Тема 5. Формы делового общения




Общие правила этики деловых отношений. Деловые беседы. Цели беседы, ее фазы и средства, позволяющие наиболее эффективно реализовать цель на каждой из фаз. Критерии эффективности беседы.

Деловые дискуссии. Деловое общение по телефону. Публичное выступление как форма делового общения. Структура выступления и критерии его эффективности. Общение в процессе публичного выступления. Деловая переписка.

Тема 6 Совещание как форма делового общения

Служебные совещания. Функции совещания, его особенности как формы делового общения. Задачи руководителя по ведению совещания. Структура и участники совещания, их основные характеристики. Цели руководителя на совещании и средства их достижения. Критерии эффективности проведения совещания.

 

Практические занятия

Таблица 4.

Практические занятия по общепрофессиональной дисциплине «Деловое общение»

Раз-дел Тема и краткое содержание Характер и цель практического занятия Кол. часов
    Коммуникативная культура делового человека. Вопросы: внутренние и внешние барьеры непонимания в общении и их преодоление; уровни недопонимания: фонетический, семантический, стилистический, логический Разработка рекомендаций  
    Характеристика речевого канала общения. Вопросы: характеристика рефлексивного и нерефлексивного стилей слушания; приемы профессионального слушания: «подача позитивного сигнала», «перефразирование», «резюмирование» и др.; риторические эффекты в общении Тренинг развития навыков рефлексивного слушания  
    Характеристика невербального канала общения. Вопросы: использование зон общения; использование оптико-кинетической знаковой системы; использование экстра- и паралингвистической знаковой систем; использование визуальной системы Тренинг развития навыков передачи и получения невербальной информации  
    Искусство конструктивной критики. Вопросы: причины неудачной критики: фатальность, назидательность, эмоциональность; разновидность критики («по горизонтали», «по вертикали»); классификация критических оценок («критика-надежда», «критика-сопереживание», «критика-вызов» и др.) Разработка рекомендаций  
    Формы делового общения. Вопросы: деловые беседы; деловые дискуссии; деловое общение по телефону; общение в процессе публичного выступления; деловая переписка Практические упражнения  
    Совещание как форма делового общения. Вопросы: структура совещания;роль руководителя Ролевые игры  
Итого:  

 

 

Самостоятельная работа слушателей

Таблица 5.

Самостоятельная работа слушателей по общепрофессиональной дисциплине «Деловое общение»

Тема Вид самостоятельной работы Кол. часов
  Коммуникативная культура делового человека Составить схему, отражающую характеристику барьеров общения  
  Характеристика речевого канала общения Выполнить упражнения на закрепление приемов рефлексивного слушания  
  Характеристика невербального канала общения   Инсценировать сказку посредством пантомимики; передать содержание текста без слов  
  Искусство конструктивной критики Составить пять высказываний по схеме «Я-высказывания»  
  Формы делового общения Составить кроссворд «Формы делового общения»  
  Совещание как форма делового общения Разработать содержание и структуру совещания  
Итого:  

 

Контрольные мероприятия

Вопросы для подготовки к зачету

 

1. Виды делового общения: их характеристика.

2. Коммуникативные потоки и их психологические особенности.

3. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления.

4. Коммуникативная сторона общения.

5. Интерактивная сторона общения.

6. Перцептивная сторона общения.

7. Виды управленческих коммуникаций.

8. Правила организации и проведения деловой беседы.

9. Совещание как вид управленческого общения.

10. Психология переговоров.

11. Правила поведения дискуссии.

12. Техника рефлексивного слушания.

13. Правила конструктивной критики.

14. Трансактный анализ общения.

15. Психологические особенности публичных выступлений.

16. Задачи руководителя по ведению совещания.

17. Деловое общение как средство реализации управленческих функций руководителя.

18. Общая характеристика делового общения: определение, структура.

19. Функции делового общения.

20. Дайте характеристику средств делового общения.

21. Раскройте содержание этапов в процедуре общения.

22. Раскройте содержание понятия коммуникации.

23. Опишите модель вербального коммуникативного процесса.

24. Проиллюстрируйте значимость коммуникативной компетентности в деловом общении.

25. Перечислите причины затруднений в коммуникации.

26. Дайте характеристику стратегий общения.

27. Выделите отличительные особенности делового общения (кодекс делового общения).

28. Особенности организационного поведения.

29. Управленческое общение.

30. Охарактеризуйте барьеры общения.

31. Выделите элементы, определяющие культуру речи.

32. Раскройте невербальные компоненты общения.

33. Авторитарный стиль управления.

34. Демократический стиль управления.

35. Либерально-попустительский стиль общения.

36. Деловой этикет.

37. Нравственные эталоны делового общения.

38. Принципы этики делового общения между коллегами.

39. Принципы этики делового общения руководителя с подчиненным.

40. Виды деловых бесед, их характеристика.

41. Этапы деловой беседы, их характеристика.

42. Барьеры, препятствующие проведению конструктивной деловой беседы.

43. Деловое совещание: определение, структура.

44. Классификация деловых совещаний.

45. Телефонный разговор: общая характеристика, структура, правила проведения.

46. Подготовка публичного выступления.

47. Структура публичного выступления.

48. Приемы, используемые в публичном выступлении, для поддержания внимания слушателей.

49. Способы произношения публичной речи, их характеристика.

50. Дайте сравнительную характеристику различных стилей управления.

51. Дисциплинарная беседа.

52. Проблемная деловая беседа.

53. Беседа руководителя с сотрудником при приеме на работу.

54. Беседа руководителя с сотрудником при увольнении.

55. Дате сравнительную характеристику делового и светского общения.

56. Пути предупреждения конфликта в ситуации делового общения.

57. Особенности использования критики при реализации функций делового общения.

58. Подготовка дискуссии.

59. Правила составления электронных деловых писем.

60. Требования к ведению телефонной беседы: начало и завершение телефонного разговора.

Литература

Основная литература:

  1. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учебник [Текст] / Г.В.Бороздина. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  2. Горянина, В.А. Психология общения: учебное пособие [Текст] / В.А.Горянина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  3. Семиздралова, О. А. Профилактика эмоционального выгорания учителя [Текст]: учебное пособие / О.А. Семиздралова. – Челябинск, 2009.

 

Электронные ресурсы:

  1. Электронный архив журнала «Директор школы» (с 1993 года по 2006г.) [Электронный ресурс]: учебное пособие
  2. Практикум эффективного управления. Выпуск 1, 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие

 

Дополнительная литература

1. Баскаков, А.М. Деловое общение [Текст] / А.М. Баскаков. – Челябинск: ЧИПКРО, 1995. – 116 с.

2. Битянова, М.Р. Социальная психология [Текст] / М.Р. Битянова. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 106 с.

3. Вересов, Н. Н. Психология управления [Текст]: уч. пособие / Н. Н. Вересов. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – 224 с.

4. Квинн, В. Прикладная психология [Текст]: учебник / В. Квинн. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.

5. Прихожан, А. М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе [Текст] / А. М. Прихожан. – М.: Просвещение, 1994. – 191 с.

6. Бороздина, Г. В. Психология делового общения [Текст]: учебное пособие / Г. В. Бороздина. – М.: ИНФРА, 1998.

7. Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика [Текст] / М. Вудкок, Д. Фрэнсис. – М.: Дело, 1991. – 320 с.

8. Григорьев, Б.В., Чумакова, В.И. Праксиология или Как организовать успешную деятельность: Учебное пособие [Текст] / Б.В. Григорьев, В.И. Чумакова. – М.: «Школьная Пресса», 2002. – 144 с.

9. Имеджелогия. Как нравиться людям. [Текст] / составитель В.М. Шепель – М.: Народное образование, 2002. – 576 с.

10. Маслов, Е. В. Управление персоналом на предприятии [Текст]: учеб. пособие / Под ред. П. В. Шеметова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. – 312 с.

11. Машков, В. Н. Психология управления [Текст]: учебное пособие / В.Н. Машков. – СПб.: изд-во Михайлова В. А., 2000. – 208 с.

12. Морева, Н.А. Основы педагогического мастерства [Текст]: Учебное пособие для вузов / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 320 с.

13. Фомин, Ю. А. Психология делового общения [Текст] / Ю. А. Фомин. – Минск: Амалфея, 1999.

14. Шепель, В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология [Текст] / В. М. Шепель. – М.: Народное образование, 1999. – 432 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: