Этим документом новые нормы не вводились.




В настоящее время в нарушение сегодняшней нормы допуска к обучению верховой езде на больших лошадях с 10-ти лет (см. таб.№ 2) минимум 6 организаций Москвы и Московской области практикуют набор детей с 8-9-ти лет.

В нашей стране широкое использование лошадей в армии и народном хозяйстве прекратилось в 50-х – 60-х годах прошлого века. И люди как-то очень быстро забыли – лошадь не игрушка. Эти прекрасные создания Творца могут быть друзьями и помощниками любому человеку в познании мира и самого себя, а мы из них сделали объект шкурных интересов, превратив в прокатный экономический материал и цель для инвестиций в сфере разведения.

Садясь в седло, не только малыши, но и их родители даже не задумываются, что подготовка и самой спортивной лошади и воспитание-выращивание конника-спортсмена есть многолетняя незрелищная, скучная, до седьмого пота работа, работа и ещё раз работа. Дети в возрасте от 2-х до 9-ти лет и подростки от 10 до 15 в подавляющем большинстве на это неспособны хотя, конечно, фанатики-трудоголики встречаются, но очень и очень редко.

Все родители обязаны знать возрастные особенности развития и возможности детей. Без этих знаний не может быть полноценного воспитания. В быту встречаются две крайности: некоторые родители считают, что детство и отрочество должны быть сплошным отдыхом и развлечением. Другие, наоборот, забывают, что детям и подросткам не всё посильно и полезно. Только имея ясное представление о нормальном развитии детского и юношеского организма можно найти правильную линию в физическом воспитании, в использовании спорта.

В дополнение ко всему сказанному выше крайне необходимо обратить внимание на «обстоятельства неодолимой силы» - психологические особенности развития детей и подростков в возрасте от 3 до 16 лет.

В целом с 3-х до 5-ти лет фундаментом психологических процессов находящегося в динамике развития человека являются: восприятие, внимание, память и мышление. Обратите внимание - восприятие на первом месте, мышление на последнем. Детское внимание обращено только на то, что само по себе привлекательно, и запоминают они только то, что самое яркое для восприятия, которое у них целостное, без выделения частей и свойств объекта внимания, таких как цвет, величина, назначение и тому подобное. В данном периоде своей жизни дети боятся громких звуков, темноты, неожиданных ощущений, быстрой езды. В этом возрасте их негативные эмоции всегда связаны с физическим состоянием - упал, ушибся, натёр ногу. Они же могут быть вызваны неудобными: каской, ботинками, жилетом, бриджами, седлом. Также их речь носит непроизвольный характер, что исключает полноценную обратную связь подопечных с тренером. Необходимо знать: в этом возрасте дети не могут ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ быть внимательными, то есть они не в состоянии СОЗНАТЕЛЬНО направлять и удерживать внимание на объекте. Когда они внимательны, то не потому, что хотят этого, а потому, что объект привлёк их внимание. Устойчивость такого внимания зависит от интереса ребёнка именно к этому конкретному объекту и длится не дольше 20 минут, а то и ещё меньше. В это время очень сложен процесс переключения внимания обучаемых с одной задачи на другую, а само переключение возможно только посредством словесных команд-инструкций при неизбежном условии их многократных повторений, что слишком часто вызывает неконтролируемое раздражение у самого взрослого. Следует отметить, что крайне редко можно встретить тренера, знающего, что детям в возрасте с 4-х до 5-ти лет совершенно не важен результат, важен процесс.

На коротком отрезке времени жизни ребёнка, с 3-х до 4-х лет, происходит смена его характера и потребностей, проявляющаяся в виде упрямства и протеста против команд, просьб и задач, которые вынуждены навязывать ему взрослые – родители, воспитатели в детском саду, тренер по верховой езде на пони. Упрямство и протест порой приобретают глобальные размеры, хотя в этот период формирования личности упрямство ребёнка проявляется не ради самого упрямства, а как детский призыв к взрослым, чтобы они начали считаться с его мнением. Если в этот период жизни не учитывать естественные, неизбежные и прекрасные желания растущего человека самостоятельно выполнять что-либо, а подавлять его волю, то он начинает протестовать в самой доступной для него форме – поступать наперекор, что формирует патологическое упрямство, доведённое до непроизвольного, бездумного автоматизма.

Результат: неизбежно складывается личность инфантильная, пассивная, зависимая, у которой блокируется сообразительность и творческое воображение, что заметно усложнит дальнейшую жизнь. Чаще всего тренер, обращаясь с ребёнком, как со взрослым, заставляет его перетерпеть неудобства и боль, подавлять эмоции, а не переключать их, тем самым постепенно создавая предпосылки для формирования истерической личности.

В 5 – 7-ми летнем возрасте базой развития личности служит визуальная система – 80% процентов информации ребёнок воспринимает через зрение. Именно поэтому всё, что идёт не через глаза, мешает, вредит и ломает будущую картину мира, которую человек строит внутри себя. В этом возрасте всё накопление жизненного опыта идёт через игры, особенно через игры ролевые, а если это не игра, то кроме вреда, ничего не будет, ведь именно в эти годы происходит формирование произвольного поведения. Проявляется стремление управлять собой, своими поступками и эмоциями. Увеличивается подвижность, что полностью противоречит необходимости относительно долго статично сидеть в седле. СТАТИЧНО СИДЕТЬФОРМА НАКАЗАНИЯ в этом возрасте. Одним делом, не отвлекаясь, дети могут продуктивно заниматься не более 15 минут, то есть через каждые 15 минут их необходимо переключать на принципиально другое занятие минут так на 10, и нет никаких оснований мечтать, что их удастся вернуть на ту же игру в то же место. Им это будет неинтересно, они её уже отыграли. Так же из-за активизации работы щитовидной железы, характерной для данного периода, у детей наблюдается эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения. Получается – ребёнок ещё только учится владеть собой, своим поведением, а от него требуют управлять маленькой лошадью – пони – сильным, бессловесным и довольно упрямым существом.

Результат: при игнорировании взрослыми естественных психологических процессов развития детей в возрасте от 5 до 7 лет у последних наблюдается неустойчивость основных свойств нервных процессов и внимания, а также быстрая физическая утомляемость. В поведении появляется суетливость, беспокойство, неуправляемая физическая активность. Нравственные установки и волевые качества отстают по срокам их формирования, а иногда и угнетаются.

С 7 до 12 лет ведущим видом деятельности ребёнка является учёба. Окружающие взрослые должны помочь растущему человеку не замкнуться на каком-то одном виде увлечения, а попробовать как можно больше разных занятий, приобщаясь к разным видам деятельности – от спортивных до художественных.

Несмотря на то, что данный период психического развития ребёнка является относительно спокойным, для него характерны определённые особенности, которые необходимо учитывать: ярко выраженные эмоциональность и импульсивность, неумение сдерживать свои чувства и их контролировать, капризность и упрямство как формы протеста и формирования самооценки. В этом возрасте для гармоничного развития детей необходимо обеспечить режим дня с чередованием отдыха, игр и учебных занятий с дозированием нагрузок, вплоть до организации дневного сна. Само собой разумеется, в условиях обычного конноспортивного комплекса создать такие условия своим подопечным практически невозможно.

Результат: при несоблюдении требований в этом возрасте к развитию у ребёнка не формируются так необходимые навыки самоконтроля, самоорганизации, учебной работы, адекватной самооценки и раскрытия индивидуальных особенностей.

Период с 12 до 13 лет – «кризис тринадцатилетних ». Профессиональные психологи называют его эпохой социального созревания личности. Он протекает со свойственной ему симптоматикой: взрывы непослушания, грубость, немотивированное противостояние взрослым, негативизм по отношению к тем, кто их учит чему-либо; надежда на светлое будущее при сверхкритичном отношении к себе; бравада своей независимостью и яркая приверженность материальным интересам. Трагическое переживание ситуаций кажущейся своей невовлечённости в «жизнь» группы сверстников требует обязательной организации именно групповых занятий верховой ездой, а не столь ныне модных, очень недешёвых и широко рекламируемых «занятий с индивидуальным тренером». Ребёнок ещё не умеет опираться на сильные стороны своей личности и свои достоинства, а поэтому крайне уязвим. Он винит во всех своих проблемах самого себя, сознательно ищет в себе недостатки, что требует от взрослых повышенного внимания, чуткости и знаний основ детской психологии при общении с ним.

Результат: игнорирование взрослыми этих кризисных особенностей развития ребёнка провоцирует разного рода патологические реакции. Именно в этот период среди детей наблюдается рост психопатий, переходящих в нарушение поведения, неврозов и шизофрении.

В возрасте 14-15 лет, на основе сильной гормональной перестройки организма и неокрепшей психики, существует большой риск возникновения различных фобий: после неудачного падения или сильного испуга (лошадь резко рванула, заскакала, понесла), из-за насмешек псевдо товарищей при неудачно выполненном элементе или незанятом призовом месте на соревновании и тому подобное. В этом возрасте всё воспринимается значительно острее, ярче и трагичнее.

В самом процессе обучения искусству верховой езды должны принимать участие трое:

- лошадь, а пони тоже лошадь, хоть и маленькая;

- терпеливый, грамотный, вдумчивый и многоопытный наставник;

- внимательный и трудолюбивый ученик.

Любая УЧЕБНАЯ ЛОШАДЬ должна быть ДОБРОНРАВНА, ОПЫТНА и ХОРОШО ВЫЕЗЖЕНА, ибо учит не только тренер, но и лошадь. В большинстве пони-клубов России для обучения верховой езде применяются пони шетлендской породы ростом максимум 105 см в холке. В работе они не только выносливы и энергичны, особенно под детьми, но очень часто и невероятно упрямы, а маленький человек заставляет их выполнять необходимые ему действия, применяя грубые приёмы воздействия, сам невольно этому обучаясь и доводя их исполнение до бездумного автоматизма, очень надолго запоминая и «откладывая» такие приёмы в «мышечную память».

Перед обучающим ИСКУССТВУ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ на лошадях любой породы, роста и нрава стоит одна единственная сверх задача- из двух совершенно разных существ, животного и человека, создать тандем, составные части которого ИДЕАЛЬНО ЧУВСТВУЮТ друг друга. Работающий с детьми и подростками тренер должен не только уметь разбираться в лошадях, лошадках и пони, но и обладать даром передачи своих знаний другим, досконально знать нюансы детской психологии, для чего ему необходимо получить углублённое специализированное образование по курсу возрастной детской психологии, что в сегодняшних условиях практически не встречается.

Как таковое ОБУЧЕНИЕ ИСКУССТВУ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ являет собой МНОГОЛЕТНИЙ НЕПРЕРЫВНЫЙ ПРОЦЕСС и ТРЕБУЕТ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ МЕНЕЕ 3х ЗАНЯТИЙ В НЕДЕЛЮ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ ОТ 1,5 ДО 2-х ЧАСОВ. Само собой разумеется, при этом от учащегося требуются: дисциплина; самодисциплина; абсолютная концентрация внимания и полное подчинение ведущему тренировки, то есть ему необходимо быть «стойким оловянным солдатиком» верховой езды.

Как вы прекрасно понимаете, такие условия работы, именно ТЯЖЁЛОЙ, МНОГОЛЕТНЕЙ, ПОСТОЯННОЙ РАБОТЫ, а НЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ, практически невыполнимы для растущего, формирующегося человека в возрасте от 3 до 15 лет из-за психологических особенностей развития людей как биологического вида.

Данные из интернета: в 2016 году только в Москве и Подмосковье обучение верховой езде на пони детей в ВОЗРАСТЕ ДО 5 ЛЕТ рекламировали МИНИМУМ 23 организации. А сколько их по всей стране, от Калининграда до Камчатки? В это же время, согласно данным статистической отчётности по форме 5-фк за 2014, 2015 и 2016гг., количество таких детей по всей России составляло, соответственно, 13, 29 и 38 человек – и МОЖЕМ ЛИ МЫДОВЕРЯТЬ ЭТИМ ЦИФРАМ?

В этой же форме отчётности приводятся следующие данные:

Занимаются конным СПОРТОМ:

возраст 2014 год 2015 год 2016 год
От 6 до 15      
От 16 до 21(юниоры)      
От 22 до 30      
Старше 30      

 

Отсюда только один вывод – перед нами МНОГОЛЕТНЯЯ САМОВОСПРОИЗВОДЯЩАЯСЯ КАТАСТРОФА, причины которой раскрывает педагог – психолог Т. Шишова в своей книге «Не стучите молотком по пианино » [3], приводя мнение детского психиатра, доктора медицинских наук, профессора Г.В. Козловской:

«А каково неустойчивому, растущему организму ребёнка? Получается, что он существует в ситуации непрерывного марафона тренировок и всю свою жизнь нацеливает на достижение некоего результата, который должен быть непременно лучше, чем у его товарищей» (стр. 85).

«Как показывают последние исследования, под влиянием монотонных, тяжелых физических нагрузок у множества детей настолько искажается нервная система, что к концу юниорского периода многие из них бросают спорт, не выдерживая режима. То есть они сходят с дистанции, фактически лишившись детства, не добившись желаемых результатов, испытав в итоге горькое разочарование и подорвав здоровье» (стр. 88-89).

Получается, что минимум три десятилетия, с середины 80-х годов 20-го века, у нас в России взрослыми над детьми проводится чудовищный эксперимент. Во многих случаях, из-за травмированной психики ребёнка, последствия этого эксперимента бывают отдалёнными, неявными, опосредованными, проявившимися через годы, и горе – экспериментаторы никогда не отнесут их на свой счёт. Виновными назначат других. Или сам «экспериментальный материал» объявят негодным.

ИТОГ: из года в год тысячи детей и подростков, психологически искалеченных, расстаются с мечтой о спортивном будущем и бросают строить карьеру конника – профессионала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: