Господи, спаси детей и зверей.




Свешников Н.Г.

ПРОБЛЕМЫДЕТСКОГО КОННОГО СПОРТА

(критическая статья о проблемах детского и подросткового спорта)

Москва, 2018

Господи, спаси детей и зверей.

Проблемы обучения детей верховой езде в раннем и сверхраннем возрасте

 

Современный ребёнок ведёт малоподвижный образ жизни и испытывает дефицит физических нагрузок. При таком образе жизни – минимуме физических нагрузок и подвижных игр – развитие детей и подростков отстает от своей физической нормы. До 15-летнего возраста у большинства детей позвоночник недостаточно сформирован и неспособен адекватно приспосабливаться к чрезмерным компрессионным нагрузкам, которые подразумевает верховая езда.

В процессе обучения искусству верховой езды необходимо научиться «быстрым» аллюрам: галопу, строевой рыси и рыси учебной. При этом неизбежно (даже при наличии седла) от спины лошади через тазовые кости ездока постоянно идут толчки (удары) снизу-вверх по оси позвоночника человека. К 6-ти годам многие современные дети уже имеют нарушение осанки разной степени. На «быстрых» аллюрах основную нагрузку принимают на себя кости таза и позвоночника. До возраста полового созревания (12–14 лет) таз состоит из 3-х костей: лобковой, седалищной и подвздошной, которые соединены хрящевой тканью и только к 16-ти годам они срастаются и начинают функционировать как единое целое. Характерные для верховой езды нагрузки неизбежно отрицательно влияют на процесс его формирования. Дополнительные ударно-вибрационные нагрузки не позволяют полноценно формироваться костным элементам позвоночника, так как происходит постоянное микротравмирование зон роста на границе кости и хряща. Толчки (удары) снизу вверх по оси позвоночника приводят к компрессии межпозвоночных дисков, что создаёт условия для развития воспалений, вызывает их уплощение и приводит к разрушению фиброзного кольца, что сначала приводит к протрузии дисков, а затем к возникновению межпозвоночных грыж, что может приводить к сужению позвоночного канала и сдавливанию нервных корешков. Также страдают и сосуды, вследствие чего ухудшается кровоснабжение спинного мозга.

Если любому болевому синдрому не уделяется должное внимание, если, несмотря на жалобы ребёнка, тренировки продолжаются, то последствия могут быть тяжёлыми – через какое-то время следует отмирание тканей, нервных волокон, утрата подвижности позвоночника и нарушение нервной регуляции внутренних органов. Вибрации и сотрясение, не скомпенсированные сильной мускулатурой, вызывают сотрясение внутренних органов, что может приводить к опущению почек, желудка, желчного пузыря, загибу матки, травматическим повреждениям наружных и внутренних половых органов, что впоследствии может приводить к снижению репродуктивных функций. Сотрясение головы также сопровождается сотрясением глазных яблок, что может приводить к снижению остроты зрения, микроразрывам сетчатки и даже её отслойки и другим патологиям глаз.

Обучение верховой езде не обходится без падений с лошади, но даже после них тренеры в нашей стране, к сожалению, крайне редко отправляли своих учеников к медикам – специалистам. Со всей очевидностью необходимо отметить, что никогда не исследовавшиеся отрицательные воздействия верховой езды на детский организм проявляются через те или иные патологии не мгновенно, не быстро, а спустя годы и даже десятилетия.

До семилетнего возраста ведущей деятельностью ребёнка является игра. Именно через игру ребёнок обучается и познаёт мир. Практически все забыли, что верховая езда – одно из древних видов боевых искусств. Главная задача обучающего: из двух совершенно разных существ – лошади и человека – создать единое целое. От ученика обучение верховой езде автоматически требует строжайшей дисциплины и самодисциплины, концентрации внимания и неукоснительного подчинения учителю. Такие условия для детей дошкольного и младшего школьного возраста практически невозможны без жёсткого морального давления со стороны взрослых. В то же время игра с таким сильным и пугливым животным, как лошадь, категорически недопустима из соображений безопасности. Также раннее участие детей в соревнованиях причиняет непоправимый вред их неокрепшей психике, тем более что до 13–14 лет фактор соревнования для ребёнка неестественен. Сам результат соревнований напрямую зависит от лошади, и тогда формирование партнёрских отношений между человеком и животным подвергается искажениям, что лишает процесс обучения верховой езде его основной нравственно-воспитательной функции.

Непосредственно подростковым принято считать период развития детей от 11–12 до 15–16 лет. Данный возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами, появлением чувства тревожности и психологического дискомфорта. В этот период обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивости. Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе. В этом возрасте для детей характерны: лёгкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. При недостатках в учебно-воспитательном процессе у подростков может наблюдаться рост асоциального поведения. Важным негативным аспектом является пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка. Наблюдается повышенная эмоциональная реактивность, непосредственность реакций, недостаточный эмоциональный контроль над внешним проявлением эмоций и возникающих импульсов, а также более высокая, чем у взрослых, физическая активность. Актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых – реакция эмансипации.

Получается, что человечек сам себя с трудом понимает, а тут ему ещё за лошадь отвечать необходимо.

К сожалению, большинство людей искренне полагают, что иппотерапия – вид верховой езды. Это глубокое заблуждение. Сам термин «иппотерапия» означает лечение лошадью, то есть целебное воздействие на больного оказывают любые контакты с животным – физические, психологические и социальные. Как правило, сеансы иппотерапии проводятся с одним пациентом на шагающей или смирно стоящей лошади при обязательном участии 2–3 взрослых людей – одного иппотерапевта и 1–2 помощников. Крайне редко используется небыстрая рысь и никогда галоп.

Специальные строгие требования предъявляются к месту проведения занятий и подготовке (выездке) животных.

Если говорить о параолимпийской выездке, то при 54-х категориях участников только для 9-ти используется рысь и 18-ти – рысь и галоп.

На ком же катаются наши дети сейчас? Увы, к сожалению, на пони.

В мировой иппологии принято считать пони – классом животных высотой в холке 80–150 см. В клубах России в основном используются шетлендские пони ростом 80–95 см (максимум 105 см).

В зонах исторического происхождения лошадей класса пони (8-10 местных пород) они использовались при перевозке грузов, в запряжках и в шахтах, при добыче полезных ископаемых, а не для верховой езды.

Необходимо знать, что практика псевдообучения верховой езде на пони детей не только младшего школьного, но и дошкольного возраста в нашей стране широко «расползлась» с середины 90-х годов XX века.

В настоящее время в интернете приводятся данные о 269-ти (минимум) конных организациях Москвы и Московской области, из которых 65 рекламируют обучение езде на пони малышей в возрасте от 1 года (да-да, именно так) до 8 лет (по состоянию на 22.10.2016 года), а именно:

Таблица № 1

Возраст Количество организаций
с 1 года  
с 2-х лет  
с 3-х лет  
с 4-х лет  
с 5-ти лет  
до 6-ти лет  
с 6-ти лет  
с 7-ми лет  
до 8-ми лет  
без указания возраста  

 

В правилах вида спорта «конный спорт», утверждённых приказом Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ № 818 от 27.07.2011 г. в разделе II главе VII статье 38 Соревнования по выездке на пони регламентируется: п. 1.1. «Спортсмен имеет право участвовать в соревнованиях в статусе Всадник на пони с начала года, в котором ему исполняется 7 лет».

«Восседание» человека на лошади только тогда может считаться верховой ездой, когда никому не видно, что делает всадник для исполнения лошадью его воли, и когда два существа составляют единое целое. Всё остальное – или стремление к этому или отсутствие такового.

По своей сути так называемое «обучение верховой езде на пони» есть беспардонная профанация обучения езде верхом как таковой.

Существует ряд факторов, которые не поддаются влиянию:

– ездока создаёт не только тренер, но и лошадь, а из-за несоответствия роста человека и роста животного пони элементарно не выезжаются опытным берейтором, т.е. все пони дурноезжие и не готовы правильно выполнять требования человека;

– крайне редко можно встретить пони с добрым характером и чутким ртом (почти все пони тугоузды), без чего грамотное обучение и человека и самого животного невозможно;

– очень мелкая, дробная, тряская рысь делает для человека невозможным аллюр «строевая» рысь, вынуждая использовать только рысь «учебную» (обучаемый не привстает на стременах, а только сидит в седле), что создаёт постоянные вибрационные воздействия на кости таза и позвоночный столб и вызывает закрепощение мышц спины и поясницы;

–частота мелких, дробных движений на аллюрах у пони дисгармонична ритмам человеческого организма: дыханию, частоте сердечных сокращений, органным и биомеханическим ритмам;

– при падении ребёнка с пони малый рост животных приводит к повышенной травматичности – маленький человечек просто не успевает сгруппироваться.

Также в ходе продолжительного обучения такой «верховой езде» ездок привыкает применять очень грубые методы воздействия на того, кто является его помощником, а именно:

– резкие, грубые рывки руками за повод приводят к тому, что железо трензеля бьёт по дёснам животного;

–для побуждения к движению используются грубые удары пятками в бока, отбивающие лёгкие у пони;

– очень часто хлыст используется по плечам пони даже без передачи повода в одну руку.

Полностью отсутствует работа корпусом – она на пони в принципе исключена.

Все эти приёмы и наработанную таким образом «мышечную память» юный спортсмен непременно перенесёт и на больших лошадей. Избавляться от этих привычек ему придётся годами, ибо грамотно выезженная и воспитанная лошадь такого хамства просто не потерпит. Человек будет просто обязан переучиться, хотя в большинстве случаев так выученные «ездецы» ломают лошадей под себя, но еще чаще выросшие из детей в подростков люди просто бросают обучаться верховой езде как искусству и становятся покатушечниками, постепенно калеча лошадей и укорачивая срок их жизни.

В СССР с 1934г., а в РФ с 1997г. возраст детей, допускаемых к занятиям конным спортом, устанавливался в «Положение о детской спортивной школе (ДСШ)», а с 1966 года в «Положение о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ)», причем сначала обучение должно было проводиться в подготовительной группе и только затем – в основной.

 

Таблица № 2

Дата утверждения положения Возраст зачисления в группы
Подготовительная Основная
  13-14 15-16
  14-15 15-16
26.05.1941 14-15
  Конный спорт отсутствует
22.09.1949    
02.07.1954  
04.12.1959 Конный спорт отсутствует
18.11.1966 Документ не найден  
23.04.1969 12-13 13-14
03.10.1977 11-12 13-14
09.04.1987    
01.09.1997  
18.06.2013  

 

Как видно из этих данных, врачи к работе по установлению возраста допуска подростков к регулярным занятиям конным спортом привлекались всего трижды- в 1934, 1939 и 1954 годах. Точнее не узнать. Как писал наш великий поэт: «Иных уж нет, а те далече».

Показательна ситуация 1997 года с понижением возраста допуска с 11 до 10 лет.

Бывшему сотруднику Госкомитета РФ по физической культуре и туризму, тогда ответственному за составление сборника нормативно-правовых документов, в мае 2016 года было задано два вопроса:

1. «Медики привлекались к установлению возраста?» Ответ: «Нет».

2. «Тогда на основании чего же был понижен возраст допуска?» Ответ: «Попросили».

После 1997 года практикующие врачи: мануальные терапевты, ортопеды, травматологи, неврологи, психотерапевты, окулисты, нефрологи и гинекологи к этой работе также не привлекались, а главным санитарным врачом РФ были только продублированы нормативы спортивного ведомства, а именно: СаНПиН-ами 2.4.4.1251-03 от 01.04.2003 г. – 10 лет.

СаНПиН-ами 2.4.4.3172-14, утвержденными 04.07.2014 г. главным санитарным врачом РФ Поповой А.Ю., были отменены ВСЕ возрастные нормы по всем видам спорта. В п.6 читаем «…утратили силу санитарные правила СаНПиН 2.4.4.1251-03», а ведь именно они были обязательны к исполнению не только государственными, но и частными организациями, и индивидуальными предпринимателями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: