Конвергенция нормативных и ненормативных правовых предписаний




Рекомендации к изучению темы. Обобщая анализ конвергенции нормативных и ненормативных предписаний на примере различных смешанных актов можно построить общую модель данного процесса.

Обычно инициируют процесс данного вида конвергенции представители государственной власти, которые сами напрямую в этом процессе, как правило, задействованы (Президент РФ, губернаторы, суды и т. д.).

В качестве объекта конвергенции выступает деятельность по конвергенции, которая охватывает правотворческую деятельность по созданию смешанных актов. Предметы сближения – это правовые нормы, нормативные договоры и правоприменительные решения. В качестве средств в рамках данного вида юридической конвергенции используются смешанные, как правило, подзаконные акты, например, указы Президента. Процесс конвергенции осуществляется с использованием общих методов правотворчества и специальных методов синхронизации и присоединения сближающихся предметов друг к другу.

На третьей стадии процесс конвергенции нормативных и ненормативных предписаний может идти двумя путями: традиционным и нетрадиционным. Традиционный процесс – это процесс правового регулирования с последовательной сменой стадии создания правовых норм и стадией их реализации. Сближение здесь происходит за счет качества правотворчества и качества правореализующих актов, а также высокой степенью дисциплины и высоким уровнем правосознания. Нетрадиционный путь конвергенции нормативных и ненормативных правовых предписаний распространен реже, но более наглядно проявляет рассматриваемый вид юридической конвергенции. Этот путь включает в себя предправотворческий и правотворческий этапы. На предправотворческом этапе осознается необходимость повышения качества правового регулирования общественных отношений, формируется идеальный план, ирреальная программа направления и типа, и способа регламентации общественного отношения. На правотворческом этапе осуществляется стандартная правотворческая процедура.

В результате правотворчества образуется когерентность нормативных и ненормативных правовых предписаний, выраженная в издании смешанного акта. Опосредованная цель данного вида юридической конвергенции – повышение эффективности регулирования общественных отношений.

Таким образом, исследование юридической конвергенции нормативных и ненормативных предписаний позволяет проявить некоторые закономерности и специфические особенности данного процесса.

Во-первых, конвергенция нормативных и ненормативных правовых предписаний. Данный вид юридической конвергенции, в целом, проявляется через весь процесс правового регулирования общественных отношений. Правовые нормы ведь издаются с целью их реализации и упорядочения тем самым отношений между людьми. В большинстве случаев для того, чтобы реализовать нормативные правовые предписания, закрепленные в нормативно-правовых актах, требуется издание ненормативных интерпретационных и правоприменительных актов. Следовательно, формальное соотношение числа нормативных правовых актов и числа принятых на их основе ненормативных (интерпретационных и актов применения) проявляет наличие процесса юридической конвергенции и позволяет определить степень когерентности правовых предписаний (нормативных и ненормативных).

Во-вторых, юридическая конвергенция нормативных и ненормативных правовых предписаний формально проявляется в создании смешанных правовых актов. Смешанные правовые акты – это обусловленные юридической конвергенцией государственно-власт­ные предписания, содержащие нормативные и ненормативные регуляторы поведения действующие наиболее эффективно лишь в состоянии когерентности.

В-третьих, нормативно-правовые и индивидуально-конкретные предписания, «смешиваясь» в одном правовом акте, не поглощают друг друга. В этой связи правомернее называть такой правовой акт нормативно-правопри­менительным. При этом у нормативной части смешанного правового акта более высокая юридическая сила (независимо от объема нормативных и индивидуальных предписаний). Это выражается: в принятии данного вида правового акта не всеми, а строго определенными субъектами, действующими в рамках своей компетенции; в возможности использования для данного вида актов такого наименования, как закон.

В-четвертых, смешанные правовые акты как форма конвергенции нормативных и ненормативных правовых предписаний, обладают следующими признаками: закрепляют результаты юридической конвергенции нормативных и ненормативных правовых предписаний; выражены в определенных документах и имеют специфические структуру, содержание и форму; содержат разнородные по своей юридической природе предписания; являются актами строго установленных законодательством субъектов права и принимаются по вопросам, входящим в их компетенцию; обладают сложным сознательно волевым характером; обеспечены, как правило, комплексными мерами государственного и иного воздействия; являются важнейшими средствами смешанного правового регулирования; отражают различные элементы правовой системы общества и виды юридической деятельности.

В-пятых, конвергенция нормативных и ненормативных правовых предписаний, выраженная в создании смешанных актов позволяет заменить издание нескольких актов с различными правовыми свойствами и элементами на комплексное регулирование (издание одного правового акта, в котором содержатся черты различных видов правовых актов).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: