреждении, его особенности как формы делового общения; задачи руководителя по ведению совещания; структура и участники совещания, их основные характеристики; цели руководителя на совещании и средства их достижения; критерии эффективности проведения совещания; публичное выступление как форма делового общения; структура выступления и критерии его эффективности.

Цель дисциплины

 

Целью курса является обеспечение усвоения навыков делового общения как особого вида деятельности.

 


3. Учебный план

 

Таблица 1.

Объем дисциплины «Деловое общение» и виды учебной работы

  Вид учебной работы Всего часов Распределение по семестрам (час.)
1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр 5-й семестр
Общая трудоемкость дисциплины            
Аудиторные занятия            
Лекции (Л) 6       4  
Практические занятия (ПЗ) 16       2  
Самостоятельная работа слушателей (СРС)            
Консультации            
Индивидуальная работа со студентами            
Итоговый контроль            
Экзамен            
Зачет 6,25          
Объем в соответствии с ГОС и учебным планом            

Таблица 2.

Учебный план общепрофессиональной дисциплины «Деловое общение»

Наименование разделов дисциплины (модуля) Всего (часов) В том числе Форма контроля
Лекции Практич. занятия Самостоятельная работа
  Деловое общение         Зачет
  Итого          

 


4. Учебно-тематический план

 

Таблица 3.

Учебно-тематический план общепрофессиональной дисциплины «Деловое общение»

Наименование разделов, тем дисциплины Всего (часов) В том числе Форма контроля
Лекции Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др. Практич, лаб., семин. занятия Самостоятельная работа
1. Коммуникативная культура делового человека            
2. Характеристика речевого канала общения            
3. Характеристика невербального канала общения            
4. Искусство конструктивной критики            
5. Формы делового общения            
6. Совещание как форма делового общения            
Итоговый контроль     Зачет
ИТОГО            

 

Учебная программа

Тема 1. Коммуникативная культура делового человека

Деловое общение как средство реализации управленческих функций руководителя. Структура коммуникативного акта. Цели общения. Вербальные и невербальные средства и барьеры общения. Понятие коммуникативной культуры, ее основные слагаемые. Факторы, определяющие уровень развития коммуникативной культуры. Внутренние и внешние барьеры непонимания в общении и их преодоление. Уровни недопонимания: фонетический, семантический, стилистический, логический.

Тема 2. Характеристика речевого канала общения

Культура речи и ее основные слагаемые. Каналы речевого воздействия. Паралингвистика и экстралингвистика. Характеристика рефлексивного и нерефлексивного стилей слушания. Приемы профессионального слушания: «подача позитивного сигнала», «перефразирование», «резюмирование» и др. Риторические эффекты в общении.


Тема 3. Характеристика невербального канала общения

Особенности неречевого канала общения. Основы проксемики, такесики, кинесики. Характеристика основных зон межличностного общения (интимной, личной, социальной, публичной). Искусство программировать собеседника.

«Алфавит» неречевых реакций человека. Рефлекторная природа языка жестов и телодвижений.

Лицо как главный источник психологической информации. Основы фоносемантики. Умение говорить взглядом. Специфика делового, светского и интимного взгляда. Общие понятия о языке жестов. Умение понимать ложные (притворные) жесты. Соотношение жестов и статуса человека. Характеристика основных групп жестов.

Тема 4. Искусство конструктивной критики

Понятие «критика» и его основные значения. Психологические особенности. Воздействия критики. Причины неудачной критики: фатальность, назидательность, эмоциональность. Разновидность критики («по горизонтали», «по вертикали»). Классификация критических оценок («критика-надежда», «критика-сопереживание», «критика-вызов» и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: